Е.А. Астахова,
кандидат юридических наук, младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук
E. A. Astakhova,
Candidate of Law, Junior researcher of the Saratov branch of the Institute of State and Law ofRussian Academy of Sciences,
orhideya-katerina@mail.ru
DOI: 10.24412/1608-8794-2024-1-83-91
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СО СТРАНАМИ СНГ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ а
о П
Аннотация: современная преступность не только приобрела организованные §
формы, вышла за рамки государственных границ и стала общемировой проблемой, 5
но и трансформировалась в новые виды, связанные с применением информационных £
технологий и направленные практически на все сферы жизнедеятельности человека §
и общества. Многие преступления носят латентный характер, так как срастаются ^
с привычной для граждан деятельностью, что затрудняет их своевременное вы- |
явление и, как следствие, дальнейшее расследование. Все это требует от мирового £
сообщества принятия эффективных мер к предотвращению преступности. а
Взаимоотношения со многими иностранными государствами на сегодняшний £
день носят неоднозначный характер. В связи с этим возрастает необходимость о П
укрепления взаимодействия со странами, входящими в Содружество Независимых а п
Государств, как наиболее близкими к Российской Федерации не только территориаль- | ;3
но, но и юридически, поскольку их правовые системы имеют общую природу. Сегодня и г
важно построить единую нормативно-правовую базу, признаваемую и исполняемую £ |
всеми государствами - участниками СНГ. Главная роль в формировании такой за- П -н
конодательной основы принадлежит Российской Федерации. п *
Цель статьи - показать современное состояние правовых основ международного 3 О
сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ по борьбе с преступно- О
стью и определить перспективные направления совершенствования взаимодействия а П
правоохранительных органов государств-участников. В качестве методологической ^ ®
основы выступают диалектический метод познания, а также методы исторического З ^
и юридического анализа, синтез, дедукция, индукция. Сформулированы предложения О
по перспективам совершенствования правовых основ международного сотрудниче- 3 Ц
ства со странами СНГ. ® и
Ключевые слова: правовые основы, международное сотрудничество, регио- 83
нальное сотрудничество, борьба с преступностью, организованная преступность, -
транснациональная преступность, следственно-оперативная группа.
LEGAL BASIS FOR INTERNATIONAL COOPERATION OF RUSSIAN FEDERATION WITH CIS COUNTRIES IN FIGHT AGAINST CRIME
ь
Abstract: modern crime has not only acquired organized forms and gone beyond .state borders and become a global problem, but has also transformed to new types of crime
Международное сотрудничество в борьбе с преступно-
associated with the use of information technology and aimed at almost all spheres of human life and .society. Many crimes are latent in nature, as they merge with the activities habitual for citizens, which makes their timely detection difficult and, as a result, complicates their further investigation. All this requires the world community to take effective measures to prevent crime.
Relations with many foreign countries today are ambiguous. In this regard, there is an increasing need to strengthen interaction with the states that are members of the Commonwealth oflndependent States, as they are the closest to the Russian Federation not only territorially, but also legally, because their legal systems have a common nature. Today it is important to build a common regulatory framework that is recognized and implemented by all CIS member states. And the main role in the formation ofsuch a legislative framework belongs to the Russian Federation.
The purpose of the article is to show the current state of the legal foundations of international cooperation between the Russian Federation and the CIS countries in the fight against crime and to identify promising directions for improving the interaction of law enforcement agencies of the participating states. The methodological basis is the dialectical method of cognition, as well as methods of historical and legal analysis, synthesis, deduction, induction. Proposals have been formulated on the prospects for improving the legal framework for international cooperation with the CIS countries.
S Keywords: legal framework, international cooperation, regional cooperation, fight
against crime, organized crime, transnational crime, investigative team.
I
■e
t£ стью - это часть широкого международного сотрудничества, которое охватывает всевозможные сферы жизни и деятельности, связанные — с взаимодеиствием государственных органов различных государств § и их представителей.
