Научная статья на тему 'Организация и финансирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг'

Организация и финансирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / MUNICIPAL SERVICE / FINANCING OF LOCAL GOVERNMENTS / SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носко Б. П.

В статье определяется понятие муниципальная услуга, а также прослеживается ее роль в деятельности органов местного самоуправления. В частности автор отмечает, что эффективность работы органов местного самоуправления во многом определяется качеством предоставляемых ими услуг. Автором рассматриваются и предлагаются меры по совершенствованию процесса предоставления муниципальных услуг. Обосновывается создание многофункциональных центров, как одного из ключевых элементов административной системы, которые не только формируют инфраструктуру, необходимую для качественного предоставления гражданам услуг, но и способствуют интеграции необходимых интеллектуальных и технологических ресурсов для организации эффективного взаимодействия различных институтов власти в интересах граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Носко Б. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the concept municipal service is defined, and also its role in activity of local governments is traced. In particular the author notices, that the overall performance of local governments is in many respects defined by quality of services given by them. The author considers and offers measures on perfection of process of granting of municipal services. Creation of the multipurpose centres as one of key elements of a management system which not only form an infrastructure necessary for qualitative granting for citizens of services, but also promote integration of necessary intellectual and technological resources for the organization of effective interaction of various institutes of the power in interests of citizens is proved.

Текст научной работы на тему «Организация и финансирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг»

© Носко Б.П.,

руководитель центра информационнометодической работы и подготовки кадров Администрации Ростовской области, к.э.н., доцент

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Эффективность работы органов местного самоуправления во многом определяется качеством предоставляемых ими услуг

Под муниципальной услугой следует понимать деятельность органов местного самоуправления, осуществляемую в рамках их компетенции и ответственности, направленную на удовлетворение потребностей населения, юридических лиц различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей.

Получателями муниципальной услуги являются население, юридические лица различных организационноправовых форм, индивидуальные предприниматели, имеющие право на получение муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.

Приведем примеры муниципальных услуг: вопросы социального найма жилых помещений, обследование и качественная оценка состояния зелёных насаждений, предоставление земельного участ-

ка для целей, не связанных со строительством, выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, присвоение адреса объекту недвижимости, выдача (продление) разрешения на установку рекламной конструкции и многие другие.

Следует различать понятия муниципальной услуги и муниципальной функции.

Муниципальная услуга всегда имеет внешнего получателя в лице граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В то же время муниципальная функция — это деятельность органов местного самоуправления, направленная на обеспечение эффективной работы органов власти муниципального образования. Например, подготовка прогноза социально-экономического развития муниципального образования для представления в сводный прогноз социально-экономического развития Ростовской области является функцией администрации муниципального образования. А предоставление предпринимателям данной территории информации о прогнозе социально-экономического развития муниципального образования — муниципальная услуга.

С целью совершенствования процесса предоставления муниципальных услуг, обеспечения физических и юридических лиц достоверной информацией о предоставляемых на территории муниципального образования муниципальных услугах, их объеме и качестве составляется реестр муниципальных услуг

Реестр муниципальных услуг — правовой документ, содержащий регулярно обновляемые сведения обо всех муниципальных услугах, предоставляемых получателям муниципальных услуг

Разработка и утверждение реестра муниципальных услуг является обязательной и неотъемлемой функцией администрации муниципального образования.

В целях обеспечения информационной открытости деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по-

вышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации принят Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 478 создана Единая система информационно-справочной

поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интеренет.

Единая система содержит в своем составе региональные реестры государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также порталы го -сударственных и муниципальных услуг

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г № 478 определен перечень сведений, который должен содержаться в реестре муниципальных услуг:

1. Реестровый номер услуги.

2. Наименование услуги.

3. Функция, в рамках исполнения которой предоставляется услуга.

4. Наименование органа местного самоуправления, предоставляющего услугу.

5. Категории заявителей, которым предоставляется услуга.

6. Необходимые документы, подлежащие представлению заявителем для получения услуги, способы получения документов заявителями и порядок их представления с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы.

7. Сведения о возмездности (безвозмездности) оказания услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга оказывается на возмездной основе.

8. Результат предоставления услуги.

9. Сроки предоставления услуги.

