Научная статья на тему 'Выдвиженчество и чистка как способы осуществления общественного контроля за милицией в 1920-1930 гг'

Выдвиженчество и чистка как способы осуществления общественного контроля за милицией в 1920-1930 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ / ВЫДВИЖЕНЧЕСТВО / ЧИСТКА / PUBLIC CONTROL / INTERNAL AFFAIRS BODIES / STAFF / SOVIET MILITIA / SYSTEM OF WORKERS'' PROMOTION TO POSITIONS OF AUTHORITY / PURGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцева Ю.Д.

Статья посвящена исследованию выдвиженчества и чистки как наиболее эффективных средств осуществления общественного контроля за милицией, применявшихся в период формирования новой государственной системы после революции 1917 г., и способов совершенствования кадровой политики. Причинами, которые вызвали к жизни данные формы, предполагавшие активное участие широких масс рабочих и крестьян, названы недостаточная эффективность новых организационных форм советской милиции для борьбы с преступностью и поддержания нового революционного порядка, а также необходимость пересмотра и оздоровления кадров милиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of workers'' promotion to positions of authority and purges of the Communist Party as ways of public monitoring of militia activities in the 1920-1930-s

The article deals with the system of workers' promotion to positions of authority and purges as the most effective means of public monitoring of militia activities applied during the formation of the new state system after the 1917 Revolution, and the ways to improve the human resources management. The author believes that the reasons that gave rise to these forms of public control involving active participation of the broad masses of workers and peasants, were the insufficient effectiveness of the new Soviet militia structures in crime control and support of the new revolutionary system, as well as the need for revision and improvement of militia personnel.

Текст научной работы на тему «Выдвиженчество и чистка как способы осуществления общественного контроля за милицией в 1920-1930 гг»

УДК 351.74"1920/1930" Зайцева Юлия Дмитриевна

аспирант кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

ВЫДВИЖЕНЧЕСТВО И ЧИСТКА КАК СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА МИЛИЦИЕЙ В 1920-1930 ГГ.

Zaytseva Yuliya Dmitrievna

PhD student, History of State and Law Department,

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE SYSTEM OF WORKERS' PROMOTION TO POSITIONS OF AUTHORITY AND PURGES OF THE COMMUNIST PARTY AS WAYS OF PUBLIC MONITORING OF MILITIA ACTIVITIES IN THE 1920-1930-S

Аннотация:

Статья посвящена исследованию выдвиженчества и чистки как наиболее эффективных средств осуществления общественного контроля за милицией, применявшихся в период формирования но-вой государственной системы после революции 1917 г., и способов совершенствования кадровой политики. Причинами, которые вызвали к жизни данные формы, предполагавшие активное участие широких масс рабочих и крестьян, названы недостаточная эффективность новых организационных форм советской милиции для борьбы с преступностью и поддержания нового революционного порядка, а также необходимость пересмотра и оздоровления кадров милиции.

Ключевые слова:

общественный контроль, органы внутренних дел, кадровый состав, советская милиция, выдвиженчество, чистка.

Summary:

The article deals with the system of workers' promotion to positions of authority and purges as the most effective means of public monitoring of militia activities applied during the formation of the new state system after the 1917 Revolution, and the ways to improve the human resources management. The author believes that the reasons that gave rise to these forms of public control involving active participation of the broad masses of workers and peasants, were the insufficient effectiveness of the new Soviet militia structures in crime control and support of the new revolutionary system, as well as the need for revision and improvement of militia personnel.

Keywords:

public control, internal affairs bodies, staff, Soviet militia, system of workers' promotion to positions of authority, purges.

Революция 1917 г. стала переломным моментом в истории Российского государства. Пришедшие к власти большевики коренным образом изменили систему государственного устройства: органы государственной власти и местного самоуправления формировались путем активного привлечения широких масс рабочих и крестьян.

Формирование народной власти потребовало также коренных преобразований в системе правоохранительных органов. Поскольку органы внутренних дел, помимо выполнения своих основных задач по борьбе с преступностью, должны были служить опорой новому революционному порядку, потребовалось искоренить пережитки старой царской полиции и создать новую народную милицию из числа рабочих и крестьян: «Новые органы охраны порядка создавались на основании изданного по уполномочию Советского правительства Наркоматом внутренних дел РСФСР 28 октября (10 ноября) 1917 г. постановления "О рабочей милиции"» [1, с. 15]. В нем говорилось: «1. Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. 2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов. 3. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими средствами, вплоть до снабжения ее казенным оружием...» [2, с. 7]. Как видно из текста данного документа, новая милиция не имела четко обозначенных организационно-правовых форм, что в свою очередь отразилось на ее функционировании.