25 Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью, § в отличие от поддержания международного мира и безопасности, ^ не имеет обязательного характера. Такие обязательства могут вытекать из подписанных и ратифицированных двусторонних и много-о сторонних соглашений. Международное сотрудничество в борьбе g с преступностью также осуществляется в рамках международных С организаций (Организация Объединенных Наций, Интерпол, Европол, Америпол и т.п.).
84 В целом сотрудничество в области борьбы с преступностью ведется по нескольким направлениям: 1) признание опасности для CV сообщества государств определенных преступлений и необходимости ® применения совместных мер для их пресечения; 2) оказание между-^ народно-правовой помощи заинтересованным государствам (розыск преступников, выполнение запросов, обмен информацией и т.д.); 3) изучение преступности.
Борьба с преступностью, в частности существующей в организованных формах и осуществляющей свою противоправную деятель-
ность на территории более чем одного государства, не может быть полноценной без межгосударственного сотрудничества и взаимной помощи. В современной международной ситуации Российской Федерации стало сложнее осуществлять взаимодействие с иностранными государствами. В целях преодоления трудностей, сложившихся во внешней политике России, 31 марта 2023 г. был подписан Указ Президента РФ № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Пункт 33 Указа устанавливает, что «в целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская .=1 Федерация намерена уделять приоритетное внимание расширению § международного сотрудничества в интересах ликвидации "безопасных | гаваней" для преступников и укреплению профильных многосторон- § них механизмов, отвечающих национальным интересам России» [1]. §
О"
Несомненно, реализация Указа в первую очередь должна касаться | наиболее близких к России территориально иностранных государств. £ Развал СССР в 1991 г. привел к образованию на постсоветском про- ¡-странстве международной организации - Содружества Независимых £
Государств (СНГ). § |
В рамках этой организации 22 января 1993 г. была заключена Ц §
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по граждан- | £
ским, семейным и уголовным делам (ратифицирована Российской § |
Федерацией 10 декабря 1994 г.), долгое время являвшаяся основным | §
международным правовым документом, которым государства, ра- § *
тифицировавшие ее, руководствовались в вопросах борьбы с пре- ? §
ступностью, затрагивающих юрисдикцию стран-участников, а также ® §
для получения справочной информации о гражданах Российской 1 |
Федерации, совершивших преступления на ее территории, но ранее ^ £
проживавших, учившихся и работавших на территории иностранно- § Ц
го государства - участника СНГ. Данный международный правовой З | документ прекращает действие между государствами-участниками
с вступлением в силу Конвенции о правовой помощи и правовых 85
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заклю- ^
ченной в г. Кишинёве 7 октября 2002 г. (ратифицирована Российской ь
Федерацией 30 декабря 2021 г. (№ 452-ФЗ)). £
Правовую базу, регулирующую вопросы борьбы с преступно- §
стью, составляют договоры по различным направлениям борьбы щ с преступностью (как с организованной преступностью в целом, так и отдельными видами преступлений, имеющими наибольшую опасность и распространенность на территориях стран - участников
Содружества). В науке предложено систематизировать договорную базу по направлениям: 1) сотрудничество в борьбе с международными преступлениями; 2) сотрудничество в борьбе с общеуголовной преступностью [2, с. 90]. Анализ правовой базы СНГ позволяет прийти к выводу, что предложенная классификация должна быть уточнена. В частности, в группе международных преступлений следует выделить транснациональные и трансграничные преступления. Кроме того, в рамках СНГ необходимо выработать международную классификацию транснациональных преступлений по примеру классификаций Организации Объединенных Наций и Интерпола. Для этого целесообразно разработать опрос для компетентных органов стран - участников СНГ, а на основе его результатов составить классификацию преступлений, терминология которой была бы наиболее близка и понятна правовым системам государств-участников. „о В рамках Содружества Независимых Государств также принимаются документы стратегического характера (программы, планы).
