Научная статья на тему 'Система управления охраной труда в высшем учебном заведении'

Система управления охраной труда в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
585
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / СИСТЕМА / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Феоктистова Оксана Геннадьевна, Феоктистова Тамара Герасимовна

В статье рассматривается система управления охраной труда. С внедрением интегрированной системы менеджмента повышается конкурентоспособность продукции и организации, эффективность ее деятельности, а также достигается синергический эффект и обеспечивается экономия всех видов ресурсов. Разработаны задачи и методы управления охраной труда на предприятиях, в том числе и в учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Феоктистова Оксана Геннадьевна, Феоктистова Тамара Герасимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control system of labour safety measures in the higher educational institution

The article examines a system of labour safety measures control. With the introduction of the integrated system of management the competitive ability of production and organization, the effectiveness of its activity rise, and sinnergicheskiy effect is also reached and the savings of all forms of resources are ensured. Objectives and methods of control system of labour safety measures in enterprises are developed, including in the educational institutions.

Текст научной работы на тему «Система управления охраной труда в высшем учебном заведении»

2015

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 218

УДК 629.735

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

О.Г. ФЕОКТИСТОВА, Т.Г. ФЕОКТИСТОВА

В статье рассматривается система управления охраной труда. С внедрением интегрированной системы менеджмента повышается конкурентоспособность продукции и организации, эффективность ее деятельности, а также достигается синергический эффект и обеспечивается экономия всех видов ресурсов. Разработаны задачи и методы управления охраной труда на предприятиях, в том числе и в учебных заведениях.

Ключевые слова: охрана труда, система, учебное заведение, опасные и вредные факторы.

Одним из важнейших факторов достойной жизни и развития человека является система безопасности жизни и здоровья работников.

Отдельные работодатели полагают, что если организуемое ими производство не является опасным и вредным, то требования по охране труда не должны являться важными и приоритетными направлениями. Однако, несмотря на это, обеспечивать своим сотрудникам здоровые и безопасные условия работы должен каждый без исключения работодатель, так как охрана труда - это в первую очередь обязанность работодателя, закрепленная в ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ). Работодателю необходимо учитывать, что выполнение данной обязанности не должно носить разового характера, ибо охрана труда предусматривает систематическое проведение целого ряда мероприятий.

Создание приемлемых условий для охраны и поддержания здоровья студентов (курсантов) и преподавателей относится к ответственности учебного заведения.

Руководство системой управления охраной труда возлагается на ректора (проректора) учебного заведения. Руководитель учебного заведения (на основе нормативных документов) организует разработку, утверждает, вводит в действие локальные нормативные акты по охране труда - положения, правила, инструкции и т.д., обеспечивает контроль за их надлежащим исполнением в процессе деятельности, в необходимых случаях - издает приказы (распоряжения) по отдельным направлениям охраны труда.

Для определения мероприятий по охране труда ректором (проректором) образовательного учреждения формируется локальная (корпоративная) система охраны труда.

Государственный надзор за соблюдением выполнения правил охраны труда возлагается на государственные органы, соответствующие положениям конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией.

Огромная роль в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда принадлежит Министерству труда и социальной защиты России и Министерству здравоохранения России. Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 211 ТК РФ). В соответствии с данной нормой принято Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160. Согласно п. 2 этого Положения государственные требования охраны труда содержатся в следующих нормативных правовых актах:

- стандартах безопасности труда. Они регламентируют осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда (ч. 13 ст. 209 ТК РФ);

- правилах и типовых инструкциях по охране труда;

- государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах.

В системе управления охраной труда принимают участие все работники учебного заведения, согласно рекомендациям Международной организации труда. Для этого в должностных инструкциях работников вводятся обязанности по охране труда.

Требования охраны труда, обязательные для работников, как правило, содержатся в правилах внутреннего трудового распорядка и инструкциях по технике безопасности и по охране труда. Инструкции разрабатываются на основании законов и нормативных актов, в том числе межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, с учетом условий труда, характерных для соответствующих должностей и наличия опасных и вредных производственных факторов. Инструкции, разработанные в организации, должны быть согласованы с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным уполномоченным органом работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, и утверждены работодателем.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий, созданная для сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

По мнению законодателя, мероприятия по сохранению здоровья и жизни работников являются основой института охраны труда. Раскрытие содержания этих мероприятий не очень удачное. В законе приводится открытый перечень мероприятий и не определяется содержание взаимосвязи характера влияния данных мероприятий на систему управления охраной труда.

В ст. 209 ТК РФ приводится ссылка на связь перечисляемых в ней мероприятий с содержанием технологического процесса труда.