Неспособность новой народной милиции полноценно выполнять возложенные на нее обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью повлекла за собой необходимость правового регулирования ее деятельности. Первым шагом к законодательному закреплению функционирования советской милиции стало принятие в 1918 г. постановления Народных комиссаров по внутренним делам и юстиции «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции (Инструкция)» [3, с. 11]. В нем закреплялись следующие основные положения: состав советской рабоче-крестьянской милиции, предметы ведения советской милиции, порядок замещения должностей рабоче-крестьянской милиции, ответственность и отчетность должностных лиц милиции.

- B6 -

Следующим шагом стало принятие 3 апреля 1919 г. декрета СНК «О советской рабоче-крестьянской милиции» [4, с. 26], согласно которому: «содержание всех видов милиции, находящихся в ведении Народного комиссариата внутренних дел, принимается на государственный счет, при непременном соблюдении штатов, утвержденных Народным комиссариатом внутренних дел» [5], что уже свидетельствовало о переходе милиции из разряда народной в категорию государственной.

И, наконец, принятие 10 июня 1920 г. декрета ВЦИК «О рабоче-крестьянской милиции (Положение)» окончательно закрепило организационно-штатную структуру советской милиции, а также установило требования к кандидатам на службу: «На службу в милицию могут быть приняты только лица: достигшие 21 года; грамотные; пользующиеся избирательным правом в Советы; не состоящие под следствием и судом по обвинению в преступлениях; вполне здоровые и пригодные для службы; красноармейцы, согласно постановлению Совета Рабоче-Крестьянской обороны от 13 февраля 1920 г.» [6, с. 41].

Правовое регулирование деятельности милиции стало первым шагом к повышению эффективности ее функционирования. Однако только этого было недостаточно. Улучшение работы требовало улучшения кадрового состава, который за истекший период не мог соответствовать новым требованиям. Вот как данная ситуация описывалась в прессе:

«...В первый период своего существования, милиция комплектовалась главным образом рабочими с фабрик и заводов, и понятно, что эти рабочие не могли охватить все стороны деятельности милиции, ибо рабочий класс не имел знатоков милицейского дела, - прошлый опыт его в отношении полиции заключался только в стремлении уничтожить последнюю.

Первые этапы Гражданской войны вынуждали партию бросить свои силы на этот аппарат, так как внутренняя охрана страны имела немалое значение, как и охрана внешних границ. В наиболее острый период Гражданской войны партия вынуждена была сосредоточить все свои силы в Красной армии и в милиции остались очень небольшие кадры старых испытанных и преданных делу пролетарской революции рабочих.

В этот период в милицию попал целый ряд нежелательных элементов, кои пытались здесь построить свое собственное благополучие и укрыться от фронта. Несомненно, такое положение ни в коем случае не могло продолжаться, как только государство приступило к мирному строительству.

Новая экономическая политика, революционная законность предъявляют к милицейскому аппарату и его личному составу требования чрезвычайной государственной важности.» [7, с. 52].

Помимо наличия в личном составе милиции «людей недостойных, с низким политическим и культурным уровнем развития» [8, с. 92], проблемой также являлась профессиональная подготовка сотрудников и даже их грамотность. В связи с пересмотром кадровой политики в органах внутренних дел широкое распространение получает такое явление, как чистка.

Правовой основой чистки стал декрет ВЦИК от 23 ноября 1922 г. «О пересмотре и доукомплектовании личного состава милиции» [9, с. 982], согласно которому «повсеместно - от уезда до республики - были образованы комиссии, куда вошли представители НКЮ, ВЦСПС, Наркомтруда, НКВД, партийных и советских органов. Они должны были проверить личный состав милиции, выявить и уволить недостойных, а затем пополнить его ряды достойными людьми» [10, с. 94].

С самого начала работа по пересмотру и оздоровлению кадров милиции приобрела общегосударственный и общенародный характер: «Благодаря большой организаторской деятельности партийных, советских и профсоюзных организаций пересмотр и доукомплектование личного состава милиции протекали при активном участии широких масс трудящихся, в обстановке гласности и партийной принципиальности. Ход и результаты чистки освещались в центральной и местной печати. Все это свидетельствовало о горячей заинтересованности рабочих и крестьян в оздоровлении кадров милиции, удалении из ее рядов недостойных элементов. Комиссии, сами органы милиции обращались с воззваниями к населению с просьбой оказать помощь в объективной оценке работников» [11].

