УДК 550.8:331.45
© В.М.Алексеев, Е.Г.Фаррахов, И.Ф.Вольфсон, 2017
| Организация охраны труда на предприятиях геологической отрасли
В.М.АЛЕКСЕЕВ, Е.Г.ФАРРАХОВ, И.Ф.ВОЛЬФСОН (Российское геологическое общество (РОСГЕО); 115191, г. Москва, 2-я Рощинская ул., д. 10).
Рассмотрены организация охраны труда на предприятиях геологической отрасли, формирование структуры и численно-квалификационного состава служб охраны труда. Осуществлен анализ системы управления и регламентов в сфере охраны труда, а также финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на геологических предприятиях. Ключевые слова: охрана труда, геологическая отрасль, служба, руководители, специалисты, техносферная безопасность, система управления охраной труда (СУОТ), финансирование.
Алексеев Виктор Михайлович ^г!^. avmgeo@yandex.ru
Фаррахов Евгений Гатович rosgeo@yandex.ru
Вольфсон Иосиф Файтелевич ^ ^ rosgeo@yandex.ru
| Work organization at the enterprises of geological sector
V.M.ALEXEYEV, E.G.FARRAKHOV, I.F.VOLFSON
Work organization as well as formation of the structure and crew size and qualification of the staff of labour safety management are considered in the paper. The analysis is performed of the system of management and regulations in the field of labor safety as well as financing of the measures for improvement of working conditions and labor safety at the enterprises of geological sector. Key words: labor safety, geological sector, service, management, specialists, technological safety, Labour Safety Management System (LSMS), financing.
Процесс становления хозяйственного механизма, обеспечивающего эффективное, динамичное и устойчивое развитие отраслей экономики, требует его подкрепления соответствующей социально-трудовой политикой, в том числе в области охраны и безопасности труда работников.
Для геологической отрасли состояние охраны и безопасности труда работников имеет особое значение в силу специфики и сложности организации труда геологического персонала, а также экстремальности условий проведения полевых геологоразведочных работ. Это в полной мере подтверждается результами работы Российского геологического общества (РОСГЕО) по Государственному контракту с Минприроды России «Научные исследования в области использования трудовых ресурсов в геологической отрасли за период 2013-2015 гг. и разработка научно обоснованных предложений по подготовке требований к охране труда при проведении геологоразведочных работ», материалы которого были использованы в настоящей статье [4].
Значимость вопросов охраны труда для геологической отрасли определена в статье 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»: «Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различ-
ного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами. Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
...Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору» [2].
Эффективность обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников при производстве геологоразведочных работ во многом определяется организацией службы охраны труда на предприятиях. При этом функционирование службы охраны направлено на обеспечение безопасных условий и контроля выполнения требований охраны и гигиены труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, методическое руководство и координацию деятельности структурных подразделений и должностных лиц в области безопасности и охраны труда на предприятии.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК - РФ), обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, включая безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов и применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также создание и функционирование системы управления охраной труда, возлагаются на работодателя [7].
Причем в статье 217 ТК РФ определено, что у работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При численности работников менее 50 человек работодатель принимает решение о создании службы или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. В случае отсутствия службы и штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель, руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору [7].
Создание службы охраны труда на предприятии предполагает определение круга конкретных задач и функций, установление численно-квалификационного состава и организационной структуры, а также подготовку нормативно-методической базы для обеспечения работы службы охраны труда. Структура и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, рекомендованных для применения во всех предприятиях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм. При этом работодатель учитывает фактическую численность работающих, наличие тяжелых работ, работ с вредными и(или) опасными условиями труда, степени опасности производств и другие факторы.
Служба охраны труда действует на основании Положения о службе охраны труда, в котором определены цели, задачи, функции, права и обязанности службы, порядок взаимодействия с подразделениями предприятия. Исходя из задач службы охраны труда, разрабатываются должностные инструкции руководителя и специалистов по охране труда. Создание службы охраны труда и введение Положения о службе охраны труда оформляется приказом руководителя предприятия.
Одновременно, согласно статье 218 ТК РФ, на предприятии по инициативе работодателя и(или) по иници-
ативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда [7].
