УДК 323
Самохвалов Николай Александрович Nikolay Samokhvalov
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE STATE OF YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Автор анализирует процесс становления и развития государственной молодежной политики в современной России в период с 1990 г. и по настоящее время. Особое внимание уделяется политико-правовой регламентации, институциональной основе и категориальному аппарату государственной молодежной политики в Российской Федерации. По результатам осуществленного ретроспективного анализа автор определяет ряд основных проблем в сфере практической реализации государственной молодежной политики в России на сегодняшний день, которые требуют оперативного разрешения. Автор приходит к выводу, что именно от решения выявленных проблем в области государственной молодежной политики российского государства во многом будет зависеть будущее Российской Федерации. Это объясняется тем, что в XXI в. неоспоримые преимущества будут иметь государства, которые создадут эффективную и действенную систему органов государственной власти, а также механизмы, технологии и практики реализации государственной молодежной политики, что позволит использовать огромный потенциал, заложенный в молодежи на благо развития страны, поскольку именно молодежь представляет собой реальную силу, способную непосредственно принимать участие в строительстве политико-правового ландшафта и выступать основным индикатором экономических, социальных, политических и иных процессов, осуществляемых в современном российском обществе
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, институционализация, административно-управленческая система
In the present article, the author analyzes the process of formation and development of the state youth policy in modern Russia in the period from 1990 to the present. Particular attention is paid to political and legal regulations, institutional framework and categorical apparatus of the state youth policy in the Russian Federation. As a result of carried out a retrospective analysis, the author defines a number of key challenges in the practical implementation of the state youth policy in Russia today, which require prompt resolution. The author concludes that it is the decision of the problems identified in the field of state youth policy of the Russian state which will largely determine the future of the Russian Federation. This is due to the fact that in the XXIst century the states that create an efficient and effective system of public authorities as well as mechanisms, technologies and practices of implementation of the state youth policy will have undeniable advantages. This will help them to use a huge potential of young people for the benefit of the country, because youth is a real force capable of directly taking part in the construction of political and legal landscape, and can be the main indicator of economic, social, political and other processes carried out in the modern Russian society
Key words: youth, state youth policy, institutionalization, administration and management system
Реалии современности диктуют условия в различных сферах общественно-политической жизни для каждого конкретного государства. Безусловно, важным условием, которое необходимо исполнять любому государству мирового сообщества, является активное вовлечение молодежи в политические процессы, а следовательно, создание и разработка эффективного механизма реализации государственной молодежной политики в качестве важнейшей составляющей внутренней политики. Исключением в данном случае не является и Российская Федерация.
Для построения эффективной системы реализации государственной молодежной политики в России необходимо проанализировать исторический опыт, накопленный в нашем государстве в области молодежной политики. К тому же, ежегодные статистические данные свидетельствуют о неуклонном снижении общего количества молодых людей в Российской Федерации, что предопределяет особое значение института молодежной политики в современной России [9. С. 208].
Впервые мысль о необходимости создания и практического осуществления механизмов реализации государственной молодежной политики высказана виднейшим отечественным исследователем советской, а затем и российской молодежи И.М. Ильинским в 1986 г.
В так называемый «перестроечный» период комсомол как фундаментальный инструментарий в сфере реализации государственной молодежной политики теряет свою значимость, что предопределяет необходимость разработки инновационных методик в работе с представителями молодого поколения и формирование нового внутриполитического курса с четко определенной ролью и значением в его рамках государственной молодежной политики.
К наиболее значительным достижениям в сфере реализации советской государственной молодежной политики, на наш взгляд, следует отнести принятие Верховным Советом СССР Закона от 16 апреля 1991 г. № 2114-1 «Об общих началах
государственной молодежной политики в СССР» и создание 30 июля 1991 г. Государственного комитета РСФСР по молодежной политике.
