№1 2015
Международное сотрудничество по противодействию преступности в контексте уголовной политики России (оценка состояния и проблемы оптимизации)
РЕВИН ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ
Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой уголовного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
В статье говорится, что государства СНГ должны объединиться в борьбе с «глобализацией» преступности, ее консолидацией, усложнением структурных криминальных связей. Организация совместной международной правоохранительной деятельности нередко «опаздывает», что повышает актуальность задач дальнейшего совершенствования правовой основы международного и регионального сотрудничества, наращивания усилий стран ЕАЭС и СНГ в различных формах. Современное международное сотрудничество по противодействию отмыванию денег можно представить как многоуровневое, осуществляемое в рамках мирового сообщества, государств ЕС, СНГ, ЕАЭС, где создаются межгосударственные образования, базирующиеся на всемирном мониторинге и контроле в борьбе с преступностью.
Ключевые слова: международная и транснациональная организованная преступность, профилактика и пресечение международной и транснациональной организованной преступности, международные правоохранительные меры и органы, оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия в рамках проведения международных операций в отношении лиц, подозреваемых в отмывании денежных средств и их инвестировании.
International cooperation to combat crime in the context of the criminal policy of Russia (assessment and optimization problems)
REVIN VALERIY PETROVICH
Operator emeritus of science Russian Federation, Academic of Russian Academy Nature Sciences doctor of legal sciences, professor Head of the chair of criminal law Institute of International law and economy of the name A.S. Griboedov
Abstract: It is talked In the article, that the states of the CIS must unite in a fight against «globalization» of criminality, her consolidation, complication of structural criminal connections. Organization of joint international law-enforcement activity quite often «is» late that, promotes actuality of tasks of further perfection of legal framework of international and regional cooperation, increases of efforts of countries of ЕАEU and CIS in different forms. Modern international cooperation on counteraction to white-washing it is possible to present as multilevel, carried out within the framework of world community, states of Е^ CIS, ЕАEU where intergovernmental educations that are based on the world monitoring and control in a fight against criminality appear.
Key words: the international and transnational organized crime, prophylactics and suppression of the international and transnational organized crime, international law-enforcement measures and organs, operatively-search events and inquisitional actions within the framework of realization of international operations in regard to the persons suspected of washing of monetary resources and their investing.
39
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Развитие общества и состояние преступности - это два взаимосвязанных явления, их следует изучать и разрабатывать меры сотрудничества на международном уровне в едином контексте. Международная преступность чутко реагирует на процессы мировой глобализации, развития производственных мощностей, добычи сырья, разработку новых технологий, расширяет свои масштабы и приобретает транснациональный организованный характер. Не секрет, что преступность активно расширяет масштабы экономического «внедрения» в государственные структуры, особый интерес проявляется к финансовым и сырьевым ресурсам. В сфере интересов находятся наркобизнес, незаконная миграция, хищения и отмывание денежных средств с использованием современных информационных и нанотехнологий и др.
Налицо процессы, которые можно определить как глобализация преступности, её консолидация и усложнение внутривидового состояния и структурных криминальных связей. Это, естественным образом, оказывает серьезное негативное воздействие на правопорядок, требует активного международного сотрудничества. Мы знаем много положительных примеров сотрудничества России с другими странами, но имеются не только достижения. Следует отметить тот факт, что организация совместной правоохранительной деятельности нередко «опаздывает», что, конечно же, повышает актуальность задач дальнейшего совершенствования правовой основы международного и регионального сотрудничества, наращивания усилий стран-участниц в различных формах и разных конфигурациях такого сотрудничества.
Современное международное сотрудничество можно представить как многоуровневое, осуществляемое в рамках мирового сообщества, государств Европейского союза, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, то есть там, где создаются межгосударственные образования, базирующиеся на кооперации производственной деятельности, разработке ресурсов или услуг. Учитывая недо-
статки правовой регламентации и организационные просчеты, образуются, консолидируются и нередко эффективно действуют структуры международной, транснациональной организованной преступности.