Анализ соблюдения минимальных требований ТК РФ к численности специалистов по охране труда на предприятиях геологической отрасли дает удовлетворительные результаты [4]. Так, из 29 предприятий геологической отрасли, в 27 из них с численностью работников свыше 50 человек работодателем созданы службы охраны труда или введены штатные должности специалиста по охране труда. Одновременно на двух предприятиях с численностью работников менее 50 человек обязанности по охране труда возложены, соответственно, на главного геолога и инженера-топографа.
В организационном плане из 29 обследованных предприятий в 2 крупных по численности работников организациях действуют управления по охране труда, промышленной и энергетической безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, соответственно, с численностью специалистов по охране труда более 10 человек. На 4 предприятиях созданы службы и 8 предприятиях - отделы охраны труда, в том числе с отражением в наименованиях этих подразделений функций по промышленной безопасности, технике безопасности, гражданской обороне, охране окружающей среды и др. На остальных 15 предприятиях обязанности по охране труда возлагаются на штатных специалистов (инженеров) по охране труда, совместителей и других работников, уполномоченных работодателем осуществлять функции в сфере охраны труда.
Одновременно надо отметить возникновение некоторой коллизии с наименованием должностей работников по охране труда, а именно параллельное использование на предприятиях должностей инженера и специалиста по охране труда, а также начальника и руководителя службы охраны труда.
Действительно, приказом Минтруда России от 15.05.2013 № 205 с 01.07.2013 должности «Начальник отдела охраны труда» и «Инженер по охране труда» исключены из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (далее - Справочник). Одновременно приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012
№ 559н с 01.07.2013 введен в действие раздел справочника «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», в котором предусмотрены должности «Руководитель службы охраны труда» и «Специалист по охране труда». В связи с этим возникает вопрос о возможности применения наименований должностей «Начальник отдела охраны труда» и «Инженер по охране труда» наряду с должностями «Руководитель службы охраны труда» и «Специалист по охране труда». По этому поводу в статье 57 ТК РФ определено: «Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов» [7]. При этом, в соответствии со статьей 144 ТК РФ, положения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих обязаны учитывать государственные и муниципальные учреждения.
Таким образом, если на коммерческом предприятии при выполнении функций по должности работника в сфере охраны труда законодательством не предусмотрено предоставления каких-либо компенсаций, льгот и не установлено каких-либо ограничений, решение о наименовании должностей «Начальник отдела охраны труда» и «Инженер по охране труда» или «Руководитель службы охраны труда» и «Специалист по охране труда» остается за работодателем. Хотя это не может гарантировать отсутствие проблем у работодателя и работников по охране труда в связи с сохранением прежних наименований должностей. Поэтому необходимо привести наименование должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, в соответствие с приказом Минздрав-соцразвития России от 17.05.2012 № 559н, при безусловном выполнении его регламентов в государственных и муниципальных учреждениях. Тем более, что с утверждением раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Справочника изменились требования к квалификации работников, занимающихся вопросами охраны труда. Теперь руководители служб и специалисты по охране труда всех категорий должны иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности, либо высшее профессиональное образова-
ние и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, с предъявлением требований к стажу работы. Исключением является должность «Специалиста по охране труда», для которой при наличии высшего образования не предъявляются требования к стажу работы, а при наличии среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда должен быть не менее 3 лет.
Кстати, аналогичные требования к квалификации содержит профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в котором, кроме того, обозначены следующие особые условия допуска к работе: «При наличии у работодателя опасных производственных объектов - соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности» [3].
Правда справочник «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», допускает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Вместе с тем, важно отметить, что Федеральным законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ в статье 195.3. определено: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями» [1]. При этом, в соответствии со статьей 419 ТК РФ, лица, не выполнившие требования законодательства, привлекаются к различным видам ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, в том числе могут попасть под штрафные санкции Государственной инспекции по труду.
В общем же на практике изложенное означает, что для работы в службе охраны труда любого уровня на предприятии геологической отрасли штатные работники должны иметь профильное высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» или, имея высшее образование (любого направления), пройти дополнительное профессиональное обучение в форме профессиональной переподготовки. По логике это тре-
бование к квалификации работников по охране труда распространяется на предприятия, численность которых не превышает 50 человек. В данном случае, согласно статье 217 ТК РФ, при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Естественно, получение профильного высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» или, при наличии высшего образования (любого направления), прохождение дополнительного профессионального обучения в форме профессиональной переподготовки потребует определенных затрат времени и финансовых средств со стороны работодателя.
