ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УДК 340
РОЛЬ И МЕСТО НАЦИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРИЙСКОЙ МИЛИЦИИ (1917-1941 гг.)
Иванов Виталий Алексеевич,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье обоснована значимость учета специфики национального состава населения в правоохранительной деятельности как необходимого условия обеспечения социальной стабильности многонационального государства. На основе систематизации большого массива материала в контексте реализации национальной политики государства рассмотрена практика подготовки национальных кадров милиции, охарактеризована сложная и противоречивая роль политики так называемой коренизации.
Ключевые слова: советская милиция, национальный фактор, Марийская АССР, межнациональные отношения, дискриминация, национальные кадры, национальная политика.
Научное и практическое значение заявленной темы, прежде всего, определяется тем, что Советская милиция как система государственных органов исполнительной власти занимала особое место в Российском государстве. Она создавалась как орган диктатуры пролетариата, значимый инструмент политической власти, предназначенный для защиты революции, поддержания общественного порядка и стабильности в стране и регионе. Существенным признаком Советской милиции стал ее многонациональный характер, а сферой деятельности - крупнейшее в мире многонациональное, поликонфессиональное общество. Поэтому исторический опыт ее работы является необходимым компонентом совершенствования законодательства об органах внутренних дел.
Заявленная тема вызывает особый интерес еще и потому, что в последние десятилетия происходит обострение национального фактора. Почти повсеместно серьезную угрозу безопасности начинают представлять этнический сепаратизм, этнополитический и религиозно-политический экстремизм и национализм. Органы правопорядка многих стран сталкиваются с большими сложностями в работе по установлению межнационального мира и согласия как важнейшего условия обеспечения безопасности государства. В этой работе нередко проявляется отсутствие должной деликатности и продуманности в вопросах комплектования правоохранительных органов с точки зрения их национального состава, учета национальных традиций народов. Сказывается предвзятость некоторых их представителей к национальным формам и способам самовыражения. Кроме того, наблюдается несоответствие законодательства потребностям общества по укреплению гражданского единства, снижению межнациональной напряженности. В этих условиях
исторический опыт органов правопорядка, знание и учет их сильных и слабых сторон может стать гарантией успешного противостояния вызовам и рискам нового тысячелетия.
Представленная тема анализируется на региональном уровне - а именно на материалах Марийской АССР. По теме уже имеются первые специальные исследования [6; 8; 9]. Отдельные ее аспекты представлены в работах, посвященных истории милиции [3; 4]. Анализу подверглись, в частности, подготовка, расстановка и воспитание национальных кадров, участие милиции в разрешении национальных конфликтов, в проведении репрессий против этнических и этноконфессиональных групп в СССР. В наибольшей мере эти исследования охватили довоенный и постсоветский периоды истории.
Однако, несмотря на имеющиеся немалые наработки, влияние национального фактора на деятельность Советской милиции пока еще не вычленилось в отдельное и самостоятельное направление историкоправовой науки. Почти всегда заявленная тема рассматривалась в рамках отдельных разделов, параграфов как часть более широких тем «национального вопроса» или «деятельности Советской милиции». Комплексных исследований, специально посвященных данной теме, пока нет.
Перечисленные выше причины и, прежде всего, актуальность проблемы, отсутствие целостного ее освещения и анализа, а также определенная тенденциозность подхода, присущая ряду работ прошлых лет, позволили нам избрать ее в качестве темы исследования.
Строительство социалистического общества после революции 1917 года существенно снизило копившееся в стране на протяжении сотен лет межэтниче-
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
5
Теория и история государства и права
ское напряжение. Национальный вопрос как один из важнейших дестабилизирующих факторов так и не был решен самодержавием и достался большевикам. В этих условиях большую значимость приобрела проблема умелого управления сферой межнациональных отношений, выработки конструктивной национальной политики.
2 ноября 1917 года СНК РСФСР принял Декларацию прав народов России, которая провозгласила полное раскрепощение народов от национального гнета. В ней были сформулированы основные принципы политики Советской власти в национальном строительстве: а) равноправие и суверенность народов России; б) право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; в) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; г) свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населяющих территорию России. Эти принципы были закреплены в первой Советской Конституции 1918 года (раздел II, гл. V, ст. 22), составив правовую основу национальной политики и в органах милиции.
