Научная статья на тему 'Становление и развитие государственной молодежной политики в Российской Федерации'

Становление и развитие государственной молодежной политики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
904
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА / YOUTH / YOUTH STATE POLICY / INSTITUTIONALIZATION / ADMINISTRATIVE MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самохвалов Николай Александрович

Автор осуществил ретроспективный анализ становления и развития государственной молодежной политики в современной России. Особое внимание уделяется нормативно-правовой регламентации и институциональной основе молодежной политики. В заключении автором выделяются две основные проблемы в сфере реализации молодежной политики. Вопервых, отсутствие Федерального закона о государственной молодежной политики, который закрепил бы понятие молодежной политики, основные цели, задачи, механизмы реализации, а также административно-управленческую систему органов, ответственных за ее осуществление. Вовторых, отсутствие министерства, которое занималось бы исключительно проблемами молодежи России. Считаем, что от решения обозначенных нами проблем во многом будет зависеть будущее России, поскольку в 21 веке неоспоримые преимущества будут иметь государства, которые создадут эффективную систему государственной молодежной политики, что позволит использовать огромный потенциал, заложенный в молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the state youth policy in the Russian Federation

The author provides the analysis of formation and development of the Russian state youth policy. Legal regulation and the institutional basis of the state youth policy are examined. The author singles out two main problems of the state youth policy of the Russian Federation. The first problem is the absence of the Federal law for regulating the state youth policy, its definition, goals and objectives, mechanisms of implementation as well as authorities responsible for implementing the youth policy. The second problem is the lack of the ministry responsible for the dealing with issues of the youth in alignment with the strategy of the innovative development of Russia. The future of Russia depends a lot on the further solution of the revealed issues, as the 21-st century brought the youth policy in the spotlight of the political agenda, viewing the youth as the huge potential of successful development of the country.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие государственной молодежной политики в Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Самохвалов

Николай Александрович

Старший преподаватель кафедры правового обеспечения управления Балаковского филиала РАНХиГС

Nukolay A. Samokhvalov

Senior Lecturer at the Department of Legal Foundations of Public Administration of Balakovo branch of RANEPA

e-mail: nikolai-samohvalov@yandex.ru

УДК 323

Становление и развитие государственной молодежной политики в Российской Федерации

Formation and development of the state youth policy in the Russian Federation

Автор осуществил ретроспективный анализ становления и развития государственной молодежной политики в современной России. Особое внимание уделяется нормативно-правовой регламентации и институциональной основе молодежной политики.

В заключении автором выделяются две основные проблемы в сфере реализации молодежной политики. Во-первых, отсутствие Федерального закона о государственной молодежной политики, который закрепил бы понятие молодежной политики, основные цели, задачи, механизмы реализации, а также административно-управленческую систему органов, ответственных за ее осуществление. Во-вторых, отсутствие министерства, которое занималось бы исключительно проблемами молодежи России.

Считаем, что от решения обозначенных нами проблем во многом будет зависеть будущее России, поскольку в 21 веке неоспоримые преимущества будут иметь государства, которые создадут эффективную систему государственной молодежной политики, что позволит использовать огромный потенциал, заложенный в молодежи.

Ключевые слова и словосочетания: молодежь, государственная молодежная политика, институционализация, административно-управленческая система.

The author provides the analysis of formation and development of the Russian state youth policy. Legal regulation and the institutional basis of the state youth policy are examined.

The author singles out two main problems of the state youth policy of the Russian Federation. The first problem is the absence of the Federal law for regulating the state youth policy, its definition, goals and objectives, mechanisms of implementation as well as authorities responsible for implementing the youth policy. The second problem is the lack of the ministry responsible for the dealing with issues of the youth in alignment with the strategy of the innovative development of Russia.

The future of Russia depends a lot on the further solution of the revealed issues, as the 21-st century brought the youth policy in the spotlight of the political agenda, viewing the youth as the huge potential of successful development of the country.

Keywords: youth, youth state policy, institutionalization, administrative management system.

Реалии современности диктуют условия в различных сферах общественно-политической жизни для каждого конкретного государства. Безусловно, важным условием, которое на сегодняшний день необходимо исполнять любому государству мирового сообщества является активное вовлечение молодежи в политические процессы, а, следовательно, создание и разработка эффективного механизма реализации государственной молодежной политики в качестве важнейшей составляющей внутренней политики. Исключением в данном случае не является и Российская Федерация.

Для построения эффективной системы реализации государственная молодежная политика в России необходимо проанализировать исторический опыт, накопленный в нашем государстве в области молодежной политики.