На обследованных предприятиях геологической отрасли из 48 служащих в области безопасности и охраны труда должности специалистов по охране труда занимают 23 человека (47,9%), остальные же квалифицируются по-старому - инженеры по охране труда [4]. Одновременно среди 11 руководителей подразделений охраны труда только 2 человека (18,2%) занимают должности руководителей службы по охране труда, а остальные именуются начальниками служб и отделов.
Здесь необходимо отметить, что не следует ограничиваться формальной заменой в штатном расписании наименования должности «Инженер по охране труда» на «Специалиста по охране труда» без дополнительной профессиональной переподготовки (обучения), поскольку простое переименование должности работника не спасает от штрафных санкций. Тем более нужно отметить, что в настоящее время программы по подготовке дипломированных специалистов по техносфер-ной безопасности реализуются во многих образовательных учреждениях, среди которых только в Москве более 20 высших учебных заведений.
На предприятиях-респондентах из 48 работников по охране труда большинство имеют высшее профессиональное образование и только 3 человека - среднее профессиональное образование. Отметим, что практически все работники регулярно осуществляют обучение и повышение квалификации по программам охраны и безопасности труда. При этом два предприятия указали, что ряд работников прошли обучение по программе «Управление охраной труда. Техносферная безопасность».
Помимо образовательного уровня специалистов, на эффективность деятельности в сфере безопасности и охраны труда влияет их практический опыт. По информации 29 предприятий-респондентов, общий трудовой стаж работников по охране труда колеблется от 6 до 55 лет (средний общий стаж - 29,7 лет). При этом 26 предприятий указали наличие у работников стажа в геоло-
гии от 1 года до 53 лет (средний стаж - 18,3 лет), а 27 предприятий - стаж работы в области охраны труда от 1 года до 42 лет (средний стаж - 9,8 лет) [4]. Приведенные данные показывают, что на предприятиях-респондентах в сфере охраны труда заняты опытные специалисты, большинство из которых являются кадровыми работниками геологической отрасли.
Большое значение в обучении и проведении инструктажа работников по безопасности и охране труда имеет функционирование специальных кабинетов (классов, уголков и др.), о наличии которых заявили 14 из 29 предприятий. Одновременно на большинстве геологических предприятий наряду со службой охраны труда в соответствии со статьей 218 ТК РФ созданы комитеты (комиссии) по охране труда.
Они осуществляют работы по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, проведению проверок условий и охраны труда на рабочих местах и др.
В организации охраны труда важным является вопрос о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В связи с этим в статье 226 ТК РФ определено следующее: «Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)» [7], а также «Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда». При этом финансирование большинства проводимых работодателем мероприятий по охране труда работников осуществляется за счет собственных средств предприятия.
Из 29 предприятий-респондентов корректные затраты на охрану труда указала 21 организация или 72,4% [4]. Правда оценить затраты относительно регламента ТК РФ удалось лишь ориентировочно, потому что в качестве отсчетной базы вместо затрат на производство продукции (работ, услуг) пришлось задействовать показатель выручки или объема работ в денежном выражении, что несколько занизило долю затрат на охрану труда в предприятиях. Вместе с тем, по 21 предприятию средний размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями составил 0,21% от выручки или общих объемов работ по предприятиям, что несколько выше норматива ТК РФ.
Колебание доли затрат на охрану труда по 21 предприятию составило от 0,022 до 10,8%. Меньше регламентированной ТК РФ доли затрат на охрану труда отмечено на 5 предприятиях геологической отрасли, на которые приходится 23,8% от их общего числа. Причем 2 организации являются федеральными государственными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями, на которые нормы затрат на охрану труда ТК РФ не распространяются.
Анализ распределения затрат на охрану труда на предприятиях геологической отрасли наводит на вопрос об объективности заявленного в ТК РФ размера финансирования мероприятий по улучшению условий -не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). На это также указывает выведение из-под норм ТК РФ государственных унитарных предприятий, которые являются коммерческими организациями и в отличие от федеральных учреждений, финансирующих мероприятия по охране труда за счет средств, выделенных на их содержание, формируют фонды на охрану труда за счет контрактов и договоров. Причем, как правило, государственные унитарные предприятия выполняют геологоразведочные работы такие же, как организации различных форм собственности. Кроме того, затраты на производство продукции (работ, услуг) зачастую не являются исчерпывающим показателем значимости и сложности работы по охране труда на предприятии, особенно при наличии вредных и опасных производств, в отличие от научной, посреднической и торговой деятельности. Возможно, в ТК РФ следует дифференцировать нормы финансовых затрат на охрану труда с учетом характера деятельности предприятий.