В первые годы после революции 1917-го года положение органов милиции Марийского края [11] определялось рядом специфических особенностей, ставших результатом воздействия национального фактора. Речь идет о том, что их деятельность велась в обстановке индифферентного, а позднее, по мере активизации продразверстки, - в условиях недоверчивого, недружелюбного отношения к партийным и советским органам, невысокого престижа самой милиции. Во-первых, это было связано с тем, что свое неприязненное отношение к царской полиции и жандармерии массы нередко переносили на новую, советскую милицию. Во-вторых, в сознании окраинных народов, которые в период царизма были отлучены от властных и управленческих структур, власть всегда представлялась инонациональной, потому чуждой, а нередко и враждебной [5, с. 57].
С первых дней существования Советской власти большое значение стало придаваться формированию государственных органов, в т. ч. и милицейских подразделений национальных республик и областей преимущественно из числа лиц, знающих язык, быт, нравы и обычаи своего народа, пользующихся его доверием. Уже в январе-феврале 1918 года Царево-кокшайский Совет потребовал пропорционального представления марийцев в органах милиции [2, ф. Р-275, оп. 1, д. 51, л. 11]. В местах компактного проживания марийцев милиционеры из-за незнания их языка нередко стали отстранятся от занимаемой должности, переводиться на другие участки работы [2, ф. Р-35, оп. 1, д. 98, л. 6]. Одновременно принимались меры по привлечению в милицию женщин-мариек, что, кстати, не дало особых результатов. Причиной тому, прежде всего, стал национальный менталитет женщин-мариек, традиционно привязанных к собственному хозяйству, не приученных всей
6
предшествующей историей к публичной деятельности, а также низкий уровень их образования и общей культуры, слабое знание русского языка. Те немногие женщины, которые были зачислены в состав милиции, оказались малоподготовленными.
Процесс привлечения национальных кадров во властные структуры, получивший название корениза-ции, стал развиваться особенно активно после X съезда РКП(б), на котором была принята резолюция «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». Принятый документ нацеливал на ликвидацию фактического неравенства отсталых народов, оказание им помощи в развитии и укреплении советской государственности в формах, соответствующих их национально-бытовым особенностям и действующих на родном языке, создание широкой учебной сети для подготовки национальных кадров.
Официально политика коренизации получила закрепление в июне 1923 года на совещании ответственных работников национальных республик и областей в ЦК ВКП(б), на котором была принята программа действий по развитию экономики и культуры в национальных республиках, а главное - по расширению политического представительства нерусских национальностей. Обстоятельный разговор по этому поводу состоялся также в мае 1925 года на III Всесоюзном съезде Советов. Специальное положение, касающееся национального языка, было включено в Конституцию РСФСР 1925 года. «За гражданами Российской Федерации, - говорилось в ней, - признается право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни» (разд. I, гл. I, ст. 13). Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школе.
Несмотря на то, что уже в самом начале социалистического строительства в стране было установлено правовое равенство всех наций и народностей, фактического равенства добиться столь же стремительно было невозможно. Поэтому, наряду с существенным разрывом в условиях хозяйственного и социальнокультурного развития, неравенство сохранялось и в представительстве ранее угнетенных народов в органах государственной власти и управления. Оргбюро ЦК РКП(б) 1 марта 1923 года указало, что слабое вовлечение марийцев в партийную и советскую работу становится источником национальных трений. Это положение в полной мере распространялось на сферу кадрового обеспечения марийской милиции 20-30-х годов, где лиц, знающих язык, обычаи коренного населения, было крайне мало. В составе Козьмодемьянской кантмилиции в 1922 году милиционеров-мари было 29,9 %, в отдельных районах они вовсе не были представлены.
Такая ситуация явилась, прежде всего, результатом политики царизма, которая ввергла население края в бездну чудовищной эксплуатации и отсталости. В отчете обкома партии в ЦК ВКП(б) в 1926 году отмечалось, что марийское население «до революции
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
Иванов В. А.
абсолютно не обладало правами, способствующими их развитию». В условиях царизма им запрещалось селиться в городах и на берегах крупных рек, заниматься кузнечным делом, продолжать учебу в высших учебных заведениях, занимать определенные должности. Итогом многолетней дискриминации стали низкий уровень грамотности и культуры марийского народа, отсутствие традиции работы на промышленных предприятиях, государственной службе. Прокурор Маробласти в 1923 году писал: «Большинство марийского населения неграмотно и плохо владеет русским языком. Настроение аполитичное. Все мероприятия Советской власти принимаются населением пассивно».
