ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЙ
И.И. Сабадаш1, магистрант
Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент1, профессор2 калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА
2Академия военных наук (Россия, г. Калининград)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-2-2-196-199
Аннотация. Данная статья посвящена изучению административной ответственности за экологические правонарушения в области охраны окружающей среды, которая заключается в применении к правонарушителям в установленном порядке мер административного воздействия. В статье анализируются экологические правонарушения общего характера, посягающие на общественные отношения по охране окружающей среды в целом, а также специальные экологические правонарушения, объектом которых выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных природных объектов или ресурсов.
Ключевые слова: административная ответственность, экологические правонарушения, окружающая среда, экологический вред, природные ресурсы.
Защита окружающей среды - одна из самых актуальных проблем современного общества. Однако, к сожалению, негативные последствия технического прогресса проявились в виде растущих экологических проблем, таких как масштабное загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов и ухудшение здоровья населения. Количество экологических нарушений также растет с каждым годом. В России нет хорошего баланса между административной и уголовной политикой. На самом деле, многие из широко признанных международных принципов административной ответственности формально не закреплены в законодательстве об административных правонарушениях [1].
Эти принципы должны играть важную роль в реализации основных положений системы административной ответственности. В контексте административной ответственности следует отметить, что «принцип, как одна из его основополагающих черт, указывает на независимый статус субъектов в системе административного правосудия [2].
Принцип административной ответственности является основой правовых норм, регулирующих отношения между
государством и органами государственного управления». Важность этих принципов нельзя недооценивать при определении направления развития административной ответственности как института и законодательства об административных правонарушениях.
Ответственность за экологические правонарушения основана на ряде принципов, наиболее важными из которых являются: законность, равенство граждан перед законом, ответственность (за исключением обязанности возмещения ущерба источникам риска при осуществлении гражданско-правовой ответственности), беспристрастность, гуманность, дискриминационное применение и экономическая эффективность мер государственного принуждения.
Административные санкции включают штрафы, предупреждения, конфискацию продукции и оборудования, использованных для нанесения ущерба окружающей среде, и отзыв лицензий.
Кроме того, в исключительных случаях российские государственные органы могут приостановить деятельность нарушителя на срок до 90 дней. Эти санкции зависят от того, является ли нарушитель физическим, юридическим или государственным ли-
цом. Российские власти обладают широкой свободой действий при выборе санкций. Нарушители могут избежать административной ответственности, если докажут свою невиновность.
Если будет доказано, что физическое или юридическое лицо имело возможность соблюдать природоохранное законодательство, но не приняло всех доступных мер для его соблюдения, оно совершает административное правонарушение. Однако на практике лицо не может быть привлечено к административной ответственности за несоблюдение законодательства, а российские органы власти и суды не принимают во внимание, действительно ли физическое или юридическое лицо совершило административное правонарушение. Другим обоснованным способом защиты является «несущественность» [3].
Согласно статье 23 Закона Российской Федерации «О недрах», необходимым требованием является охрана месторождений полезных ископаемых от факторов, снижающих их качество и промышленную ценность, предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их использованием, а также предотвращение накопления отходов в бассейнах и водоемах подземных вод, используемых для питьевого и промышленного водоснабжения [4].
Он устанавливает административную ответственность за нарушения, связанные с охраной водных объектов, использованием воды и эксплуатацией водохозяйственных сооружений. Согласно статье 1 Федерального водного кодекса РФ, водный объект - это природный или искусственный водоем, река или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод с характерными формами и признаками водного хозяйства [5]. Так, статья 8.12.1 Закона РФ «О гражданской авиации» предусматривает штрафы или приостановление деятельности за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам, предназначенным для общего пользования. Цель этого положения - гарантировать административными и правовыми средствами право граждан на неограниченный доступ ко всем водным
объектам в режиме совместного и прибрежного пользования. Преступление характеризуется действиями, направленными на создание искусственных преград на водоемах. Примером может служить возведение забора на земле, прилегающей к общественному водоему, препятствующего неограниченному доступу к этому водоему [1].
Следует заметить, что в 2019 году была усилена административная ответственность в виде увеличения размеров штрафов за нарушение правил охраны водных объектов, нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых на водных объектах, а также при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, а также за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений.
Новые правила по охране поверхностных вод вступают в силу 1 января 2021 года. Они предусматривают создание охраняемых зон для водных объектов и специальных информационных щитов для предотвращения загрязнения и истощения воды.