В целом изложенное выше позволяет сделать вывод об относительно удовлетворительном состоянии организации служб охраны труда на предприятиях геологической отрасли. Вместе с тем следует обратить внимание на численно-квалификационный состав подразделений охраны труда и обоснованность финансовых затрат на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников.
Для успешного функционирования системы управления охраной труда работодатель формирует локальную нормативно-правовую систему предприятия, содержащую регламенты по охране и безопасности труда. При этом предприятия должны руководствоваться Трудовым кодексом Российской Федерации (Раздел X. Охрана труда), государственными стандартами безопасности труда, межотраслевыми правилами и типовыми инструкциями по охране труда, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы и др.), а также другими действующими государственными, межотраслевыми и отраслевыми нормативно-правовыми актами по охране труда.
Охрана труда работников предприятий непосредственно связана с обеспечением безопасности при эксплуатации технических средств и оборудования, а также выполнении отдельных видов работ, что находит отражение в соответствующей документации. Прежде всего это касается эксплуатации зданий и сооружений, производственного оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов (кранов), сосудов, работающих под давлением, тепловых энергоустановок (в том числе паровых и водогрейных котлов), компрессорных
установок, оборудования газового хозяйства, воздуховодов, газопроводов, трубопроводов пара и горячей воды, абразивного инструмента, такелажных средств и механизмов, лесов и подмостей, а также пожарной безопасности и выполнения погрузо-разгрузочных, газоопасных, сварочных, высотных и других работ, сопряженных с повышенной опасностью.
Количество наименований и разнообразие содержания документов по охране труда на предприятиях геологической отрасли достаточно большое, доходящее в отдельных случаях до сотни видов документов, что в первую очередь определяется требованиями нормативных актов, а также направлениями деятельности предприятия, видами, объемами, спецификой условий и сложностью технологических процессов производства геологоразведочных работ.
Основополагающим организационно-регламентиру-ющим документом предприятия является Положение о системе управления охраной труда (далее - СУОТ), которое утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и(или) уполномоченных ими представительных органов.
Положение о СУОТ предприятия разрабатывается с учетом Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 № 438н [6], призванного оказать содействие работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда на основе соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.
СУОТ предприятия должна быть совместимой с другими системами управления, действующими у работодателя, а ее требования обязательны для всех лиц, работающих у работодателя и находящихся на территории, в зданиях и сооружениях предприятия.
В соответствии с Типовым положением и с учетом специфики производства работ работодатель предусматривает в положении о СУОТ предприятия следующие основные разделы:
политика и цели работодателя в области охраны труда; обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, включая: подготовку работников по охране труда; организацию и проведение оценки условий труда; управление профессиональными рисками; организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;
планирование мероприятий по реализации процедур; контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
планирование улучшений функционирования СУОТ; реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания; управление документами СУОТ. Структура СУОТ у работодателей с численностью работников менее 15 человек может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.
В геологической отрасли из 30 предприятий, предоставивших информацию по охране труда, 15 указали на наличие положения о СУОТ [4]. Содержание и детальная проработка вопросов охраны труда в СУОТ предприятий разная и определяется сложностью и масштабностью производства геологоразведочных работ. В геологической отрасли наиболее содержательные положения о СУОТ представлены на предприятиях, осуществляющих сложные производственные процессы, а также деятельность которых связана с проведением геологоразведочных работ за рубежом или по контрактам с иностранными заказчиками. Это, в первую очередь, связано с высокими требованиями и ответственностью производителя работ в сфере безопасности и охраны труда.
К таковым, в частности, относятся предприятия, осуществляющие морские геолого-геофизические работы, в которых система менеджмента безопасности и охраны труда включает Руководство по системе менеджмента безопасности и охраны труда и Систему управления охраной труда и промышленной безопасностью. Причем система менеджмента безопасности и охраны труда содержит 26 разделов, что указывает на значимость, детальность и отвественность подходов проработки вопросов охраны и безопасности труда.