С распадом Советского Союза начался новый, постсоветский период историографии, во многом подготовленный «перестройкой» и «гласностью» [12, с. 24]. Впервые мысль о необходимости создания и практического осуществления механизмов реализации государственная молодежная политика была высказана виднейшим отечественным исследователем советской, а затем и российской молодежи И.М. Ильинским в 1986 году. В так называемый «перестроечный» период комсомол как фундаментальный инструментарий в сфере реализации государственной молодежной политики теряет свою значимость, что предопределяет необходимость разработки инновационных методик в работе с представителями молодого поколения и формирования нового внутриполитического курса с четко определенной ролью и значением в его рамках государственная молодежная политика.

К наиболее значительным достижениям в сфере реализации советской государственной молодежной политики на наш взгляд следует отнести принятие Верховным Советом СССР Закона от 16 апреля 1991 г. № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» и создание 30 июля 1991 г. Государственного комитета РСФСР по молодежной политике.

Последующие действенные меры в рамках государственной молодежной политики непосредственно происходят в современной России. На первоначальном этапе существования современного российского государства институциональная административно-управленческая система реализации государственной молодежной политики была представлена в следующем виде.

В сентябре 1992 г. под юрисдикцией Правительства Российской Федерации создается Комитет по делам молодежи с утвержденным комплексом полномочий и штатной численности сотрудников. Не следует забывать специфичность внутриполитической обстановки в 1992-1993 гг., которая предопределялась тотальной конфронтацией Президента России и Верховного Совета. В сложившейся ситуации того периода молодежь рассматривалась в качестве стратегического ресурса способного активно влиять на проводимую государственную политику в различных областях общественной жизни. Именно поэтому каждая из противоборствующих сторон стремилась заручиться поддержкой молодежи.

В подобных условиях зарождались организационно-концептуальные основы государственной молодежной политики, осуществилось ее фактическое отделение от государства с одновременным созданием Ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России». Указанная ассоциация была призвана консолидировать усилия основных молодежных организаций того времени, среди которых особо выделяются такие организации как Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов вузов (РАПОС), Союз молодежных строительных кооперативов России (Союз МЖК России) и «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ). Следует отметить, что названная организация действует в сфере молодежной политики и на сегодняшний день.

В этот же период был разработан и принят ряд основополагающих нормативных правовых актов, призванных регламентировать реализацию ГМП. К таковым, в частности, следует отнести Указ Президента РФ от 16.09.1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», Распоряжение Президента РФ от 24.06.1993 г. № 459-рп «О праздновании Дня молодежи» и другие [11].

Учитывая вышесказанное, приходим к выводу, что период времени 1992-1993 гг. следует считать начальным рубежом оформления государственной молодежной политики. Принятие Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. создало благоприятные условия для дальнейшего реформирования молодежной политики российского государства.

В течение 1994 г. были осуществлены очередные преобразования в институциональной системе управления государственной молодежной политики. В январе указанного года Комитет РФ по делам молодежи был расформирован путем образования Комитета РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, а в мае ему вновь вернули прежнее название. В этом же году структурные преобразования в сфере управления государственной молодежной политики в России продолжились, в частности, в качестве основных институциональных субъектов управления молодежной политикой стали выступать - Комитет Государственной

думы по делам женщин, семьи и молодежи и Совет по делам молодежи при Президенте РФ. Основной задачей Совета являлась необходимость информирования Президента РФ о проблемных аспектах в области государственной молодежной политики, а также о разработке и принятии необходимых мер, направленных на повышение эффективности практической реализации молодежной политики как важнейшей составляющей внутреннего политического курса российского государства [10].

На Совет возлагались большие надежды, так как это был первый государственный орган в сфере молодежной политики в России, наделенный правом разработки и предложения Президенту РФ действенных мер, средств и механизмов реализации государственной молодежной политики. К сожалению, Совет не оправдал возлагаемых на него надежд и в силу различных объективных причин в 2000 г. был расформирован.

В последующем в четырех летний период с 1995 по 1999 гг. созданы следующие структуры, отвечавшие за государственной молодежной политики:

- По настоятельной инициативе Совета по делам молодежи при Президенте РФ и Комитета РФ по делам молодежи для разработки эффективных практик реализации государственной молодежной политики был создан Национальный фонд молодежи[4]. Национальный фонд молодежи прекратил свою деятельность из-за отсутствия финансирования.

- Межведомственная комиссия по содействию творческому и научно-техническому развитию детей и молодежи Российской Федерации[9].