Вопросы международного сотрудничества по борьбе с преступ-№ ностью, в частности организованной, впервые нашли свое отражение § в Программе совместных мер борьбы с организованной преступно-§ стью и иными видами опасных преступлений на территории госу-2 дарств - участников Содружества Независимых Государств на период ^ до 2000 года (подписана главами государств, входящих в СНГ, 17 мая — 1996 г.) [3]. Данная Программа, как отмечают исследователи проблем § борьбы с преступностью на международном уровне, сыграла поло-^ жительную роль в развитии сотрудничества стран - участников СНГ, § хоть и не решила ряд важных вопросов [4, с. 87].
В 1997 г. был образован Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ [5]. Основной о формой деятельности Совета являются заседания, на которых рас-^ сматриваются различные вопросы, связанные с безопасностью странен участников в различных сферах. Немаловажное место на заседаниях
отводится проблеме преступности. 86 Последнее на сегодняшний день заседание совета (пятьдесят третье по счету) прошло 11 октября 2023 г. в г. Баку. Среди множества СЧ вопросов представители стран СНГ рассмотрели предложения по со® вместной деятельности в сфере борьбы с преступлениями, связанными ^ с незаконным оборотом наркотиков. В частности, это касалось противодействия трансграничным преступным формированиям, которые инициируют преступную деятельность на территории Афганистана, используя в целях сбыта незаконного товара сеть Интернет, и транснациональным формированиям террористической направленности [6].
Советом глав государств Содружества Независимых Государств периодически принимаются программы совместных действий. Среди наиболее актуальных документов следует отметить Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью на 2024-2028 годы, которая была утверждена 13 октября 2023 г. на заседании, прошедшем в г. Бишкеке. Программа носит комплексный характер. В ней запланировано проведение организационных, правовых и научных мероприятий, направленных на борьбу с такими проявлениями преступности, как незаконный оборот наркотических средств, торговля людьми, преступления, связанные с незаконной миграцией и использованием информационных технологий [7]. = В начале 2024 г. к Российской Федерации перешло председатель- § ство в Содружестве Независимых Государств. В связи с этим 1 января | 2024 г. была опубликована Концепция председательства Российской § Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году [8]. §
Одной из целей, касающихся борьбы с преступностью, стало укрепле- 1
г
ние механизмов совместного противодействия преступлениям, нося- £
щим преимущественно транснациональный характер (преступления
„ =
террористической и экстремистской направленности; легализация £
(отмывание) доходов, полученных преступным путем; незаконный § §
оборот наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых ве- Ц §
ществ и взрывных устройств). Для достижения этой цели планируется | £
укреплять взаимодействие с такими международными организациями, § |
как Организация Объединенных Наций, Организация Договора о кол- Э §
лективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества, § *
и некоторыми другими. ? §
Как известно, международное сотрудничество в сфере борьбы Ь §
Э к
с преступностью осуществляется на основе двусторонних договоров, 1 |
многосторонних соглашений (конвенций), а также принципов между- Э £
народного права на общемировом уровне. § Ц
В юридической науке вопросы международного сотрудничества З | в борьбе с преступностью за последнее десятилетие стали предметом
изучения специалистов по уголовному процессу [9], международному 87
праву [10], криминологии [11], криминалистики [12, 13]. Это связано ^
с тем, что правовые средства борьбы с преступностью так или ина- Ь
че регулируют деятельность всех правоохранительных органов как §§
единой системы осуществления правосудия. При этом правовая база §
носит наиболее общий характер, что ставит перед исследователями щ задачи проверки эффективности правовых норм, определения необходимости и возможности их совершенствования и оптимизации для субъектов всех уровней международного сотрудничества. Остро
стоят практические вопросы реализации норм, связанные с созданием и функционированием следственно-оперативных групп. По мнению С. В. Зуева, оказание правовой помощи в такой форме при расследовании транснациональных преступлений даже требует некоторого отступления от соблюдения принципа государственного суверенитета в сфере борьбы с преступностью и может быть оправдано [14, с. 91]. Несомненно, деятельность следственно-оперативных групп требует дальнейшего урегулирования таким образом, чтобы не было правовых коллизий.
