Научная статья на тему 'Некоторые вопросы противодействия транснациональной преступности на территории государств - участников СНГ'

Некоторые вопросы противодействия транснациональной преступности на территории государств - участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1081
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СОДРУЖЕСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВА - УЧАСТНИКИ СНГ / TRANSNATIONAL CRIME / CIS MEMBER STATES / COMMONWEALTH / AGAINST CRIME / INTERACTION OF THE INTERIOR / INTERAGENCY COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Червонных Е. В.

Статья посвящена некоторым вопросам противодействия транснациональной преступности на территории государств - участников СНГ. Обозначены основные направления и проблемы взаимодействия правоохранительных органов по вопросам выявления и предупреждения преступлений транснационального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Червонных Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of combating transnational crime on the territory of CIS countries

Article is devoted to countering transnational crime on the territory of CIS countries. The basic directions and challenges law enforcement cooperation in the detection and prevention of crimes of a transnational nature.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы противодействия транснациональной преступности на территории государств - участников СНГ»

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

SOME ISSUES OF COMBATING TRANSNATIONAL CRIME ON THE

TERRITORY OF CIS COUNTRIES

УДК 343.9

Е.В. ЧЕРВОННЫХ, E.V. CHERVONNYKH,

кандидат юридических наук candidate of jurisprudence

(Академия управления МВД России) (Academy of management of the Ministry of Internal e-mail: kazanceva83@bk.ru Affairs)

Аннотация: статья посвящена некоторым вопросам противодействия транснациональной преступности на территории государств - участников СНГ. Обозначены основные направления и проблемы взаимодействия правоохранительных органов по вопросам выявления и предупреждения преступлений транснационального характера.

Ключевые слова: транснациональная преступность, государства - участники СНГ, содружество, противодействие преступности, взаимодействие органов внутренних дел, межведомственное сотрудничество.

Abstract: article is devoted to countering transnational crime on the territory of CIS countries. The basic directions and challenges law enforcement cooperation in the detection and prevention of crimes of a transnational nature.

Keywords: transnational crime, the cis member states, the commonwealth, against crime, interaction of the interior, interagency cooperation.

Современные пути анагенеза мирового сообщества обусловлены широкомасштабными процессами глобализации, являющейся одним из основополагающих признаков настоящего времени. В этой связи, в условиях сложившегося постиндустриального общества, исследование международных, региональных и российских тенденций и закономерностей сегодняшней преступности и ее обусловленность глобализационными процессами в территориально-правовом поле государств-участников СНГ (далее -страны Содружества), представляет особую значимость. Происходящая трансформация преступности в транснациональные межгосударственные конфигурации в условиях всемирной политической, экономической, культурной и религиозной интеграции и унификации не только идет в ногу с развивающимся миром и его технологиями, но и зачастую срабатывает на опережение, используя возможности инновационной науки в различных областях знаний, пригодных для

их реализации в преступной деятельности. Создает условия для лоббирования интересов преступных сообществ во властных структурах, формируя выгодное общественное мнение через «зависимые»СМИ.

Транснациональные преступления представляют собой противоправную деятельность, осуществляемую на территории нескольких государств интернациональными преступными группами, обусловленную значительными достижениями в развитии технологий, а также значительным расширением международной экономической и коммерческой деятельности России и других стран Содружества, процесса перевозок и туризма. Используя сложившуюся, достаточно проблемную международную обстановку, имеющую бреши как правового, так и организационного характера, транснациональные преступные организации препятствуют нормальному международному сотрудничеству, способны дестабилизировать действующий политический режим.

150

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

В настоящее время наблюдается всеобщая консолидация международных преступных сообществ в целях проникновения во власть, отмывания преступно нажитых доходов и достижения других целей через активное выстраивание межгосударственных и транснациональных связей.

Консолидируя свои усилия на территориальном, межрегиональном и международном уровнях, преступные сообщества активно используют территорию стран Содружества для наркобизнеса, легализации преступных доходов, расхищения национальных богатств и иной криминальной экспансии [1, с.350-364].

В социально-демографическом плане преступления транснационального характера провоцируют активное вовлечение в преступную деятельность молодежи, дезадаптируют к нормальным условиям развития, создают атмосферу социальной напряжённости в обществе.