10. Основания для приостановления предоставления услуги или отказа в ее предоставлении.

11. Информация о месте предоставления услуги.

12. Сведения о допустимости досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, предоставляющих услугу, и результатов предоставления этой услуги.

13. Контакты для получения дополнительной информации (телефоны органа местного самоуправления, ответственного за предоставление услуги, телефоны мест предоставления услуги).

14. Адрес официального сайта органа местного самоуправления, ответственного за предоставление услуги.

15. Формы заявлений и иных документов, заполнение которых заявителем необходимо для обращения в орган местного самоуправления для получения муниципальной услуги (в электронной форме).

В Ростовской области создан портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области (www.pgu.donland.ru). На этом портале пользователь может найти интересующие его государственные и муниципальные услуги и узнать, как их получить, какое учреждение ответственно за их предоставление; какие документы для этого потребуются; куда, когда и к кому можно обратиться для получения услуг; как получить консультации по вопросам получения услуг и как, при необходимости, обжаловать результаты их предоставления.

В настоящее время на портале завершена разработка раздела по оказанию услуг в сфере социальной поддержки населения Ростовской области.

Органы местного самоуправления осуществляют информационное наполнение портала государственных и муниципальных услуг Ростовской области в части, относящейся к их компетенции.

Кроме того, с целью повышения информированности граждан, обеспече-

ния информационной открытости органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании должен быть разработан и размещен в сети Интернет сайт муниципального образования.

Еще одним важным элементом эффективной системы качественного предоставления услуг на муниципальном уровне является центр телефонного обслуживания граждан и организаций Ростовской области. В настоящее время ведется работа по созданию единого областного телефонного центра, основной задачей которого станет предоставление гражданам и организациям Ростовской области государственных и муниципальных услуг в телефонном режиме.

С целью совершенствования порядка предоставления конкретной муниципальной услуги (исполнения муниципальной функции) разрабатывается административный регламент.

Административный регламент — это муниципальный правовой документ, упорядочивающий деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение проверок юридических лиц и предпринимателей, а также оказание общественно значимых муниципальных услуг и исполнение муниципальных функций.

Административные регламенты исполнения муниципальных функций и административные регламенты предоставления муниципальных услуг разрабатываются органами местного самоуправления, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей муниципальной функции или предоставление соответствующей муниципальной услуги.

Основные цели, которые позволяет решать административный регламент, — это повышение прозрачности работы органов власти, повышение их ответственности за выполняемые действия и принимаемые решения, борьба с коррупцией.

Основные задачи, которые решаются посредством разработки административных регламентов:

1. Сокращение сроков предоставления муниципальных услуг (исполнения муниципальных функций).

2. Сокращение количества документов, которые необходимо представить гражданам и организациям с целью получения муниципальных услуг.

3. Сокращение времени непосредственного ожидания в очереди за получением муниципальных услуг.

4. Повышение эффективности взаимодействия различных органов власти, участвующих в предоставлении муниципальных услуг (исполнении муниципальных функций).

5. Повышение комфортности при предоставлении муниципальных услуг.

В Ростовской области разработано 116 административных регламентов, из них 102 административных регламента — администрациями муниципальных образований. Лидирует город Ростов-на-Дону — более 30 административных регламентов.

В первую очередь подлежит регламентации то, что относится к муниципальному контролю. Это вопросы муниципального земельного контроля, контроля за исполнением муниципального заказа, контроля за исполнением муниципальных правовых актов в сфере организации мероприятий в сфере благоустройства территорий, муниципального лесного контроля, лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, муниципального контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда и многие другие вопросы. Регламентации подлежат также все услуги, которые органы муниципальной власти оказывают гражданам и организациям.

На поселенческом уровне также немало вопросов муниципального контроля. Это благоустройство территорий, жилищная сфера. Кроме того, вопросы выдачи справок.

На федеральном уровне определен порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и администра-

тивных регламентов предоставления государственных услуг. Он утвержден соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679. Кроме того, Минэкономразвития России подготовлены методические рекомендации по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. Данные материалы могут быть использованы при разработке муниципальных административных регламентов.

С целью повышения эффективности и качества административных регламентов необходимо проводить их независимую экспертизу на стадии проектов. Независимая экспертиза административных регламентов проводится саморегулируе-мыми или иными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере регулирования.

