Научная статья на тему 'Основные направления развития государственной системы регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду'

Основные направления развития государственной системы регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
967
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ / АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / STATE REGULATION SYSTEM / ANTHROPOGENIC INFLUENCE / ENVIRONMENT / ECOLOGIC SECURITY / CLIMATE CHANGE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фадеева Ирина Викторовна

Рассматриваются вопросы экологической и энергетической безопасности, проблемы государственного регулирования природопользования и направления развития системы государственного регулирования в сфере антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Фадеева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic directions of state regulation system of anthropogenic influence on environment

In the article the author analizes the issues of ecologic and energy security, the problems of management of nature and the direction of development of state regulation system in the sphere of anthropogenic influence on environment.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития государственной системы регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду»

УДК 342.9

ББК 67.401.041(2Рос)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

ИРИНА ВИКТОРОВНА ФАДЕЕВА,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: mosu-apiadovd@mail.ru Рецензент: заместитель начальника кафедры административного права

Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Г.Х. Хадисов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы экологической и энергетической безопасности, проблемы государственного регулирования природопользования и направления развития системы государственного регулирования в сфере антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

Ключевые слова: государственная система регулирования, антропогенное воздействие, антропогенные факторы, окружающая среда, экологическая безопасность, изменение климата.

Annotation. In the article the author analizes the issues of ecologic and energy security, the problems of management of nature and the direction of development of state regulation system in the sphere of anthropogenic influence on environment.

Keywords: state regulation system, anthropogenic influence, environment, ecologic security, climate change.

«Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу, и сила эта сильна именно тем, что она возрастает, и предела ее возрастания нам не видно...» — отмечал в конце XIX — начале XX в. В. И. Вернадский. К началу третьего тысячелетия изменения природной среды, вызванные антропогенными факторами, стали заметны уже не только специалистам. Сегодня проблема защиты окружающей среды признается одной из глобальных проблем, стоящих перед Человечеством.

Категория «окружающая среда» включает совокупность природных и антропогенных факторов. Последние представляют собой факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью и оказывающие преимущественно негативное воздействие на человека, условия его жизни и состояние здоровья.

Антропогенные воздействия представляют собой различные формы влияния деятельности человека на природу. Они охватывают как отдельные компоненты природы, так и целые природные комплексы. Антропогенные воздействия могут носить как позитив-

ный, так и негативный характер. К положительным воздействиям человека на биосферу можно отнести воспроизводство природных ресурсов, восстановление запасов подземных вод, полезащитное лесоразведение, рекультивацию земель на месте разработок полезных ископаемых и некоторые другие мероприятия. К антропогенным факторам неблагоприятного воздействия относятся загрязнение атмосферы, поверхностных и грунтовых вод, почвы промышленными и автотранспортными выбросами, хозяйственные мероприятия, проводимые в лесных и городских насаждениях, возрастающие с каждым годом масштабы рекреации насаждений, что вызывает необходимость в применении специальных природоохранных мер.

Одним из важнейших направлений социально-политической деятельности государства на сегодня является такая организация природопользования, при которой обеспечивалась бы взаимосвязь экономического и экологического благополучия. Для этого необходимо разработать такой механизм государственного управления природопользованием, при

котором рациональное использование природных ресурсов и осуществление природоохранных мероприятий хозяйствующими субъектами стимулировалось бы экономическими методами, например, введением налогов, субсидий, льготным кредитованием природоохранной деятельности и установлением платы за загрязнение, величина которой способствовала бы стремлению предприятий к сокращению загрязнений, а не напоминала «отступные» за загрязнение, по принципу «плати и загрязняй»1. Другими способами государственного регулирования природопользования является введение штрафов и иных санкций за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды сверх допустимых нормативов.

Государственное регулирование антропогенно -го воздействия на окружающую среду представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых государством по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранению природной окружающей среды с целью обеспечения экологической безопасности. Иными словами это регулирование воздействия человека на природные объекты и процессы для удовлетворения различных своих потребностей при условии осознанного их ограничения с целью обеспечения развития общества и сохранения природы.

Необходимость создания в Российской Федерации государственной системы регулирования антропогенных выбросов определена Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С начала 90-х годов прошлого столетия уже предпринимались соответствующие действия. Первоначально для предприятий была создана система платежей за загрязнение окружающей среды, поступающих в «Российский экологический фонд», из которого должны были финансироваться мероприятия по сокращению антропогенных выбросов. Однако под эту систему регулирования попали не все вещества, поскольку по существовавшим тогда методологиям оценки они считались безвредными для человека и окружающей среды. Затем в середине 90-х годов предпринимались попытки формирования системы регулирования выбросов парниковых газов, не считавшихся загрязнителями. Даже была разработана федеральная целевая программа, в рамках которой, в том числе, предусматривалась разработка проектов нормативных и законодательных актов, обеспечивающих создание национальной системы учета и регулирования выбросов парниковых газов. Но после кризиса 1998 года финансирование программы практически прекратилось, а часть ее разделов перевели в другие научно-исследовательские программы.