В рамках реализации национальной политики государства, курса на коренизацию на местах было издано множество нормативно-правовых актов, содержавших конкретные требования к комплектованию личного состава милиции. Так, адмотдел Мароблис-полкома 6 мая 1927 года издал приказ «О проведении национальной политики в административных органах», в котором обязал ввести изучение марийского языка во всех подразделениях милиции. Было предложено пересмотреть сеть милицейских участков и распределить их по национальному составу населения с тем, чтобы в каждом участке районный милиционер обладал знанием языка коренной национальности. При ответе на письменные запросы учреждений и частных лиц предлагалось использовать тот язык, на котором поступил запрос. В случае отправки материалов дознания за пределы области к ним должны были прилагаться их копии на русском языке. С 1 января 1927 года такая практика была введена в областном административном отделе и в кантонах. Все обязательные постановления стали переводиться, копии дознания марийцам начали вручаться на родном языке.
Правовой анализ нормативных документов позволяет утверждать, что принцип равенства наций и национальностей и запрещение дискриминации на национальной почве, содержавшейся в Конституциях 1918, 1924 и 1936 гг., в известной мере нарушался и ослаблялся определенными преимуществами и льготами, предоставляемыми отдельным нациям и национальностям. Основанием для подобных рассуждений являются, в частности, преимущественное зачисление лиц коренной национальности в ряды Рабочекрестьянской милиции; первоочередное направление их на обучение в милицейских школах и иных учебных заведениях; искусственное регулирование состава областной милиции по национальному признаку; более либеральные требования к общеобразовательной и специальной подготовке лиц коренной национальности [6]. Тем самым принцип равенства наций и национальностей и запрещения дискриминации на национальной почве, содержавшийся во всех Конституциях СССР, в известной мере нарушался и ослаблялся преимуществами и льготами, предоставляемыми представителям отдельных наций. Причем это не
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
единственный пример дискриминации по национальному признаку. Так, приказ НКВД СССР № 00310 от 21 декабря 1938 года при отборе кандидатов для работы в НКВД потребовал «отсекать, в основном, лиц, у которых присутствует еврейская кровь».
В 1927 году Марийский обком ВКП(б) потребовал строжайшим образом соблюдать «классовую линию» при коренизации, добиваться вовлечения в аппарат лишь тех лиц коренной национальности, кто разделял задачи партии и Советского власти. Следовательно, при всей неоднозначности ситуации властей больше заботили проблемы преданности работников новому строю, одновременно отодвигались на второй план интеллектуальная и профессиональная подготовленность кадров, наконец, их способность справиться с порученным делом.
Своеобразие формированию национальных кадров милиции придавала этническая неоднородность ряда народов. В частности, в составе марийского народа на территории области имеются две субэтнические группы - горные (составляющие около пятой части) и луговые, различающиеся языком, культурой, бытом, религией, хозяйственной жизнью. В комплектовании милицейских кадров эта специфическая особенность края проявилась неожиданно слабым представительством горной части марийского этноса в рядах милиции. В 1925 году в Козьмодемьянском кантоне доля мили-ционеров-мари составила лишь 1,5 %. Сложившаяся диспропорция была своевременно констатирована. IX областная партконференция, состоявшаяся в феврале 1927 года, предложила учитывать «в дальнейшей работе интерес горно-марийской части населения». Одновременно было предписано продолжить разъяснение национальной политики, добиваться расширения и воспитания национально-партийного актива, решительного устранения идей великодержавного шовинизма и местной национальной замкнутости.
Политическое и экономическое укрепление Советского государства после образования СССР и принятия первой союзной Конституции способствовало росту национальных кадров в органах управления, повышению их общественно-политической активности. В 1925 году доля марийцев в областной милиции составила 23 %, в 1926 году - 40 %, 1927 году - 47 %. Для сравнения: удельный вес лиц той национальности, именем которой называлась область, на 1 января 1927 года в милиции Вотской АО составила 39 %, Калмыцкой - 59 %, Коми - 94 %.
Проведенная в 20-е годы большая работа по вовлечению в милицию национальных кадров и использованию родного языка в обслуживании населения дала неоднозначные результаты. С одной стороны, она явилась значимым условием возросшего авторитета Советской милиции в глазах населения. Влившиеся тогда в ряды областной милиции многие работники-мари активно участвовали в вооруженной борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией, вели охрану общественного порядка, боролись с преступностью.
