Научная статья на тему 'Проблемы создания и организации деятельности многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг'

Проблемы создания и организации деятельности многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / GOVERNMENT SERVICES / MUNICIPAL SERVICES / MULTI-CENTER / PUBLIC AUTHORITIES / LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артимич Елена Алексеевна

В публикации дается анализ действующего законодательства РФ, регламентирующего порядок создания и деятельности многофункциональных центров. Описываются проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг. Раскрываются понятия государственной и муниципальной услуг. Поднимается вопрос ответственности при предоставлении с нарушением срока или непредоставлении информации по запросу многофункционального центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артимич Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS establishment and operationMultifunctional center GRANT Public and Municipal Services

The publication provides an analysis of the current Russian legislation regulating the establishment and operation of multi-service centers. Describes the problem of interaction of state and local governments in the delivery of public and municipal services. Disclosed the concept of state and municipal services. Raises the issue of liability in providing out of time, or failure to provide information on request multifunction machine.

Текст научной работы на тему «Проблемы создания и организации деятельности многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг»

27 июля 2010 г. Президентом России был подписан Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон). Указанный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, соответственно, федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочиия и деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В частности, гл. 4 Закона регулирует организацию предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах (по принципу «одного окна»).

Актуальность создания и деятельности многофункциональных центров не вызывает сомнения, эта тема волнует каждого и отмечается также Комитетом Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике [www.allmedia.ru]. Однако на практике возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются и органы власти,

и сами многофункциональные центры, и, соответственно, граждане и юридические лица, обращающиеся за предоставлением государственных и муниципальных услуг. Рассмотрим некоторые из них.

1. Неопределенность понятий «государственная услуга» и «муниципальная услуга».

Так, в Законе под государственной (муниципальной) услугой понимается деятельность по реализации своих функций, осуществляемая по запросам заявителей.

В Бюджетном кодексе РФ под государственной (муниципальной) услугой понимается вся деятельность (функции), осуществляемая органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, иными юридическими лицами.

Таким образом, Законом дано ограниченное понятие. Вся деятельность органа государственной власти (органа местного самоуправления) несоизмеримо больше, чем количество функций, предоставляемых по запросам заявителей. Возникают закономерные вопросы, распространяется ли действие Закона на всю деятельность (функции) органов государственной власти (органов местного самоуправления) или только на услуги, которые оказываются на основании запросов заявителей. На практике же, анализируя реестры государственных и муниципальных услуг, получается, что каждый орган государственной власти и орган местного самоуправления конкретизируют понятие «услуги» и «функции» по-своему.

2. Проблемы выбора организационно-правовой формы.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многофункциональные центры могли создаваться в форме государственных или муниципальных учреждений.

В связи с принятием Закона № 210-ФЗ ст. 30 Федерального закона № 281-ФЗ утратила силу, и было введено иное понятие многофункционального центра - российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям, установленным Законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

Согласно Гражданскому кодексу РФ организации (юридические лица) могут быть:

- коммерческими (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия);

- некоммерческими (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также другие формы, предусмотренные законом).

Целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли, в то время как некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели извлечение прибыли и

распределение ее между участниками. В качестве учредителей коммерческой организации могут выступать одновременно и Российская Федерация, и субъект РФ, и орган местного самоуправления.

Однако цель создания многофункциональных центров, бесспорно, далека от извлечения прибыли. Многофункциональный центр создан для решения социально значимых вопросов, для повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, противодействия коррупции и облегчения доступа заявителей к услугам государственных органов и органов местного самоуправления. Единственно возможным источником прибыли может быть оказание сопутствующих платных услуг (ксерокопирование и т.п.). Представляется сомнительным, что организация платных услуг позволит не только окупить затраты, но и получать прибыль.

Стоит согласиться с Ю.В. Саввиной, что исходя из деятельности многофункциональных центров наиболее приемлемой организационно-правовой формой центров является некоммерческая организация (бюджетное автономное учреждение)*.

3. Взаимодействие с иными органами государственной власти (органами местного самоуправления) при наличии документов и информации, необходимых для предоставления услуги.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона при реализации своих функций многофункциональные центры вправе запрашивать документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также получать от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, такие документы и информацию.