Международное сотрудничество предполагает согласованные усилия государств, основанные на международных правовых соглашениях, которые направлены на противодействие негативным социальным ситуациям, порождающим преступность, и пресечение конкретных преступных деяний.
Уже в постсоветский период Россией, совместно с партнерами, была начата активная разработка правовой базы и реализовано множество совместных мероприятий. Пожалуй, одним из первых международных документов после распада Союза ССР явился Договор о коллективной безопасности Содружества Независимых Государств, заключенный 15 мая 1992 года в Ташкенте. Несмотря на то что договор был нацелен на защиту от внешних угроз, в нем предусматривалось противодействие проявлениям терроризма, экстремизма, контрабанды наркотиков и другим преступлениям. Постепенно международно-правовая база расширялась и совершенствовалась. В настоящее время такая база регулирует взаимодействие России с другими государствами и включает несколько сотен международных договоров различного уровня ~ межгосударственных, межправительственных и межведомственных. В последние годы эта база динамично развивается и охватывает различные направления деятельности правоохранительных органов России. В рамках Содружества Независимых Государств МВД России выполняет обязательства по 16 многосторонним соглашениям. С государствами ~ участниками Таможенного союза, преобразованного недавно в Евразийский экономический союз, странами СНГ, Балтии и ЕС заключены двусторонние соглашения о полицейском сотрудничестве в целом или по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, а также о сотрудничестве органов внутренних дел пригра-
40
№1 2015
ничных государств. И здесь хочется отметить положительный опыт сотрудничества как в рамках СНГ, так и применительно к сотрудничеству с отдельными государствами. Например, Российской Федерации с Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и др.
Правовая база сотрудничества государств СНГ постоянно расширяется. Таких соглашений очень много, назову некоторые, например соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики (1996 год); о борьбе с преступностью и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности (1998 год); о сотрудничестве в борьбе с терроризмом (1999 год). Действует соглашение о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории госу-дарств-участников СНГ и др.
Европейское сообщество также обеспокоено проблемами преступности. Например, в Заключительной декларации, принятой в Страсбурге 11 октября 1997 года, главы государств - участников Совета Европы, выразив озабоченность масштабами угрозы международной, транснациональной организованной преступности для безопасности граждан и государств, высказались за поиск эффективных решений борьбы с этими видам преступности. Сотрудничество более или менее эффективно реализуется и приносит результаты в борьбе с терроризмом, наркотрафиком, торговлей людьми, отмыванием денежных средств. Правда, как и в любой сложной деятельности, имеют место и просчеты, базирующиеся на сложностях межгосударственных отношений и различиях правовых подходов (например, сложные взаимоотношения у России с Великобританией, по некоторым вопросам - с Израилем).
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является важной сферой межгосударственных отношений, которое обеспечивает международно-правовой и внутригосудар-
ственный правопорядок, способствует обеспечению международной и национальной безопасности. Такое сотрудничество, основанное на международных правовых актах, представляет собой специфическую деятельность государств и субъектов уголовной политики. При этом объем, содержание, основные направления и формы сотрудничества определяются особенностями международной и национальной преступности, уголовной политикой, проводимой различными государствами, уровнем правовой культуры и эффективностью сотрудничества, степенью «включенности» государств в международные отношения и т.п. При этом каждое из государств определяет пределы, степень и формы своего участия в международном сотрудничестве, опираясь на взаимную заинтересованность и взаимопомощь в совместной борьбе с преступностью.
Целью международного сотрудничества является объединение усилий по противодействию преступности, которая существенно затрагивает интересы отдельных государств, региональных групп государств и международного сообщества.
