Научная статья на тему 'ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
682
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лунев Д.А., Минаев А.В.

В данной статье рассматривается система современных государственных учреждений, осуществляющих управление в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации, также спорные вопросы, связанные с определением понятия «управление в сфере охраны окружающей среды» и актуальностью понятий «охрана окружающей среды» и «природопользование». На основе сравнительного анализа компетенций различных государственных органов в сфере охраны окружающей среды автор определяет сферу деятельности органов и их возможности по осуществлению государственного управления в данной сфере. Учитывая, что вопросы охраны окружающей среды и природопользования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в статье анализируются механизмы распределения и передачи полномочий в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BODIES OF SPECIAL AND GENERAL COMPETENCE OF STATE ADMINISTRATION IN THE FIELD OF NATURE MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

This article discusses the system of modern state institutions that manage environmental protection in the Russian Federation, as well as controversial issues related to the definition of the concept of "management in the field of environmental protection" and the relevance of the concepts of "environmental protection" and "nature use". On the basis of a comparative analysis of the competencies of various state bodies in the field of environmental protection, the author determines the scope of activities of the bodies and their ability to implement public administration in this area. Considering that the issues of environmental protection and nature management are under the joint jurisdiction of the Russian Federation and its constituent entities, the article analyzes the mechanisms for the distribution and transfer of powers in this area between the state authorities of the Russian Federation and the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Д.А. Лунев, магистрант1

Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент1, профессор2 калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА

2Академия военных наук (Россия, г. Калининград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-3-21-24

Аннотация. В данной статье рассматривается система современных государственных учреждений, осуществляющих управление в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации, также спорные вопросы, связанные с определением понятия «управление в сфере охраны окружающей среды» и актуальностью понятий «охрана окружающей среды» и «природопользование». На основе сравнительного анализа компетенций различных государственных органов в сфере охраны окружающей среды автор определяет сферу деятельности органов и их возможности по осуществлению государственного управления в данной сфере. Учитывая, что вопросы охраны окружающей среды и природопользования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в статье анализируются механизмы распределения и передачи полномочий в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, природопользование, экологическое управление, государственное управление, компетенция.

Благополучная атмосфера состояния окружающей среды является необходимым условием существования современных обществ, и главным действующим лицом в процессе охраны окружающей среды, несомненно, является государство, которое несет ответственность за применение государственного управления во всех секторах общества.

Хотя юридического определения экологического управления не существует, оно активно используется в законодательстве, а его содержание и цель являются предметом научных дискуссий. Например, некоторые авторы рассматривают экологическое управление в широком смысле как сознательные, основанные на законе действия правительств, местных органов власти, граждан и их организаций по защите окружающей среды от неблагоприятных воздействий, обеспечению хорошего экологического состояния и экологической безопасности на благо нынешнего и будущих поколений и дают ему следующее

определение, здесь используется термин «государственное управление» [1].

Различают государственное управление, промышленное управление, муниципальное управление, отраслевое управление и административное управление. Другие авторы частично разграничивают рамки экологического управления, определяя его как деятельность органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, основной целью которой является разработка и реализация соответствующих задач, проектов и планов в соответствии с обязательными требованиями экологического законодательства [2].

Согласно определению охраны окружающей среды, содержащемуся в пункте 11 статьи 1 Закона об охране окружающей среды от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (далее - Закон об охране окружающей среды), охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и некоммерческих организаций

и юридических лиц Российской Федерации, направленная на охрану и восстановление окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду [3].

Прежде всего, деятельность государственных (не только административных) органов и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды включает в себя реализацию их права издавать нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды. Деятельность иных органов, описанных в пункте 11 статьи 1 Закона об охране окружающей среды, - это деятельность, не связанная с применением природопользования [4].

Очевидно, что статья 5 Закона об охране окружающей среды («Полномочия государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды») относится именно к полномочиям государственных органов, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды [3]. В то же время формулировка пункта 12 данной статьи указывает на то, что к полномочиям государственных органов Российской Федерации относятся полномочия федеральных органов исполнительной власти, созданных для осуществления функций государственного управления в области охраны окружающей среды. Несомненно, что в данной норме речь идет о специальных административных органах, основной задачей которых является осуществление государственных управленческих полномочий в области охраны окружающей среды.