7
Теория и история государства и права
С другой стороны, процесс коренизации был резко сжатым во времени и велся довольно грубыми методами, без необходимой заботы о сохранении квалифицированных кадров, о постепенности намеченных изменений. Поэтому он породил среди сотрудников милиции нездоровые отношения, «пассивность
в работе в виду ожидаемого ими увольнения со службы» [2, ф. Р-384, оп. 1, д. 110, л. 42]. В информации обкома партии в ЦК ВКП(б) летом 1927 года корени-зация аппарата и политика реализации марийского языка были названы основным источником недовольства русского населения. Все это рождало почву для национализма, мешало нормальной организации работы милиции. Однако случаев открытого сопротивления коренизации не было, хотя, замечалось скрытое недовольство со стороны отдельных руководящих работников, иногда проявлявшиеся в дискриминации марийцев под благовидными доводами [2, ф. Р-250, оп. 1, д. 802, л. 5.].
Коренизация 20-х годов - это попытка ликвидации негативных последствий деформированной политики царизма по отношению к малым народам, политики, которая была направлена на отчуждение их от органов управления, от образования и культуры. Она была призвана возместить «то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ... правительством “великодержавной нации» [9]. После Октября 17-го года разбуженное масштабными событиями национальное самосознание народов требовало удовлетворения возросших амбиций и прежде всего на власть. Причем немедленно и в тотчас. Однако коренизация оказалась во многом порочной из-за извращений в процессе ее реализации (ограничивала практику отбора кадров по деловым признакам, ввела определенные моменты ограничения прав и элементы принуждения по отношению к лицам так называемой некоренной национальности, порождала новые очаги напряженности в сфере межнациональных отношений), стала как бы вынужденно необходимым, оправданным шагом во имя утверждения национального мира и согласия.
Особенностью формирования кадров в 1930-е годы явилось то, что, наряду с требованиями по укреплению партийно-советского аппарата, включая милицейские органы, национальными кадрами, дальнейшему распространению марийского языка,
ставилась задача «очищения» управленческих аппаратов от «националистических кадров». Начались репрессии по отношению к национальным кадрам в партийных, государственных, общественных организациях, к деятелям национальной культуры. Успехи начального этапа формирования многонационального государства были существенно подорваны нарушениями законности в период культа личности Сталина. Это нанесло серьезный ущерб разумным тенденциям в коренизации органов милиции.
Думается, что возникшие противоречия были порождены самой природой коренизации, предполагающей обеспечение существенных преимуществ
8
представителям титульной нации при назначении на должность. В этом плане коренизация в области была явно несправедливой по отношению к русскому населению: ускоренное вовлечение марийцев в органы милиции сопровождалось уменьшением доли русскоязычных среди сотрудников милиции, сокращением их абсолютной численности нередко в ущерб делу. Безусловно, такая политика коренизации как способ гармонизации межнациональных отношений сама по себе порочна и не должна иметь права на существование при цивилизованном функционировании общества. Но в рассматриваемый конкретно-исторический период коренизация могла быть полезной, если бы проводилась в форме планомерной работы по подготовке кадров коренной национальности, повышению их культурного, образовательного, профессионального уровней, если бы деловые качества выдвигаемых отвечали предъявляемым требованиям.
Разногласия в кадровом вопросе возникали и раньше. Например, на заседании бюро обкома партии и областной контрольной комиссии 26 февраля 1925 года группа работников-мари, выразила возмущение слабым уровнем представительства в учреждениях области лиц коренной национальности, недостаточной подготовленностью работников, направлявшихся из центра. Возмущенные работники предложили приезжим руководителям оставить должности и покинуть область. Для замены последних были представлены списки работников из лиц коренной национальности.
Разногласия в руководстве МАО сохранились и в последующие годы, но они, как признала комиссия по обследованию работы Марийской организации ВКП(б) в 1928 году, не носили принципиального характера. Возникавшие проблемы, благодаря взаимопониманию между лицами разных национальностей, разумной позиции руководства области решались в целом в спокойной, деловой обстановке.
Возвращаясь к вопросу о том, что «ответственные работники в огромном большинстве были русские, часто из переброшенных центром членов ВКП(б)», следует признать, что на первых этапах развития, когда решался вопрос об организации Советской власти, в условиях отсутствия достаточно сильных национальных кадров подобное положение было оправдано. Оно действительно содействовало становлению милиции и ее дальнейшему утверждению.
