Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение молодежной политики в Российской Федерации'

Нормативно-правовое обеспечение молодежной политики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7086
1372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / YOUTH / STATE POLICY / LEGAL REGULATION / YOUTH POLICY / NORMATIVE LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сивцев Айал Михайлович

В настоящей статье исследуются юридические документы в области поддержки молодежи в Российской Федерации. В качестве основных нормативных правовых актах используются федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Особое внимание в исследовании уделено существующей потребности в появлении единого, основополагающего федерального закона, посвященного направлениям государственной молодежной политики и мерам по ее реализации на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory support of youth policy in the Russian Federation

This article examines legal documents in the field of youth support in the Russian Federation. The main regulatory legal acts are federal laws, normative legal acts of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation. Particular attention is paid to the study of the existing need for the emergence of a single, fundamental federal law on the directions of the state youth policy and measures for its implementation at the present stage.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение молодежной политики в Российской Федерации»

Нормативно-правовое обеспечение молодежной политики в Российской Федерации Regulatory support of youth policy in the Russian Federation

Сивцев Айал Михайлович

Магистрант,

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»

г. Владивосток, Россия, e-mail: sivtsev_ayal@mail. ru

Sivtsev Ayal Mikhailovich

Master student,

FSAEI of HE "Far Eastern Federal University"

Vladivostok, Russia, e-mail: sivtsev_ayal@mail.ru

Аннотация.

В настоящей статье исследуются юридические документы в области поддержки молодежи в Российской Федерации. В качестве основных нормативных правовых актах используются федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Особое внимание в исследовании уделено существующей потребности в появлении единого, основополагающего федерального закона, посвященного направлениям государственной молодежной политики и мерам по ее реализации на современном этапе.

Annotation.

This article examines legal documents in the field of youth support in the Russian Federation. The main regulatory legal acts are federal laws, normative legal acts of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation. Particular attention is paid to the study of the existing need for the emergence of a single, fundamental federal law on the directions of the state youth policy and measures for its implementation at the present stage.

Ключевые слова: молодежь, государственная политика, правовое регулирование, молодежная политика, нормативные правовые акты.

Key words: youth, state policy, legal regulation, youth policy, normative legal acts.

На современном этапе Российская Федерация как социальное государство предпринимает различные меры государственного характера, направленные на поддержку молодежи, формирование комфортных социально-экономических условий для реализации потенциала молодежи как особой социально-демографической группы. Необходимо отметить, что российское государство, используя все существующие возможности, пытается создать эффективные механизмы государственной поддержки активных инициатив молодежи, принимает меры защиты молодых людей от отрицательных факторов глобализации, имеющей всеобщий характер и оказывающей порой негативное влияние на всю молодежь, формирует социально-ответственное отношение молодежи к прошлому, настоящему и будущему российской государственности.

В настоящий момент российскими государственными органами принято большое количество нормативных правовых актов, детально регулирующих общественные отношений в области социальной поддержки молодежи, ее образования и воспитания. Указанная совокупность нормативных документов свидетельствует о проведении российским государством активной молодежной политики, во многом соответствующей современной международной концепции защиты прав молодежи. Стоит согласиться с мнением российского исследователя К.С. Канунникова, считавшего, что уровень развития государственной молодежной политики зависит от ее нормативно-правового обеспечения. Создание нормативно-правовой базы, законодательно закрепляющей государственную молодежную политику, защищает ее от изменений во внешней и внутренней политике государства, интересов отдельных личностей, определяющих и организующих реализацию молодежной политики [1]. Фундаментальные основы молодежной политики заложены в

Конституции РФ. Несмотря на отсутствие понятия «молодежная политика», конституционно-правовое регулирование в области поддержки молодежи укладывается в процесс формирования России как правового, социального государства с разделением властей, отсутствием государственной идеологии, отделением церкви от государства, поддержки предпринимательства и незащищенных слоев общества [2].