Последующие действенные меры в рамках государственной молодежной политики непосредственно происходят в современной России. На первоначальном этапе существования современного российского государства институциональная административно-управленческая система реализации государственной молодежной политики представлена в следующем виде.
В сентябре 1992 г. под юрисдикцией Правительства Российской Федерации создается Комитет по делам молодежи с утвержденным комплексом полномочий и штатной численности сотрудников. Не следует забывать специфичность внутриполитической обстановки в 1992-1993 гг., которая предопределялась тотальной конфронтацией президента России и Верховного Совета. В сложившейся ситуации того периода молодежь рассматривалась в качестве стратегического ресурса, способного активно влиять на проводимую государственную политику в различных областях общественной жизни. Именно поэтому каждая из противоборствующих сторон стремилась заручиться поддержкой молодежи [1. С. 24].
В подобных условиях зарождались организационно-концептуальные основы государственной молодежной политики, осуществилось ее фактическое отделение от государства с одновременным созданием Ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России». В этот же период разработан и принят ряд основополагающих нормативных правовых актов, призванных регламентировать реализацию ГМП. К таковым, в частности, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», Распоряжение Президента Российской Федерации от 24.06.1993 г. № 459-рп «О праздновании Дня молодежи» и др.
Учитывая сказанное, приходим к выводу, что период времени 1992-1993 гг. следует считать начальным рубежом оформления государственной молодежной политики. Принятие Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. создало благоприятные условия для дальнейшего реформирования молодежной политики российского государства.
В течение 1994 г. осуществлены очередные преобразования в институциональной системе управления государственной молодежной политики. В январе указанного года Комитет Российской Федерации по делам молодежи расформирован путем образования Комитета Российской Федерации по делам молодежи, физической культуре и туризму, а в мае ему вновь вернули прежнее название. В этом же году структурные преобразования в сфере управления государственной молодежной политики в России продолжились, в частности, в качестве основных институциональных субъектов управления молодежной политикой стали выступать — Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи и Совет по делам молодежи при Президенте Российской Федерации. Основной задачей Совета являлась необходимость информирования Президента Российской Федерации о проблемных аспектах в области государственной молодежной политики, а также о разработке и принятии необходимых мер, направленных на повышение эффективности практической реализации молодежной политики как важнейшей составляющей внутреннего политического курса российского государства [7; С. 268].
На Совет возлагались большие надежды, так как это был первый государственный орган в сфере молодежной политики в России, наделенный правом разработки и предложения Президенту Российской Федерации действенных мер, средств и механизмов реализации государственной молодежной политики. Совет не оправдал возлагаемых на него надежд и в силу различных объективных причин в 2000 г. был расформирован.
В последующем в четырехлетний период с 1995 по 1999 гг. созданы следующие структуры, отвечавшие за осуществление государственной молодежной политики:
— по настоятельной инициативе Совета по делам молодежи при Президенте Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по делам молодежи для разработки эффективных практик реализации государственной молодежной политики создан Национальный фонд молодежи. Национальный фонд молодежи прекратил свою деятельность из-за отсутствия финансирования;
— межведомственная комиссия по содействию творческому и научно-техническому развитию детей и молодежи Российской Федерации.
Институциональная структура управ -ления государственной молодежной политики в этот период времени модернизировалась следующим образом.
Изначально Комитет Российской Федерации по делам молодежи переименован в 1996 г. в Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, который упразднили в апреле 1998 г. Несмотря на это, в июне этого же года функции Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи были переданы в ведение Министерства труда и социального развития Российской Федерации с образованием в его структуре Департамента по делам молодежи и введением должности заместителя министра, который непосредственно отвечал за реализацию государственной молодежной политики. Поводом для подобных преобразований послужило обращение в мае 1998 г. депутатов нижней палаты российского парламента — Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к президенту России.
В сентябре 1998 г. вновь воссоздается Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, утверждается его организационная структура, аппарат, количество сотрудников, а также детализируются основные цели и задачи его деятельности. В 1999 г. происходит пре-
образование указанного Комитета в Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике.
