Научная статья на тему 'Правовые основы PR-деятельности государственных органов в сфере молодежной политики'

Правовые основы PR-деятельности государственных органов в сфере молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственная молодежная политика / связи с общественностью / правовое регулирование / государственная политика / state youth policy / public relations / legal regulation / public policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Вячеславовна Трушанова

В статье исследуется проблема отсутствия систематизации информационного законодательства и представления нормативно-правового регулирования отдельными законами. Описываются правовые особенности функционирования PR-инструментов в сфере молодежной политики. В основной части статьи анализируются основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal bases of PR activities of state bodies in the field of youth policy

The article examines the problem of the lack of systematization of information legislation and the introduction of legal regulation by laws. The legal features of the use of PR tools in the field of youth policy are described. The main part of the article analyzes the main legal acts regulating relations in the field of public relations.

Текст научной работы на тему «Правовые основы PR-деятельности государственных органов в сфере молодежной политики»

Закон и право. 2024. № 5. С. 114-120. Law and legislation. 2024;(5):114-120.

Научная статья УДК 34.096

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-114-120 NIION: 1997-0063-5/24-255

EDN: https://elibrary.ru/HGVOST MOSURED: 77/27-001-2024-5-455

Правовые основы PR-деятельности государственных органов в сфере молодежной политики

Ольга Вячеславовна Трушанова

Северо-Западный институт управления (филиал) РАНХи ГС, Санкт-Петербург, Россия, trushanova.olya@yandex.ru

Аннотация. В статье исследуется проблема отсутствия систематизации информационного законодательства и представления нормативно-правового регулирования отдельными законами.

Описываются правовые особенности функционирования РЯ-инструментов в сфере молодежной политики.

В основной части статьи анализируются основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере связей с общественностью.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, связи с общественностью, правовое регулирование, государственная политика.

Для цитирования: Трушанова О.В. Правовые основы РЯ-деятельности государственных органов в сфере молодежной политики // Закон и право. 2024. № 5. С. 114—120. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-114-120. ББЫ: https://elibrary.ru/HGVOST

Original article

Legal bases of PR activities of state bodies in the field of youth policy

Olga V. Trushanova

Northwestern Institute of Management (branch) of the Russian Academy of Sciences and GS, St. Petersburg, Russia, trushanova.olya@yandex.ru

Abstract. The article examines the problem of the lack of systematization of information legislation and the introduction of legal regulation by laws.

The legal features of the use of PR tools in the field of youth policy are described.

The main part of the article analyzes the main legal acts regulating relations in the field of public relations.

Keywords: state youth policy, public relations, legal regulation, public policy.

For citation: Trushanova O.V. Legal bases of PR activities of state bodies in the field of youth policy // Law and legislation. 2024;(5):114—120. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-114-120. EDN: https:// elibrary.ru/HGVOST

R настоящее время деятельность государственных органов, как и любая деятель--■»^■ность, в обязательном порядке регламентируется действующими нормами права, которыми устанавливаются определенные ограничения, рамки и ответственность за их неисполнение.

«Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations —

© Трушанова О.В. М., 2024.

комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование» [2, с. 94].

По мнению А.Б. Сливицкого, под правовым регулированием понимается определенная законодателем совокупность норм права, предполагающих обязательное исполнение, в то время как саморегулирование, являясь более подвижной системой, представляет собой необязательное,

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

т.е. добровольное исполнение провозглашенных правил. Так, под саморегулированием понимаются сформированные обществом устои, этикет и мораль, которые не подпадают по регулирование правом и не несут опасности для общества.

Такое современное явление, как связи с общественностью, требует нормативно-правового закрепления действий по коммуникации, в том числе в части государственной молодежной политики.

Связи с общественностью осуществляются путем воздействия на население информацией, доводимой путем размещения многочисленной рекламы и сведений средств массовой информации с учетом быстрого развития рекламы и РЯ, активно применяющихся для достижения поставленных целей.

