УДК 332.12
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
© Барлуков Александр Михайлович, кандидат экономических наук, директор Центра содействия трудоустройству выпускников,
старший преподаватель кафедры прикладной математики Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 4 Е-mail: [email protected]
В статье рассматриваются различные методы государственного воздействия на обеспечение устойчивого развития социально-экономической сферы региона, сохранение его окружающей природной среды, а также разные формы и виды механизмов природоохранной деятельности, элементы организации эффективной системы управления региональной эколого-экономической системой, рыночные и финансово-кредитные рычаги экономического стимулирования субъектов хозяйствования для влияния на их экономические интересы и поведение в русле экологически-гуманного отношения к окружающей среде, представлены механизм купли-продажи прав на загрязнение окружающей среды, проблемы региональной экологической политики, экологического мониторинга, а также схема реализации системы данного мониторинга и необходимые условия для реализации механизма купли-продажи квот на загрязнение окружающей среды в регионе с экологической регламентацией.
Ключевые слова: устойчивое развитие, региональная эколого-экономическая система, регламентирование хозяйственной деятельности.
MECHANISMS FOR MANAGEMENT OF REGIONAL ECOLOGIC AND ECONOMIC SYSTEM
Aleksandr M. Barlukov, PhD in Economics,
Director of the Center for Promote the Employment of Alumni,
Senior Lecturer of the Department of Applied Mathematics,
Buryat State University
4 Ranzhurov St., Ulan-Ude, 670000 Russia
The article discusses the various methods of state influence to ensure the sustainable development of the socioeconomic sphere of the region, the preservation of its natural environment, various forms and types of mechanisms of environmental activities, the elements of the organization of an effective system of regional ecologic and economic system, market, financial and credit levers of economic incentives of entities to affect their economic interests and behavior in line with the eco-humane attitude to the environment, the mechanism of buying and selling rights to environmental pollution is presented, the problems of regional environmental policy, environmental monitoring, and a diagram of the implementation of the system of this monitoring and the necessary conditions for the implementation mechanism of buying and salling quotas on environmental pollution in the region with ecologic regulation.
Keywords: sustainable development, regional ecologic and economic system, regulation of economic activity.
Большое разнообразие регионов требует безусловной их спецификации в рамках реализации стратегии устойчивого развития. В данных условиях стремительно возрастает роль региональных исполнительных и представительных органов власти, способных эффективно использовать различные методы государственного воздействия для обеспечения развития социально-экономической сферы, сохранения окружающей природной среды, решения стратегических задач, основной целью которых является превращение региона в устойчивую саморазвивающуюся систему.
В настоящее время в условиях рынка для федеральных, региональных и местных органов власти является нецелесообразным использование директивных методов управления деятельностью хозяйствующих субъектов, связанной с реализацией природоохранных целей, и, следовательно, появляется необходимость во взаимодействии этих органов власти для обеспечения оптимального влияния на эколого-экономическую ситуацию в регионе путем использования механизмов мотивации и экономического стимулирования природоохранной деятельности.
По мнению С. Д. Пунцуковой, анализ организационно-правовых основ природоохранного регулирования в нашей стране и за рубежом позволил сделать следующий вывод, что в управлении эколого-экономической системой имеются общие тенденции: во-первых, постепенный переход от административных рычагов к мерам экономического и рыночного характера, во-вторых, большинство мето-
дов не применяется в чистом виде, поскольку в каждом из них есть черты того и другого механизма, что говорит об их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, в условиях глобализации процессов природопользования выработаны специальные методы интернализации в широком смысле (Киотский протокол), включающие, например, механизмы гибкости, которые сочетают требования и ограничения с рыночными механизмами регулирования [3].
На наш взгляд, существуют две проблемы в области природоохранной деятельности. Во-первых, проблема поиска наиболее эффективного способа использования природных ресурсов экономикой региона, и, во-вторых, проблема поиска и обоснования наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей природной среды. Эти проблемы необходимо решать на основе закономерностей естественно-исторического процесса, а также с учетом изменяющихся потребностей общества, формирования новой системы ценностей на фоне экономических проблем современности, а также эффективной системы управления региональной эколого-экономической системой.
Эффективная система управления региональной эколого-экономической системой должна предопределяться методами управления, которые определяются на основе информационного и нормативно-правового обеспечения процесса управления. Целью же такого управления региональной эколого-экономической системой, по нашему мнению, будет являться обеспечение устойчивого развития региона. Характер системы управления региональной эколого-экономической системой будет определяться, прежде всего, поставленной целью и зависеть от особенностей и специфики данного региона.
Организация эффективной системы управления региональной эколого-экономической системой, на наш взгляд, должна включать:
- формирование рациональной региональной экологической политики;
- определение целей, задач, приоритетов региональной экологической политики;
- выбор методов управления;
- создание информационного и нормативно-правового обеспечения процесса управления региональной системой;
- создание институциональной инфраструктуры.
Основной составляющей эффективной системы управления региональной эколого-экономической системой, по нашему мнению, будет являться региональная экологическая политика, то есть политика по отношению к окружающей природной среде.