В период 1995-1999 гг. приняты следующие ключевые для государственной молодежной политики документы:
— Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
— Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации»;
— Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».
Начало XXI столетия знаменуется продолжением государственного курса, который направлен на становление и развитие ГМП в современной России. В частности, в последующих 2002, 2003, 2004 гг. Государственный совет Российской Федерации так и не внес в повестку своей работы вопросы государственной молодежной политики. Единственным позитивным итогом рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по молодежной политике стала разработка проекта «Доктрина государственной молодежной политики Российской Федерации, которая должна была стать базовым документом в области молодежной политики российского государства на долгосрочный период. Однако проект Доктрины так и остался лишь проектом и не более того.
В качестве основополагающего документа в области молодежной политики в 2006 г. Правительством России утверждена «Стратегия государственной молодежной политики до 2016 г.». Следует отметить, что в ноябре 2014 г. Стратегия государственной молодежной политики до 2016 г.
утратила свою юридическую силу в связи с принятием Правительством Российской Федерации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г., которые определяют основные тренды развития российской государственной молодежной политики на среднесрочный период.
Указом президента России в 2004 г. в ходе формирования нового российского Правительства созданы: Министерство образования и науки РФ, включившее Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей.
Государственный комитет РФ по делам молодежи образован 24 сентября 2007 г., при этом в качестве самостоятельной государственной структуры ему удалось просуществовать недолго, так как 12 мая 2008 г. данный Комитет путем реорганизации приобрел статус Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).
В эти годы молодежной политике придавалось огромное значение, что подтверждали слова главенствующих субъектов политических процессов, например Президента Российской Федерации В.В. Путина, который в рамках первого заседания организационного комитета по проведению года молодежи в России 29 февраля 2009 г. заявил следующее: «Когда мы говорим о молодежной политике, то имеем в виду целый комплекс экономических, социальных вопросов, проблем демографии, науки, образования, жилищной политики... Те, кому сегодня 15, 20, 30 лет, в 40 лет станут главными действующими лицами в нашей стране по реализации планов и проектов развития Российской Федерации, укрепления гражданского общества и его институтов» [4].
Однако не только словами на тот период времени отмечалась важность и приоритетность государственной молодежной политики в России, именно тогда предприняты реальные практические шаги к формированию детально организованной системы молодежной политики, которая способна осуществить ее эффективную практическую реализацию. В частности, следует
привести в пример знаковые мероприятия для государственной молодежной политики российского государства в третьем тысячелетии: Год молодежи в России (2009); Год молодежи в СНГ (2009); Председательство России в Совете по делам молодежи государств — участников СНГ (2010); Молодежный образовательный форум (лагерь) «Селигер» (2005-2014) и многие другие [8. С. 284].
В мае 2012 г. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации реорганизовано в Министерство спорта РФ, при этом функции реорганизуемого министерства в сфере реализации государственной молодежной политики были вменены Министерству образования и науки Российской Федерации, для осуществления которых в организационной структуре Минобрнауки создан Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.
Мировая практика последних десятилетий показывает, что политико-экономических успехов добиваются исключительно государства, уделяющие приоритетное внимание молодому поколению и молодежной политике как основной из важнейших составляющих общего внутриполитического курса конкретного государства. Необходимо отметить, что в политику пришло новое поколение, которое либо не знало прежних лидеров, либо не принимает их, т.к. усвоило иные ценности. Кроме того, само общество, его социальная структура сильно изменились за последнее время, что создает новую оптику восприятия [10; С. 186]. Именно новое восприятие молодым поколением российской политической действительности, активное участие молодежи в политических процессах и будет служить предопределяющим фактором эффективной реализации государственной молодежной политики на долгосрочную перспективу развития нашего государства.
Учитывая сказанное, необходимо отметить, что объективно выделяются две основные проблемы в сфере реализации государственной молодежной политики российского государства.