Вопросы повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг требуют создания соответствующей инфраструктуры. Во всем мире созданы и успешно функционируют так называемые многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг

Многофункциональные центры — один из ключевых элементов административной системы — не только формируют инфраструктуру, необходимую для качественного предоставления гражданам услуг, но и способствуют интеграции необходимых интеллектуальных и технологических ресурсов для организации эффективного взаимодействия различных институтов власти в интересах граждан.

МФЦ исключает или делает минимальным контакт чиновника и получателя услуг, является законным антикоррупционным механизмом муниципального образования.

МФЦ — это посредник между гражданами и организациями — получателями услуг и множеством органов и организаций, участвующих в предоставлении

этих услуг. При этом МФЦ берет на себя функцию по взаимодействию с многочисленными органами и организациями вме -сто заявителя.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №281-ФЗ определены организационно-правовые формы создания МФЦ — государственные и муниципальные учреждения.

Многофункциональность создаваемых центров заключается в повышении эффективности оказания широкого спектра услуг по различным направлениям: социальная сфера, земельно-имущественные отношения, коммунальная сфера, экономика и другие.

Все источники финансирования создания МФЦ можно условно разделить на две части — капитальные и текущие. Капитальные — это средства, необходимые непосредственно на создание МФЦ: затраты на ремонт помещений, компьютерную технику, мебель, программное обеспечение, методическое обеспечение, подготовку кадров. Для финансирования этой части расходов могут быть использованы: средства местных бюджетов,

средства областного бюджета, предусмотренные областной Программой проведения административной реформы на 2006-2010 гг., а также средства федерального бюджета, которые на конкурсной основе предоставляются субъектам РФ на создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Средства на текущее финансирование работы МФЦ закладываются в местные бюджеты на соответствующий финансовый год. В случае когда МФЦ организован в форме автономного учреждения, могут использоваться также коммерческие источники поступления средств.

В Ростовской области в рамках реализации областной Программы проведения административной реформы на 20062010 гг. созданы многофункциональные центры в городах Ростов-на-Дону (два МФЦ), Таганрог, Новочеркасск, Шахты (два МФЦ), Азов и Батайск. Всеми МФЦ

обслужено в 2008 г. более 230 тысяч человек.

В феврале 2009 г. введен в эксплуатацию многофункциональный центр в Сальском районе — первый районный на Дону. Наряду с созданием головного центра в городе Сальске организовано 10 центров доступа в сельских поселениях района. Ежедневно обслуживается 200 человек и 50% обращений, граждан в МФЦ приходится на центры доступа в сельских поселениях. 69 услуг предоставляется 20 организациями. Для обслуживания жителей самых отдаленных населенных пунктов Сальского района оборудован мобильный МФЦ. Центр оказывает практическую помощь населению при предоставлении услуг в земельноимущественной сфере и градостроительстве. Например, при оказании услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату» из 22 документов, которые должны быть представлены по данной услуге 15 запрашивает МФЦ без участия заявителя (архивные документы администраций поселений, выписки из ЕГРП, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, различные сведения из кадастра объектов недвижимости, межевой план и др.), что сокращает количество контактов заявителя с пред-

ставителями различных организаций с 16 до 3 раз (при наличии доверенности на сотрудника МФЦ) и с 16 до 8 раз (без доверенности на сотрудника МФЦ).

В Сальском МФЦ можно заказать ряд услуг посредством компьютера (на Интернет-портале www.salskmfc.ru) и получить готовый результат по почте. Жителям района не требуется приходить в МФЦ за получением выписок о правах на объект недвижимого имущества, сведений из градостроительного архива, сведений о земельных участках из государственного кадастра недвижимости, а также сведений о государственной кадастровой оценке земельных участков из государственного кадастра недвижимости.

Предоставление услуг в электронном виде — это абсолютно новое не только для Ростовской области, но и для всей России явление, которое становится возможным благодаря слаженной работе органов власти всех уровней: муниципального, областного и федерального. В реализации Сальского проекта наряду с местной администрацией участвуют и территориальные отделения таких федеральных структур, как Роснедвижимость и Росрегистрация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.