Отсутствие конституционных положений о государственной молодежной политике восполняется в рамках формирования нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальных уровнях власти. Законодательное регулирование вопросов проведения молодежной политики на федеральном уровне, безусловно, требует учета особенностей российской молодежи и социально-экономических возможностей ее поддержки со стороны государства. Важнейшим нормативным правовым актом, посвященным социальной поддержки молодежи, выступает Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». В этом правовом документ устанавливаются основные направления молодежной политики, к которым относятся:

1. Обеспечение соблюдения прав молодежи;

2. Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

3. Содействие предпринимательской деятельности молодежи;

4. Государственная поддержка молодой семьи;

5. Гарантированное предоставление социальных услуг;

6. Поддержка талантливой молодежи;

7. Формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

8. Поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

9. Содействие международным молодежным обменам [3].

Помимо направлений молодежной политики в нормативном правовом акте устанавливают меры по ее реализации, к числу которых относятся формирование нормативно-правой базы, проведение государственных программ и выделение денежных средств для их финансирования, создание фонда поддержки программ и органов по делам молодежи. Этот нормативного правового акта имеет программный характер и устанавливает правовые основы регулирования общественных отношений в области поддержки молодых людей. Однако, стоит отметить, что за последние 25 лет произошли качественные изменения в общественной жизни, кардинально сменились приоритеты и ценности молодых людей, что влечет за собой необходимость в обновлении основополагающего юридического документа в сфере поддержки молодежи и включения в него новых положений, отвечающих современным реалиям.

Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» устанавливает организационно-правовые основы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в России. Указанный законодательный акт определяет меры, принимаемые органами государственной власти с целью формирования условий для функционирования молодежных объединений, их становления и развития, государственной и общественной защиты прав и интересов молодых людей в возрасте до 30 лет [4]. В целом, в нем определяет и конкретные государственные меры, направленные на поддержку молодых людей, к числу которых можно отнести информационное обеспечение, профессиональную подготовку кадров для молодежных объединений, поддержку проектов молодежных объединений со стороны российского государства, комплексное финансирование мероприятий, проводимых молодежными организациями и объедениями.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет организационно-правовые основы профилактической

работы с несовершеннолетними, устанавливает основные полномочия органов и учреждений. В рамках реализации возложенных на них полномочий органы и учреждения решают следующие задачи:

1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям [5].

Данный нормативный правовой акт уделяет особое внимание проблемам подростковой преступности, появлению безнадзорных и беспризорных детей, ограждая общество от таких негативных явлений современного мира.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет основополагающие гарантии конституционных прав ребенка, позволяющие реализовать права детей, не допустить их дискриминации, восстановить их в случае нарушения, сформировать благоприятные социально-экономические условия для развития и воспитания детей [6]. Рассмотренный закон устанавливает важнейшие правовые гарантии реализации прав ребенка, предусматривает меры защиты детей от негативных факторов современного мира, влияющих на их здоровье. Необходимо отметить, что общественные отношений в области поддержки молодежи регулируются не только федеральными законами, но нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Среди них можно выделить:

1. Указ Президента РФ от 18.09.2008 N 1383 «О проведении в Российской федерации Года молодежи» в целях широкой реализации потенциала молодежи, привлечения молодых людей к решению важнейших вопросов государственного масштаба, ее развития и воспитания 2009 год был утвержден в качестве Года молодежи [7]. День российских студенческих отрядов был установлен указом Президента РФ от 21.02.2015 N 86 «О Дне российских студенческих отрядов» и отмечается 17 февраля [8].

2. Указ Президента РФ от 07.12.2015 N 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» учреждено 5000 грантов, предоставляемые в размере 20 000 рублей ежемесячно, для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата и специалитетана бюджетной основе [9].

Президентом РФ также утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, устанавливающая направления функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, к которым относятся развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, научной и методической базы научных и образовательных учреждений, системы подготовки педагогических и управленческих кадров, системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, формирование условий для профессиональной самореализации молодежи[10].

Нормативно-правовое обеспечение поддержки молодежи осуществляется и в рамках реализации своих полномочий Правительством РФ. Так Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403 -р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» устанавливает рамочные положения, направленные на создание условий для успешной реализации молодежи, раскрытия потенциала и успешной интеграции молодежи в российское общество [11]. Указанный правовой документ

определяет государственную молодежную политику как особую систему мер, молодежь как социально-демографическую группу возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях - до 35 и более лет, устанавливает правовые, информационные, организационные, научно-аналитические и социальные механизмы реализации государственной молодежной политики.

