Список литературы
1. Большая книга басен. М.: Олма-Пресс, 2002.
2. Галкин А.А. £ёр ?инче (На земле). Шупаш-кар, 1983.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
4. Песни крестьян о своих трудах / на чув. яз. Казань: Центральная типография, 1912.
5. Толстова Е.В. Развитие афористической педагогики в творчестве немецкого просветителя Мартина Лютера и его последователей. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2012.
6. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В.
Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1971.
7. Aland K. Lutherlexikon. Göttingen: Vander-hoeck, 1967.
8. Duden Band 7. Bibliographisches Institut. Duden Verlag. Mannheim, 1963.
9. Graf A.E. 6000 Deutsche und Russische Sprichwörter. Halle: VEB Max Niemeyer Verlag.
10. Kluge F. Etymologisches Wörterbuch der deutschen Sprache. 20. Auflage. Berlin, 1967.
11. LutherM. Die Fabeln. Leipzig: Akanthus, 2010.
12. Pädagogik. Psychologie. 10/83. Erfurt: Pädagogische Hochschule Dr. Th. Neubauer.
13. Seume J.G. Mit dem Stempel der Wahrheit. Leipzig: Insel Verlag.
ИВАНОВ Владимир Александрович - доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
IVANOV, Vladimir Alexandrovich - Doctor of Science (Pedagogy), Professor of the Department of Foreign Languages. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 351.741
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРОВ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ В 1917-1991 гг.: СООТНОШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО
В.А. Иванов, И.А. Бояринцева
В статье рассмотрены основные этапы формирования правовой основы комплектования кадров советской милиции в 1917-1991 гг. Проведен анализ отдельных нормативно-правовых актов, призванных способствовать росту милицейских рядов в автономных республиках Поволжья и Приуралья. Особое внимание при этом уделено изучению процесса формирования национальных кадров милиции, выявлению успехов, ошибок и просчетов правотворческой деятельности в этой сфере.
Ключевые слова: рабоче-крестьянская милиция; органы внутренних дел; советская милиция; коренизация; Поволжье и Приуралье; дискриминация; национальные кадры; национальная политика.
V.A. Ivanov, I.A. Boyarintseva. LEGAL BASES OF COMPLETING OF PERSONNEL OF THE SOVIET MILITIA IN 1917-1991: RATIO NATIONAL AND INTERNATIONAL
The main stages of a legal basis formation of completing of personnel of the Soviet militia in 19171991 are considered in the article. The analysis of many normative legal acts designed to promote growth of militia ranks in the autonomous republics of the Volga region and Cisural area is given. Special attention is paid to the study of process of formation of national personnel of militia, identification of progress, mistakes and miscalculations of law-making activity in this sphere.
Keywords: workers' and peasants' militia; law-enforcement bodies; soviet militia; indigenization; Volga region and Cisural area; discrimination; national shots; national policy.
С первых дней формирования рабоче-крестьянской милиции большое значение придавалось правовому регулированию ее роста и нацио-
нального состава, предусматривавшего целенаправленное воздействие на всю работу по приему в ряды милиции нового пополнения и на из-
менение состава милицейских кадров. Ключевая задача состояла в том, чтобы советская милиция имела соответствующий ее природе, классовой сущности социальный и качественный состав.
Установки принципиального характера относительно регулирования национального состава органов власти и управления были даны 2 ноября 1917 г СНК РСФСР в Декларации прав народов России, провозгласившей полное раскрепощение народов от национального гнета. В ней были сформулированы основные принципы политики Советской власти в национальном строительстве: а) равноправие и суверенность народов России; б) право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; в) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; г) свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населяющих территорию России. Эти принципы были закреплены в первой Советской Конституции 1918 г. (разд. II, гл. V, ст. 22), составив правовую основу национальной политики и в органах милиции.
При этом правовая база формирования советской милиции осуществлялась с учетом двух важнейших, взаимообусловленных тенденций в сфере национальных отношений: первой - стремления к национальной консолидации, включая образование наций и национальных государств, второй - становления и развития межнациональных связей и взаимоотношений между ними [6].
Важным импульсом для этого послужила национальная политика большевиков, направленная на утверждение принципов равноправия, братской дружбы, тесного сотрудничества и взаимопомощи между нациями и народностями. Поэтому не удивительно, что партийные и советские органы активно добивались привлечения в ряды милиции представителей коренной национальности. Так, VII общее собрание Царевококшайского Совета, состоявшееся 30 января - 1 февраля 1918 г., потребовало назначения милиционеров по уезду и по волостям пропорционально национальному составу населения [10]. В связи с этим в местах компактного проживания марийского населения были случаи отстранения милиционеров от занимаемой должности, перебрасывания их на другие участки работы из-за незнания марийского языка.