Проблемой в настоящий период времени является отсутствие систематизации информационного законодательства и представление нормативно-правового регулирования отдельными законами: «О средствах массовой информации»1, «О государственной тайне»2, «Об информации, информатизации и защите информации»3, «О рекламе»4, «Об участии в международном информационном обмене5 и др., а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты (НПА) в части регламентации общественных отношений, в том числе в сфере молодежной политики.

Конституцией Российской Федерации в ст. 72 установлено, что «вопросы образования, науки, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении субъекта РФ и Российской Федерации»6. Конституция РФ в предыдущей редакции не упоминала понятие молодежной политики. ФЗ № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»7 закрепляются принципы, цели и направления молодежной политики, регулируются возникающие взаимоотношения и формы ее реализации.

Этим Федеральным законом четко сформулированы основные понятия, в том числе определяющие меру поддержки молодежной политики.

1 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 38. Ст. 1480.

2 СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448.

3 СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

4 СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3347.

5 Рос. газ. 1993. № 237. 25 дек.

6 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW 307872

7 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

307872

Статья 6 Федерального закона «О молодежной политике» определяет, что одним из основных направлений, осуществляющих исполнение политики государства в молодежной сфере, является создание и распространение, в том числе через сеть Интернет и в СМИ, литературы, провозглашающей духовные и нравственные ценности молодежи.

Статья 11 ФЗ № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» является фундаментом, на котором основывается информационная деятельность государственных органов в сфере молодежной политики, в виде открытости и доступности информации о реализации политики в отношении молодежи.

Принципы открытости и доступности информации — основополагающие принципы в правовой системе России, которые являются важной вехой на пути становления корректных взаимоотношений между государством и обществом.

Отдельно стоит отметить, что принципы открытости и доступности информации раскрывают следующие положения ст. 29 Конституции Российской Федерации, в том числе: что граждане вправе на свое усмотрение и без каких-либо ограничений искать, получать, передавать, производить информацию различными способами согласно законодательству РФ. Те сведения, которые не могут быть свободно переданы, получены и распространены, т.е. составляющие государственную тайну, определены действующим федеральным законодательством.

С учетом изложенного основными информационно-аналитическими средствами исполнения государственно-молодежной политики являются: размещение сведений о реализации молодежной политики в СМИ и сети Интернет; внесение изменений в государственные и муниципальные информационно-аналитические методики, в том числе базы данных, социальные сети, предоставляющие в электронной форме государственные и муниципальные услуги, а также реализующие взаимосвязи молодежи с органами государственной власти и управления.

Кроме того, Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «формулирует правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности российского движения молодежи»8 и подготавливает молодежь к актив-

8 Федеральное агентство по делам молодежи (Росмоло-дежь) // http://minstm.gov.ru/

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 05-2024

ной и творческой жизни в обществе, включая формирование мироощущения, основанного на российских традициях, формирующих духовные и нравственные ценности, на традициях различных народов России, достижениях мировой и российской культуры, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества в настоящем и будущем периоде.

«Главная задача государственной молодежной политики — разработка условий для формирования молодежи, владеющий стабильной системой ценностей, гражданственности, обладающей высококачественными компетенциями и умениями, способствующими ее профессиональной и созидательной самореализации»9.

Таким образом, в настоящее время целью государства в отношении молодежи является повышение качества жизни на основе создания молодому поколению условий по самореализации каждого и развитие инициативности на основе комплексности и открытости.

А значит, объективная реальность обязывает государство воспринимать молодежь как обязательную составляющую социальной системы развития человечества.

Теперь хотелось бы проанализировать базовые правовые основы развития молодежной политики, состоящие из ряда НПА РФ:

■ Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ № 204);

■ Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — ОНДП), утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г., определяют направления деятельности Правительства Российской Федерации в отношении молодежи;

■ внедрение технологии «социального лифта», закрепление и развитие форм и методов государственной поддержки молодежи, в том числе имеющей лидерские качества, в ее инициативах, проектах и молодежного самоуправлении;

■ модернизация автоматизированной информационной системы (АИС) «Молодежь России» и Единой информационной системы (ЕИС) «Добровольцы России»;