Институциональная структура управления государственной молодежной политики в этот период времени модернизировалась следующим образом: Изначально Комитет РФ по делам молодежи был переименован в 1996 г. в Государственный комитет РФ по делам молодежи, который упразднили в апреле 1998 г.

Не смотря на это, в июне этого же года функции Государственного комитета РФ по делам молодежи были переданы в ведение Министерства труда и социального развития РФ с образованием в его структуре Департамента по делам молодежи и введением должности заместителя министра, который непосредственно отвечал за реализацию государственной молодежной политики. Поводом для подобных преобразований послужило обращение в мае 1998 г. депутатов нижней палаты российского парламента - Государственной Думы Федерального Собрания РФ к Президенту России [8].

В сентябре 1998 г. Вновь воссоздается Государственный комитет РФ по делам молодежи, утверждается его организационная структура, аппарат, количество сотрудников, а также детализируются основные цели и задачи его деятельности. В 1999 г. происходит преобразование вышеуказанного Комитета в Государственный комитет РФ по молодежной политике.

В период 1995-1999 гг. были приняты следующие ключевые для государственной молодежной политики документы: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»[1]; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2]; Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ» [5]; Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» [7].

В конце 1999 г. в Государственную Думу вносился проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в РФ». Следует отметить, что данному нормативному правовому акту суждено было остаться исключительно проектом, так как первый Президент РФ Б.Н. Ельцин воспользовался правом вето, которое палаты российского парламента преодолеть не смогли. К сожалению, Федеральный закон, который включил бы в себя категориальный аппарат, определил бы основные задачи и функции при реализации государственной молодежной политики, детализировал систему органов управления молодежной политикой в России не принят и на сегодняшний день. ачало 21 столетия знаменуется продолжением государственного курса, который направлен на становление и развитие ГМП в современной России. В частности, в последующих 2002, 2003, 2004 годах Государственный совет РФ так и не внес в повестку своей работы вопросы государственной молодежной политики. Единственным позитивным итогом рабочей группы Государственного совета РФ по молодежной политике стала разработка проекта «Доктрины государственной молодежной политики РФ», в которой закрепить фундаментальные положения в сфере практической реализации государственной молодежной политики. Доктрина должна была стать базовым документом в области молодежной политики российского государства на долгосрочный период. Однако проект Доктрины, так и остался, лишь, проектом и не более того.

В качестве основополагающего документа в области молодежной политики в 2006 г. Правительством

России была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики до 2016 г.» [6].

Указом Президента России в 2004 г. в ходе формирования нового российского Правительства были созданы:

- Министерство образования и науки РФ, включивший в себя Департамент по государственной молодежной политики, воспитанию и социальной защите детей;

- Федеральное агентство по образованию со структурным подразделением, отвечающим за государственную молодежную политику - Управление по делам молодежи [3].

Государственный комитет РФ по делам молодежи был образован 24 сентября 2007 г., при этом в качестве самостоятельной государственной структуры ему удалось просуществовать совсем недолго, так как 12 мая 2008 г. данный Комитет путем реорганизации приобрел статус Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), которое находится в непосредственном подчинении Министерства спорта и туризма Российской Федерации.

В эти года молодежной политике придавалось огромное значение, что подтверждали слова главенствующих субъектов политических процессов, например Президента Российской Федерации Путина В.В., который в рамках первого заседания организационного комитета по проведению года молодежи в России 29 февраля 2009 г. буквально заявил следующее: «Когда мы говорим о молодежной политике, то имеем в виду целый комплекс экономических, социальных вопросов, проблем демографии, науки, образования, жилищной политики... Те, кому сегодня 15, 20, 30 лет, в 40 лет станут главными действующими лицами в нашей стране по реализации планов и проектов развития Российской Федерации, укрепления гражданского общества и его институтов» [14].

Однако не только словами на тот период времени отмечалась важность и приоритетность государственной молодежной политики в России, именно тогда были предприняты реальные практические шаги к формированию детально организованной системы молодежной политики, которая способна осуществить ее эффективную практическую реализацию. В частности следует привести в пример знаковые мероприятия для государственной молодежной политики российского государства в третьем тысячелетии:

- Год молодежи в России (2009);

- Год молодежи в СНГ (2009);

- Председательство России в Совете по делам молодежи государств - участников СНГ (2010);

- Молодежный образовательный форум (лагерь) «Селигер» (2005-2014) и многие другие [11].

В мае 2012 г. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации было реорганизовано в Министерство спорта Российской Федерации, при этом функции реорганизуемого министерства в сфере реализации государственной молодежной политики были вменены Министерству образования и науки Российской Федерации, для осуществления которых в организационной структуре Минобрнауки был создан Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.