Данная цель реализуется при выполнении следующих задач субъектов уголовной политики:
1) организация предупреждения, взаимной помощи в раскрытии, расследовании международной и транснациональной организованной преступности и розыске виновных;
2) осуществление совместных межгосударственных или национальных мер профилактики и пресечения международной и транснациональной организованной преступности;
3) поиск, задержание и выдача, в соответствии с правовой процедурой, лиц, совершивших преступления в других государствах;
4) выполнение принятых обязательств по обеспечению надлежащего обращения с правонарушителями.
Реализация названных задач осуществляется, как международными организациями, созданными для этого международным сообществом, так и региональными объединениями государств. С
41
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
учетом возрастания роли региональных объединений государств, на мой взгляд, для оперативных разработок и реагирования на угрозы следует использовать имеющийся опыт разработки комплексных и целевых программ и создания совместных групп или штабных структур. Они могут активироваться в случае криминальной активности или проведения совместных операций.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется уполномоченными органами государства в сфере международных отношений и отражает внутреннюю политику России, направленную на противодействие преступности. По моему мнению, следует отметить сближение, можно даже употребить термин «диффузия» - проникновение событий и действий, относящихся к внутренней политике, в сферу внешней. В качестве примеров можно отметить прямые связи ФСКН России с правоохранительными органами Афганистана, Азербайджана, Таджикистана и других государств по предупреждению наркотрафика, обучению соответствующих специалистов и снабжению приборами объективного контроля этих стран.
На уровне формирования понятия международное сотрудничество представляет собой целенаправленную активную деятельность различных государств, субъектов международных отношений и уголовной политики, которые объединяют усилия, ресурсы для защиты интересов от международной и национальной преступности. Эта деятельность осуществляется путем совместной разработки и реализации обозначенных ранее целей и задач, а также определения форм и методов такой деятельности.
Ведущая роль в реализации межправительственных соглашений о сотрудничестве в борьбе с преступностью, на основании которых взаимодействие осуществляют правоохранительные органы России с правоохранительными структурами государств-партнеров, отведена МВД России. Основное содержание таких многосторонних договоренностей составляют обязательства государств-участников по оказанию правовой помощи при борьбе с преступностью, определяют основные направления и формы сотрудничества. Имеют место также двусторонние соглашения о борьбе с преступностью рамочного характера, которые содержат положения, регламентирующие традиционные формы полицейского сотрудничества: обмена информацией, исполнения запросов о производстве оперативно-разыскных мероприятий, обмен опытом и оказание содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, гармонизации нормативных правовых актов. Активно готовятся протоколы о взаимодействии, меморандумы и другие соглашения с зарубежными партнерами, которые более детально определяют механизмы международного сотрудничества на основе уже заключенных межправительственных и межведомственных соглашений.
Особое внимание уделяется таким международным преступлениям, как финансовое мошенничество и отмывание денег. Успешными примерами сотрудничества МВД России с правоохранительными органами других государств являются результаты скоординированных оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в рамках проведения операций в отношении лиц, подозреваемых в отмывании денежных средств и их инвестировании в экономику Испании, Италии, Франции, Латвии и других государств. К настоящему времени МВД России заключено 128 договоров с другими государствами по различным направлениям сотрудничества. Позитивным является расширение регионального сотрудничества российских правоохранительных органов приграничных государств по противодействию преступности.
42
№1 2015
Сложности организации международного сотрудничества в борьбе с преступностью обусловлены некоторыми обстоятельствами, относящимися к суверенитету любого государства:
• международное и региональное сотрудничество не может нарушать суверенитет или быть связано с вмешательством во внутренние дела сотрудничающих государств;
• международное и региональное сотрудничество ведет к некоторому фактическому ограничению суверенитета государств-участников при обмене оперативно-разыскной информацией, материалами следствия или состоявшимися решениями судов, при выдаче преступников. При этом одно государство делегирует функции принятия правового решения по конкретным материалам другому государству, с которым осуществляется сотрудничество. Такое положение означает, что Россия или другое государство «само ограничивает» незначительную часть собственного суверенитета в интересах развития и поддержания международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Правовой основой для этого в Российской Федерации является Конституция (часть 4 статьи 15), которая провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ, при их противоречии нормы международного права и международные договоры имеют приоритетное значение.