9 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW 307872

■ продолжение деятельности ежегодных Всероссийских молодежных форумов, а также платформы «Россия — страна возможностей» и Всероссийского конкурса молодежных проектов с увеличением призового фонда;

■ недопущение негативного воздействия информационных ресурсов;

■ расширение формирования центров добровольчества (волонтерства), повышение уровня культуры и безопасности в среде молодежи, а также профилактики опасного поведения и экстремистских проявлений;

■ развитие образования, направленного на повышение уровня знаний и навыков активного участия в демократическом гражданском обществе;

■ формирование здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью, поддержка проектов в сфере физической культуры и массового спорта, включая создание спортивного добровольчества и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в сфере физкультуры и спорта» [1].

ОНДП — документ стратегического планирования деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г., определяющий меры поддержки государства по достижению национальных целей развития; формулирует приоритеты деятельности в молодежной среде.

Так, Росмолодежь проводит ежегодную Всероссийскую молодежную кампанию по вопросам развития молодых участников в возрасте от 14 до 30 лет, включенную в ведомственную целевую программу (далее — ВЦП) «Поддержка молодежных инициатив и патриотического вос-питания»10, а также в План-график Росмолоде-жи с определением показателей (индикаторов).

■ Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» «определены следующие национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года: здоровье и благополучие населения; увеличение вариантов самореализации и поддержки талантов; комфортная и безопасная среда; достойный и эффек-

10 https://www.consultant.ru/law/podborki/vedom stven-naya_celevaya_programma_podderzhka_ molo-dezhnyh_ iniciativ_i_patrioticheskogo_vospitaniya/?ysclid=lwggn 6da4s302073712

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

тивный труд и развитие предпринимательства; цифровая трансформация». С учетом указанных целей к 2030 г., определены целевые показатели, связанные с выявлением талантливой молодежи, самоопределением и профессиональной ориентацией молодежи, а также увеличением доли граждан, ориентирующихся на волонтерскую деятельность.

■ Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Основы 2403-р), утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-рп, определяют цель молодежной политики — формирование базы для воспитания гармоничной и человеческой личности, адекватно реагирующей на быстро изменяющуюся ситуацию и готовую к созиданию.

Молодежная политика в Российской Федерации определяется Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, формирующими стандарт молодежной политики и основные принципы.

Вышеуказанная Стратегия формируется на основе лучшего мирового опыта с учетом особенностей РФ, основным приоритетом которой установлено формирование молодежных проектов и инициатив, а также постоянная работа с молодым поколением, в том числе путем финансовых поощрений за одаренные проекты в виде грантов.

Молодежная политика является совокупностью методов государственного регулирования взаимоотношений между поколениями, повышения человеческого потенциала в интересах населения и развития общества в целом.

Наиболее значимой задачей молодежной политики является формирование условий для всестороннего развития гармоничной и эрудированной личности и полной реализации молодежи в различных жизненных сферах.

В рамках реализации Основ 2403-р в декабре 2015 г. издано Распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 2570-р «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»12 (вместе с Планом мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных рас-

11 СЗ РФ. 2015. № 51. Ст. 7408.

12 https://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html

поряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р).

Анализируя вышеуказанное законодательство, можно сформулировать основные принципы молодежной политики: создание фундамента для духовного, культурного, физического и психического развития молодежи для выбора жизненного пути; финансирование государством общественных молодежных объединений; рациональное использование информационных ресурсов и инфраструктуры и взаимодействия ведомств по исполнению стратегий и программ в сфере молодежной политики.

■ Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (Стратегия 2030), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р, развивает положения Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Стратегия до 2020 года) и определяет цель, задачи, направления развития физической культуры и спорта, целевые показатели реализации Стратегии, определенные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

■ Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642, «поставлены задачи для достижения, в том числе: национальной цели «возможности для самореализации и развития талантов» — создание и функционирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие инфраструктуры, развития и поддержки добровольчества (во-лонтерства), обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, продвижение русского языка как основы культурного и образовательного единства народов Российской Федерации».

■ Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культу-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 05-2024

ры и спорта», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1661, «предусматривает решение следующих задач: введение условий для занятий физкультурой и спортом; появление спортивной инфраструктуры и услуг в сфере физкультуры; формирование форм организации физкультурно-спортивной деятельности».

■ Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 171013, предусматривает, что одним из способов эффективного решения задач по реализации политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах — это предоставление денежных средств на покупку жилья.

Вопросы государственной молодежной политики имеют место в национальных проектах, в том числе в национальном проекте «Образование», который нацелен на выявление и развитие способностей и талантов у молодежи; развитие наставничества, поддержание инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).

Реализация государственной молодежной политики возложена на Минобрнауки России и Росмолодежь и федеральные органы исполнительной власти.

Минобрнауки России и Росмолодежь реализуют молодежную политику сами и через подведомственные организации.

Так, п. 1 Положения Минобрнауки РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 682, установлено, что «Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, а также в сфере молодежной политики...»14.

Кроме того, согласно приказу Минобрнау-ки России от 28 апреля 2021 г. № 344 «Об утверждении Положения о Департаменте государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации» для обес-

13 СЗ РФ. 2018. № 3. Ст. 546.

14 СЗ РФ. 2018. № 263. Ст. 3851.

печения осуществления Министерством функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию создан Департамент государственной молодежной политики, который обеспечивает создание и функционирование патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь» в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».

Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 409 (ред. от 16.12.2022) «О Федеральном агентстве по делам молодежи»: «агентством реализуются цели молодежной государственной политики»15.

Анализируя нормативно-правовые акты РФ в сфере молодежной политики, можно прийти к выводу, что законодательством предусмотрена полная взаимопомощь органов власти и общественных объединений в целях реализации молодежнои политики, но не определены формы взаимодеиствия, что приводит к формальному количественному учету мероприятии по взаимодействию государства с молодежью и фиксации количества граждан, участвующих в мероприятиях.

Приказом Росмолодежи от 21 марта 2016 г. № 54 «Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики региональными органами исполнительной власти» была утверждена система показателей реализации ГМП региональными властями, состоящая из «8 элементов:

1. Молодежные мероприятия (региональные этапы).

2. Всероссийская форумная кампания — наличие муниципального и регионального молодежного форума и участие в них молодежи.

3. Грантовая поддержка — грантовые конкурсы на всех уровнях.

4. АИС «Молодежь России» — использование молодежью АИС «Молодежь России».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Институты. Молодежное Правительство, Советы, Органы студенческого самоуправления, наличие коллегиального органа по работе с молодежью, находящейся в социально опасном положении, и профилактика.

6. Инфраструктура: наличие учреждения по работе с молодежью, а также создание площадки для молодежных организаций, ресурсных

15 СЗ РФ. 2022. № 49. Ст. 8689.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

центров международного молодежного сотрудничества.

7. Коммуникации: наличие сайтов и работа в социальных сетях по освещению деятельности, публикации.

8. Нормативно-правовая база: закон о молодежи и / или молодежной политике в субъекте и программы поддержки молодежи16.

С учетом изложенного выше можно сделать вывод о закреплении законодателем основ, принципов формирования и развития молодежной политики в РФ путем непосредственного взаимодействия госорганов, организаций и молодежи, привлекая их к развитию и совершенствованию как себя, так и своего государства. Однако все вышеизложенные правовые акты подтверждают отсутствие единой системы и необходимость формирования единого базисного нормативно-правового акта. Кроме того, отсутствие в правовых актах регламентации форм взаимодействия государства, общества и молодежи приводит к формализму и отчетности по количеству проведенных мероприятий с молодым поколением, а не качеству и отсутствию положительного результата, на который ориентируются все НПА и Стратегия.

С учетом изложенного полагаем, что первостепенной задачей внесения изменений в действующее законодательство в отношении молодежи является нормативное закрепление правил организации взаимодействия между государственными органами и молодежными общественными организациями, зафиксировав основные формы взаимодействия, уточняя его механизм, с учетом функций, полномочий и общественного мнения, а также систематическое отслеживание результатов взаимодействия. С нашей точки зрения в этом аспекте необходимо реформировать и систематизировать действующее законодательство о молодежной политике.

