Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ'

ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / САНКЦИИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сабадаш И.И., Минаев А.В.

В данной статье рассматриваются изменения российского законодательства в сфере применения мер административной ответственности за экологические правонарушения. Они касаются деятельности физических и юридических лиц по обращению с отходами, отчетности по выбросам парниковых газов, порядка получения комплексных экологических разрешений и проведения государственной экологической экспертизы, а также плановых государственных проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE LEGISLATION IN THE SPHERE OF APPLICATION OF MEASURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR ENVIRONMENTAL VIOLATIONS

This article discusses changes in Russian legislation in the field of application of measures of administrative responsibility for environmental offenses. They relate to the activities of individuals and legal entities in waste management, reporting on greenhouse gas emissions, the procedure for obtaining integrated environmental permits and conducting state environmental expertise, as well as scheduled state inspections.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ»

ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

И.И. Сабадаш, магистрант1

Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент1, профессор2 калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА

2Академия военных наук (Россия, г. Калининград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-3-111-114

Аннотация. В данной статье рассматриваются изменения российского законодательства в сфере применения мер административной ответственности за экологические правонарушения. Они касаются деятельности физических и юридических лиц по обращению с отходами, отчетности по выбросам парниковых газов, порядка получения комплексных экологических разрешений и проведения государственной экологической экспертизы, а также плановых государственных проверок.

Ключевые слова: административная ответственность за правонарушения, экологическое правонарушение, санкции за совершение административных правонарушений.

В 2023 году вступает в действие ряд новых законодательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды, они касаются деятельности по обращению с отходами, отчетности по выбросам парниковых газов, порядка получения комплексных экологических разрешений и проведения государственной экологической экспертизы, а также плановых государственных проверок [1]:

1. Применяется обязательный досудебный порядок обжалования решений контрольного органа, действий или бездействия его должностных лиц.

2. При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается коэффициент 0 при размещении отходов недропользования, из которых осуществляется добыча полезных ископаемых и полезных компонентов.

3. Увеличивается повышающий коэффициент к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

4. Регулируемые организации, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год,

представляют отчеты о выбросах парниковых газов в установленные сроки.

5. Обновлены количество конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в РФ и допустимый объем производства озоноразрушающих веществ в РФ.

6. Подавать заявление о предоставлении лицензии на обращение с отходами, внесении изменений в реестр лицензий соискатель лицензии или лицензиат сможет исключительно в форме электронных документов через единый портал Госуслуг.

7. Средства поступившего в федеральный бюджет экологического сбора будут направляться в том числе на обеспечение утилизации отходов от использования товаров утилизаторами.

8. Актуализирована методика количественного определения объема выбросов парниковых газов, конкретизирован перечень исходных данных для количественного определения выбросов парниковых газов. Также приводится методика количественного определения объема поглощений парниковых газов [2].

9. Определен порядок представления обязательной углеродной отчетности региональных регулируемых организаций. Отчет представляется ежегодно, до 1 июля

года, следующего за отчетным, по установленной форме.

В рамках меняющегося действующего экологического законодательства появились новые требования к отходам, образующимся в хозяйствах аграрно-промышленного комплекса. В частности, по размещению отходов животноводства. С введением нового законодательства отходы животноводства легче будет утилизировать и использовать в аграрной сфере.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходы животноводства относят к умеренно опасным и малоопасным (Ш-У классы опасности) [3]. Использовать их для удобрения запрещено.

Плюсы нового законодательства:

- Новый закон значительно облегчает утилизацию отходов животноводства, и дает инструменты для получения постоянного дохода.

- Животноводческие хозяйства могут минимизировать собственные затраты на удобрения и легально использовать бесплатный навоз и помет.

- Увеличение применения органических удобрений в растениеводстве даст увеличение урожайности и повышение плодородия почв.

- Появится возможность начать поставлять органические удобрения на экспорт.

- Снизится нагрузка на себестоимость сельскохозяйственной продукции.

- Уменьшится нагрузка на аграрный сектор в целом за счет отмены лицензирования и отмены огромных штрафов за нарушение.

28 октября 2022 г. официально опубликован приказ Минприроды от 21 сентября 2022 г. № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043» [4]. Изменяемое приложение 2 содержит форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и пояснения по заполнению декларации.