Большое внимание уделялось и составу самих комиссий по чистке. Циркулярным письмом ЦК РКП (б) в областное бюро ЦК «Об участии парторганизаций в комиссии по пересмотру и доукомплектованию личного состава милиции РСФСР» от 14 декабря 1922 г. утверждалось следующее: «В настоящее время в советском порядке приступлено к пересмотру личного состава милиции для удаления из ее рядов порочных элементов и для пополнения милиции сознательным пролетарским составом. Обращая серьезное внимание всех парторганизаций на важность правильного выполнения этой задачи для советского строительства, ЦК предлагает: 1) обратить серьезное внимание на подбор членов комиссии по пересмотру личного состава милиции, организуемых в советском порядке согласно постановлению и инструкции Президиума ВЦИК от 23 ноября с. г.» [12, с. 95].

Процедура чистки заслуживала отдельного внимания:

«.Комиссии изучали личные дела сотрудников, проверяли качество материалов, по которым вел разбирательство тот или иной сотрудник милиции. Но полную и объективную картину можно было составить лишь с учетом отзывов трудящихся. Поэтому комиссии заседали в клубах, цехах, в полном составе приходили на сельские сходы. Вот как происходило одно из таких заседаний в клубе Харьковской электростанции, где шло обсуждение работников милиции 4-го района. В клубе толчея, собрались рабочие электростанции, других предприятий, расположенных на территории 4-го милицейского района, жители близлежащих домов. По очереди встают работники милиции, рассказывают о себе, отвечают на многочисленные вопросы собравшихся, выслушивают порой нелицеприятные мнения, получают наказ впредь не допускать оплошностей, промахов по службе. Но в целом рабочие высказывают им доверие, считают, что они достойны продолжать службу в милиции.

На сцену поднимается помощник начальника 4-го района милиции Ильин. Выясняется, что в 1921 г. он был исключен из партии за злоупотребление спиртным, но, как стало ясно из выступлений рабочих, тяга к выпивке у него осталась. Личное дело милиционера Слюсарева свидетельствовало о том, что он неплохо справляется со своими обязанностями. Казалось бы, нет оснований для его увольнения из милиции. Однако при обсуждении выяснилось (и в этом помогли рабочие), что его отец покупал самогон, Слюсарев знал, кто продавал, но не принял мер к привлечению самогонщика к ответственности, да и сам пьянствовал. Ильин и Слюсарев, как не соответствующие высокому званию советского милиционера, были уволены с работы» [13, с. 47-48].

Нередко после таких обсуждений комиссии принимали решения о повышении в должности работников милиции, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в периодической печати тех лет: «Несколько дней харьковская губернская комиссия заседала в клубе седьмой государственной табачной фабрики. В обсуждении работников милиции приняли участие и рабочие соседних предприятий. Несколько человек по требованию рабочих было решено уволить. А милиционера Смирнова, которого все выступавшие охарактеризовали самым лестным образом, прямо на заседании комиссии повысили в должности - ему доверили ответственный, но хлопотный пост районного (участкового) надзирателя» [14, с. 95].

Чистка стала одним из эффективнейших средств осуществления общественного контроля за советской милицией. Анализируя результаты только за 1923 г., можно привести следующие факты: «На заседании комиссии Бакинского уголовного розыска 5 февраля 1923 г. было решено 15 человек из 84 сотрудников немедленно уволить "без права в дальнейшем поступать на работу в милицию", из них 7 человек как неблагонадежных и 8 человек как не справляющихся с работой. В Саратовской губернии в ходе чистки уволено в среднем 22 % сотрудников. В Азербайджане в 1923 г. уволено 12 % личного состава милиции. ... Всего в ходе чистки милиции в 1922-1923 гг. было уволено до 20-25 % сотрудников. Их место заняли более грамотные люди, коммунисты, передовые рабочие» [15].

Однако, несмотря на высокие показатели эффективности чистки в деле оздоровления кадрового состава советской милиции, существовали и некоторые проблемы. В Резолюции совещания работников губернских отделов управления от 19-20 мая 1923 г. «О результатах чистки и комплектовании милиции» прямо указывалось, что «.наличный состав работников милиции далеко не соответствует требованиям. В милиции, несмотря на проведенную чистку, еще остались чуждые советской власти, и в целом она еще недостаточно подготовлена к выполнению возложенных на нее задач» [16, с. 89]. Однако в целом чистка как способ осуществления общественного контроля за милицией полностью соответствовала поставленным перед ней задачам.

Наряду с чисткой в 1920-е гг. широкое распространение получил и такой способ контроля общества за милицией, как выдвиженчество.

Существует множество точек зрения в отношении данного явления. Одной из наиболее интересных является гипотеза, представленная в работе Т.И. Новосельцевой: «Выдвиженчество являлось важным направлением советской кадровой политики в 1920-1930-е гг. Такой вывод позволяет сделать анализ становления и функционирования этой системы подбора и распределения работников. Наиболее политически активные рабочие и крестьяне получали в государственном аппарате и хозяйственных организациях должности, которые обычно занимали чиновники - профессионалы. Тем самым в стране диктатуры пролетариата у власти оказывались люди пролетарского происхождения» [17].