Данное мнение подтверждает А. И. Муравых [2], который считает, что стратегической целью региональной экологической политики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества и региона, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации.
Мы полностью согласны с вышеуказанным мнением С. Д. Пунцуковой [3] и считаем, что в условиях рыночной экономики решение экологических проблем с помощью только прямого регулирования или экономического стимулирования нецелесообразно. К примеру, выделим ряд причин, определяющих «провалы рынка» (экстерналии, отсутствие или заниженность цен, общественные блага и прочее) и неэффективность государственной экологической политики (субсидии, налоги и пр.). В связи с этим более приемлемыми являются смешанные механизмы, которые позволяют реализовы-вать экологическую политику как на основе государственного регулирования, так и на основе экономических инструментов.
Решение экологических проблем, на наш взгляд, основывается на результатах контроля за окружающей средой. В нашей стране контроль за окружающей средой осуществляется в соответствии с программами и концепциями экологического возрождения страны и с различными международными программами («Человек и биосфера», принятая ЮНЕСКО в 1970 г.; программы Международного комитета по окружающей среде, предполагающие организацию Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС)). Основная задача данного контроля — это исследование изменений состояния окружающей среды, способных нанести социально-экономический, экологический и другой вред человеческому обществу.
В международной программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» дано следующее определение понятия мониторинг: «Мониторинг рассматривается как система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающих информацию о состоянии окружающей среды, с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза изменения в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека».
По нашему мнению, экологический мониторинг представляет собой определенную комплексную систему наблюдения, оценки, контроля, прогноза состояния окружающей среды и природных ресурсов, предупреждающую об антропогенных и естественных изменениях в окружающей среде, способных нанести социально-экономический, экологический и другой вред человеческому обществу, в силу чего могут быть приняты рациональные управленческие решения для достижения устойчивого, сбалансированного, равновесного состояния окружающей природной среды (рис. 1).
Рис. 1. Схема реализации системы экологического мониторинга
Как отмечалось ранее, в условиях рыночной экономики экологические проблемы целесообразнее решать с помощью смешанных механизмов природоохранной деятельности, позволяющих реализо-вывать экологическую политику на основе государственного регулирования и экономического инструментария.
В смешанном механизме природоохранной деятельности основным составляющим, на наш взгляд, должен являться экономический инструментарий. Он напрямую связан с экономическим стимулированием субъектов хозяйствования для воздействия на их экономические интересы и поведение в русле экологически-гуманного отношения к окружающей среде. При этом субъектам хозяйствования должна предоставляться определенная самостоятельность в поиске оптимальных экологических решений.
По мнению К. В. Папенова [4], в составе экономического инструментария выделяются рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы:
1. Рыночные рычаги:
- природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение окружающей среды;
- рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;
- механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;
- залоговая система;
- интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей.
2. Финансово-кредитные рычаги:
- формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;
- кредитный механизм охраны окружающей среды, займы, субсидии и т. д.;
- режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;
- экологические и ресурсные налоги;
- система страхования экологических рисков.
По нашему мнению, в составе экономического инструментария особое внимание необходимо уделить механизму купли-продажи прав на загрязнение окружающей среды.
Механизм купли-продажи прав на загрязнение окружающей среды вводит ограничение на допустимый уровень загрязнения, то есть продажу прав на ограниченное загрязнение окружающей среды, распределение ограниченного количества квот на загрязнение окружающей среды между предприятиями, которые являются источниками загрязнения.
Таким образом, у каждого предприятия, в ходе деятельности которых осуществляется загрязнение окружающей среды, имеется возможность:
- уменьшить это загрязнение, затратив средства на изменение технологического процесса производства или установив очистные сооружения;
- купить право на ограниченное загрязнение окружающей среды.
Соотношение стоимости прав на ограниченное загрязнение окружающей среды и затрат на уменьшение загрязнения окружающей среды определяет оптимальный объем загрязнения.
У различных предприятий разные расходы на уменьшение уровня загрязнения. Равновесие будет достигнуто в том случае, когда затраты, направленные на борьбу с загрязнением, сравняются со стоимостью прав на ограниченное загрязнение окружающей среды. Предприятиям, имеющим высокий уровень загрязнения, придется покупать дополнительные квоты, что, в свою очередь, будет подталкивать их к уменьшению уровня загрязнения.
Для функционирования рынка квот на загрязнения необходимо, по нашему мнению, чтобы квоты были объектом свободной купли-продажи через биржи квот, осуществляющих «выпуск» и куплю-продажу квот, дающих право на загрязнение окружающей среды и основанных на установлении предельно допустимого уровня загрязнения. Кроме того, квоты являются наименее применяемым экономическим инструментом, однако в последние годы они пользуются все большей популярностью. Наибольшее распространение применение квот получило в США. Помимо этой страны они используются только в 5-6 государствах.
