Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
546
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВРЕД / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лунев Д.А.

Целью выполненного исследования является изучение правовых основ государственного регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе его реализация в установленном порядке мер административного воздействия. В нем анализируется тот факт, что при применении технических регламентов правовые меры по охране окружающей среды должны быть расширены и уточнены в специализированном законодательстве. В настоящее время необходимо усилить гарантии выполнения законодательных экологических требований (в частности, разработка технических условий на выполнение технических регламентов и повышение их качества) и ускорить разработку новых технических регламентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лунев Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS FOR PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF NATURE USE AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

The purpose of the article is to examine the legal foundations of state regulation in the sphere of nature use and environmental protection, including its implementation in the established order of measures of administrative influence. It analyses the fact that in the application of technical regulations legal measures for environmental protection should be expanded and clarified in specialised legislation. It is now necessary to strengthen the safeguards of legal environmental requirements (in particular, the development of technical conditions for the implementation of technical regulations and the improvement of their quality) and to speed up the development of new technical regulations.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Д.А. Лунев1, магистрант

Научный руководитель: А.В. Минаев1'2, канд. юрид. наук, доцент

калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА

2Академия военных наук (Россия, г. Калининград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-3-2-207-210

Аннотация. Целью выполненного исследования является изучение правовых основ государственного регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе его реализация в установленном порядке мер административного воздействия. В нем анализируется тот факт, что при применении технических регламентов правовые меры по охране окружающей среды должны быть расширены и уточнены в специализированном законодательстве. В настоящее время необходимо усилить гарантии выполнения законодательных экологических требований (в частности, разработка технических условий на выполнение технических регламентов и повышение их качества) и ускорить разработку новых технических регламентов.

Ключевые слова: правовое регулирование, государственное управление, экологическая сфера, окружающая среда, экологический вред, природные ресурсы.

Создание современной правовой системы и эффективной государственной власти в области охраны окружающей среды поставило перед Россией как правовым и социальным государством двойную задачу: совершенствование управления для реализации конституционных прав граждан, в частности экологических прав, и совершенствование существующей системы организационных и правовых мер по охране окружающей среды.

Для быстрого решения экологических проблем, особенно в развитых регионах, необходимо разработать национальную экологическую доктрину, адаптированную к условиям рыночной экономики, и эффективно проводить государственную политику.

Законодательные положения об охране окружающей среды являются основой для обеспечения права граждан на здоровую и пригодную для жизни окружающую среду. Использование природных ресурсов - это использование природной среды для экономических, экологических, рекреационных, культурных и других потребностей человека.

Наиболее важным и основополагающим законодательным актом по охране природы и окружающей среды в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 23 декабря 1993 года, которая содержит основополагающие и руководящие нормы и принципы [1]. Статья 9 Конституции Российской Федерации устанавливает принцип, согласно которому земля и другие природные ресурсы считаются основой жизни и деятельности людей, проживающих на ее территории, определяет два вида отношений во взаимодействии общества и природной среды - управление и охрана, а также предусматривает социально-экономическую защиту и охрану окружающей среды. В нем изложены социальные, экономические и политические ориентиры для разработки законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба, причиненного экологическими преступлениями. В то

же время следует отметить, что право граждан на благоприятную окружающую среду сопровождается обязанностью защищать и ценить богатство природы и окружающей среды [1].

Международные договоры и соглашения в Российской Федерации являются неотъемлемой частью правового режима использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. К ним относятся Бразильская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года и Конвенция о запрещении использования экологических технологий в военных или иных враждебных целях 1977 года. Согласно закону № 18-ФКЗ от 17 декабря 1997 года, Правительство Российской Федерации принимает меры по обеспечению проведения единой государственной политики в области охраны и защиты окружающей среды, реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечению здоровья населения окружающей среды [2].

Особое место в правовой системе занимают указы Президента Российской Федерации, которые определяют основные направления экологической политики и образуют систему учреждений, уполномоченных осуществлять государственную политику в области природопользования и охраны окружающей среды. Одним из таких правовых актов является Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [3].

Исходя из анализа рассмотренных документов, термин «природопользование» можно определить как использование природной среды для удовлетворения экономических, экологических, рекреационных, культурных и иных потребностей человека. Также можно сделать вывод, что экологическое законодательство в области природопользования и охраны природы является основным средством регулирования отношений общества с окружающей природой путем установления обязательных и рекомендательных правил поведения граждан и превентивных норм.

Такой подход (цель) представляется наиболее подходящим для исследования эффективности экологического законодательства, хотя и не лишен проблем: многие цели действующего экологического законодательства определены достаточно абстрактно и не переведены в конкретные задачи, в полной мере учитывающие закономерность формирования и развития экологических отношений [4].

Например, согласно Основным принципам государственной экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года), стратегическими целями государственной политики в области охраны окружающей среды являются обеспечение экологически ориентированного экономического роста, сохранение окружающей среды, биоразнообразия и природных ресурсов, способствующих удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений, а также реализация всех прав человека [5].

