Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природопользование / охрана окружающей среды / государственное управление / законодательство / экологическая ответственность / экологический контроль / экологическое образование / environmental management / environmental protection / public administration / legislation / environmental responsibility / environmental control / environmental education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р.П. Заксаускас, А.В. Минаев

В данной статье рассматриваются правовые основы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Анализируются основные законодательные акты, регулирующие данную сферу, а также ключевые принципы и методы управления природопользованием. Особое внимание уделяется вопросам экологической ответственности, экологического контроля и экологического образования. В настоящее время необходимо усилить гарантии выполнения законодательных экологических требований (в частности, разработка технических условий на выполнение технических регламентов и повышение их качества) и ускорить разработку новых технических регламентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF STATE MANAGEMENT OF NATURE MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

This article discusses the legal basis of state management of natural resources and environmental protection. The main legislative acts regulating this area, as well as the key principles and methods of environmental management are analyzed. Particular attention is paid to issues of environmental responsibility, environmental control and environmental education. Currently, it is necessary to strengthen guarantees of compliance with legislative environmental requirements (in particular, the development of technical conditions for the implementation of technical regulations and improving their quality) and to accelerate the development of new technical regulations.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Р.П. Заксаускас, магистрант

Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент1, профессор2 калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА

2Академия военных наук (Россия, г. Калининград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-1-207-210

Аннотация. В данной статье рассматриваются правовые основы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Анализируются основные законодательные акты, регулирующие данную сферу, а также ключевые принципы и методы управления природопользованием. Особое внимание уделяется вопросам экологической ответственности, экологического контроля и экологического образования. В настоящее время необходимо усилить гарантии выполнения законодательных экологических требований (в частности, разработка технических условий на выполнение технических регламентов и повышение их качества) и ускорить разработку новых технических регламентов.

Ключевые слова: природопользование, охрана окружающей среды, государственное управление, законодательство, экологическая ответственность, экологический контроль, экологическое образование.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - это система мер и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов, сохранения качества окружающей среды, а также соблюдения экологического законодательства.

Основные принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды включают:

- законность - все действия органов государственной власти и местного самоуправления, а также деятельность физических и юридических лиц должны осуществляться в соответствии с законодательством;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека - обеспечение благоприятных условий для жизни и деятельности человека является приоритетной задачей государства;

- платность природопользования - использование природных ресурсов должно осуществляться на возмездной основе, что позволяет рационально использовать при-

родные ресурсы и стимулировать их воспроизводство;

- экосистемный подход - при принятии решений о природопользовании учитываются взаимосвязи между компонентами природной среды и возможные последствия для других экосистем;

- участие общественности в принятии решений - граждане имеют право на получение информации о состоянии окружающей среды и возможности участия в принятии решений по вопросам природопользования;

- разделение полномочий - для обеспечения эффективного государственного управления, полномочия по разработке и реализации экологической политики распределяются между различными уровнями власти [1].

Обзор периодической литературы показал, что на данный момент существует множество трудов, связанных с проблемами государственного управления охраной окружающей среды. Но, несмотря на это, все-таки существуют факторы, способные продемонстрировать, что процесс государственного управления охраной окружаю-

щей среды не может быть до конца изучен, что сами экологические проблемы требуют новых подходов к их устранению, и что процесс формирования экологической политики в регионах должен постоянно корректироваться и совершенствоваться, исходя из особенностей изменения окружающей среды [2].

Отметим, что под «окружающей средой» понимается среда обитания, с набором явлений и постоянно протекающих в ней процессов, направленных на установление связей для последующего существования и выживания. В свою очередь,

окружающая среда как объект управления представляет сложный набор законодательных, правовых, экономических и экологических норм и проблем, действующий с целью ее защиты и поддержания в естественном состоянии, пригодным для последующего использования. В то же время следует отметить, что право граждан на благоприятную окружающую среду сопровождается обязанностью защищать и ценить богатство природы и окружающей среды [3].

На рисунке 1 представлена схема окружающей среды как объекта управления.

Рис. 1. Схема окружающей среды как объекта управления

Государственное управление окружающей средой характеризуется распорядительной, организующей и административной функциями в области охраны окружающей среды и среды обитания человека, а также в сфере разрешения сопутствующих проблем различного характера. Перечисленные на рисунке проблемы, также являются объектом внимания государственного управления.

Говоря об окружающей среде как об объекте управления, стоит указать и субъектов, в роли которых выступают органы государственной власти, ведомства и

учреждения, правоотношения которых позволяют оказывать воздействие на окружающую среду с целью минимизации ущерба от антропогенного воздействия.

Субъекты управления могут быть приставлены как федеральным, так и региональным уровнем, целью которых является сохранение окружающей среды и рациональность использования природных ресурсов. Субъекты управления действуют в соответствии с экологической политикой, принятой на федеральном и региональном уровне [1].

Таким образом, окружающая среда как объект управления представляется сложной социоэкосистемой, результатами управления которой служат: экологическое равновесие, баланс уровня загрязнений и темпов роста промышленного производства, разрешение обострений экологических проблем.

В свою очередь, государственное управление охраной окружающей среды -есть система выполнения органами государственного управления определенных действий, которые осуществляются в соответствии с нормами экологического права. При осуществлении государственного управления охраной окружающей среды происходит формирование экологических и законодательных отношений [4].

Государственное управление охраной окружающей среды представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию экологических целей, подразумевающих экологическую эффективность и сба-

лансированность использования природных ресурсов.

Правовое регулирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов основывается на международно-правовых актах, регулирующих отношения государства и окружающей среды, на Конституции Российской Федерации, которая устанавливает основные принципы и предпосылки в области охраны окружающей среды и гарантирует право граждан на здоровую и комфортную окружающую среду [5].

Особое место в перечисленных правовых актах занимают Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», Закон «Об охране окружающей среды» и многие другие аналогичные законы и подзаконные акты, охватывающие основные правовые нормы в области охраны окру-

жающеи среды.

Библиографический список

1. Бучков, А.Д. К вопросу об административной ответственности за экологические правонарушения / А.Д. Бучков // Матрица научного познания. - 2020. - № 9-1. - С. 76-82.

2. Кузнецов, А.А. Правовые основы деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве / А.А. Кузнецов, А.В. Минаев // Право и законность: вопросы теории и практики: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 12-13 апреля 2019 года. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2019. - С. 99-101.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14.12.2023) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

5. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

LEGAL BASIS OF STATE MANAGEMENT OF NATURE MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

R.P. Zaksauskas1, Graduate Student

Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate ProfessorProfessor2 Kaliningrad branch Moscow Financial and Legal University MFUA 2Academy of Military Sciences (Russia, Kaliningrad)

Abstract. This article discusses the legal basis of state management of natural resources and environmental protection. The main legislative acts regulating this area, as well as the key principles and methods of environmental management are analyzed. Particular attention is paid to issues of environmental responsibility, environmental control and environmental education. Currently, it is necessary to strengthen guarantees of compliance with legislative environmental requirements (in particular, the development of technical conditions for the implementation of technical regulations and improving their quality) and to accelerate the development of new technical regulations.

Keywords: environmental management, environmental protection, public administration, legislation, environmental responsibility, environmental control, environmental education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.