Научная статья на тему 'К вопросу о повышении эффективности государственных и муниципальных услуг'

К вопросу о повышении эффективности государственных и муниципальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова И. П.

В рамках реализации административной реформы в России традиционно обсуждается вопрос о повышении эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Важным направлением административной реформы является унификация процесса предоставления государственных и муниципальных услуг населению и координация административных процедур. Основной целью оказания услуг населению является удовлетворенность населения результатом предоставления услуги, в связи с чем представляется актуальным изучение сущности государственных и муниципальных услуг, определение механизмов повышения эффективности их предоставления на всех уровнях власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давыдова И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении эффективности государственных и муниципальных услуг»

Якісно удосконалена система виконавчої влади буде позитивно впливати на проведення інших радикальних перетворень в Україні, особливо з тих питань, де велике значення мають методи та форми державного регулювання.

Список литературы:

1. Конституція України: офіц. текст: [прийнята на п'ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 р. із змінами, внесеними Законом України від 8 грудня 2004 р.; станом на 1 січня 2006 року]. - K.: Мін-во юстиції України, 2006. - 124 с.

2. Адміністративне право України. Академічний курс: підручник: у двох томах: Т. 2. Особлива частина / ред. колегія В.Б. Авер'янов (голова). -K., 2005. - 624 с.

3. Адміністративне право: навч. посібник / О.І. Остапенко, З.Р. Кісіль, Р.В. Кісіль, М.В. Ковалів. - K.: Всеукраїнська асоціація видавців «Правова єдність», 2008. - 536 с.

4. Адміністративна реформа - історія, очікування та перспективи / упоряд. В.П. Тимощук. - K.: Факт, 2002. - 100 с.

5. Адміністративно-територіальна реформа в Україні: оптимальна модель / За загальною ред. О.І. Соскіна. - K.: Видавництво «Інститут трансформації суспільства», 2007. - 288 с.

6. Гонцяж Я. Адміністративна реформа: нездійсненні мрії та втрачені можливості / Я. Гонцяж, Н. Гнидюк. - K.: Міленіум, 2002. - 136 с.

7. Суперсон В. Системні підходи до вирішення проблем адміністративної реформи у правовому полі України / В. Суперсон // Економіка Фінанси Право. - 2002. - № 6. - С. 7-14

8. Верховна Рада України [Електронний ресурс]: (Офіц. сайт). - Електрон. дані. - K., 1994-2009. - Режим доступу: www.rada.gov.ua. - Заголовок з екрана.

9. www.rf-rf.ru/index.php?action=view_page&id=9&id2=61825.

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

© Давыдова П.П.*

Администрация города Орска, г. Орск

В рамках реализации административной реформы в России традиционно обсуждается вопрос о повышении эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Важным

* Ведущий специалист отдела по перспективному развитию, работе с предприятиями малого, среднего бизнеса и промышленности.

направлением административной реформы является унификация процесса предоставления государственных и муниципальных услуг населению и координация административных процедур. Основной целью оказания услуг населению является удовлетворенность населения результатом предоставления услуги, в связи с чем представляется актуальным изучение сущности государственных и муниципальных услуг, определение механизмов повышения эффективности их предоставления на всех уровнях власти.

Повседневно каждый из нас поневоле становится участником различных общественных отношений, в том числе является получателем тех или иных видов услуг - бытовых, транспортных, юридических, государственных и муниципальных. Однако в череде событий мы не задумываемся над вопросом, почему же не все услуги являются коммерческими и для чего отдельно выделяют государственные и муниципальные услуги?

Для внесения ясности в вопрос о сущности государственных и муниципальных услуг для начала проанализируем понятие «услуга».

Согласно Межгосударственному стандарту «Услуги населению. Термины и определения», услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя [1].

Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит определение муниципальной услуги - как услуги (работы), оказываемой (выполняемой) в соответствии с муниципальным заданием органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами [2].

Федеральный закон от 08.05.2010 года № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» также содержит понятие «муниципальные услуги», которое практически повторяет определение Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанным законом муниципальные услуги (работы) -услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами [3].