Перспективы развития международного сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ связаны со следующими направлениями.
1. Ратификация Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (принята 7 ок-
„о тября 2002 в г. Кишинёве, ратифицирована Российской Федерацией го 30 декабря 2021 г. (№ 452-ФЗ)). Раздел четвертый Конвенции уставу навливает правила оказания правовой помощи по уголовным делам. се Среди положений, которые отличают данный документ от Минской § Конвенции 1993 г., можно выделить статью 63 «Создание и деятель-§ ность совместных следственно-оперативных групп». Создание со-2 вместных групп в целях расследования преступлений - одна из наи-^ более важных форм международного сотрудничества, направленная — на установление всех эпизодов криминальной деятельности фигу-§ рантов уголовного дела, широкого круга обстоятельств совершения 5 преступления, причин и условий, способствовавших его совершению, § и в конечном итоге - на установление истинного характера криминальной деятельности. Однако анализ следственной практики показывает, что такие группы создаются крайне редко. Это происходит о в том числе из-за отсутствия должной нормативно-правовой базы. ^ Указанная норма призвана восполнить этот пробел, по крайней мере С в рамках сотрудничества государств - участников СНГ.
Еще в 2015 г. в целях развития ст. 63 Конвенции было подписано 88 Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств - участников СЧ Содружества Независимых Государств. В соответствии с Соглашением ® допускается присутствие представителей правоохранительных и дру-^ гих компетентных органов запрашивающей стороны при проведении не только процессуальных действий, но и оперативно-розыскных мероприятий на территории запрашиваемой стороны.
2. Активизация научных исследований, посвященных вопросам международного сотрудничества государств - участников СНГ.
Несмотря на то, что вопросы международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью были предметом рассмотрения в ряде диссертационных исследований [15-18], сохраняется необходимость в проведении комплексных исследований по вопросам международного сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступностью в целом и с отдельными видами и группами преступлений. Следует отметить, что в последние годы появилось несколько научных работ по указанной теме [19, 20].
3. Активизация регионального сотрудничества как элемента международного сотрудничества по борьбе с преступностью.
Чаще всего совершение трансграничных преступлений происходит именно в территориально сопредельных странах. В условиях § современных геополитических трансформаций региональное со- | трудничество эффективно в первую очередь с географической точки § зрения, поскольку в региональном сегменте проще координировать деятельность правоохранительных органов сопредельных стран. |
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что международное со- |
трудничество государств - участников СНГ в борьбе с преступностью =
£
не только призвано достичь целей снижения уровня преступности § §
в целом и ее особо агрессивных форм (организованной, транснаци- § §
ональной и т.п.), но и открывает новые возможности для улучшения 1 =
§ £
взаимопонимания и доверия между народами стран, некогда входящих | 1 в состав СССР. Укрепление такого сотрудничества - залог обеспечения | §
Э§
о го «1
§
= о
г п
о\ о
мира и безопасности.
л
Список литературы: § |
1. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Феде- = §
| |
рации : указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2023. - № 14, ст. 2406. 1 I
2. Забавка, В.И. Правовое регулирование взаимодействия государств § §
- участников СНГ в противодействии организованной преступности | | / В.И. Забавка // Вестник экономической безопасности. - 2022. - № 4.
- С. 89-95. 89
3. Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организо- " ванной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период § до 2000 года // Официальный портал «Кодекс». - URL: https://docs.cntd.ru/ document/1901184 (дата обращения: 04.02.2024). §
4. Геворгян, Г.М. Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в СНГ / Г. М. Геворгян // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией : сб. ст. - М. : Центр ЮрИнфоР, 2002. - С. 86-90.
5. Положение о Совете руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников Содружества Независимых Государств // Сайт Исполкома СНГ. - URL: http://cis.minsk.by/reestrv2/doc/699#text (дата обращения: 08.02.2024).