Во-первых, отсутствие Федерального закона о государственной молодежной политике, который закрепил бы понятие «молодежная политика», основные цели, задачи, механизмы реализации, а также административно-управленческую систему органов, ответственных за ее осуществление. При этом следует отметить, что в странах СНГ, кроме России и Армении, имеются базовые законы в сфере государственной молодежной политики. В Азербайджане, Казахстане и Туркмении действуют законы «О государственной молодежной политике», в Киргизии, Белоруссии и Узбекистане — «Об основах государственной молодежной политики», в Молдавии — «О молодежи», Таджикистане — «О молодежи и государственной молодежной политике», Украине — «О содействии социальному становлению и развитию молодежи». В ряде стран созданы государственные органы по делам молодежи, приняты национальные программы [3. С. 10].
Во-вторых, отсутствие профильного министерства, которое занималось бы исключительно проблемами молодежи как стратегического ресурса инновационного развития России и вобрало бы в себя всю необходимую совокупность правомочий и компетенций, находящихся в ведении достаточно большого количества органов исполнительной власти Российской Федерации.
Важнейшим индикатором курса реализуемой молодежной политики в Российской Федерации выступает сама молодежь. Согласно опросу российской молодежи, данные которого официально опубликованы в Справке к заседанию коллегии Минобрнау-ки России 18 июня 2013 г. «О мерах совершенствования реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации», реализацию государственной молодежной политики ощущают непосредственно на себе 7...8 % представителей молодого поколения. Около двух третей от общего количества молодых людей в России утвердительно отвечают, что никакой целенаправленной государственной молодежной политики в нашем государстве нет; 15 %
молодежи, согласно экспертным оценкам, положительно оценивают эту политику, а 42 % заявляют, что в России в интересах молодежи «что-то делается, но это мало заметно» [5. С. 6].
На основании сказанного приходим к выводу о том, что государственная молодежная политика в Российской Федерации представляет собой структурированную совокупность мер юридического, административно-управленческого, экономико-финансового, научно-информационного, кадрового характера для разработки необходимых фундаментальных основ самореализации и саморазвития молодежи, целенаправленной поддержки молодежных инноваций и молодежных общественных организаций [6. С. 538].
В современных условиях именно государственная молодежная политика призвана стать одним из важнейших эле-
Список литературы
1. Билим Н.Н. Историография государственной молодежной политики СССР и ее реализации на Дальнем Востоке в 1922-1941 гг. (постсоветский период)// История государства и права, 2012. №18. С. 24.
2. Елишев С.О. Формирование ценностных ориентаций современной молодежи посредством государственной молодежной политики// Государственная власть и местное самоуправление, 2010. № 9. С. 5.
3. Певцова Е.А. Из истории развития законодательства о правах молодежи в России // История государства и права. 2007. № 20. С. 10.
4. Путин В.В. Речь Президента Российской Федерации на Первом заседании организационного комитета по проведению года молодежи в России 19 февраля 2009 г. — Официальный сайт Президента Российской Федерации Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/transcripts/4834 (дата обращения 21.09.2015).
5. Самохвалов Н.А. Реализация государственной молодежной политики как элемент модернизации российской государственности на современном этапе / / Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 7. С. 6.
ментов формирования конкурентоспособности российского государства в условиях трансформации мирового политического, геоэкономического и геокультурного ландшафта в начале XXI столетия. Молодежная политика может быть полноценно осмыслена и реализована лишь в рамках полноценного стратегического планирования национального развития, основываться на единении основополагающих целей, задач и направлений, взаимодействии основных субъектов молодежной политики [2. С. 5]
От решения обозначенных нами проблем во многом будет зависеть будущее России, поскольку в XXI в. неоспоримые преимущества будут иметь государства, которые создадут эффективную систему государственной молодежной политики, что позволит использовать огромный потенциал, заложенный в молодежи на благо развития страны.