Наиболее развернутое понятие государственной и муниципальной услуги содержит Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

А именно, государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных феде-

ральными законами и законами субъектов Российской Федерации - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований [4].

Таким образом из приведенных выше определений можно сделать вывод о том, что услуга - это во-первых, деятельность уполномоченных органов, носящая заявительный характер, а во-вторых результатом взаимодействия уполномоченных органов и заявителей является удовлетворение потребностей заявителей.

В условиях функционирования России как демократического государства, в котором права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью, качественное предоставление услуг населению занимает приоритетное положение среди остальных функций государства и органов местного самоуправления. Поэтому в условиях проведения в нашей стране административной реформы крайне важно понимание того, что органы местного самоуправления не только обладают властными полномочиями, но и призваны решать вопросы местного значения.

Говоря о качестве государственных и муниципальных услуг нельзя не упомянуть об административных регламентах, которые представляют собой нормативные правовые акты, разрабатываемые в целях повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, определения сроков, состава и последовательности выполнения административных процедур при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В состав административного регламента в соответствии с Федеральным законом от 27.07.20010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» входит стандарт предоставления государственных и муниципальных услуг.

Другими словами, сегодня посредством административного регламента любое заинтересованное лицо может беспрепятственно получить информацию о предоставлении той или иной государственной или муниципальной услуги, о сроках ее предоставления, о документах, необходимых для предоставления услуги и об основаниях отказа в предоставлении услуги. В целях противодействия коррупции в административный регламент также включается раздел, содержащий положение о размере платы, взимаемой с заявителя для предоставления муниципальной или государственной услуги и о способе ее взимания.

Одним из способов повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению является наличие и функционирование портала государственных услуг, в котором размещается информация о государственных и муниципальных услугах согласно Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» [5].

Успех любого процесса зависит от слаженной работы участников этого процесса. Поэтому органы государственной власти и местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг населению должны обеспечить контроль предоставления указанных услуг. На практике такой контроль осуществляется путем проведения текущих, плановых и внеплановых проверок исполнения административных регламентов. По результатам проведения проверок осуществляется привлечение лиц, виновных в нарушении положений административного регламента, к ответственности в установленном законом порядке.

Практика показывает, что процедура контроля исполнения административных регламентов необходима для:

1. оценки качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг;

2. оценки соблюдения порядка и сроков предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. выявления дублирования функций при предоставлении государственных и муниципальных услуг и их устранения;

4. оценки необходимости внесения изменений и дополнений в административный регламент;

5. оптимизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

Еще одним немаловажным механизмом повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению яв-

ляется осуществление мониторинга исполнения административных регламентов.

Важно отличать понятия «контроль» и «мониторинг», так как последнее представляет собой сбор информации в процессе наблюдения за предоставлением государственной или муниципальной услуги с целью выявления соответствия результата предоставления услуги заявленным требованиям к качеству.

В настоящее время процедура проведения мониторинга исполнения административных регламентов нормативно не закреплена, но очевидно необходима, так как результатом осуществления мониторинга исполнения административных регламентов станет выявление насущных проблем предоставления государственных и муниципальных услуг и их решение.

Очевидно, что на сегодняшний день крайне важно разработать положение о мониторинге исполнения административных регламентов в целях оптимизации процесса предоставления услуг населению.

Таким образом, в целях реализации административной реформы в России необходимо в качестве одного из механизмов ее реализации предусмотреть перечень повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению, в том числе внедрение мониторинга исполнения административных регламентов как нормативных правовых документов, устанавливающих порядок предоставления государственных или муниципальных услуг.

Список литературы:

1. Межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95/Г0СТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 12 марта 1996 г. № 164).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 03 августа 1998 г. - № 31. - Ст. 3823.

3. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства Российской Федерации. -10 мая 2010. - № 19. - Ст. 2291.

4. Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 02 августа 2010. - № 31. - Ст. 4179.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р // «Российская газета». - 23 декабря 2009. - № 247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.