Уничтожение редких и исчезающих видов животных и растений считается одним из ключевых вопросов сохранения биоразнообразия не только на национальном, но и на международном уровне и имеет не только экологическое, но и экономическое, социальное и научное значение. Методы уничтожения включают убийство животных, загрязнение среды их обитания или разрушение структур животных, таких как гнезда животных, гнезда птиц и убежища, а также среды обитания растений. За эти действия на граждан налагается административный штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей с конфискацией материалов для сбора животных и растений. В результате уничтожаются редкие и исчезающие животные и растения, которые являются, возможно, единственными их представителями [6].
Действительно, животный мир отвечает за регулирование и стабилизацию пищевой цепи. Поэтому уничтожение одного редкого растения или животного дестабилизиру-
ет биологический цикл и способствует возникновению множества экологических проблем, включая деградацию окружающей среды в целом, что напрямую влияет на потенциал экономической сферы. В связи с вышеизложенным, данное экологическое правонарушение порождает проблемы во всех сферах общественной жизни, а лица, совершившие такое правонарушение, подлежат штрафу в размере до 5 000 рублей. Возникает проблема наложения санкций, пропорциональных размеру ущерба.
Статья 8.37 КоАП РФ гласит, что нарушители, нарушающие правила охоты, рыболовства и иного пользования животным миром, будут привлечены к ответственности [7]. Согласно судебной статистике за 2019 год, нарушения по этой статье составили 63% от общего числа экологических правонарушений (42 970 из 68 369).
Целью административной ответственности является предотвращение совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лица-
ми [8]. Однако эта цель не была достигнута в полной мере. Причиной этого является низкий уровень штрафов. Например, штрафы за нарушение правил охоты составляют всего 500-4000 рублей. В настоящее время размер административных штрафов за подобные нарушения далеко не всегда наносит вред окружающей среде.
В целом, вышесказанное означает, что юридическая ответственность наступает в случае совершения участниками экологических отношений противоправных действий, образующих состав экологического преступления, даже несмотря на то, что они могут выбрать правомерный способ поведения.
Следует добавить, что привлечение к административной ответственности не освобождает нарушителя от обязанности выплатить компенсацию за причиненный им экологический ущерб. Это объясняется тем, что штрафы, хотя и материальные, являются карательными мерами, а не компенсацией ущерба.
Библиографический список
1. Никиташина, Н. А. Правовой режим земель приграничных территорий: понятие и особенности / Н.А. Никиташина, А.В. Минаев // Военно-юридический журнал. - 2020. -№ 2. - С. 14-18.
2. Сайфулина, Г. Ш. Административная ответственность за экологические правонарушения: к определению дефиниции / Г. Ш. Сайфулина // Молодой ученый. - 2022. -№ 17 (412). - С. 247-249
3. Желябовская, Д.С. Экологические правонарушения и ответственность. Часть 1 / Д.С. Желябовская // Экология производства. - 2022. - №6 (215). - С. 56-63.
4. Коротыш, Я. А. Административное правонарушение в сфере экологического права / Я. А. Коротыш // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. - 2021. - С. 92-96.
5. Пирова, Р. Н. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности за совершение экологических правонарушений / Р. Н. Пирова // Евразийский экономический журнал. - 2022. - № 3 (166). - С. 104-106.
6. Иванов, Р. А. Административная ответственность за экологические правонарушения / Р. А. Иванов // Студенческий вестник. - 2022. - № 10-2 (202). - С. 20-23.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
8. Кузнецов, А. А. Правовые основы деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве / А. А. Кузнецов, А. В. Минаев // Право и законность: вопросы теории и практики: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 12-13 апреля 2019 года. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2019. - С. 99-101.
GENERAL CHARACTERISTICS OF ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR ENVIRONMENTAL VIOLATIONS
I.I. Sabadash1, Graduate Student
Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor1, Professor2 1Kaliningrad branch of the Moscow Financial and Law University MFLA 2Academy of Military Sciences (Russia, Kaliningrad)
Abstract. This article is devoted to the study of administrative responsibility for environmental offenses in the field of environmental protection, which consists in the application to offenders in the prescribed manner measures of administrative action. The article analyzes environmental offences of a general nature, encroaching on public relations on environmental protection in general, as well as special environmental offences, the object of which are public relations on the protection and rational use of specific natural objects or resources.
Keywords: administrative responsibility, environmental offences, environment, environmental damage, natural resources.