Организация системы государственного регулирования природопользования включает определение и реализацию целей, задач, приоритетных направлений экологической политики, выбор методов

регулирования, а также создание информационного и нормативно-правового обеспечения государственного регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду. При этом основной составляющей системы государственного регулирования является обеспечение рационального природопользования и уровня экологической безопасности. Надо отметить, что развитие государственной системы регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду предполагает реализацию широкого комплекса взаимосвязанных мероприятий, успешная реализация которых, без учёта региональных особенностей, — дело практически бесперспективное.

Анализ деятельности государственных структур по регулированию антропогенного воздействия на окружающую среду показывает, что в экономике России не эффективно применяются административно-правовые и рыночные инструменты и механизмы регулирования экологических процессов. В ряде случаев, созданию эффективной государственной системы регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду со стороны отдельных представителей зарубежных организаций или аффилированных фондов оказывается активное внешнее противодействие, в целях безкомпенсационного использования другими странами не оцененных и не капитализированных экономикой России ресурсов. Так же негативным для экономики нашей страны является то, что в течение последних десятилетий конкретные мероприятия по регулированию антропогенного воздействия подменяются научными дискуссиями о причинах изменения климата. Указанные и иные факторы противоречат национальным интересам Российской Федерации.

Государственное регулирование призвано ограничить человеческую деятельность, направленную на преобразование окружающей среды, поэтому важным становится исследование законодательных и организационных основ механизма такого регулирования на предмет их непротиворечивости. Современное экологическое законодательство представляет собой систему правовых актов, включающих международные договоры в области охраны окружающей среды, ратифицированные Россией и имеющие преимущественную силу по сравнению с внутренним законодательством Российской Федерации (федеральное, региональное и местное законодательство), а также иных нормативно-правовых актов, призванных регулировать отношения человека с окружающей средой.

Существующая нормативная база, регулирующая государственную систему антропогенного воздействия на окружающую среду, ещё не образует целостного правового института. Вместе с тем при высокой степени негативного влияния процессов, происходящих в сфере природопользования и ресурсосбережения, сложилось известное несоответствие между увеличивающимся объемом работы в сфере

антропогенного воздействия на окружающую среду и ее недостаточным правовым, ресурсным и теоретическим обеспечением.

На сегодняшний день в Российской Федерации практически не разработана комплексная система регулирования, взаимно связывающая процессы ресур-соэнергопотребления, антропогенного воздействия, природопользования и проблем изменения климата. Вместо создания комплексной системы регулирования, выделяются отдельные направления (озоновая проблема, проблема изменения климата, использования водных ресурсов, охраны атмосферного воздуха или переработка отходов), что приводит к противоречиям в природоохранном законодательстве и экономическому подавлению ряда отраслей промышленности, и самое главное — наносит ущерб экологии страны и колоссальный вред здоровью граждан.

Для того чтобы сформировать эффективную государственную систему регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду, необходимо в первую очередь на национальном уровне:

• отделить вопросы обсуждения результатов фундаментальных научных исследований о причинах изменения окружающей среды, в том числе и климата, от решения вопросов необходимости проведения мероприятий по регулированию ресурсоэнергопотребления и антропогенного воздействия на окружающую среду человека в процессе хозяйственной и потребительской деятельности. Результаты научных исследований должны уточнять цели и задачи мероприятий по регулированию антропогенного воздействия на окружающую среду, а не решать вопросы необходимости, способов и механизмов их реализации;

• оценить объемы неиспользуемых природных, энергетических, технологических и экологических ресурсов;

• сформировать комплексную национальную эффективную стратегию по регулированию ресурсоэнергопотребления и антропогенно-

го воздействия на внутреннем рынке во всех сферах использования окружающей среды и сделать целями этой стратегии сохранность народонаселения и окружающей среды, в качестве приоритетов в развитии национальной экономики.

Реализация предложенных направлений развития государственной системы регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду будет способствовать изменению сложившихся отрицательных тенденций в российской экономике в целях решения проблем ресурсоэнергосбережения и сокращения темпов роста негативного природопользования, в том числе позволит задействовать в комплексе экономически эффективные механизмы и инструменты использования экологических активов в интересах населения страны и национальной экономики в целом.

Литература

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». // СПС Консуль-тантПлюс.

2. Фадеева И.В. Административно-правовые основы государственной системы регулирования антропогенного воздействия на окружающую природную среду // Вестник экономической безопасности. — 2016. — № 3. — с.140-144.

3. Аналитическая записка по вопросам, связанным с повышением энергетической и экологической эффективности экономики Российской Федерации и сокращению темпов роста антропогенного воздействия в хозяйственной деятельности и сфере потребления. [Текст].-Неформальная группа ученых «ЭМС РСАВ».

1 Фадеева И.В. Административно-правовые основы государственной системы регулирования антропогенного воздействия на окружающую природную среду // Вестник экономической безопасности. - 2016. - № 3 - с.140-144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.