Важным периодом формирования системы нормативно-правовых основ, призванных осуществить правовое регулирование в сфере подбора, подготовки и расстановки кадров советской милиции стали 20-30-е гг. минувшего века [2; 4]. Основополагающими в этой системе
явились не только принципы профессиональной подготовленности, учета личных и деловых качеств, но и классовой принадлежности, партийности. В национально-государственных и национально-территориальных формированиях действовал еще один принцип, который определялся этнической принадлежностью работника, знанием им языка, быта, нравов и обычаев коренного народа.
В условиях начавшегося процесса радикальных социально-экономических и политических преобразований, оказавших решающее влияние практически на все сферы общественной жизни, в 1925 г. было разработано и введено в действие Положение о службе Рабоче-Крестьянской милиции [3]. Оно создало правовые предпосылки для проведения целенаправленной кадровой политики.
Тогда же было провозглашено создание советской автономии народа мари, удмуртов, несколько позднее - мордвы [5]. Это означало, что для коренных народов Поволжья и Приуралья начало 1920-х гг. характеризовалось процессом национально-государственного строительства, созданием и функционированием, наряду с советскими, партийными, комсомольскими организациями, также органов милиции.
Значимую роль в активизации правотворческой деятельности в интересующей нас сфере сыграла политика коренизации, предусматривавшая формирование органов государственной власти и управления национальных республик и областей преимущественно за счет национальных кадров, знающих язык, быт, нравы и обычаи своего народа, пользующихся его доверием. Особенно активно она стала осуществляться после X съезда РКП(б), на котором была принята резолюция «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». Принятый документ нацеливал на ликвидацию фактического неравенства отсталых народов, оказание им помощи в развитии и укреплении советской государственности в формах, соответствующих их национально-бытовым особенностям и действующих на родном языке, создание широкой учебной сети для подготовки национальных кадров.
Официально политика коренизации получила закрепление в июне 1923 г. на совещании ответственных работников национальных республик и областей в ЦК ВКП(б), на котором была принята программа действий по развитию экономики и культуры в национальных республиках, а главное - по расширению политического представительства нерусских национальностей. Обстоятельный разговор по этому поводу состоялся также в мае 1925 г. на III Всесоюзном съезде Советов [1]. Специальное по-
ложение, касающееся национального языка, было включено в Конституцию РСФСР 1925 г. «За гражданами Российской Федерации, - говорилось в ней, - признается право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни» (разд. I, гл. I, ст. 13). Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школе.
В рамках реализации национальной политики государства, курса на коренизацию на местах было издано множество нормативно-правовых актов, содержавших конкретные требования к комплектованию личного состава милиции. Так, административный отдел Марийского облисполкома 6 мая 1927 г. издал приказ «О проведении национальной политики в административных органах», в котором обязал ввести изучение марийского языка во всех подразделениях милиции. Было предложено пересмотреть сеть милицейских участков и распределить их по национальному составу населения, с тем чтобы в каждом участке районный милиционер обладал знанием языка коренной национальности. При ответе на письменные запросы учреждений и частных лиц предлагалось использовать тот язык, на котором поступил запрос. В случае отправки материалов дознания за пределы области к ним должны были прилагаться копии на русском языке [8]. С 1 января 1927 г. такая практика была введена в областном административном отделе и в кантонах [9]. Все обязательные постановления стали переводиться, копии дознания марийцам начали вручать на родном языке. Аналогичная работа проводилась и во всех других национальных автономиях Поволжья и Приуралья.
Коренизация 1920-1930-х гг. - это попытка ликвидации негативных последствий деформированной политики царизма по отношению к малым народам, политики, которая была направлена на отчуждение их от органов управления, от образования и культуры. Она была призвана возместить «то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены... правительством «великодержавной нации». Однако коренизация оказалась во многом порочной из-за извращений в процессе ее реализации (ограничивала практику отбора кадров по деловым признакам, ввела определенные моменты ограничения прав и элементы принуждения по отношению к лицам так называемой некоренной национальности, порождала новые очаги напряженности в сфере межнациональных отношений), стала как бы вынужденно необходимым, оправданным шагом во имя утверждения национального мира
и согласия. И не в меньшей мере - в интересах сохранения самой существующей власти.
