Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2761
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВРЕД / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ADMINISTRATIVE LIABILITY / ENVIRONMENTAL OFFENCES / ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL HARM / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пахомова Яна Алексеевна

Данная статья посвящена изучению административной ответственности за экологические правонарушения в области охраны окружающей среды, которая заключается в применении к правонарушителям в установленном порядке мер административного воздействия. В статье анализируются экологические правонарушения общего характера, посягающие на общественные отношения по охране окружающей среды в целом, а также специальные экологические правонарушения, объектом которых выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных природных объектов или ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR ENVIRONMENTAL OFFENCES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

This article is devoted to the study of administrative liability for environmental offences in the field of environmental protection, which consists in the application of administrative measures to offenders in accordance with the established procedure. The article examines environmental offences of a general nature that impinge on public relations for the protection of the environment in general, as well as special environmental offences, Public relations for the protection and rational use of specific natural objects or resources.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

УДК 349.6

Пахомова Яна Алексеевна Московский государственный юридический университет

имени О. Е. Кутафина Институт частного права Россия, Москва Pahomova.yan@yandex. ru Pakhomova Yana Alexeevna Kutafin Moscow State Law University Private Law Institute Russia, Moscow

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

Аннотация: данная статья посвящена изучению административной ответственности за экологические правонарушения в области охраны окружающей среды, которая заключается в применении к правонарушителям в установленном порядке мер административного воздействия. В статье анализируются экологические правонарушения общего характера, посягающие на общественные отношения по охране окружающей среды в целом, а также специальные экологические правонарушения, объектом которых выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных природных объектов или ресурсов.

Ключевые слова: административная ответственность, экологические правонарушения, окружающая среда, экологический вред, природные ресурсы.

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

376

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR ENVIRONMENTAL OFFENCES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION Annotation: this article is devoted to the study of administrative liability for environmental offences in the field of environmental protection, which consists in the application of administrative measures to offenders in accordance with the established procedure. The article examines environmental offences of a general nature that impinge on public relations for the protection of the environment in general, as well as special environmental offences, Public relations for the protection and rational use of specific natural objects or resources.

Key words: administrative liability, environmental offences, environment, environmental harm, natural resources.

Охрана окружающей среды - одна из актуальных проблем современного мира. Обратной стороной научно-технического прогресса, к сожалению, является обострение экологических проблем, таких как крупномасштабное загрязнение окружающей среды, исчерпание запасов природных ресурсов, ухудшение здоровья людей. Кроме того, отмечается тенденция ежегодного увеличения числа экологических правонарушений. Самыми распространенными из них являются административные экологические правонарушения. Согласно статистическим данным в 2004 г. было выявлено 14 450 нарушений, в 2010 г. -27 150, а в 2019 г. - 68 369 [1].

Легальное понятие административного экологического правонарушения отсутствует. Однако в доктрине существуют различные подходы к его определению. Так, по мнению коллектива кафедры экологического и природоресурсного права Московского Государственного Юридического Университета имени О.Е.Кутафина экологическое правонарушение - это действие или бездействие, нарушающее нормы экологического права и вызвавшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также разрушение или ухудшение состояния природных объектов или природных условий. Правонарушение будет экологическим, если при совершении деяния

377

использовались природные объекты с целью такого их изменения, которое запрещено правом, либо имело место нарушение прав граждан в области охраны окружающей среды, либо при эксплуатации производственных объектов были нарушены правила экологической безопасности [2].

В комментарии к Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды» под экологическим правонарушением понимается противоправное, виновное деяние, причиняющее вред или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права [3].

Объектом экологических правонарушений считаются общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды в целом или отдельных ее составляющих, регулируемые и охраняемые правовыми нормами. Исходя из непосредственного объекта посягательства, все экологические правонарушения можно разделить на две категории: общего характера и специальные.

Экологические правонарушения общего характера посягают на общественные отношения по охране окружающей среды в целом. К их числу относятся правонарушения, указанные в главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), например, несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации объектов; несоблюдение требований при обращении с отходами производства и потребления; нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами и другие.