Технологический процесс - это основа любой деятельности, в том числе и наемного труда. Это осознанная деятельность, заключающаяся в виде определенной системы трудовых действий, операций, объединенных технологической последовательностью. Руководитель предприятия предлагает работнику последовательность выполнения трудовых операций, их содержание, результат, который достигается при участии и под контролем исполнителя.

Работодатель разрабатывает систему норм и соответственно локальных нормативных правовых актов по охране труда применительно к тем технологическим процессам, которые им используются в его организации.

Охрана труда - это не суммативное объединение ряда мероприятий по сохранению жизни и здоровья наемных работников, а их система. Эта система обусловлена необходимостью обеспечить охрану труда работника на всем протяжении ведения технологического процесса.

Только система способна создать необходимые условия для безопасного труда. Именно система поможет нейтрализовать, минимизировать надлежащим образом вредности и опасности, исходящие от технологического процесса. Такая система не может быть отвлеченным, абстрактным построением работодателя. Она всегда конкретна, поскольку преследует определенные цели, связанные с нейтрализацией опасностей, вредностей используемого работодателем техпроцесса. В силу этого в локальных нормативных правовых актах правила, процедуры и критерии сохранения жизни и здоровья наемных работников (ст. 211 ТК РФ) формулируются с учетом вредностей и опасностей конкретного технологического процесса, финансовых и иных возможностей работодателя.

Деятельность по управлению охраной труда в системе образования направлена на:

- обеспечение выполнения требований законодательных, нормативных правовых актов по созданию здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса;

- организацию и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости среди работающих;

92

О.Г. Феоктистова, Т.Г. Феоктистова

- предотвращение несчастных случаев с обучающимися во время проведения образовательного процесса;

- соблюдение требований нормативных документов по радиационной и пожарной безопасности, защите окружающей среды и действиям в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и сооружений, используемых в образовательном процессе, оборудования, приборов и технических средств обучения;

- охрану и укрепление здоровья работающих, обучающихся, организацию их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения, организованного отдыха;

- создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, включающей дошкольное, все виды общего, начальное профессиональное, среднее и высшее педагогическое образование, систему переподготовки и повышения квалификации кадров.

Как упоминалось выше, одной из важнейших задач системы управления охраной труда является сохранение жизни и здоровья студентов (курсантов) и преподавателей.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя несколько видов мер, направленных в основном на профилактику возникновения заболеваний среди обучающихся. Профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 [3] закрепляет направления в обеспечении охраны здоровья обучающихся.

Реализация указанной меры обеспечивается путем решения следующих задач:

- внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с подростками и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

- внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ;

- повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также доведение стандартов этой работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, и потребностям современного общества;

- повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования работы по профилактике употребления психоактивных веществ, обеспечения защиты прав и интересов детей;

- повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ;

- обучение родителей (законных представителей) подростков современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, а также способствующих созданию в семье здоровой жизненной ситуации;

- формирование у родителей (законных представителей) подростков практических навыков по созданию в семье здоровой и безопасной среды для ребенка;

- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Целью управленческой деятельности является обеспечение оптимальной работы всего учебного заведения, перевод каждой из подсистем на более высокий уровень развития. Необходимо получить лучший результат с наименьшими затратами сил, времени и средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедев В. Понятие охраны труда // Вопросы трудового права. 2012. № 8. С. 67-72.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. 31.12.2012. № 303.

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Российская газета. 23.11.2011. № 263.

CONTROL SYSTEM OF LABOUR SAFETY MEASURES IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Feoktistova O.G., Feoktistova T.G.

The article examines a system of labour safety measures control. With the introduction of the integrated system of management the competitive ability of production and organization, the effectiveness of its activity rise, and sinner-gicheskiy effect is also reached and the savings of all forms of resources are ensured. Objectives and methods of control system of labour safety measures in enterprises are developed, including in the educational institutions.

Keywords: labour safety measures, system, educational institution, the dangerous and harmful factors.

REFERENCES

1. Lebedev V. Ponjatie ohrany truda. Voprosy trudovogo prava. 2012. № 8. Рр. 67-72. (In Russian).

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. ot 31.12.2014). Rossijskajagazeta. 31.12.2012. № 303. (In Russian).

3. Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 g. № 323-FZ (red. ot 01.12.2014). Rossijskaja gazeta. 23.11.2011. № 263. (In Russian).

Сведения об авторах

Феоктистова Оксана Геннадьевна, окончила МИИГА (1988), доктор технических наук, академик Академии авиации и воздухоплавания, профессор кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - инженерная экология, экологическая безопасность технологических процессов ремонта АТ, математическое моделирование в экологии, экологические последствия аварий (катастроф), производственная безопасность.

Феоктистова Тамара Герасимовна, окончила КИИГА (1967), доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор более 70 научных работ, область научных интересов - безопасность жизнедеятельности, инженерная экология, экологическая безопасность технологических процессов ремонта АТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.