Правовой анализ нормативных документов позволяет утверждать, что принцип равенства наций и национальностей и запрещение дискриминации на национальной почве, содержавшейся в Конституциях 1918, 1924 и 1936 гг., в известной мере нарушался и ослаблялся преимуществами и льготами, предоставляемыми отдельным нациям и национальностям. Основанием для подобных рассуждений являются, в частности, преимущественное зачисление лиц коренной национальности в ряды Рабоче-крестьянской милиции; первоочередное направление их на обучение в милицейских школах и иных учебных заведениях; искусственное регулирование состава областной милиции по национальному признаку; более либеральные требования к общеобразовательной и специальной подготовке лиц коренной национальности [12]. И это не единственный пример дискриминации по национальному признаку. Так, приказ НКВД СССР от 21.12.1938 г. № 00310 при отборе кандидатов для работы в НКВД потребовал «отсекать, в основном, лиц, у которых присутствует еврейская кровь».
В конце 1930-х гг. внимание к проблемам национальных кадров милиции ослабло, их заслонили мероприятия по подготовке к назревающей войне. В целях улучшения комплектования милиции в августе 1930 г. СНК РСФСР принимает постановление «О состоянии и работе Рабоче-Крестьянской милиции и уголовного розыска», в котором НКВД РСФСР и ВЦСПС было предложено обеспечить увеличение рабочей и бедняцко-батрацкой прослойки в рядах милиции и уголовного розыска [7].
С конца 1930-х гг. о коренизации, являвшейся до этого важнейшей составляющей управленческой деятельности, постепенно стали забывать. Проблемы формирования национальных кадров обрастали формализмом и ошибками.
Заключительный этап советского периода (1959-1991 гг.) характерен не только известным ростом рядов национальных кадров, но и укреплением качественного состава: ростом общеобразовательного, профессионально-квалификационного уровня и социальной активности. Успешно шел процесс омоложения национальных кадров за счет прошедших воинскую службу, окончивших общеобразовательные школы, профтехучилища, милицейские учебные заведения и т.д. Это свидетельствовало о возникших после Октября 1917 г. и окрепших в среде народов Поволжья и При-уралья традиций государственной службы.
Со второй половины 1980-х гг. в политике
с неожиданной силой вновь обозначился национальный фактор. Он потребовал более деликатного и продуманного отношения к комплектованию милиции с точки зрения ее национального состава. За годы Советской власти в союзных и автономных республиках доля сотрудников коренной национальности заметно выросла. В Марийской АССР, к примеру, рост составил более 16 % - с 25 % в 1925 г. [11] до 41,7 % в 1988 г Еще большие успехи в этой сфере были достигнуты в Татарии, Чувашии.
В ходе социалистического строительства численно выросли и организационно окрепшие органы милиции автономных республик, автономных областей и национальных округов. Повсеместно милиция стала представлять собой, по существу, многонациональный коллектив сотрудников, сплоченный единством цели, воли и действий. Во всех ее подразделениях, на всех участках правоохранительной деятельности самоотверженно трудились стражи правопорядка разных национальностей, показывая пример и образец дружной совместной работы в интересах укрепления законности и противодействия преступности.
Однако, как показывает анализ, уровень представительства лиц разных национальностей в органах правопорядка автономных республик Поволжья и Приуралья, в их управленческих структурах был неодинаков. Особо чувствительными подобные перекосы становятся, как правило, в период подъема этнического самосознания, осложнения межнациональных отношений, как это случилось, к примеру, в конце 1980-х гг. Поэтому сентябрьский (1989 г.) Пленум ЦК КПСС обязал ЦК компартий республик, обкомы, крайкомы, все партийные организации принять исчерпывающие меры, направленные на гармонизацию межнациональных отношений. После Пленума ЦК оживилось обсуждение этих вопросов, были приняты документы. Однако существенного влияния на комплектование личного состава милиции республики они не оказали.
Как уже отмечалось, основные причины слабого представительства титульных народов в правоохранительных органах отдельных республик Поволжья и Приуралья (Марийская, Удмуртская республики) кроются в историческом прошлом, которое, в свою очередь, породило целый комплекс разнообразных условий и фак-
торов, оказывавших и оказывающих заметное влияние на профессиональный состав титульного и коренного населения в этих республиках. Однако нет необходимости искать виновных в создавшейся ситуации - вряд ли это будет способствовать укреплению мира и взаимного согласия народов, проживающих в республике.
Список литературы
1. О советском строительстве: постановление III Всесоюзного съезда Советов // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР. 1925. № 35, ст. 247.
2. О пересмотре и доукомплектовании личного состава милиции: декрет ВЦИК от 23.11.1922 г. // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. 1922. № 78, ст. 982.