_List of literature
1. Bilim N.N. Istoriya gosudarstva i prava (History of State and Law), 2012, no. 18, p. 24.
2. Elishev S.O. Gosudarstvennaya vlast i mest-noe samoupravlenie (Government and local self-government), 2010, no. 9, p. 5.
3. Pevtsova E.A. Istoriya gosudarstva i prava (History of state and law), 2007, no. 20, p. 10.
4. Putin V.V. Rech Prezidenta Rossiyskoy Federatsii na Pervom zasedanii organizatsionnogo komiteta po provedeniyu goda molodezhi v Rossii 19 fevralya 2009 g. (Speech of the President of the Russian Federation at the first meeting of the organizing committee for the Year of Youth in Russia on February 19, 2009): Official site of the President of the Russian Federation Available at: http://www.kremlin.ru/tran-scripts/4834 (accessed 09.21.2015).
5. Samokhvalov N.A. Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie (Government and local self-government), 2015, no. 7, p. 6.
6. Самохвалов H.A. Попытка концептуального осмысления государственной молодежной политики в Российской Федерации: проблемы и пути решения / / European Social Science Journal. 2014. № 9. Т. 1. С. 538.
7. Титов В.В., Бушуев В.В., Самохвалов H.A. Историческая политика в государствах бывшего СССР: попытка концептуального осмысления / / Социально-гуманитарные знания. 2015. № 2. С. 268.
8. Титов В.В., Самохвалов H.A., Бушуев В.В. Роль интернета в формировании социально-политической идентичности российской молодежи (по материалам онлайн-исследований 2013-2014 гг.). В кн.: социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (ISC-14) материалы Третьей Международной научно-практической конференции, 2014. С. 284.
9. Федин С.А. Стратегия развития государственной молодежной политики: региональный аспект // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2007. Т. 1. № 3. С. 208.
10. Шестопал Е.Б., Нестерова С.В., Букрее-ва О.В., Смулькина Н.В., Затонских А.В., Титов В.В. Образ кандидатов в президенты 2012 в массовом сознании // Власть. 2012. № 3. С. 186.
Коротко об авторе _
Самохвалов H.A., аспирант, преподаватель каф. «Гражданское право», Московский педагогический государственный университет, Балаковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Балаково, Россия nikolai- samohvalov@yandex. ru
Научные интересы: политические процессы, институты, технологии, правовые аспекты государственного управления
6. Samokhvalov N.A. European Social Science Journal (European Social Science Journal), 2014, no. 9, t. 1, p. 538.
7. Titov V.V., Bushuyev V.V., Samokhvalov N.A. Sotsialno-gumanitarnye znaniya (Socially-humanitarian knowledge), 2015, no. 2, p. 268.
8. Titov V.V., Samokhvalov N.A., Bushuyev V.V. Rol interneta v formirovanii sotsialno-politicheskoy identichnosti rossiyskoy molodezhi (po materialam onlain-issledovaniy 2013-2014 gg.) (The role of the Internet in shaping the socio-political identity of Russia's young people (based on online research 2013-2014.)): In the book: Social Computing: fundamentals, technology development, social and humanitarian effects of (ISC-14) Proceedings of the Third International Scientific and Practical Conference, 2014. 284 p.
9. Fedin S.A. Vestnik Saratovskogo gosudarst-vennogo tehnicheskogo universiteta (Bulletin of the Saratov State Technical University), 2007, vol. 1, no. 3, p. 208.
10. Shestopal E.B., Nesterova S.V., Bukree-va O.V., Smulkina N.V., Zatonskih A.V., Titov V.V. Vlast (Power), 2012, no. 3, p. 186.
_ Briefly about the author
N. Samokhvalov, postgraduate, lecturer, Political Law department, Moscow Pedagogical State University, Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Balakovo, Russia
Scientific interests: political processes, institutions, technology, legal aspects of governance