Четко поставленные цели - это благие намерения, мечты, а реальность недостижима, так как экологическое состояние территории России, где сосредоточена большая часть населения, производственных мощностей и наиболее продуктивных сельскохозяйственных районов, по экологическим параметрам относится к категории неблагоприятных [6, с. 13].

Сфера правового регулирования охраны окружающей среды распространяется на различные группы общественных отношений, связанных единой социальной направленностью, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию последствий такой деятельности. Экологические отношения могут включать, в частности, экономические отношения (связанные с воздействием хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду), политические отношения (связанные с осуществлением власти в области охраны окружающей среды), отношения, направленные на

обеспечение правопорядка в экологической сфере. Гетерогенность (или разнообразие) этих экологических отношений усложняет их правовое регулирование, и для баланса используются различные публично-правовые и судебные инструменты, которые используются для «ослабления конфликта между двумя ценностями -природной средой и собственностью» и для «защиты права собственности и смежных прав».

Участниками экологических правоотношений являются известные юридические лица, в том числе органы государственной власти, местные сообщества, физические и юридические лица, общественные объединения. Такая формулировка позволяет рассматривать охрану окружающей среды как общественную деятельность, что соответствует характеру ее целей и задач [7, с. 15].

Современный правовой статус субъекта охраны окружающей среды включает в себя множество прав и обязанностей (или полномочий), начиная от обеспечения реализации федеральной политики в области экологического развития России (полномочия государственных органов Российской Федерации) до осуществления общественного природопользования (права государственных органов, некоммерческих организаций и граждан). В то же время следует отметить, что не все права и обязанности субъектов, участвующих в природоохранной деятельности, подкреплены адекватными механизмами правоприменения [8].

Частные компании и юридические лица должны быть осведомлены о проблеме государственной поддержки природоохранной деятельности. Действующее законодательство решает этот вопрос фрагментарно и от случая к случаю. Во-первых, нет четкого понимания природы и видов такой деятельности; во-вторых, не

определены критерии государственной оценки эффективности природоохранных мероприятий; в-третьих, в настоящее время не определены формы государственной поддержки природоохранной деятельности и правовой механизм [9].

Одной из особенностей правового регулирования экологической деятельности в России является акцент на принципах публичного права. Однако система публично-правового регулирования охраны окружающей среды перенасыщена, что приводит к низкому уровню экологической активности физических и юридических лиц в области охраны природы.

Правовое регулирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов основывается на международно-правовых актах, регулирующих отношения государства и окружающей среды, на Конституции Российской Федерации, которая устанавливает основные принципы и предпосылки в области охраны окружающей среды и гарантирует право граждан на здоровую и комфортную окружающую среду [9].

Особое место в перечисленных правовых актах занимают Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», Закон «Об охране окружающей среды» и многие другие аналогичные законы и подзаконные акты, охватывающие основные правовые нормы в области охраны окружающей среды.

Из анализа вышеперечисленных концептуальных законов можно сделать вывод, что в настоящее время в России действует широкий спектр законов в шести основных областях, касающихся рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды: земля,

недра, вода, лес, животный мир и воздух. Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.

2. Бучков, А. Д. К вопросу об административной ответственности за экологические правонарушения / А. Д. Бучков // Матрица научного познания. - 2020. - № 9-1. - С. 76-82.

3. Кузнецов, А. А. Правовые основы деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве / А. А. Кузнецов, А. В. Минаев // Право и законность: вопросы теории и практики:

сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 12-13 апреля 2019 года. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2019. - С. 99-101.

4. Желябовская, Д. С. Экологические правонарушения и ответственность. Часть 1 / Д. С. Желябовская // Экология производства. - 2022. - № 6 (215). - С. 56-63.

5. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

6. Вершило Н. Д. Правовые основы охраны природы // Правовое государство: теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 168-173.

7. Бучакова М. А., Вершило Н. Д. О повышении эффективности контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды // Российский юридический журнал. - 2017. - № 4. -С. 191-197.

8. Макшанов, В. Л. Административная ответственность как вид юридической ответственности / В. Л. Макшанов, А. В. Минаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 10-2 (61). - С. 206-208.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

THE LEGAL BASIS FOR PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF NATURE USE AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

D.A. Lunev1, Graduate Student

Supervisor: A.V. Minaev1,2, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Kaliningrad branch Moscow Financial and Law University MFUA 2Academy of Military Sciences (Russia, Kaliningrad)

Abstract. The purpose of the article is to examine the legal foundations of state regulation in the sphere of nature use and environmental protection, including its implementation in the established order of measures of administrative influence. It analyses the fact that in the application of technical regulations legal measures for environmental protection should be expanded and clarified in specialised legislation. It is now necessary to strengthen the safeguards of legal environmental requirements (in particular, the development of technical conditions for the implementation of technical regulations and the improvement of their quality) and to speed up the development of new technical regulations.

Keywords: legal regulation, public administration, environmental sphere, environment, environmental damage, natural resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.