Со временем «назначенчество», «переброски» кадров, проводимые сверху, выявили существенные недостатки, служили прикрытием упущений в подготовке местных кадров. Они указывали на отсутствие должной системы работы. Многие милицейские должности на местах стали занимать люди, не знакомые с местными условиями, спецификой милицейской работы. Они нередко недооценивали проблемы национального строительства, допускали поспешность и администрирование, недостаточно учитывали местные особенности и обычаи. К тому же, демонстрируя порою пренебрежение и высокомерие к местным работникам, допускали недисциплиниро-
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
Иванов В. А.
ванность, нарушали законность. Все это вызывало справедливое недовольство населения и подвергалось резкой критике на партийных пленумах, бюро и собраниях, заседаниях исполкомов. Некоторые из таких назначенцев, были малообразованными, профессионально неподготовленными, по мнению местных руководителей, «оказались мошенниками» [11]. Поэтому полагаем, что утвердившаяся в отечественной историографии однозначно позитивная оценка «на-значенчества», проводимого сверху, нуждается в существенной корректировке.
Надо отметить, что коренизация органов власти и управления была делом далеко не простым. Существенным тормозом на этом пути явился конфликт в руководстве МАО между руководителями, присланными из Центра, и их местными коллегами. Благодатной основой подобного противостояния стали «... различное понимание национального вопроса и недостаточная объективность рассмотрения вопросов.» - указывалось на IV областной партконференции в августе 1922 года [1].
Определенная напряженность в сфере межнациональных отношений сохранялась и в последующие годы. Так, 30 июля 1931 года по предложению обкома ВКП(б) бюро партячейки при областном суде рассмотрело материалы расследования о великодержавном шовинизме в управлении областной милиции и уголовного розыска. По итогам бурного обсуждения бюро признало недостаточным уровень воспитательной работы, реализации марийского языка в милицейском коллективе и коренизации начальствующего состава. Бюро потребовало изжить факты грубого и невнимательного отношения к работникам мари, предложило усилить культурно-бытовое обслуживание сотрудников милиции.
Серьезный экзамен пришлось выдержать коммунистам Звениговского РУМ. В этом районе, где доля марийского населения составляла свыше 80 %, в аппарате управления милиции в 1932 году не оказалось ни одного работника-мари, за исключением политинспектора. Рассмотрение заметок, жалоб и другой переписки на марийском языке не практиковалось. Подобное положение коммунисты милицейской ячейки ВКП(б) на своем собрании расценили как проявление великодержавного шовинизма. Согласившись с такой оценкой, вынесенной партячейкой, 9 мая 1932 года бюро канткома партии обязало начальника РУМ в течение десяти дней подобрать в аппарат управления работников-мари. Было предложено перевести часть делопроизводства на марийский язык, осуществить меры по улучшению жилищно-бытовых условий милиционеров (построить общежитие), организовать их питание, активизировать культурно-воспитательную и физкультурную работу. Принятые меры не сразу дали результаты. В 1934 году доля милиционеров-мари все еще была менее 6 %, но в 1936 году она составила 61,2 %. В январе 1937 года уровень коренизации районной милиции президиум райисполкома признал удовлетворительным.
По решению обкома партии в ноябре-декабре 1932 года была организована проверка реализации решений IV пленума ОК ВКП(б) «О коренизации аппарата и реализации марийского языка». Для этого была создана областная комиссия в составе Егорова (председатель), Кузнецова, Сидоркиной, Данилова, Сидорова, а также районные комиссии и самопроверочные бригады. Итоги проверок были доложены соответственно на бюро обкома и райкомов партии.
В конце 30-х годов внимание к проблемам национальных кадров милиции ослабло, их заслонили мероприятия по подготовке к назревающей войне. При назначении на должности органы власти в большей мере стали руководствоваться деловыми соображениями. Возросла роль профессионализма кадров. Однако подготовленных работников, не нуждающихся в «льготном назначении», способных самостоятельно выдержать растущую конкуренцию за вакантные должности, в органах милиции из числа марийцев было еще немного. Преодолеть последствия многовековой дискриминации в условиях царизма за пару советских десятилетий отсталым народам оказалось не под силу. Это не замедлило сказаться: удельный вес лиц марийской национальности в общей численности областной милиции сократился и в сентябре 1939 года составил лишь 34,6 %, против 54,6 % -в 1933 году.