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2022 г. № 2177 «Об утверждении Правил функционирования федеральной государственной автоматизированной информационной системы, обеспечивающей реализацию молодежной политики» согласно ст. 11 Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ устанавливает следующее: «Единый информационный портал обеспечивает открытость и доступность информации о проводимых конкурсах

16 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW 253862/

и мероприятиях в сфере молодежной политики для физических лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, и юридических лиц и размещается в сети Интернет».

Одним из основных информационных ресурсов в сфере молодежной политики является Федеральная государственная автоматизированная информационная система «Молодежь России», правовые основы функционирования которой закреплены в Постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2022 г. № 2177 «Об утверждении Правил функционирования федеральной государственной автоматизированной информационной системы, обеспечивающей реализацию молодежной политики».

В соответствии п. 3 Постановления основной задачей функционирования системы «Молодежь России» является информационное обеспечение реализации молодежной политики, в том числе для обеспечения повышения эффективности взаимодействия граждан, организаций с федеральными органами государственной власти и организациями, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, а также для совершенствования механизмов мониторинга реализации молодежной политики.

Пунктом 6 Постановления определено, что модернизация и развитие системы «Молодежь России» осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации». Система «Молодежь России» состоит:

а) из единого информационного портала и

б) из подсистем.

В итоге хотелось бы дополнить, что формирование эффективной молодежной политики должно стать приоритетной задачей государства на ближайшие десятилетия, тем более, что, согласно последним исследованиям, в России продолжается снижение численности молодежи и замещение численности качеством. Эффективная молодежная политика, возможно, поможет избежать негативного сценария развития страны.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 05-2024

Список источников

1. Постановление Правительства РФ от 22.02.2020 № 204 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» // https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/73572907/ ?ysclid=lw0jmt98gu639390981

2. Сливицкий А.Б. О правовом регулировании РЯ-деятельности и правовой грамотности РЯ-специалистов // РЯ и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2007. № 5 (5).

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 22.02.2020 № 204 «On Amendments to the State program of the Russian Federation «Development of Education» // https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73572907 / ?ysclid=lw0jmt98gu639390981

2. Slivitsky A.B. On the legal regulation of PR activities and legal literacy of PR specialists // PR and advertising in a changing world: regional aspect. 2007. № 5 (5).

Информация об авторе

Трушанова О.В. — магистрант 2-го курса факультета государственного и муниципального управления

Статья поступила в редакцию 07.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the author

Trushanova O.V. — 2nd year master's student of the Faculty of Public and Municipal Administration

The article was submitted 07.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

МАРКЕТИНГ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Международный маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / под науч. ред. М. Э. Сейфуллаевой, Ю.А. Цыпкина; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. - 239 с.

ISBN 978-5-238-03875-9

Раскрыто содержание основных вопросов международного маркетинга, характеризующих его сущность в современных условиях, среду международного бизнеса, особенности исследований зарубежных рынков, вопросы товарной политики ТНК и конкурентоспособности как экспортного товара, так и международной компании. Изложена специфика международных систем распределения и товародвижения, международных маркетинговых коммуникаций. Рассмотрены основные стратегические решения в международном маркетинге, а также формы выхода ТНК на внешние рынки. Сформулированы профессиональные компетенции для студентов. Для закрепления знаний по каждому разделу учебника приведены контрольные вопросы, тестовые задания, примеры анализа практических ситуаций.

Для подготовки бакалавров и магистров экономики по направлению «Менеджмент», профиль «Маркетинг» в образовательном процессе экономических вузов через комплекс дисциплин: «Международный маркетинг», «Международный менеджмент», «Управление маркетингом», «Стратегический маркетинг», «Международные маркетинговые стратегии», «Кросс-культурный маркетинг»; в учебных дисциплинах системы послевузовского образования и повышения квалификации; а также для практической деятельности менеджеров российских транснациональных компаний в целях разработки эффективной международной маркетинговой стратегии.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.