Применение квот требует соответствующих технологий для мониторинга выбросов, что является препятствием к их использованию в менее развитых странах. Экологические организации не признают данный механизм в силу того, что он санкционирует загрязнение окружающей среды. На наш взгляд, квоты могут служить эффективным рыночным рычагом, особенно в том случае, если впоследствии предприятия могут продавать права на загрязнение другим хозяйствующим субъектам, в том числе и на международном уровне. В перспективе возможно формирование международного рынка квот на целый ряд видов загрязнений.
Интересным примером возможного применения квот на международном уровне является формирование в настоящее время мирового рынка квот на выбросы парниковых газов. На состоявшейся в г. Киото (Япония) в декабре 1997 г. конференции по глобальному изменению климата были определены квоты для каждого государства на определенный объем выбросов парниковых газов. Эффект от принятия данного соглашения может оказаться достаточно большим, так как механизм реализации соглашения предусматривает возможность торговли квотами на эмиссию парниковых газов. В соответствии с соглашением государства, не выполняющие свои квоты, могут приобрести их у стран, не использовавших свои объемы выбросов.
На региональном уровне введение механизма купли-продажи квот на загрязнение окружающей среды также несет в себе элементы актуальности. В регионе с экологической регламентацией, имеющей на своей территории уникальные природные объекты, уже введены жесткие экологические ограничения и запреты к организации тех видов хозяйственной деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экосистему региона. Таким образом, введение механизма купли-продажи квот на загрязнение окружающей среды в регионе с экологической регламентацией будет являться вполне целесообразной задачей в силу наложения дополнительных ограничений на допустимый уровень загрязнения помимо ограничений, налагаемых особым режимом хозяйствования. Ранее было рассмотрено, что квоты основаны на установлении предельно допустимого уровня загрязнения для данной территории. В результате очевидна взаимосвязь между экологическими ограничениями, налагаемыми особым режимом хозяйствования, и квотами, которые устанавливаются исходя из нормативно-правовых актов для территории с особым режимом хозяйствова-
ния, вследствие чего уровень загрязнения окружающей среды в регионе с экологической регламентацией должен максимально снизиться.
По нашему мнению, для реализации механизма купли-продажи квот на загрязнение окружающей среды в регионе с экологической регламентацией необходимо создать рабочую группу на базе Министерства природных ресурсов. Данная рабочая группа будет заниматься распределением квот между предприятиями в регионе, проводить аукционы, на которых будут распродаваться квоты. На наш взгляд, формирование рабочей группы по вопросу распределения квот и проведения аукционов квот создаст благоприятные условия в решении задачи обеспечения устойчивого развития региона с экологической регламентацией [1].
Таким образом, устойчивое развитие региона становится возможным при условии гармоничной интеграции экономических и экологических аспектов развития в процессе принятия управленческих решений, формирования эффективной системы управления региональной эколого-экономической системой.
Литература
1. Барлуков А. М. Регион с экологической регламентацией: факторы ограничений в экономике // Проблемы и перспективы сотрудничества стран на евразийском пространстве: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 26-28 марта 2014 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2014. С. 53-57.
2. Муравых А. И. Экологический менеджмент: системно-институциональный подход. М.: Изд-во РАГС, 2007. 200 с.
3. «Байкальский фактор развития», «Экологическая политика», «Стратегия регионального развития» / Т. Б. Бардаханова, А. С. Михеева, С. Д. Пунцукова, П. Ж. Хандуев // Стратегия регионального развития: Республика Бурятия — 2015 / под ред. А. Г. Гранберга, П. А. Минакира, Л. В. Потапова. М.: Экономика, 2005. 741 с.
4. Экономика природопользования / под ред. К. В. Папенова. М.: Велби, 2006. 928 с.
References
1. Barlukov A. M. Region s ekologicheskoi reglamentatsiei: faktory ogranichenii v ekonomike [A region with environmental regulations: constraints in the economy]. Problemy i perspektivy sotrudnichestva stran na evraziiskom pros-transtve — Problems and prospects of countries cooperation in Eurasian Economic Space. Proc. Int. sci.-pract. conf. (Ulan-Ude, March 26-28, 2014). Ulan-Ude: Buryat State University Publ., 2014. Pp. 53-57.
2. Muravikh A. I. Ekologicheskii menedzhment: sistemno-institutsional'nyi podkhod [Environmental management: the system institutional approach]. Moscow: Russian Academy of State Service Publ., 2007. 200 p.
3. Bardakhanova T. B., Mikheeva A. S., Puntsukova S. D., Khanduev P. Zh. «Baikal'skii faktor razvitiya», «Ekologicheskaya politika», «Strategiya regional'nogo razvitiya» [«The Baikal development factor », «Environmental Policy», «The strategy of regional development»]. Strategiya regional'nogo razvitiya: Respublika Buryatiya-2015 — The strategy of regional development: the BuryatRepublic-2015. Moscow: Ekonomika Publ., 2005. 741 p.
4. Ekonomikaprirodopol'zovaniya [Environmental Economics]. Moscow: Welby Publ., 2006. 928 p.