Оценивая в целом работу по коренизации, следует подчеркнуть, что при всех издержках национальногосударственного строительства того периода, коренные преобразования в экономике, культуре и национальных отношениях, произошедшие в Марийской АССР в предвоенные годы, способствовали укреплению рядов милиции национальными кадрами. В 30-е годы в начальствующий состав милиции выдвинулись многие представители коренной национальности. При этом нельзя не заметить неравномерный характер комплектования различных служб, низкий уровень вовлечения лиц коренной национальности в УР, в начальствующий состав районных и областного управлений милиции и отсутствие позитивных подвижек в этом на протяжении многих лет. Причинами подобного явления стали повышенные требования к образовательному уровню и специальной подготовке названной категории работников. Между тем, подготовленных кадров в области было крайне мало.
Литература
1. Вестник Марийского областного комитета РКП(б). 1922. № 1. С. 30.
2. Государственный архив Республики Марий Эл.
3. Иванов В. А. МВД по Марий Эл в реализации государственной политики: 1985-2010 гг.: монография / Мар. гос. ун-т; В. А. Иванов. Йошкар-Ола, 2013.
4. Иванов В. А. Милиция в Марийском крае в 19171941 гг.: проблемы организации и деятельности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2005.
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
9
Теория и история государства и права
5. Иванов В. А. Милиция в Марийском крае в 19171941 гг.: проблемы организации и деятельности: монография. М.: Логос, 2005. С. 57.
6. Иванов В. А. О некоторых вопросах коренизации органов милиции МАО в 1920-е годы // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов. Йошкар-Ола, 2004. С. 291-296.
7. Иванов В. А., Соловьев Е. В. Специфика обеспечения законности в деятельности органов милиции Марийской АССР после «большого террора» // Проблемы комплексного развития Республики Марий Эл: сб. науч. ст. / под ред. А. И. Сухарева и В. В. Козина; НИИ Регионология при Мордовском университете. Саранск, 2005. (прил. № 6 к ж. «Регионология»). С. 36-50.
8. Куликов К. И. Национально-государственное строительство восточно-финских народов в 1917-1937 гг. Ижевск, 1993.
9. Ленин В. И. ПСС. Т. 45. С. 359.
10. «Марийский край» - традиционное, общепринятое и устойчивое название, широко употребляемое в научной литературе, обусловленное тем, что определенный период истории региона, рассматриваемый в работе (1917-1920 гг.), не охватывается понятиями МАО и МАССР // Марийская милиция начала формироваться в условиях разобщенности края между тремя губерниями: Казанской, Вятской и Нижегородской. Данный термин объединяет периоды доавтономной, областной и республиканской автономий региона.
11. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Ф. 17. Оп. 21. Д. 2824. Л. 326.
V. A. Ivanov
THE ROLE AND PLACE OF THE NATIONAL FACTOR IN THE ACTIVITY OF MARI MILITIA (1917-1941).
In the article the importance of registration of the national population's structure is explained in the activity of law enforcement as necessary condition for ensuring social stability of the multinational state. On the basis of systematization of the large material practice of national militia staff's training was considered in the context of state's national realization and contradictory role of so-called policy of indigenization was characterized.
Key words: Soviet militia, the national factor, Mari ASSR, interethnic relations, discrimination, national staff, national policy.
IVANOV Vitaly Alexeevich - Doctor of Law , Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola E-mal: [email protected]
УДК 342.72/.73
ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Петренко Николай Иванович,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Межрегионального открытого социального института, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Азимова Э. Б.,
магистрант I курса заочной формы обучения юридического факультета Межрегионального открытого социального института, г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
В статье рассматривается история формирования, развития и расширения прав и свобод человека.
Ключевые слова: конституционные права, эволюция конституционных прав, общественный договор, гражданин РФ, конституции.
Проблема прав и свобод человека всегда находилась в центре внимания многовековой политикоправовой мысли, прямо или опосредовано определяя и направляя самодвижение политико-правового сознания. С другой стороны, постановка, решение, трактовка данной проблемы во многом были обусловлены конкретными историческими, политическими, социально-экономическими и другими реалиями, а также
теми задачами и целями, которые ставились и преследовались политическими мыслителями и деятелями.
Вместе с тем, можно утверждать, что, несмотря на периодические спады и подъемы, история человеческого общества в некотором смысле выступает как история формирования, развития и расширения прав и свобод человека, упрочения его общественного и политического статуса на основе принципов фор-
10
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015