Положение о СУОТ, как правило, сопровождается приложениями, в которых содержатся организационно-технические регламенты предприятия и конкретные требования нормативных документов по охране и безопасности труда.
В целом СУОТ является комплексным действенным инструментом, регламентирующим управление и организацию работы по охране труда и промышленной безопасности, который необходимо использовать на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм. При этом следует обратить внимание на небольшие, особенно с численностью
работников до 50 человек, и средние геологические предприятия, у руководителей которых зачастую просто не доходят руки до разработки положения СУОТ, хотя оно могло бы в значительной мере упорядочить и упростить работу по охране труда. В настоящее время небольшие предприятия вместо СУОТ ограничиваются разработкой положений по охране труда на предприятии.
В связи с изложенным, учитывая специфику геологоразведочного производства, можно поставить вопрос о необходимости разработки Типового положения о системе управления охраной труда на предприятиях геологической отрасли.
В сфере управления охраной и безопасностью труда особую роль играют документы, регламентирующие задачи, обязанности, ответственность и права структурных подразделений и отдельных должностных лиц в сфере охраны труда, при разработке которых следует руководствоваться статьями 212 и 214 ТК РФ, регламентирующими обязанности работодателя и работника в области охраны труда.
Вопросы охраны труда затрагиваются в Коллективном договоре предприятия (далее - Договор), который в соответствии со статьей 40 ТК РФ является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый между работодателем и работниками в лице их представителей. Нужно отметить, что роль и значимость Договора в регулировании труда прогрессировала по мере развития экономической и социальной жизни общества. Становление рынка труда в современной России и совершенствование законодательства в сфере трудовых отношений обусловили изменения содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно на предприятиях. Современный коллективный договор приобретает черты локально-правового нормативного акта, призванного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя на конкретном предприятии. Нормативные аспекты труда наряду с правовыми положениями становятся доминирующими в содержании Договора и нацелены на организацию автономной системы условий и охраны труда, действующей в рамках данного предприятия независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.
Согласно статье 41 ТК РФ, в Договор могут включаться следующие обязательства работников и работодателя по вопросам охраны труда [7]:
выплата пособий, компенсаций;
рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная оплата питания работников. Договор регламентирует положения по охране труда на уровне трудового коллектива, которые распространяются на всех работников предприятия. Одновременно конкретизация этих положений и специфика охраны труда на рабочих местах находит свое отражение в трудовых договорах работников. На федеральном уровне примерное содержание коллективного и трудового договора в части охраны труда определено в Письме Минтруда России от 23.01.1996 N 38-11 «Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах» и статьях 212 и 214 ТК РФ [5, 7].
Из 30 предприятий-респондентов 20 предоставили информацию о Договорах с соответствующими разделами по охране труда. При этом, несмотря на то, что остальные предприятия не упомянули Договоры, можно предположить их наличие на предприятии, так как его статьи определяют правомерность реализации тех или иных мероприятий по организации труда и финансовым затратам, в том числе по включению их в себестоимость работ.
Обобщая информацию о представленных Договорах геологических предприятий, следует отметить разнообразное их содержание, которое во многом определяется характером и масштабами деятельности, а также условиями производства геологоразведочных работ, в том числе наличием работ с тяжелыми и вредными условиями труда. При этом часто в Договоре присутствует специальный раздел по охране труда, в котором работодатель в соответствии с действующим законодательством призван обеспечить:
финансирование мероприятий по охране труда и промышленной безопасности;
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов;
условия труда, соответствующие требованиям охраны труда на каждом рабочем месте;
выполнение в установленные сроки комплекса организационных и технических мероприятий по охране труда;
обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а в противном случае недопущение их к работе;
проведение специальной оценки рабочих мест по условиям труда с последующей их сертификацией;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, льгот и компенсаций;
организацию горячего питания работникам, направленным на полевые работы;
проведение предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, а в противном случае недопущение их к исполнению своих трудовых обязанностей;
приобретение и выдачу за счет средств предприятия сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с действующими правилами и нормами;
организацию контроля состояния условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда (оборудование санитарно-бытовых помещений, помещений для приема пищи, помещений для оказания медицинской помощи, комнат для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, создание санитарных постов с аптечками, оснащение кондиционерами, вентиляторами, нагревательными приборами, кулерами, электробытовыми приборами и др.);
обязательное медицинское страхование работников и страхование их от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
условия и охрану труда женщин и молодежи; выполнение установленных социальных гарантий, компенсаций и льгот;
совместно с профсоюзным комитетом (уполномоченными профкома или представителями трудовых коллективов) разработку планов организационно-технических мероприятий (соглашений) и формирование комитетов (комиссий) по охране труда, а также организацию контроля состояния условий и охраны труда.