Организации и предприниматели, которые должны платить сбор за загрязнение

окружающей среды, обязаны представить отчет о воздействии на окружающую среду. Как правило, это организации и частные предприниматели, которые загрязняют воздух или воду или размещают отходы в ходе своей хозяйственной деятельности [5].

Согласно решению, опубликованному Министерством природных ресурсов и экологии, обновление формы декларации связано с внесением уточнений, касающихся платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае признания побочных продуктов производства отходами. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом № 268-ФЗ от 14 июля 2022 года, который регулирует правовой режим побочных продуктов.

В частности, в декларацию добавлен новый раздел 3.2, необходимый для выполнения показателей по оплате утилизации побочных продуктов, признанных отходами. В то же время добавлено примечание о порядке заполнения декларации для оплаты ОВОС с пояснениями по заполнению данного раздела [6].

Нарушение данного раздела влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на государственных служащих - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих коммерческую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на пять лет.

Эти изменения будут полезны для компаний, имеющих стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и не имеющих разрешения на выбросы.

Предусматривается, что за пять лет до окончания срока эксплуатации владельцы промышленных установок должны составить план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации дан-

ной промышленной установки, тем самым выполнив свое обязательство по устранению последствий негативного воздействия на окружающую среду при эксплуатации этих установок. Данный план должен включать мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду при выводе из эксплуатации данного производственного объекта, реализация которых должна обеспечивать соблюдение стандартов качества окружающей среды, в том числе мероприятия по рекультивации земель, мероприятия, осуществляемые при консервации или ликвидации данного производственного объекта, графическое описание расположения границ затрагиваемых территорий и т.д. Вместе с указанным планом мероприятий Росприроднад-зор должен получить информацию о заключении оценки плана мероприятий экологическим экспертом, о заключении обоснования сметной стоимости реализации соответствующих мероприятий, а также документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий [7].

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не выполнят

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2022 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

3. Кузнецов, А.А. Правовые основы деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве / А.А. Кузнецов, А.В. Минаев // Право и законность: вопросы теории и практики: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 12-13 апреля 2019 года. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2019. - С. 99-101.

4. Приказ Минприроды от 21 сентября 2022 г. № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210280037 (дата обращения: 25.05.2023 г.).

5. Сайфулина, Г. Ш. Административная ответственность за экологические правонарушения: к определению дефиниции / Г. Ш. Сайфулина // Молодой ученый. - 2022. -№ 17 (412). - С. 247-249.

6. Желябовская, Д. С. Экологические правонарушения и ответственность. Часть 1 / Д. С. Желябовская // Экология производства. - 2022. - № 6 (215). - С. 56-63.

7. Бучков, А. Д. К вопросу об административной ответственности за экологические правонарушения / А. Д. Бучков // Матрица научного познания. - 2020. - № 9-1. - С. 76-82.

установленные обязательства, они должны будут выплатить компенсацию, средства от которой будут зачислены в федеральный бюджет и использованы на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, включая мероприятия, осуществляемые при его закрытии или ликвидации.

Кроме того, с 1 января 2022 года федеральным законом введены нормативы накопления средств от «экологических надбавок» (платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, платежей по искам о возмещении вреда, платежи на добровольное возмещение вреда окружающей среде) в целях их направления на выявление и оценку объектов накопленного экологического ущерба, организацию работ по ликвидации накопленного экологического ущерба и иного природного вреда, а также на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды.

BODIES OF SPECIAL AND GENERAL COMPETENCE OF STATE ADMINISTRATION IN THE FIELD OF NATURE MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

I.I. Sabadash, Graduate Student1

Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor1, Professor2 1Kaliningrad Branch of the Moscow University of Finance and Law MFUA 2Academy of Military Sciences (Russia, Kaliningrad)

Abstract. This article discusses changes in Russian legislation in the field of application of measures of administrative responsibility for environmental offenses. They relate to the activities of individuals and legal entities in waste management, reporting on greenhouse gas emissions, the procedure for obtaining integrated environmental permits and conducting state environmental expertise, as well as scheduled state inspections.

Keywords: administrative responsibility for offences, environmental offence, sanctions for administrative offences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.