Научная статья на тему 'Правовые основы охраны труда, их дальнейшая разработка и изучение'

Правовые основы охраны труда, их дальнейшая разработка и изучение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА / TRAINING ON LABOR PROTECTION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / PEDAGOGICAL STAFF / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА / LEGAL BASIS OF LABOUR PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солдунова Людмила Юрьевна, Солдунов Андрей Владимирович

Дан анализ правовых основ обучения педагогических работников по охране труда. Проведено ретроспективное исследование развития правовых основ охраны труда. Произведена оценка достоинств и недостатков принятых правовых норм. Предложены пути их дальнейшего развития.The article is devoted to analysis of legal basics of training pedagogical staff on labor protection. There is a retrospective research of the development of a legal framework for the protection of labour, evaluated the advantages and disadvantages of the adopted rules of law are justified proposals for their further development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы охраны труда, их дальнейшая разработка и изучение»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.02.P.30 УДК 349.23/24

Л. Ю. Солдунова,

Саратовский областной институт развития образования А. В. Солдунов,

Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Правовые основы охраны труда, их дальнейшая разработка и изучение

Саратовский областной институт развития образования

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны проходить обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда [7].

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) положил начало трудовому законодательству рыночной экономики, учитывающему интересы работодателей, в том числе малого бизнеса. Этим он отличается от ранее действовавшего Кодекса законов о труде, ориентированного на плановую экономику при наличии единого работодателя -

© Солдунова Л. Ю., Солдунов А. В., 2018

государства и крупных промышленных предприятий [4]. В ныне действующий Трудовой кодекс практически полностью перешли положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [5], отмененного в 2006 году.

За последние шестнадцать лет в Трудовой кодекс было внесено почти сто изменений, многие из которых касаются вопросов охраны труда. Наиболее масштабные из них были введены в 2006 и 2013 годах.

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ [8]:

дано правовое определение государственной экспертизы условий труда как оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда, определены виды данной экспертизы, федеральные и региональные органы исполнительной власти, на которые возложено проведение государственной экспертизы условий труда, права и обязанности государственных экспертов; вдвое снижен порог численности работников для создания службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда - со 100 до 50 человек, а также введена обязательная аккредитация для организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

законодательно закреплено, что порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (данная правовая норма реализована в Положении о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденном

ЛЮДМИЛА

ЮРЬЕВНА

СОЛДУНОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием Саратовского областного института развития образования. Сфера научных интересов: трудовое законодательство, охрана труда, педагогика, педагогическая антропология, андрогогика. Автор более 30 опубликованных научных работ

АНДРЕИ

ВЛАДИМИРОВИЧ

СОЛДУНОВ

кандидат философских наук, доцент кафедры частного права и экологической безопасности Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Сфера научных интересов: трудовое законодательство, охрана труда, философия права. Автор более 20 опубликованных научных работ

Дан анализ правовых основ обучения педагогических работников по охране труда. Проведено ретроспективное исследование развития правовых основ охраны труда. Произведена оценка достоинств и недостатков принятых правовых норм. Предложены пути их дальнейшего развития.

Ключевые слова: обучение по охране труда, педагогические работники, правовые основы охраны труда.

The article is devoted to analysis of legal basics of training pedagogical staff on labor protection. There is a retrospective research of the development of a legal framework for the protection of labour, evaluated the advantages and disadvantages of the adopted rules of law are justified proposals for their further development.

Key words: training on labor protection, pedagogical staff, legal basis of labour protection.

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 [1]); - уточнены полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти по государственному управлению охраной труда, разрешена передача отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Также установлены минимальные значения гарантий и компенсаций работающим во вредных условиях труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).

Вместе с тем набор предоставляемых минимальных значений гарантий и компенсаций (повышенная оплата труда, сокращенный рабочий день и дополнительный оплачиваемый отпуск) не был связан с классом (подклассом) условий труда. Другими словами, для всех подклассов вредных условий труда (3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) и опасных условий труда устанавливался одинаковый набор минимальных значений гарантий и компенсаций.

Вкупе с отмененным в 2014 году постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870 это привело к путанице и правовым коллизиям при определении гарантий и компенсаций работающим во вредных условиях труда в 2012 и 2013 годах, согласно которым шахтер или металлург с классом условий 3.4 и офисный работник с классом условий труда 3.1 (повышенная пульсация освещенности) получали одинаковые гарантии и компенсации. Соответственно, это также приводило к необоснованно завышенным затратам работодателей и недовольству работников.

В связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [6] (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ) в Трудовой кодекс были внесены изменения, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ [9] (далее - Федеральный закон № 421-ФЗ) и направленные на: - приведение положений Трудового кодекса в соответствие с положениями Федерального закона № 426-ФЗ, а также с пенсионным законодательством (в части

положений о досрочных пенсиях в связи с вредными условиями труда);

- урегулирование гарантий и компенсаций работникам в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на установление зависимости набора минимальных значений гарантий и компенсаций от класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

- ужесточение административной и уголовной ответственности работодателей и должностных лиц за нарушение требований законодательства об охране труда, в том числе за допуск к работе работников, не прошедших обучение по охране труда, предварительный и периодический медицинские осмотры, психиатрическое освидетельствование, не обеспеченных средствами индивидуальной защиты; за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, при одновременном введении нового вида административного наказания - предупреждения за незначительные нарушения законодательства об охране труда;

- введено понятие системы управления охраной труда как комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н [3], зарегистрировано в Минюсте России 13 октября 2016 г. № 44037). Важнейшей инновацией Федерального закона № 421-ФЗ явилось введение прямого экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда путем установления зависимости размера дополнительного пенсионного взноса от класса (подкласса) условий труда (чем вреднее класс/под-

класс условий труда, тем больше размер дополнительного пенсионного взноса).

Изменения в Трудовой кодекс, внесенные Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и № 421-ФЗ, ознаменовали новый, более высокий этап развития законодательства об охране труда.

Вместе с тем практика их правового применения выявила ряд существенных проблем.

Поскольку специальная оценка условий труда носит гигиенический характер, отнесение условий труда на рабочем месте по результатам оценки к классам/подклассам условий труда обусловлено отношением измеренных значений вредных производственных факторов к предельно допустимым концентрациям/уровням данных факторов. Даже отнесение условий труда на рабочем месте к опасным условиям означает лишь то, что концентрация или уровень вредного производственного фактора на рабочем месте опасны для здоровья работника. Например, опасная концентрация пыли, относящейся к аэрозолям преимущественно фиброгенного действия, приводит к силикозу легких, а опасный уровень ионизирующего излучения - к лучевой болезни. При этом никак не оценивается

степень травмоопасности рабочего места, поскольку в Российской Федерации не существует методики ее оценки. Данная правовая коллизия привела к путанице понятия «опасные условия труда» с точки зрения гигиенической оценки и с точки зрения травмоопасности.

Вследствие указанной правовой коллизии, а также с целью повышения гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда ряд федеральных органов исполнительной власти и общероссийских объединений инициировал принятие особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах подведомственных им видов экономической деятельности, специфика которых состоит в их травмоопасности (работников скорой и неотложной помощи, психиатров, водолазов, отдельных профессий работников культуры).

Кроме того, Федеральный закон № 421-ФЗ не решил ряд других проблемных вопросов охраны труда, предусмотренных в Трудовом кодексе. В связи с этим мы полагаем необходимым внесение в Трудовой кодекс некоторых изменений.

Во-первых, следует уточнить определение профессионального риска в статье 209 Трудового ко-

Повышение квалификации педагогических работников по охране труда

декса таким образом, чтобы оно учитывало как вероятность получения работником профессионального заболевания, так и вероятность травмирования работников на данном рабочем месте. В связи с этим важно предусмотреть обязанность работодателей по оценке профессионального риска и принять методику его оценки.

В зависимости от степени вероятности причинения вреда здоровью работника профессиональные риски должны подразделяться [3]:

1) на допустимые - требующие лишь постоянного контроля за источником (источниками) профессиональных рисков;

2) прогнозируемые - требующие принятия мер по снижению профессионального риска;

3) недопустимые - требующие прекращения любого вида производственной деятельности и принятия незамедлительных мер по снижению профессионального риска.

Во-вторых, необходимо установить единый порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, чтобы эти расследования не наталкивались на сложный конгломерат из статей 227-231 Трудового кодекса и положений об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях [2].

Специалистам по охране труда известно понятие пирамиды безопасности или пирамиды происшествий, предложенной Хайнрихом. Существуют ее различные варианты. Мы будем иметь в виду пирамиду происшествий, предложенную Франком Бёрдом (рис. 1).

В основании такой пирамиды лежат опасные действия работников, которые могут привести к травме. Следующий уровень пирамиды -микротравмы, требующие только оказания первой помощи и не приводящие к утрате профессиональной трудоспособности. Далее -регистрируемые легкие травмы с временной утратой трудоспособ-

ности. Потом идут тяжелые травмы, и вверху пирамиды - смертельные травмы.

Пирамида происшествий наглядно показывает, что снижение опасных действий работников, микротравм приведет к снижению легких, тяжелых и смертельных травм.

