Научная статья на тему 'Правовые основы понятия пожарного риска, этапы разработки и утверждения нормативно-правовой базы необходимой для применения данного понятия'

Правовые основы понятия пожарного риска, этапы разработки и утверждения нормативно-правовой базы необходимой для применения данного понятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дымова Н.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы понятия пожарного риска, этапы разработки и утверждения нормативно-правовой базы необходимой для применения данного понятия»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПОЖАРНОГО РИСКА, ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОГО ПОНЯТИЯ

Дымова Н. Я.,

Главное управление МЧС России по Воронежской области, г. Воронеж

На современном этапе развития страны, в связи с необходимостью модернизации экономики, снятия излишних административных барьеров в развитии предпринимательской деятельности, привлечения иностранных инвестиций происходит реформирование нормативно-правовой базы, связанной с техническим регулированием различных аспектов деятельности общества и государства, в том числе и по вопросам пожарной безопасности.

Центральное место в указанном реформировании системы явилось принятие Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который вступил в действие с 1 июля 2003 года. Принятие данного Закона было вызвано необходимостью перехода от старого технико-экономического уклада хозяйственной системы России к новому системному подходу управления российской экономики и технического регулирования, а также необходимостью выполнить в полном объеме требования соглашений по техническим барьерам в торговле в ВТО и снятия этих барьеров. Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

Главная цель технического регулирования - принятие технических регламентов, которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

При разработке технических регламентов в качестве базовой основы взята европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального 2-х уровневого подхода (двухуровневая модель).

Первый уровень - это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукцию. Второй уровень - стандарты, содержащие требования добровольного применения. По модели, принятой в Европе и называемой принципами Нового подхода, в технических регламентах формулируются только существенные требования, то есть такие, которые определяют минимально необходимый уровень безопасности. Конкретные же показатели, заложенные в технических регламентах, включаются в добровольные стандарты. Поскольку стандарты добровольны для применения, то собственник сам выбирает, хочет он их использовать или не хочет, нужны они

ему или не нужны. Согласно статье 11 Закона №184 «Цель стандартизации» стандарты должны способствовать соблюдению техрегламентов.

В развитие рассмотренной системы и в целях модернизации законодательства о пожарной безопасности приняты и в настоящее время действуют "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Основное принципиально важное положение Технического регламента -это порядок применения статьи 6 "Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности", в соответствии с которой:

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента.

Неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов, так как зачастую, на практике, выполнить в полном объеме все требования, изложенные в множестве нормативных документов бывает нецелесообразно, а иногда и просто невозможно.

Технический регламент содержит ряд статей, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения, к системам пожарной сигнализации, системам пожаротушения и т.д.

Все эти статьи приводят конечные параметры упомянутых систем. То есть то, что должно обеспечивать эти системы. А способы достижения этих параметров собственник может выбрать самостоятельно и доказать это с помощью проведённого расчёта риска. Это принципиально важное положение. Таким образом, государство уходит от жёсткого нормирования конкретных технических решений. Собственник вправе рисковать своим имуществом, не выполняя, какие либо требования норм добровольного применения, если доказано отсутствие угрозы жизни и здоровья людей. Т.е. проведенным расчетом установлено, что даже в самой неблагоприятной ситуации люди смогут покинут объект, до наступления критической стадии пожара, когда эвакуационные пути и выходы уже заблокированы.

К примеру, если по условиям эксплуатации на каком-либо объекте находится ограниченное количество людей и они находятся в непосредственной близости от эвакуационных выходов, и технология не предусматривает быстрого развития и распространения пожара, то проведя расчет пожарного риска, доказав отсутствие угрозы людям, можно отказаться от предусмотренного нормами применения дорогостоящих строительных конструкций с большими пределами огнестойкости, сложных серьезных систем противопожарной защиты и т.п. мероприятий, тем самым снизив издержки на строительство и эксплуатацию объекта, повысив прибыльность предприятия и в конечном итоги повысив конкурентоспособность.

Одновременно с изменениями внесенными в нормативную базу, содержащую требования пожарной безопасности, происходит реформирование и работы органов государственного пожарного надзора.

Сейчас в нашей стране разработаны, утверждены и работают методики расчета величины пожарного риска, как для жилых и общественных, так и для производственных объектов, которые включают в себя прежде всего математическое моделирования процессов возникновения и развития пожара и эвакуации людей. Под эту проблему разработаны и опробировано несколько соответствующих программных средств.

Еще одним важнейшим направлением в применении математического моделирования пожаров является определения пожарных рисков при проектировании и строительстве зданий.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

2. ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования»

3. Приказ МЧС России №382 от 30.06.2009 г. «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»

4. Приказ МЧС РФ от 30 ноября 2016 г. N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.