Помимо коллективного договора, работодатель отражает вопросы условий и охраны труда в трудовом договоре работника, которые определяются согласно Письму Минтруда России от 23.01.1996 N 38-11 «Рекомендации по примерному содержанию раздела обязательств работодателя и работника по условиям и охране труда в трудовом договоре (контракте)» и в статьях 212 и 214 ТК РФ [5, 7].
Неотъемлемая часть трудового договора - должностная инструкция работника, в которой определены обязанности и права работников, в том числе в сфере
безопасности и охраны труда. При этом совершенно очевидно, что учесть в полном объеме рекомендации Минтруда России в трудовом договоре затруднительно, поэтому отдельные общие положения по охране труда реализуются через локальные нормативные акты, в том числе отражающие условия труда для определенных групп и категорий работников.
Реализация и детализация положений основополагающих нормативно-правовых документов по охране труда осуществляется на предприятии путем разработки и принятия локальных нормативных актов, применение которых регулируется статьей 8 ТК РФ «Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права».
При определении понятия «локальный нормативный акт» следует иметь в виду, что локальный нормативный акт, принимаемый работодателем (руководителем организации, иным уполномоченным лицом), рассчитан на многократное применение и распространяется на работников предприятия.
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются в следующих целях:
исполнение требований федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения;
детализация и конкретизация норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов с учетом особенностей организации труда конкретного юридического лица;
регулирование вопросов, не регламентированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Наряду с прямо предусмотренными ТК РФ локальными нормативными актами работодатель, осуществляя локальное нормотворчество, может принимать и другие документы, содержащие нормы трудового права, необходимые для решения возникающих проблем во взаимоотношениях с работниками.
К локальным нормативным актам относится большой спектр документов, включающих требования охраны труда, к которым, в частности, можно отнести:
приказы и распоряжения о распределении обязанностей; стандарты организаций;
положение об организации работ по охране труда; положение о системе управления охраной труда; приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда;
положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда;
перечень профессий и работ с повышенными требованиями;
перечень мест производств и видов работ по наряду-допуску;
технологические регламенты;
перечень категорий работников, обязанных проходить медицинские осмотры;
перечни тяжелых работ и работ с вредными (опасными) условиями труда, на которых запрещено (ограничено) применение труда лиц моложе 18 лет (женщин);
инструкции по охране труда для персонала, при обслуживании оборудования и производстве работ.
Наличие регламентов по охране труда требует оценки их исполнения. По информации за период 2015 г. из 30 предприятий геологической отрасли в 12 сообщается о выявленных нарушениях требований безопасности и охраны труда, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, ведомств и предприятий, а также принятых мерах по их устранению [4]. Причем большинство нарушений охраны труда связано с оформлением и обустройством рабочих мест (например, отсутствие и неправильное оформление документации и информации по охране труда, несоответствие средств техники безопасности и пожаротушения требованиям охраны труда, несоответствующее обустройство рабочих мест и др.). На трех предприятиях отмечены нарушения, связанные с работой и эксплуатацией транспортных средств. Отдельно следует отметить нарушения, связанные с инструктажем работников (2 предприятия) и их обучением охране труда (3 предприятия), а также аттестацией рабочих мест по условиям труда (3 предприятия). Данные нарушения относятся к отдельным рабочим местам и работникам. Кроме того, отмечаются нарушения, связанные с состоянием и использованием технических средств (6 предприятий), а также с несвоевременным обеспечением средствами индивидуальной защиты работников и выдачей им смывающих и обезвреживающих средств (2 предприятия). В целом нарушения требований безопасности и охраны труда, содержащихся в нормативно-правовых актах, не носят массовый характер, а предприятия своевременно принимают меры по их устранению.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать удовлетворительное состояние организации охраны труда на предприятиях геологической отрасли. Вместе с тем, с целью повышения эффективности работы в сфере безопасности труда, целесообразно рассмотреть вопрос о создании в составе Минприроды России соответствующей службы (подразделения), которая будет осуществлять координацию работ по безопасности и охране труда на предприятиях. Одновременно для улучшения нормативно-методического обеспечения предприятий геологической отрасли возникает предложение об организации «Отраслевого научно-методического центра по безопасности и охране труда при проведении геологоразведочных работ». Центр, помимо разработки нормативно-методических материалов и организации процессов обучения работников отрасли, может осуществлять мониторинг состояния и разрабатывать программы по охране труда в геологической отрасли. На первых стадиях подобный центр может быть создан в составе общественной организации Российское геологическое общество. Тем более,
что с целью повышения эффективности работы в сфере безопасности труда большинство предприятий-респондентов выдвигают на первый план проблему обеспечения геологической отрасли современными нормативными и инструктивно-методическими материалами по безопасности и охране труда при проведении геологоразведочных работ. В первую очередь это касается актуализации правил безопасности при геологоразведочных работах, правил безопасности ведения морских геологоразведочных работ, типовых инструкций по безопасному проведению отдельных видов работ, а также разработки типовой системы управления охраной труда применительно к геологической отрасли.