В этой связи, с учетом возросших трансграничных угроз, особое внимание следует уделять коллективным усилиям в области координации антитеррористической деятельности, пограничному сотрудничеству и развитию объединённых систем коллективной безопасности в рамках сотрудничества СНГ, где Россией, при сотрудничестве с другими государствами постсоветского пространства, реализуются стратегически важные направления политико-экономической жизни. Действенным оружием в этой борьбе является международное сотрудничество [3].

Именно поэтому развитие такой сферы партнерства, как противодействие транснациональной преступности, возводится в ранг одного из приоритетных направлений деятельности государств-участников СНГ, что обусловливает неоспоримую значимость и важную роль сотрудничества в этом вопросе Министерства внутренних дел России с правоохранительными органами стран Содружества. С каждым годом МВД России продолжает укреплять взаимодействие с министерствами внутренних дел, полициями стран Содружества в многостороннем формате. Главным координирующим органом в этой области в настоящее время является Совет министров внутренних дел государств - участников СНГ. Основными принципами такой работы являются: уважение суверенитета государств и неукоснительного соблюдения национального законодательства и норм международного права; всемерное расширение и углубление сотрудничества и доверия между правоохранительными орга-

нами стран Содружества; приоритет защиты прав и свобод граждан стран СНГ, а также общепризнанных норм международного права; равноправие сторон [5].

В качестве основных направлений сотрудничества органов внутренних дел России с зарубежными коллегами выделим следующие:

• Нормативно-правовое регулирование сферы противодействия транснациональной преступности. В рамках такого направления работы рядом государств Содружества приняты соответствующие законы и намечены перспективные мероприятия по борьбе с преступностью. Одним из первых принятых на межгосударственном правовом поле документов является Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 13-4 «О правовом обеспечении противодействия преступности на территории стран Содружества». Учитывая, что преступления, совершаемые с использованием информационных технологий, также приобретают транснациональный характер, одобрена Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий [5].Однако, несмотря на успешно проводимую работу, существует ряд проблем, препятствующих такой работе. Во-первых, речь идет об отсутствии гармонизированного законодательства, о несогласованности действий по своевременной разработке, принятию и ратификации межгосударственных программ, соглашений, договоров и иных нормативных правовых документов по взаимодействию правоохранительных органов. Главное препятствие в сложившейся ситуации, на наш взгляд, обусловлено референционным характером этих документов, в то время как такая серьезная задача - противодействие преступности на межгосударственном уровне - должна расцениваться в качестве обязательной меры для нормального функционирования выстраиваемых межгосударственных взаимоотношений и дальнейшей интеграции. Как пишет Г.Г. Егиазарян, наблюдается не только отсутствие механизма формирования правового поля, но и механизма воздействия на правовые процессы по линии институтов Содружества, в том числе и Межпарламентской Ассамблеи [3].

•Организационная работа по противодействию транснациональной преступности. Совершенствованию хода формирования такой деятельности следует уделять достаточ-

151

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

но внимания, так как именно проблемы организационного характера порождают апории в процессе выявления, расследования, пресечения преступлений транснационального характера правоохранительными методами на межгосударственном уровне. В числе мер, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в борьбе с такой организованной преступностью, необходимо назвать создание единой автоматизированной информационной системы и межгосударственной телекоммуникационной сети правоохранительных органов стран Содружества [2].

На наш взгляд, на более качественный уровень организации взаимодействия органов внутренних дел стран Содружества по вопросу противодействия транснациональным преступлениям может поднять создание и развитие института национальных координаторов на уровне высших должностных лиц [7]. Работа координаторов при министерствах внутренних дел в перспективе должна оказать содействие в решении таких задач, как: катализация одобрения международных документов (проектных концепций, программ, как по вопросам стратегического планирования взаимодействия, так и в решении ряда задач узкопрактического характера); участие в контроле над реализацией совместных проектов, утверждении на внутреннем уровне уже согласованных нормативных правовых документов в сроки; улучшение процесса интеграции в более широкие национальные программы по противодействию организованной преступности в целом. Вопрос о создании данного института на уровне стран Содружества уже поднимался, однако до сих пор не реализован.

