ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-0454-2020-10045 © И.В. Фадеева, 2020
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Ирина Викторовна Фадеева, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Рецензент: доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экононмических наук, доцент О.В. Курбатова
Аннотация. Рассматриваются вопросы экологической и энергетической безопасности; система государственного управления в сфере антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Анализируются нормы национального законодательства, регламентирующего деятельность государственных органов, осуществляющих управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Ключевые слова: государственная система регулирования, государственное управление, антропогенное воздействие, антропогенные факторы, окружающая среда, экологическая безопасность.
PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF ANTHROPOGENIC IMPACT ON THE ENVIRONMENT
Irina V. Fadeeva, associate professor of the department of administrative law, candidate of legal sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Reviewer: associate professor of the department of administrative law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of economical sciences, associate professor O.V. Kurbatova
Abstract. The issues of environmental and energy security, the system of state management in the field of anthropogenic impact on the environment are considered. Analyzes the norms of national legislation regulating the activities of state bodies that carry out management in the field of nature management and environmental protection.
Keywords: state system of regulation, public administration, anthropogenic impact, anthropogenic factors, environment, environmental safety.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Фадеева И.В. Государственное управление в области антропогенного воздействия на окружающую среду. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):206-208.
В перечне наиболее остро стоящих перед государством проблем доминирует проблема экологической и энергетической безопасности. Она является следствием не только воздействия человека на окружающую среду, но и увеличения масштабов стихийных бедствий и техногенных катастроф, что приводит к возрастанию экологического ущерба и существенным образом влияет на качество жизни людей.
Обеспечение экологической безопасности — важнейшая составляющая национальных интересов РФ. В связи с этим возрастает необходимость в более эффективном государственном управлении, выступающем средством обеспечения государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды. От эффективности проводимой государственной политики зависит обеспечение сохранения в
природе экологического равновесия, а также сочетания экологических и экономических интересов.
Государственное управление в области антропогенного воздействия представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых органами государственной власти, направленных на регулирование воздействия на окружающую природную среду и предотвращение вредных последствий такого воздействия на природу и человека. Оно осуществляется посредством создания нормативно-правовой базы в области природопользования и охраны окружающей среды, разработки различных государственных программ по проведению мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в стране, а также посредством контроля за исполнением правовых актов всех уровней в области охраны окружающей среды.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
На данный момент в РФ действует множество нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области. Первоначально положения, предусматривающие обязанность государства обеспечивать сохранность окружающей среды и возмещать причиненный экологическим правонарушением ущерб, а граждан и организаций — соблюдать экологические требования при осуществлении своей деятельности, содержатся в Конституции РФ1. Следующим важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в котором закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, а также установлена система природоохранного законодательства, основные принципы, объекты охраны окружающей природной среды и порядок управления ею.
Среди иных законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить Водный кодекс РФ (от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ), Лесной кодекс РФ (от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ), Земельный кодекс РФ (от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ), ФЗ «Об экологической экспертизе» (от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ), ФЗ «О животном мире» (от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (от 21 ноября 1995 г. № 170), ФЗ «Об отходах производства и потребления» (от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) и др.
Особое место в системе подзаконных нормативных правовых актов занимают указы Президента РФ, определяющие основные направления экологической политики и формирующие систему органов, уполномоченных реализовывать государственную политику в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Одним из стратегических документов, который определяет цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации является «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.»2, который призван создать эффективную систему природоохранного регулирования в нашей стране. В основу данного документа легли положения Конституции РФ, принципы и нормы международного права, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ, а также документы долгосроч-
ного стратегического планирования. Стратегическими целями государственной политики в области экологического развития вышеназванный документ определил решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Однако, невозможно обеспечить сохранение благоприятной окружающей среды там, где ее уже нет в реальной действительности. Поскольку в местах проживания и осуществления производственной деятельности большей части населения состояние окружающей среды по экологическим параметрам оценивается как неблагоприятное, обозначенные цели выглядят скорее как призрачные реалии. Кроме того, по мнению Н.И. Хлуденевой, в этом документе «также закреплены отдельные механизмы реализации государственной природоохранной деятельности, которые могут остаться лишь номинированными на бумаге» [4]. В частности, в данном документе не содержится предписаний, позволяющих проводить в России экологическую оценку, не определены требования к содержанию программы производственного экологического контроля; не установлен порядок определения размера причиненного окружающей среде вреда и его компенсации, в связи с чем, на современном этапе будет довольно трудно реализовать поставленные задачи государственной политики в природоохранной сфере.