К настоящему времени сложился определенный механизм реализации международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Этот механизм включает: договорно-правовую, называемую еще конвенционной, и организационно-структурную, или институционную, форму осуществления совместной деятельности.
Договорно-правовая форма в механизме международного сотрудничества включает в себя комплекс межгосударственных соглашений, предусматривающих взаимодействие в борьбе с преступностью. Она включает:
1) многосторонние универсальные конвенции или соглашения, в которых содержатся нормы об ответственности за международные преступления и правонарушения. Например, Конвенция о неприменении сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества (1968 год) и другие документы;
2) многосторонние целевые конвенции, в которых имеются нормы об ответственности за отдельные преступления, затрагивающие интересы государств мирового сообщества. В частности, Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотиков и с злоупотреблениями наркотическими средствами (1984 год) и др.;
3) многосторонние региональные конвенции, имеющие, как правило, целевой характер, предусматривающие нормы об ответственности за отдельные преступления в рамках определенного региона. К ним могут быть отнесены, например, Конвенция Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 год) или Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 год) и др.;
4) двусторонние договоры (соглашения) об оказании правовой помощи по уголовным делам, о выдаче преступников, о борьбе с отдельными видами преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств. К таким документам относятся, например, Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 год) и другие аналогичные акты.
Перечисленные источники в целом составляют единый комплекс договорно-правовой основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
Организационно-структурная форма реализации механизма международного сотрудничества включает организационный, субъектный, информационный, методический и иные ресурсные
43
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
аспекты. Иными словами, речь здесь идет о создании и деятельности организационных структур (межгосударственных, межправительственных или международных профессиональных организаций) для реализации международного или регионального сотрудничества в борьбе с преступностью.
Оценка современной ситуации противодействия преступности позволяет выделить главные направления международного и регионального сотрудничества:
• международный и внутригосударственный терроризм и экстремизм;
• захват заложников;
• незаконный оборот наркотических средств;
• незаконная торговля оружием и боеприпасами;
• незаконные операции в сфере высоких технологий, нанотехнологий и компьютерные преступления;
• проявления международных и национальных коррупционных преступлений;
• незаконные банковские операции и фальшивомонетничество;
• торговля женщинами и детьми в целях их сексуальной эксплуатации;
• торговля людьми в целях пересадки человеческих органов.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в следующих формах:
а) оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам;
б) выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;
в) передача осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государство, гражданином которого они являются или в котором постоянно проживают;
г) обмен оперативной информацией или материалами предварительного следствия и судебными решениями;
д) выполнение поручений по международному розыску и экстрадиции преступников;
е) оказание правовой помощи гражданам государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;
ж) предоставление экспертной и консультативной помощи и оказание иной помощи по уголовным делам и розыску преступников;
з) совместное изучение проблем региональной и международной преступности и опыта борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;
и) участие в конференциях, симпозиумах, совещаниях, на которых обсуждаются проблемные ситуации международного и регионального сотрудничества;
к) подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов - субъектов международного сотрудничества.
Хотелось бы отметить, что применительно к подготовке юридических кадров и по рекомендации Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками юристы России также вносят посильный вклад в решение проблемы подготовки юридических кадров для стран СНГ. Мне довелось в качестве автора и научного редактора участвовать в разработке учебников по уголовному праву Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, они рекомендованы национальными министерствами образования в качестве учебников. Готовятся учебники по уголовному праву Армении, Молдовы, а также учебники по сравнительной криминологии и уголовной политике для стран СНГ. Проявили интерес к совместной разработке образовательные учреждения Польши и ФРГ. Это наш скромный вклад в дело сотрудничества государств.
В заключение следует отметить, что оптимизация международного и регионального сотрудничества позволит эффективно противодействовать и окажет позитивное влияние на динамику преступности государств - участников такого сотрудничества.
44