• Раннее выявление и расследование преступлений транснационального характера. На сегодняшний день из-за существенных различий в уголовно-процессуальном законодательстве стран возникают проблемы уголовно-процессуального характера на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. Таким образом, важным средством, повышающим эффективность совместной деятельности правоохранительных органов по расследованию транснациональных преступлений, явилось бы не только взаимное признание в качестве судебных доказательств результатов проведения криминалистических и иных экспертиз, но и результатов проведения следственных действий в других странах Содружества, разработка единых требований к собранным

доказательствам. Как не раз обсуждалось научной общественностью, необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности создания в целях нейтрализации противодействия преступных структур и судебного разбирательства уголовных дел о преступлениях, совершенных одновременно на территории нескольких государств, международных трибуналов по организованной преступности по опыту аналогичных международных судебных органов в Западной Европе [4, с. 11].

• Разработка криминологических механизмов противодействия транснациональным преступлениям посредством активного использования и внедрения научных исследований. Сегодня одной из перспективнейших и продуктивных форм такой деятельности следует признавать научно-практические авторские коллективы, действующие на межгосударственной основе. Так, одним из способов решения такого рода задач может быть создание Научно-методического центра в министерствах внутренних дел стран Содружества, занимающегося подготовкой планов совместных научных исследований и непосредственно исследовательской деятельностью. Аналогичный орган создан при совете генеральных прокуроров стран СНГ в январе 1997 года [8].

На эффективности взаимодействия правоохранительных органов стран Содружества положительным образом будет сказываться научное изменение основных показателей их работы применительно к результатам совместной деятельности, определение критериев оценивания такой деятельности. В настоящее время практически нет научно разработанных методических рекомендаций по сравнительному анализу преступности в странах Содружества, а соответственно, нет и методик их идентификации с учетом особенностей каждого национального законодательства. Сложившаяся мировая практика такова: для сравнения преступности при составлении статистических ежегодников ООН избирают преступления, представляющие особую общественную опасность для мирового сообщества. В некоторых странах национальная уголовная статистика учитывает данный узкий по количеству круг преступлений, которые принято называть индексами. Например, в США число индексных преступлений находится в пределах десяти, в ФРГ, Франции, Англии их значительно больше [1, с. 360-371]. В странах Содружества такого понятия нет. Уголовная статистика учитывает весь спектр преступлений (более

152

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(1)

200), предусмотренный в их уголовных кодексах. Такое обстоятельство затрудняет возможность какого-либо сравнения.

По мнению ряда специалистов, на новом этапе интеграционных процессов в области борьбы с преступностью каждая страна Содружества сама должна определить несколько (не более десяти) значимых для нее составов преступлений с учетом уровня их фактической и статистической распространенности, степени общественной опасности, межгосударственного характера и т.п. [10, 9, с.31-35]. Данный перечень преступлений будет являться динамичным в связи с развитием уголовного законодательства, определенной криминологической ситуацией, стратегическими задачами, стоящими перед странами Содружества.

• Реализация мер и мероприятий по ранней профилактике транснациональных преступлений. Наблюдается недостаточный уровень взаимодействия по проблемам раннего выявления такого рода преступлений и их ранней профилактики. Взаимный обмен оперативной информацией не носит регулярного характера. Мало пополняются оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и иные учеты, а также единые информационные банки [3]. Отсутствие достаточного опыта борьбы с транснациональными преступными группировками у органов внутренних дел стран Содружества обусловливает необходимость подготовки специалистов, способных для такого рода работы. Тем не менее, нельзя не признать, что правоохранительные органы наращивают свой потенциал и возможности, координируя усилия, в том числе и посредством межведомственного взаимодействия. С учетом того, что преступления транснационального характера являются высоколатентными, представляется достаточно важным шагом всестороннее исследование так называемых фоновых явлений и процессов преступности (нестабильная политическая обстановка, уровень коррупции в эшелонах власти, миграционные процессы, теневая экономика, уровень проституции, наркомании и безнадзорности и т.п.). В этом же направлении взаимодействия аксиоматичным следует также признать проведение совместных комплексных научно-исследовательских проектов, касающихся проблем противодействия преступности, опираясь на значительный научный потенциал органов внутренних дел стран Содружества. Сегодня такая деятельность носит единичный характер ее реализации, подавляющая часть

научных разработок проводится на внутригосударственном уровне, не учитывая при этом передовой опыт других стран и не проводя обмен такого рода исследованиями.

•Работа на перспективу по разработке и внедрению межгосударственных программ по противодействию преступлениям транснационального характера. По мнению Министра внутренних дел России В.А. Колокольцева, «для эффективного противостояния различным криминальным проявлениям крайне важна координация всех предпринимаемых усилий на внутригосударственном и международном уровнях» [2].