Рассматривая ст. 6 Закона об охране окружающей среды установлено, что в соответствии со ст. 72(д) (1) Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления Российской Федерации обладают самостоятельными распорядительными полномочиями в области охраны окружающей среды и несут ответственность за охрану природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасно-

сти на отдельных территориях, находящихся в ведении Российской Федерации (ст. 7 Закона об охране окружающей среды) [3].

Очевидно, что классификация органов, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, представлена и на уровне граждан Российской Федерации.

Следующим органом, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, является Правительство Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 110 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 22 Закона «О Правительстве Российской Федерации» № 4-ФКЗ от 6 ноября 2020 года, к компетенции Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования относятся следующие вопросы:

а) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

б) право граждан на благоприятную окружающую среду, экологическое благополучие;

в) охрана окружающей среды и меры по ее реализации;

г) создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

д) снижение негативных последствий изменения климата, проведение единой государственной политики [5].

Поскольку охрана окружающей среды является общей компетенцией Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, все полномочия в этой области принадлежат государственным органам Российской Федерации, государственным органам субъектов Российской Федерации (делегированным государственными органами Российской Федерации), государственным органам Российской Федерации, которые можно разделить на компетенции государственных органов, связанные с реализацией [6].

Таким образом, в правовую систему государственных органов, которые выпол-

няют задачи в области природопользова- ского использования природных ресур-ния, составляют органы с общими и спе- сов [7]. Отнесение охраны окружающей циальными полномочиями, а также и дру- среды и природопользования к общей гие органы, которые отвечают за иные за- компетенции Российской Федерации и ее дачи в данной сфере. Концентрация пол- субъектов, а также передача администра-номочий природопользования и охраны тивных полномочий в этой области орга-окружающей среды в одном органе, кото- нам местного самоуправления свидетель-рый возглавляет Министерство природных ствует о том, что система государственных ресурсов и экологии Российской Федера- органов, ответственных за управление ции, отражает центральный подход зако- природными ресурсами, должна учитывать нодателя, признавшего неразрывность их географические, геологические, клима-этих понятий и невозможность эффектив- тические, социально-экономические, де-ного осуществления охраны окружающей мографические и иные особенности. среды в условиях чрезмерного и хищниче-

Библиографический список

1. Вершило Н.Д. Правовые основы охраны природы // Правовое государство: теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 168-173.

2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2022 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

4. Бучков, А.Д. К вопросу об административной ответственности за экологические правонарушения / А.Д. Бучков // Матрица научного познания. - 2020. - № 9-1. - С. 76-82.

5. Кузнецов, А.А. Правовые основы деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве / А.А. Кузнецов, А.В. Минаев // Право и законность: вопросы теории и практики: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 12-13 апреля 2019 года. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2019. - С. 99-101.

6. Бучакова М.А., Вершило Н.Д. О повышении эффективности контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды // Российский юридический журнал. - 2017. - № 4. -С. 191-197.

7. Минаев, А.В. Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации в деятельности прокуратуры (сравнительно-правовой анализ Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Хакасия) / А.В. Минаев, А.А. Кузнецов // Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 11 (179). - С. 54-56.

BODIES OF SPECIAL AND GENERAL COMPETENCE OF STATE ADMINISTRATION IN THE FIELD OF NATURE MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

D.A. Lunev, Graduate Student1

Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor1, Professor2 1Kaliningrad branch Moscow Financial and Law University MFLA 2Academy of Military Sciences (Russia, Kaliningrad)

Abstract. This article discusses the system of modern state institutions that manage environmental protection in the Russian Federation, as well as controversial issues related to the definition of the concept of "management in the field of environmental protection " and the relevance of the concepts of "environmental protection" and "nature use". On the basis of a comparative analysis of the competencies of various state bodies in the field of environmental protection, the author determines the scope of activities of the bodies and their ability to implement public administration in this area. Considering that the issues of environmental protection and nature management are under the joint jurisdiction of the Russian Federation and its constituent entities, the article analyzes the mechanisms for the distribution and transfer of powers in this area between the state authorities of the Russian Federation and the constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: environmental protection, environmental management, environmental governance, public administration, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.