В качестве еще одного элемента государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды выступает система органов государства и местного самоуправления, реализующих соответствующие функции. Согласно ст. 8, 9 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным консти-
1 Статьи 42 и 58 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.)
№ 1 / 2020
Вестник Московского университета МВД России
207
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
туционным законом «О Правительстве Российской Федерации». При этом органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ.
Государственное управление сегодня осуществляется на всех уровнях органами, наделенными разной компетенцией. Среди них органы общей компетенции, к основным функциям которых в рассматриваемой сфере относится определение направлений и обеспечение проведения единой государственной политики в области природопользования, формирование системы государственных органов исполнительной власти в сфере природоохраны, координация их деятельности и обеспечение взаимодействия (Президент РФ, Правительство РФ и администрации субъектов РФ); органы специальной компетенции, непосредственно реализующие полномочия в области лицензирования, экспертизы, экологического нормирования и т.д. (Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по атомному надзору, Федеральное агентство лесного хозяйства и др.); иные органы, реализующие отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды (например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.). Помимо органов исполнительной власти, управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется, в том числе, различными общественными формированиями, гражданами и юридическими лицами.
Однако, при всем многообразии имеющихся нормативно-правовых актов и субъектов, реализующих функции в области природоохранного законодательства, формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности по-прежнему является одной из основных задач достижения стратегической цели государственной политики в области экологического развития. Несмотря на то, что за несколько последних десятилетий были испробованы различные способы организации управления, в том числе с внедрением в природоохранную практику административных и экономических методов воздействия на деятельность организаций, неоднократно предпринимались попытки реформировать органы
исполнительной власти, — положительного результата пока достичь не удалось.
Для успешной реализации экологической политики необходима разработка и внедрение эффективных механизмов и инструментов, наиболее важными из которых, в настоящее время, остаются экономические, информационные, нормативно-правовые и административные. Однако, как показывает теория и практика, используя только методы административного управления или методы, основанные только на экономических стимулах, решить экологические проблеме не удастся. В связи с этим наиболее приемлемы смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.
Литература
1. Осьминина Н.В. Государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды в современных условиях // Молодой ученый. 2017. №50. С. 311-313.
2. Русин С.Н. Развитие государственного управления в области охраны окружающей среды // Lex russica (Русский закон). 2016. № 6. С. 82-90.
3. Фадеева И.В. Административно-правовые основы государственной системы регулирования антропогенного воздействия на окружающую природную среду // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 140-144.
4. Хлуденева Н.И. Регулятивная функция экологического права: проблемы реализации // Журнал российского права. 2016. № 12.
References
1. Os'minina N.V. Gosudarstvennaya politika v sfere prirodopol'zovaniya i okhrany okruzhayushchey sredy v sovremennykh usloviyakh // Molodoy uchenyy. 2017. №50. S. 311-313.
2. Rusin S.N. Razvitie gosudarstvennogo upravle-niya v oblasti okhrany okruzhayushchey sredy // Lex russica (Russkiy zakon). 2016. № 6. S. 82-90.
3. Fadeeva I.V. Administrativno-pravovye osnovy gosudarstvennoy sistemy regulirovaniya antropogen-nogo vozdeystviya na okruzhayushchuyu prirodnuyu sredu // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2016. № 3. S. 140-144.
4. Khludeneva N.I. Regulyativnaya funktsiya eko-logicheskogo prava: problemy realizatsii // Zhurnal ros-siyskogo prava. 2016. № 12.