3. Положение о службе Рабоче-Крестьянской милиции: декрет ВЦИК и СНК от 28.09.1925 г. // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. 1925. № 68, ст. 539.
4. О народном комиссариате внутренних дел: постановление ВЦИК и СНК РСФСР // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. 1922. № 33, ст. 386; Бюллетень Наркомата внутренних дел. 1921. № 8.
5. Об образовании автономной области марийского народа: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 4 ноября 1920 г. // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. 1920. № 97, ст. 436.
6. Об организации советской Рабоче-Крестьянской милиции (Инструкция): постановление народных комиссариатов по внутренним делам и юстиции от 12 октября 1918 г. // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. 1918. № 75, ст. 813.
7. Административные органы в новых условиях. М., 1930.
8. ГА РМЭ (Гос. арх. Республики Марий Эл). Ф. Р-227. Оп. 1. Д. 251. Л. 74-75.
9. ГА РМЭ. Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 712. Л. 146-147.
10. ГА РМЭ. Ф. Р-275. Оп. 1. Д. 51.
11. Иванов В.А. Милиция в Марийском крае в 1917-1941 гг.: проблемы организации и деятельности: монография / Марийский гос. ун-т. М., 2005.
12. Иванов В.А. О некоторых вопросах коре-низации органов милиции МАО в 1920-е годы // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов. Йошкар-Ола, 2004. С. 291-296.
ИВАНОВ Виталий Алексеевич - доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права. Марийский государственный университет. Россия. Марий Эл. E-mail: ivanovvital2013@yandex. ru.
БОЯРИНЦЕВА Ирина Александровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры тео-
рии и истории государства и права. Марийский государственный университет. Россия. Марий Эл. E-mail: [email protected].
IVANOV, Vitaly Aleхeyevich - Doctor of Science (Law), Professor of the Department of Theory and History of State and Law. Mari State University. Russia. Mari El. E-mail: [email protected].
BOYARINTSEVA, Irina Alexandrovna - Candidate of Science (History), Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law. Mari State University. Russia. Mari El. E-mail: [email protected].
УДК 343.72
РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МОШЕННИЧЕСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ*
О.М. Иванова
Неоднократные изменения уголовно-правовой нормы о мошенничестве, дополнение уголовного закона иными нормами о мошеннических действиях существенно повлияли на правоприменительную практику. В статье проведен криминологический анализ статистических данных за 2013-2017 гг., установлена динамика совершения указанных преступлений.
Ключевые слова: преступность; криминологическое исследование; мошенничество; уголовный закон; тенденция.
O.M. Ivanova. THE RUSSIAN CRIMINAL LEGISLATION ON FRAUD IN THE CONTEXT OF THE RESEARCH OF STATISTICAL DATA
Numerous changes of criminal precept of law about fraud, addition of the criminal law with other norms on roguish actions have significantly influenced law-enforcement practice. In article the criminological analysis of statistical data for 2013-2017 is carried out, dynamics of commission of the specified crimes is established.
Keywords: crime; criminological research; fraud; criminal law; tendency.
Экономическая безопасность как сложная категория может быть обеспечена различными формами практической деятельности человека. В частности, к ним можно отнести законотворческую и правоприменительную форму [4]. Если учесть, что мошеннические действия наносят существенный вред экономическому правопорядку, то полагаем, что действия законодателя по изменению и внесению дополнений в УК РФ о мошеннических действиях заслуживают внимания. Федеральным законом от 29.11.2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в гл. 21 УК РФ «Преступления против собственности» были внесены существенные изменения.
Вместе с тем данное законотворческое решение было неоднозначно воспринято научной общественностью и практическими работ-
никами. Часть из них негативно отнеслась к введению в УК РФ этих новелл. Для уяснения отдельных положений обратимся к криминологической характеристике преступлений в сфере имущественных отношений, совершенных различными мошенническими действиями. Повлияло ли внесение изменений и дополнений в ст. 159, 159.1-159.6 УК РФ на статистические показатели о данных преступлениях? Попробуем ответить на этот вопрос.
С момента вступления в силу УК РФ 1996 г. количество мошенничеств увеличилось в разы. Для сравнения укажем, что если в 1997 г. зарегистрировано 77 763 преступления, то наибольшее их число зарегистрировано в 2006 г. и составило 225 326 преступлений. За десятилетний период количество совершенных мошеннических действий увеличилось в 3 раза.
Конечно, в последующие периоды, начиная с 2007 г., наблюдалось сокращение их количе-
* Научная статья подготовлена при финансовой поддержке Российского университета кооперации по гранту Е-3 «НИОКР Центросоюз» - 2018.