В целях устранения отрицательного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе в виде предупреждения или штрафа. Данная экспертиза проводится для установления соответствия документов, регламентирующих хозяйственную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Административный штраф налагается за сокрытие, искажение, несвоевременное сообщение экологической информации, существующей в

378

различных формах выражения. Соблюдение права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды является одним из принципов, в соответствии с которыми осуществляется реализация Основ государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 года.

Объектом специальных экологических правонарушений выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных природных объектов или ресурсов: земли, недр, атмосферного воздуха, водных объектов, леса, животного мира, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, Антарктики, особо охраняемых природных территорий.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [4]. Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель заключается в применении к нарушителям закона в установленном порядке мер административного воздействия. Это может быть предупреждение, штраф или административное приостановление деятельности. Статьей 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за порчу земель. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение штрафа на виновных лиц [5]. Это необходимо для осуществления охраны земли, являющейся важнейшим условием существования жизни и основой деятельности человека.

Согласно Решению Новгородского областного суда от 28 апреля 2020 г. по делу № 7-128/2020 целью применения норм статьи 8.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, является обеспечение административно-правовыми средствами порядка пользования землями, предотвращение экологического ущерба и предотвращение экономического ущерба землепользователям и землевладельцам.

379

Статьей 8.9 КоАП РФ за нарушение требований по охране недр и

гидроминеральных ресурсов установлена административная ответственность. Согласно статье 23 Закона РФ «О недрах» обязательными требованиями выступают охрана месторождений полезных ископаемых от факторов, снижающих их качество и промышленную ценность месторождений; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их пользованием; предотвращение накопления отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения [6].

Административная ответственность предусмотрена за совершение правонарушений в области охраны водных объектов, водопользования и эксплуатации водохозяйственных объектов. Согласно ст. 1 Водного Кодекса РФ под водными объектами понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима [7]. Так, статья 8.12.1 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа или приостановление деятельности за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования. Целью данной статьи является гарантия соблюдения прав граждан на неограниченный доступ к береговой полосе и к любым водным объектам в рамках соблюдения режима общего пользования при помощи административно-правовых средств. Данное правонарушение характеризуется действиями, направленными на создание искусственных преград к водным объектам. В качестве примера можно привести возведение ограждения на участке, который прилегает к водоему общего пользования, препятствуя свободному доступу к нему.

Следует заметить, что в 2019 году была усилена административная ответственность в виде увеличения размеров штрафов за нарушение правил охраны водных объектов, нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых на водных объектах, а также при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении

380

рыболовства, судоходства, а также за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений.

С 1 января 2021 года вступили в действие новые Правила охраны поверхностных водных объектов. Они включают в себя мероприятия по установлению защитных полос поверхностных водных объектов, обозначений их на местности при помощи специальных информационных знаков; предотвращению засорения и истощения вод и другие.

Воздух - основной компонент окружающей среды, необходимый всему живому, а загрязненный воздух - это источник загрязнения суши, почвы, воды. От качества воздуха напрямую зависит состояние растительного и животного мира, здоровье и даже жизнь человека. Именно поэтому устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, за нарушение которых установлена административная ответственность.

Административная ответственность предусмотрена и за нарушения установленных норм по охране, использованию и воспроизводству лесов. КоАП РФ устанавливает обширный перечень правонарушений: нарушение правил использования лесов; уничтожение лесных ресурсов; самовольное использование лесов; нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению; незаконная рубка и другие.

Например, введение административной ответственности за нарушение правил использования лесов необходимо для обеспечения рационального, научно обоснованного пользования лесами, чтобы удовлетворить потребности общества в лесной продукции. Также это необходимо для рационального ведения лесного хозяйства на основе его защиты для сохранения и поддержания лесных экосистем, повышения их ресурсного потенциала.