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утвердило Стратегию развития воспитания, которая направлена на формирование условий для воспитания молодого поколения, ориентирована на развитие общественных институтов воспитания в рамках образовательного процесса, физической культуры, спорта и культуры [12].

Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи» определяет Росмолодежь как орган власти, осуществляющий взаимодействие с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, организующий мероприятия по обеспечению здорового образа жизни молодых людей, их нравственного и патриотического воспитания, и реализации молодежью своих профессиональных возможностей на рынке труда [13].

Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ содержат важные для современной России положения о поддержки молодежи. В указанных выше юридических документах определяются базовые подходы к проведению молодежной политики, утверждаются стратегии и основы развития потенциала молодых людей, устанавливаются меры государственной поддержки талантливой молодежи, фиксируются основные направления государственной молодежной политики в сфере образования, физической культуры и спорта, подготовки квалифицированных молодых специалистов, формирования научной базы для успешной профессиональной реализации молодежи. По мнению российского ученого Н.П. Лесовских, в настоящее время наблюдается явная недостаточность законов и других нормативных правовых актов, обосновывающих участие социально-демографических групп молодежи в осуществлении государственной молодежной политики и управлении делами государства [14]. Стоит отчасти согласиться с утверждение отечественного ученого, поскольку, с одной стороны, усилиями федеральных органов власти была сформирована обширная нормативно -правовая база в области поддержки молодежи. Однако, с другой стороны, в настоящий момент отсутствует единый федеральный закон, посвященный юридическому обеспечению правового положения молодежи в российском обществе, направлениям государственной молодежной политики и мерам по ее реализации.

Стоит отметить, что в Государственную Думу Российской Федерации были внесены всего два законопроекта, посвященные вопросам государственной молодежной политики в России: проект федерального закона № 428343-4 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации», проект федерального закона № 1103505-6 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» [15]. В указанных законопроектах определялись правовые и организационные основы проведения государственной молодежной политики, ее основные направления и формы реализации, а также механизм создания благоприятных условий для развития и становления молодежи в России. Однако, законопроекты были отклонены российскими парламентариями, а базовый, отвечающий современным реалиям, федеральный закон так и остался не принят.

Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне сформирована обширная нормативно-правовая база в области поддержки молодежи со стороны государства и общества. При этом актуальной задачей является принятие единого, основополагающего, отвечающего современным тенденциями изменяющегося мира, федерального закона, посвященного юридическому обеспечению правового положения молодежи в российском обществе, направлениям государственной молодежной политики и мерам по ее реализации на современном этапе.

Список используемой литературы:

1. Канунников К.С. Нормативные правовые акты регулирования государственной молодежной политики на федеральном уровне//Евразийский юридический журнал. 2012. № 3 (46). С. 91-93.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.

3. Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 24.06.1993. N 25. ст. 903.

4. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.07.1995. N 27. ст. 2503.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. N 26. ст. 3177.

6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. ст. 3802.

7. О проведении в Российской федерации Года молодежи: указ Президента РФ от 18.09.2008 N 1383 //Собрание законодательства РФ. 22.09.2008. N 38. ст. 4281.

8. О Дне российских студенческих отрядов: указ Президента РФ от 21.02.2015 N 86 // Собрание законодательства РФ. 23.02.2015. N 8. ст. 1148.

9. О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности: указ Президента РФ от 07.12.2015 N 607 // Собрание законодательства РФ. 14.12.2015. N 50. ст. 7142.

10. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827// Администратор образования. N 11. 06.2012.

11. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р// Собрание законодательства РФ.15.12.2014. N 50. ст.7185.

12. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р // Собрание законодательства РФ. 08.06.2015. N 23. ст. 3357.

13. О Федеральном агентстве по делам молодежи: постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 409 //Собрание законодательства РФ. 02.06.2008. N 22. ст. 2586.

14. Лесовских, Н.П. Законодательство Российской Федерации в сфере молодежной политики // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2016.- №3 (36). С. 33-35.

15. Законопроекты. Государственная дума. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/SearchUD?OpenForm&Seq=1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.