6. Информация об итогах 53-го заседания Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников Содружества Независимых Государств // Интернет-портал СНГ. - URL: https://e-cis.info/ cooperation/2899/112924/ (дата обращения: 08.02.2024).
7. Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2024-2028 годы // Сайт Исполкома СНГ. - URL: http://cis.minsk. by/reestrv2/doc/6841#text (дата обращения: 18.02.2024).
8. Концепция председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году // Официальный сайт Президента России. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73203 (дата обращения: 18.02.2024).
9. Волеводз, А.Г. Международное полицейское сотрудничество: современная институциональная структура и тенденции развития / А.Г. Волеводз,
2 А.Д. Цыплакова // Международное уголовное право и международная юсти-
1 ция. - 2023. - № 3. - С. 2-6.
д. 10. Валеев, Д.М. Международно-правовые основы сотрудничества
§ по борьбе с транснациональной организованной преступностью : моногра-О фия / Д.М. Валеев. - М. : Юрлитинформ, 2017. - 176 с. g 11. Миронов, А.О. Проблемы и перспективы международного со-
С трудничества в противодействии криптопреступности / А.О. Миронов, S А.Л. Репецкая // Проблемы современной уголовной политики : матер. между-g нар. науч.-практ. конф., посвящ. 305-летию рос. полиции (г. Иркутск, 21 апре-X ля 2023 г.) / гл. ред. О.В. Ивушкина, зам. гл. ред. Т.В. Удилов. - Иркутск : S Изд-во Вост.-Сиб. ин-та МВД России, 2023. - С. 210-215. § 12. Можаева, И.П. Актуальные направления организационно-право-
С вого обеспечения международного сотрудничества при противодействии ^^ преступности / И. П. Можаева // Актуальные проблемы международного g сотрудничества в борьбе с преступностью : сб. науч. тр. по матер. между-oq нар. науч.-практ. конф., приуроч. к 20-летию образования Моск. ун-та МВД
2 России имени В.Я. Кикотя (Москва, 25 февраля 2022 г.). - М. : Изд-во Моск. С ун-та МВД России им. В.Я. Кикотя, 2022. - С. 127-130.
13. Хижняк, Д.С. Методологические основы расследования транснаци-90 ональных преступлений / Д.С. Хижняк. - М. : Юрлитинформ, 2021. - 424 с.
14. Зуев, С.В. Противодействие организованной преступности в России (у и за рубежом / С.В. Зуев. - М. : Юрлитинформ, 2013. - 176 с.
О 15. Абдуллоев, П.С. Международно-правовая помощь при собира-
¡^ нии и проверке доказательств по уголовным делам (УПК Республики Таджикистан) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / П.С. Абдуллоев. - М., 2014. - 32 с.
16. Берестовенко, А.А. Международное сотрудничество по противодействию международной преступности (политико-институциональный аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Берестовенко. - М., 2019. - 28 с.
17. Тамаев, Р. С. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью: политические проблемы законодательного регулирования правовой помощи : дис. ... канд. юрид. наук / Р.С. Тамаев. - М., 2002. - 163 с.
18. Шевцова, Л.В. Международное сотрудничество при осуществлении уголовного преследования членов преступных организаций в досудебном производстве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Л.В. Шевцова. - М., 2021.
- 31 с.
19. Котляров, И. И. Международно-правовое регулирование противодействия терроризму в мирное время и в период вооруженных конфликтов: региональный подход Содружества Независимых Государств / И.И. Котляров, Ю.В. Пузырева // Московский журнал международного права. - 2022. - 2.
- С. 115-128.
20. Лепешкина, О.И. Международное сотрудничество государств СНГ по противодействию киберпреступности / О.И. Лепешкина // ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. - 2023. - № 17 (4). - С. 82-91.
Л 1
£ §§ §
§ §
§§ -а
§ I 11
§
а §
г §
о* п
| I,
§ §
3 I
Ф
л ®
Э £
§ 3
о -о
о §
г 1
З 1
91
г ь