Самый высокий штраф за правонарушения главы 8 КоАП РФ предусмотрен за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара: привлеченные к административной ответственности юридические лица должны уплатить штраф в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Довольно высокий размер штрафа

381

объясняется негативными последствиями пожара для окружающей среды, а именно загрязнением атмосферы и снижением качества воздуха, ухудшением качества питьевой воды, уничтожением природных ресурсов леса, ущербом среде обитания животных и растений, потерей плодородности почвы.

Животный мир является достоянием народов России, неотъемлемым элементом окружающей среды и биологического разнообразия Земли, природным ресурсом, компонентом биосферы, что обуславливает его защиту, в том числе посредством привлечения к административной ответственности за правонарушения в этой области.

В перечень административных правонарушений входят: уничтожение мест обитания животных; незаконная передача минеральных или живых ресурсов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ; нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и другие.

Проблема уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений признана не только на национальном, но и на международном уровне как одна из ключевых для сохранения биологического разнообразия, имеющего не только экологическое, но и экономическое, социальное, научное значение. Уничтожение может быть произведено путем причинения гибели животного или посредством загрязнения среды его обитания, а также путем разрушения нор зверей, гнезд птиц, жилищ и других сооружений животных и мест произрастания растений. Указанные деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений. Что мы имеем в итоге: уничтоженное редкое, находящееся на грани исчезновения животное или растение, которое может быть единственным представителем своего рода. Что мы имеем на самом деле: возникновение экологической проблемы, ввиду того, что животный мир является звеном пищевой цепи, выступая ее регулятором и стабилизатором. Таким образом, уничтожение одного редкого животного или растения приведет к дестабилизации

382

биотического круговорота, станет фактором проявления целого ряда экологических проблем, включая ухудшение состояния окружающей среды в целом, которое непосредственно формирует потенциал экономической сферы. Исходя из вышеуказанного, данное экологическое правонарушение станет катализатором проблем в различных сферах общественной жизни, а за его совершение физическое лицо подвергнется штрафу в размере до пяти тысяч рублей. Возникает вопрос о соразмерности размера наказания размеру ущерба.

Согласно статье 8.37 КоАП РФ виновные лица привлекаются к ответственности за нарушение правил охоты, рыболовства и других видов пользования объектами животного мира. Согласно данным судебной статистики за 2019 год правонарушения, предусмотренные данной статьей, составляют 63% от общего количества правонарушений в области охраны окружающей среды (42 970 из 68 369 правонарушений), возникает вопрос: почему так происходит?

Целью привлечения к административной ответственности является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами [8]. Однако цели не достигается в полной мере. Причина - в невысоких размерах штрафов. Так, нарушение правил охоты влечет наложение штрафа на граждан в размере всего лишь от пятисот до четырех тысяч рублей. Такой размер административного наказания за правонарушения подобного рода в настоящее время далеко не соответствует экологическому ущербу.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод: юридическая ответственность наступает тогда, когда участник экологических отношений, имея возможность выбрать законный вариант поведения, совершает противозаконные деяния, являющиеся экологическими правонарушениями.

Важно добавить, что привлечение к административной ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности возместить причиненный экологический вред. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда [9].

383

Список литературы:

1. Судебная статистика // URL: http://statan^npecc^/stats/adm/t/31/s/1.

2. Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова. Экологическое право: учебник для бакалавров: для студентов образовательных организаций, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр». М.: Проспект: МГЮА, 2016. 375 с.

3. В. П. Ворфоломеева, В. В. Петрова. Охрана окружающей природной среды: постатейный комментарий к Закону России. М.: Право, 2004. 172 с.

4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

5. Экологическое право: учебник для вузов / С. А. Боголюбов [и др.]; под редакцией С. А. Боголюбова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2020. 304 с.

6. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 08.06.2020) «О недрах» // «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, № 10, ст. 823.

7. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 №2 74-ФЗ (ред. от 24.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) //«Собрание законодательства РФ», 05.06.2006, № 23, ст. 2381.

8. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. № 1 (Ч. 1). Ст. 1. 2002.

9. М.М. Бринчук. Экологическое право: учебник / М. М. Бринчук. 4-е изд. М.: Эксмо. 2010. 668 с.

384

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.