В целях развития и укрепления сотрудничества государств - участников СНГ в сфере борьбы с преступностью, терроризмом, наркоугрозой и противодействия торговле людьми Совет глав государств СНГ принял решение об утверждении четырех межгосударственных программ противодействия: Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2014-2018 годы; Программа сотрудничества государств

- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014-2016 годы; Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2014-2018 годы; Программа сотрудничества государств

- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2014-2018 годы [2,7]. Такие Программы существенно укрепляют правовые и организационные основы сотрудничества стран СНГ в борьбе с организованной преступностью, позволяют в полной мере задействовать потенциал правоохранительных органов стран Содружества в реализации намеченных мер, комплексно сосредоточиться на приоритетных направлениях деятельности [3].

Таким образом, не умаляя значимость проводимой странами Содружества, и в частности министерствами внутренних дел, работы, все же следует признать, что даже самые гениальные и новаторские идеи без их реализации сохраняют статус «идей на бумаге». Предотвращение такой негативной тенденции возможно посредством внедрения унифицированных механизмов контроля и ответственности участников отношений за невыполнение своей части договорённостей и обязательств.

153

2014'2(1)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

Литература

1. Алауханов Е.О. Криминология: учебник. - Алматы, 2008.

2. Владимир Колокольцев принял участие в заседании Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ. URL: www.mvd.ru (дата обращения 20.02.2014 г.).

3. Егиазарян Г.Г. О некоторых проблемах совершенствования правовых связей // Белорусский журнал международного права и международных отношений 1999, № 4. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/30339 (дата обращения 24.02.2014 г.).

4. Еркенов С.Е. Взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ при раскрытии и расследовании транснациональных преступлений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук,

- Москва, 2007.

5. Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий от 25.10.2013 г. URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=23808 (дата обращения 20.02.2014 г.).

6. СНГ планируют создать Институт национальных координаторов. URL: http://www.cis. т^к.Ьу(дата обращения 16.02.2014 г.).

7. На Саммите СНГ утвердили решение о противодействии терроризму и экстремизму на 2014-2018 годы. URL: http://ru.salamnews.org/ru/news/read/99684 (дата обращения

19.02.2014) .

8. Научно-исследовательская деятельность НМЦ КСГП. URL:http://www.agprf.org/sng/sng-

3.html (дата обращения 20.02.2014).

9. РакИ.П. Уголовная статистика: учебное пособие / И.П. Рак, Д.В. Образцов, А.В. Селезнёв. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

10. База данных международной статистики и индексов. URL: http://russiancouncil.ru/spec/ stat/index.php?active_id_10=33 (дата обращения 26.02.2014 г.).

References

1. Alauhanov E.O. Criminology. Textbook. - Almaty, 2008.

2. Vladimir Kolokoltchev participated in the meeting of interior ministers of CIS countries. URL:

www.mvd.ru (date accessed 20.02.2014).

3. Eghiazaryan G.G. On some problems of improving the legal relations // Belarusian Journal of International Law and International Relations, 1999, № 4. URL: http://elib.bsu.by/ handle/123456789/30339 (date accessed 24.02.2014).

4. Erkenjv S.E. Cooperation of law enforcement bodies of the CIS countries in the detection and

investigation of transnational crime: Author. Dis. Dr. ... jurid. of Sciences, - Moscow, 2007.

5. The concept of cooperation between states - participants of the CIS in the fight against crimes

committed using information technology from 25.10.2013. URL: http://www.e-cis.info/page. php?id=23808 (date accessed 20.02.2014).

6. CIS plans to create an institute of national coordinators. URL: http://www.cis.minsk.by (date

accessed 02.16.2014).

7. At the Summit of the CIS approved the decision on combating terrorism and extremism on 2014-2018 years. URL: http://ru.salamnews.org/ru/news/read/99684 (date accessed

02.19.2014) .

8. Research activities NMC WRR. URL: http://www.agprf.org/sng/sng-3.html (date accessed

20.02.2014) .

9. Rak I.P. Criminal statistics: a tutorial / IP Cancer, DV Samples, AV Seleznev. Tambov Univ.

- Thumb.Reg. tehn. University Press, 2009 .

10. Database of international statistics and indexes. URL: http://russiancouncil.ru/spec/stat/index. php?active_id_10=33 (date accessed 02.26.2014).

(Статья сдана в редакцию 10.07.2014)

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.