Многие сведения, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, являются общедоступными, но платными. Так, оплате подлежат:

- предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 30.07.2010 № 343);

- предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре юридических лиц или в государственном реестре индивидуальных предпринимателей (Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 438);

- предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, и сделок с ним (Приказ Минэкономразвития РФ от 16.12.2010 № 650) и т.д.

Законом установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с соглашениями о взаимодействии, заключаемыми между многофункциональными центрами, государственными органами и органами местного самоуправления.

Однако Закон не регламентирует, что соглашением о взаимодействии может быть предусмотрено бесплатное предоставление той или иной информации по запросу многофункционального центра. В связи с тем, что соглашение о взаимодействии не может подменять собой нормативно-правовой акт, изменять или отменять правовые нормы, в нем не может быть отменена оплата за предоставление тех или иных сведений.

4. Не решен вопрос об ответственности при предоставлении с нарушением срока или непредоставлении многофункциональному центру необходимых сведений органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Законодательством РФ и регламентами предоставления государственных и муниципальных услуг четко определены сроки оказания той или иной услуги. Зачастую для оказания услуги необходимы сведения, которые должен предоставить орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В настоящее время Минэкономразвития РФ в Государственную Думу РФ направлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с

которым Закон дополняется гл. 2.1. «Досудебное (внесудебное) обжалование гражданами и организациями нарушающих их права или законные интересы решений и действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти или органов местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг».

Так, заявитель может обратиться с жалобой (претензией) в случае нарушения стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги, нарушения установленного порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, включая неисполнение требований по предоставлению необходимых документов и информации.

Однако оказание услуг многофункциональными центрами осуществляется по принципу «одного окна», на основании однократного обращения заявителя. Таким образом, заявитель не обязан отслеживать прохождение своих документов. В случае неоказания государственной или муниципальной услуги в установленный срок заявитель может подать жалобу не на многофункциональный центр, а на орган государственной власти или орган местного самоуправления, оказывающий данную услугу.

Орган же государственной власти или орган местного самоуправления законодательно не может повлиять на органы, не предоставившие необходимую информацию или документы, однако одновременно несет, ответственность за нарушение сроков оказания услуги.

На наш взгляд, необходимо внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты и установить, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и многофункциональные центры получают по запросам необходимую информацию бесплатно.

5. Реализация возможности получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Организация использования электронных документов затруднена в связи с правовой неурегулированностью статуса данных документов. Действующее законодательство, инструкции, регламенты работы органов власти ориентированы в основном на бумажные носители.

Так, неотъемлемой частью договора аренды недвижимого имущества является кадастровый паспорт объекта недвижимости с подписью и печатью (ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В связи с тем, что с 01 июля 2011 г. вступил в действие п. 2 ст. 7 Закона, в соответствии с которым органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, получение информации на бумажных носителях повлечет нарушение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг.

6. Возможность приостановления выполнения государственной или муниципальной услуги.

Хотелось бы обратить внимание, что бывают исключительные случаи, когда необходимо получить

дополнительные сведения, документы и (или) подтверждение подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. В данном случае возможны два варианта развития событий.

1. Многофункциональный центр самостоятельно запрашивает необходимые документы. Этот вариант связан с дополнительной тратой времени, что может привести к нарушению сроков предоставления услуги.

2. Многофункциональный центр отказывает заявителю в предоставлении услуги в связи с противоречиями, ошибками в документах, необходимости подтверждения подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

Наиболее приемлемым вариантом было бы законодательное установление возможности приостановления предоставления услуги. В данном случае заявителю не отказывается в

предоставлении услуги, он освобожден от повторного сбора документов и обращения в многофункциональный центр. В свою очередь многофункциональный центр может запросить необходимую ему информацию, не нарушая сроков предоставления услуги. Проблемы, обозначенные в данной статье, должны быть более детально и глубоко рассмотрены, проработаны и закреплены на законодательном уровне. Для координации деятельности многофункциональных центров, для достижения результатов, ради которых создаются центры, необходимо внесение соответствующих изменений в законодательство РФ (Закон, Кодекс об административных правонарушениях, нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления, и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.