Интересен также подход А.Я. Малыгина и Е.И. Яковлевой: «Созидательной энергией трудящихся рождена одна из животворных традиций, которая как нельзя лучше отражает подлинно народную природу советской милиции. Речь идет о направлении на службу в милицию лучших представителей трудовых коллективов. Общие принципы выдвиженчества в государственный аппарат были разработаны В.И. Лениным и закреплены в решениях майской (1921 г.) конферен-

ции РКП (б). Исходя из задачи увеличения числа "способных практических работников-организаторов в советском аппарате, непосредственно знакомых с условиями жизни и нуждами рабочих и крестьян", были четко определены источники выдвиженчества - "пролетарии, честно относящиеся к выполнению своего долга, и крестьяне, безусловно преданные советской власти, доказавшие эту преданность активной защитой ее, - умелые организаторы, пользующиеся влиянием среди лучшей части деревни"» [18, с. 96].

Данный подход, на наш взгляд, наиболее точно отражает суть выдвиженчества, а также указывает на то, что данное явление было не только направлением кадровой политики государства, но и способом общественного контроля.

Об этом свидетельствовала и процедура осуществления выдвиженчества: «В соответствии с решениями майской партийной конференции ЦК РКП (б) направил на места циркулярное письмо, в котором детально регламентировалась практическая сторона осуществления выдвиженчества. Каждый член партии обязывался выискивать достойных товарищей, партячейки должны были втягивать их в работу, изучать, оценивать и затем выдвигать их на соответствующие должности в государственный аппарат. Советские и профсоюзные органы призваны активно обсуждать кандидатуры» [19, с. 97].

Выдвиженчество показало себя эффективным средством общественного контроля: «В Узбекской ССР за 1,5 года на административную работу (в том числе в милицию) было направлено 44 человека. На 1 июля 1925 г. крестьяне-выдвиженцы во Владимирской губернии занимали должности: начальников подотделов милиции - 2 человека, работников уголовного розыска - 4, милиционеров - 10. По состоянию на 15 июля 1925 г. крестьяне-выдвиженцы в Архангельской губернии работали: начальниками уездмилиции - 1, инспектором уголовного розыска - 2. В марте -апреле 1924 г. Московским комитетом РКП (б) были направлены 7 рабочих-выдвиженцев в НКВД для использования на ответственной работе. Трое из них направлены в ОУР ЦАУ. К 1 сентября 1925 г. один из них работал инспектором ОУР ЦАУ НКВД РСФСР, двое - начальниками отделов уголовного розыска в уездах Московской губернии. <...> В 1929 г. комсомол революционной Красной Пресни решил послать в милицию 250 молодых рабочих.» [20, с. 97-98].

Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что выдвиженчество во многом решало кадровые проблемы советской милиции, которые возникали в результате чистки. В целом оба этих явления являлись как средствами совершенствования кадровой политики, так и эффективными способами осуществления общественного контроля.

Ссылки:

1. СУ РСФСР. 1917. № 1.

2. Малыгин А.Я., Яковлева Е.И. Из народа и для народа. М., 1988.

3. Сборник законодательных документов по вопросам организации и деятельности советской милиции 1917-1934 гг. М., 1957.

4. Там же. С. 26.

5. Там же.

6. Там же. С. 41.

7. Рабоче-крестьянская милиция. 1923. № 2-3.

8. Малыгин А.Я., Яковлева Е.И. Указ. соч. С. 92.

9. СУ РСФСР. 1922. № 78.

10. Малыгин А.Я., Яковлева Е.И. Указ. соч. С. 94.

11. Там же.

12. Там же. С. 95.

13. Из истории милиции Советской Украины. Киев, 1965.

14. Малыгин А.Я., Яковлева Е.И. Указ. соч. С. 95.

15. Там же.

16. Власть советов. 1923. № 5.

17. Новосельцева Т.И. Выдвиженчество в кадровой политике Советского государства в 1920-1930-е гг. (на материалах Смоленской области) [Электронный ресурс] : дис. ... канд. ист. наук. Смоленск, 2004. 11Р1_: http://www.disser-cat.com/content/vydvizhenchestvo-v-kadrovoi-politike-sovetskogo-gosudarstva-v-1920-1930-e-gody-na-materialak (дата обращения: 13.10.2015).

18. Малыгин А.Я., Яковлева Е.И. Указ. соч. С. 96.

19. Там же. С. 97.

20. Там же. С. 97-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.