Мировая практика последних десятилетий лет показывает, что политико-экономических успехов добиваются исключительно государства, уделяющие одно из приоритетных вниманий молодому поколению и молодежной политики, как основной из важнейших составляющих общего внутриполитического курса конкретного государства. Здесь же необходимо отметить, что в политику пришло новое поколение, которое либо не знало прежних лидеров, либо не принимает их, т.к. усвоило иные ценности. Кроме того, само общество, его социальная структура сильно изменилось за последнее время, что создает новую оптику восприятия [16, с. 186]. Именно новое восприятие молодым поколением российской политической действительности, активное участие молодежи в политических процессах и будет служить предопределяющим фактором эффективной реализации государственной молодежной политики на долгосрочную перспективу развития нашего государства.

Учитывая вышесказанное, считаем необходимым отметить, что, объективно, выделяются две основные проблемы в сфере реализации государственной молодежной политики российского государства.

Во-первых, отсутствие Федерального закона о государственной молодежной политики, который закрепил бы понятие молодежной политики, основные цели, задачи, механизмы реализации, а также административно-управленческую систему органов, ответственных за ее осуществление. При этом следует отметить, что в странах СНГ, кроме России и Армении, имеются базовые законы в сфере государственной молодежной политики. В Азербайджане, Казахстане и Туркмении действуют законы «О государственной молодежной политике», в Киргизии, Белоруссии и Узбекистане - «Об основах государственной молодежной политики», в Молдавии - «О молодежи», Таджикистане - «О молодежи и государственной молодежной политике», Украине

«О содействии социальному становлению и развитию молодежи». В ряде стран созданы государственные органы по делам молодежи, приняты национальные программы [13, с. 10].

Во-вторых, отсутствие профильного министерства, которое занималось бы исключительно проблемами молодежи, как стратегического ресурса инновационного развития России и вобрало бы в себя всю необходимую совокупность правомочий и компетенций, находящихся сегодня в ведении достаточно большого количества органов исполнительной власти Российской Федерации [15, с. 230].

В современных условиях именно государственная молодежная политика призвана стать одним из важнейших элементов формирования конкурентоспособности российского государства в условиях трансформации мирового политического, геоэкономического и геокультурного ландшафта в начале XXI столетия.

От решения обозначенных нами проблем в недавнем историко-политическом прошлом нашей страны во многом будет зависеть будущее России, поскольку в 21 веке неоспоримые преимущества будут иметь государства, которые создадут эффективную систему государственной молодежной политики, что позволит использовать огромный потенциал, заложенный в молодежи на благо развития страны.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Российская газета.- 1995.- №27.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета.- 1999.- №26.

3. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета.- 2004.- №48.

4. Указ Президента Российской Федерации от 06 марта 1995 г. № 242 «О национальном фонде молодежи»// Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.- №11.

5. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // Российская газета.- 1996.- №94.

6. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №1760-р // Собрание законодательства Российской Федерации.-2006.- №52.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» // Российская газета.- 1996.-№69.

8. Постановление Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации от 14 мая 1998 г. № 2452-2 ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. № 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации .-1998.- №21.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1995 г. № 32 «О межведомственной комиссии по содействию творческому и научно-техническому развитию детей и молодежи Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- №4. - Утратило юридическую силу.

10. Распоряжение Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 295-рп «О Совете по делам молодежи при Президенте Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации.-1994.- №8. - Утратило юридическую силу.

11. Доклад молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала. С. 18-19. URL: http:// www.fadm.gov.ru/upload/iblock/606/report-fadm-ru-2013-11-13.pdf.

12. Билим Н.Н. Историография государственной молодежной политики СССР и ее реализации на Дальнем Востоке в 1922-1941 гг. (постсоветский период)// История государства и права. 2012. №18. С. 24.

13. Певцова Е.А. Из истории развития законодательства о правах молодежи в России // История государства и права. 2007. № 20. С. 10.

14. Путин В.В. Речь Президента Российской Федерации на Первом заседании организационного комитета по проведению года молодежи в России 19 февраля 2009 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/4834.

15. Самохвалов Н.А. Молодежь и государственная молодежная политика - основные детерминанты демократической политики России в XXI веке. В сборнике: Российская государственность и революция: социально-политические и культурные детерминанты развития России в ХХ-ХХ1 веках Материалы научно-практической конференции (Калягинские чтения). Под. ред. Р.В. Евстифеева. 2016. С. 228-232.

16. Шестопал Е.Б., Нестерова С.В., Букреева О.В., Смулькина Н.В., Затонских А.В., Титов В.В.// Власть. 2012. № 3. С. 186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.