Поскольку опасные действия работников сложно выявить напрямую, необходимо предусмотреть в Трудовом кодексе фиксацию, расследование и регистрацию микротравм. По результатам расследования микротравм будут выявляться

ЛИТЕРАТУРА

1. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 // Собр. законодательства Российской Федерации от 10 января 2011 г. № 2. Ст. 342.

2. Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2002 г. № 3999 // Российская газета. 18 декабря. 2002. № 237.

3. Типовое положение о системе управления охраной труда, утверждено приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н, зарегистрировано в Минюсте России 13 октября 2016 г. № 44037 // Российская газета. 2 ноября. 2016 г. № 248.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // Российская газета. 31 декабря. 2001. № 256.

5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // Российская газета. 24 июля. 1999. № 143.

6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Российская газета. 30 декабря. 2013. № 295.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 31 декабря. 2012. № 303.

8. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета. 7 июля. 2006. № 27.

9. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда"» от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ // Российская газета. 30 декабря. 2013. № 296.

LITERATURA

1. Ро1^1пете о razrabotke, и^егеЬ^епи i izmenenii пота^пуИ pravovyh акдо, soderzhashchih gosudarstvennye пота^пуе иеЬс^атуа оЬшапу иис1а, и^егеЬ^епо рс^апс^етет Р^^е.^а Rossijskoj Federacii с^ 27 с1екаЬгуа 2010 д. № 1160 // БоЬг. zakonodateL'stva Rossijskoj Federacii о: 10 yanvarya 2011 д. № 2. Б:. 342.

2. PostanovLenie Мтйг^а Rossii о: 24 о1к:уаЬгуа 2002 д. № 73 «ОЬ и^егаИСегш Аопт Сокитеп1:оу, пеоЬИо^туИ С1уа гassLedovaniya i исИе1а neschastnyh sLuchaev па proizvodstve, i ро^Иетуа оЬ osobennostyah rassLedovaniya neschastnyh sLuchaev па pгoizvodstve v йсИ'пуИ о1^1уа1п i отдаЫЕаауа!':», zaгegistгiгovano v Minyuste Rossii 5 СекаЬтуа 2002 д. № 3999 // Rossijskaya gazeta. 18 СекаЬ^а. 2002. № 237.

3. Tipovoe ро^Иете о sisteme ир^1еЫуа о^апо]' ииСа, и^е^ИСепо pгikazom Мт^иСа Rossii о1 19 avgusta 2016 д. № 438п, zaregistrirovano v Minyuste Rossii 13 оЙуаЬ^а 2016 д. № 44037 // Rossijskaya gazeta. 2 поуаЬ^а. 2016 д. № 248.

4. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii о1 30 СекаЬ^а 2001. № 197^ // Rossijskaya gazeta. 31 СекаЬ^а. 2001. № 256.

5. FederaL'nyj zakon о1 17 iyuLya 1999 д. № 181-FZ «ОЬ osnovah ohrany truda v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 24 iyulya. 1999. № 143.

6. FederaL'nyj zakon о1 28 dekabrya 2013 д. № 426-FZ «О speciaL'noj осепке usLovij truda» // Rossijskaya gazeta. 30 dekaЬrya. 2013. № 295.

7. Federal'nyj zakon о1 29 dekabrya 2012 д. № 273-FZ «ОЬ obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 31 dekaЬrya. 2012. № 303.

8. Federal'nyj zakon о1 30 iyunya 2006 д. № «О vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii, priznanii пе dejstvuyushchimi па territorii Rossijskoj Federacii nekotoryh normativnyh pravovyh aktov SSSR i utrativshimi silu nekotoryh zakonodateL'nyh aktov (poLozhenij zakonodatel'nyh aktov) Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 7 iyuLya. 2006. № 27.

9. Federal'nyj zakon «О vnesenii izmenenij v otdeL'nye zakonodatel'nye ак:у Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem FederaL'nogo zakona „О speciaL'noj осепке usLovij truda"» о1 28 dekaЬrya 2013 д. № 421^ // Rossijskaya gazeta. 30 dekabrya. 2013. № 296.

опасные действия работников, которые привели к ним, и приниматься меры по исключению таких действий в дальнейшем.

В заключение отметим, что реализация предложенных в данной работе инноваций позволит исключить имеющиеся в Трудовом кодексе недостатки в деле охраны труда. В свою очередь, это будет способствовать более глубокому изучению и, что еще более важно, повседневному соблюдению норм охраны труда педагогическими работниками.

Рис. 1. Пирамида происшествий Ф. Бёрда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.