Совершенно очевидно, что активизация работ в сфере безопасности и охраны труда на отраслевом уровне потребует финансовых средств, которые могут быть консолидированы в виде специального фонда. Законодательное основание подобного подхода обозначено в статье 226 ТК РФ: «В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления» [7].
Актуальным является вопрос о реализации на предприятиях положений статьи 226 ТК РФ в части финансирования мероприятий по охране труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) [7], которая не учитывает различия в организационно-технологической сложности, степени опасности и тяжести условий производства работ на отдельных предприятиях. В связи с этим целесообразно на отраслевом уровне осуществить дифференциацию требований к размерам затрат на охрану труда с учетом видов деятельности, опасности и тяжести производства работ. Решение этой задачи возможно на отраслевом уровне путем фиксации регламента по минимальному финансированию охраны труда на предприятиях в Отраслевых соглашениях при участии профсоюзных организаций.
Одна из проблем геологических предприятий - подготовка специалистов в области безопасности и охраны труда, с учетом специфики геологоразведочных работ, в том числе для предприятий, осуществляющих морские геолого-геофизические работы. Дополнительно возникли кадровые проблемы в связи с переименованием должности «инженер по охране труда» в «специалист по охране труда», с введением специальных требований к его квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносфер-ная безопасность». Это происходит на фоне того, что на геологических предприятиях многие работники по охране труда не имеют подготовку по этому направлению, а, следовательно, должны пройти дополнитель-
ное обучение на коммерческой основе. Одновременно существуют трудности в проведении обучения по безопасности и охране работ в связи с отсутствием современных плакатов и видеоматериалов по видам геологоразведочных работ.
Следует отметить, что во времена Министерства геологии СССР в составе отрасли были учебно-методический кабинет по подготовке рабочих на производстве и институт повышения квалификации специалистов, которые в том числе решали вопросы нормативно-методического обеспечения предприятий и занимались обучением персонала по отраслевым специальностям и профессиям, неотъемлемой частью которого была охрана труда.
Надо сказать, что несмотря на ссылки в официальных документах на геологическую отрасль в организационном плане она не позиционирована, так как не установлено, сколько и какие предприятия в нее входят, что в какой-то мере затрудняет управление и нормативно-методическое обеспечение в сфере охраны труда на отраслевом уровне. Вместе с тем представляется целесообразным разработать концепцию (стратегию) по безопасности и охране труда для предприятий геологической отрасли на ближайшую перспективу, которая должна быть ориентирована на обеспечение здоровых и безопасных условий труда при проведении геологоразведочных работ, а также реализацию профилактических мер и достижение «нулевого» показателя травматизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ.
2. О недрах: Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»: Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н.
4. Отчет по Государственному контракту с Минприроды России № АО-11-23/325 от 16.05.2016 «Научные исследования в области использования трудовых ресурсов в геологической отрасли за период 2013-2015 гг. и разработка научно обоснованных предложений по подготовке требований к охране труда при проведении геологоразведочных работ».
5. Письмо Минтруда России от 23.01.1996 № 38-11 «Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах».
6. Типовое положение о системе управления охраной труда: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 №438н.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 01.01.2017, с изм. на 03.07.2016).