Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации'

Государственная политика в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
760
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нилова Д. К.

В данной статье рассмотрены теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Выявлены цели и основные задачи государственного регулирования. Описаны административные и экономические методы управления природоохранной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Нилова Д.К.*

Уральский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Екатеринбург

В данной статье рассмотрены теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Выявлены цели и основные задачи государственного регулирования. Описаны административные и экономические методы управления природоохранной деятельностью.

Ключевые слова состояние окружающей среды, экологические проблемы, государственное регулирование, экологическая безопасность.

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности.

Острота и настоятельная необходимость решения назревших экологических проблем в стране сегодня осознается в гражданском обществе и на всех уровнях структур власти, как и необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды. В связи с этим возрастает роль принятых государственных программных документов, определяющих дальнейший путь к достижению поставленных целей, какой в полной мере является - переход к устойчивому развитию в интересах нынешнего и будущих поколений россиян, что позволит обеспечить их экологическую безопасность и реализацию конституционного права на здоровую окружающую среду.

Основные задачи государственного управления охраны окружающей среды и природопользования - обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду.

Согласно Закону «Об охране окружающей среды», принятым в 2002 году окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рацио-

* Магистрант кафедры Государственного и муниципального управления.

нальное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности [1].

Значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современных экологическим требованиям.

Среди задач государственного регулирования выделяют:

- Улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности;

- Создание условий для становления новой модели хозяйствования и широкого применения экологически ориентированных методов управления;

- Формирование правовой основы экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

- Оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них;

- Активное участие в международных экологических мероприятиях;

- Формирование эффективной системы пропаганды идей экологической безопасности [2].

Для достижения цели природоохранной политики необходимо определить ее приоритеты и рассмотреть все возможные последствия планируемых мероприятий.

В Законе «Об охране окружающей среды», принятом в 2002 году определены система стандартов, инструментов, а также санкций в отношении правонарушителей правовых норм.

В Российской Федерации используются группы методов: административное регулирование, предполагающее введение нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования; механизмов, предполагающих внедрение системы платежей за негативное влияние на окружающую среду, экологические налоги, субсидии, а также другие стимулы, используемые с целью заинтересовать производителя в рациональном природопользовании.

Стандарты качества окружающей среды регламентируют допустимое состояние ее составляющих. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельная допустимая концентрация его содержания (ПДК).

Технологические стандарты устанавливают определенные требования к процессу производства или очистной технологии. Предприятие, к которому, применен стандарт должно соблюдать следующее требование: природоохранная технология соответствует некой эталонной технологии.

20 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

Сертификаты на использование земель и воды выдаются для ранжирования потенциально конкурирующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования. Необходимо отметить, что вместе с системой стандартов они служат для защиты от незапланированных выбросов.

Разрешения и лицензии получают организации, планирующие активизироваться в видах деятельности, подлежащих лицензированию, или легально осуществлять выбросы.

Административное регулирование осуществляется в два этапа. Первый -определение того, какую нагрузку может выдержать природная среда, и на этой основе приводится расчет ПДК. Второй этап - определение возможностей каждого предприятия и установление индивидуальных стандартов воздействия предельно допустимого выброса (сброса) ПДВ (ПДС).

Выделены 3 типа экономических механизмов регулирования: «стимулирующий» (с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств и других видов деятельности в экосфере), «жесткий» (с использованием административных и финансово-экономических инструментов принуждения и подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей) и «мягкий» (с установлением либеральных ограничительных экологических рамок, относительно слабо влияющих на темпы и масштабы экологического развития) [3].

В России используется система платежей, налогов, отчислений, субсидий.

Россия - одна из первых стран, применившая платежи за загрязнение окружающей среды на практике. Они призваны компенсировать экономический ущерб, наносимый природной среде в процессе деятельности предприятий. Платежи стимулируют предприятие сокращать выбросы вредных веществ. А также являются источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий производства.

Применяются три вида платежей: за загрязнение атмосферы, за размещение отходов, за сброс в водные объекты загрязняющих веществ.

Система государственных субсидий ориентируется на стимулировании экологосбалансированной деятельности. К примеру, предоставление субсидий местным органам на строительство очистных сооружений.

Экологические налоги решают такие задачи как: сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам и ущербу, наносимому окружающей среде и способствовать тому, чтобы экологический ущерб компенсировал объект - загрязнитель, а не все общество. Данный вид налога может также выполнять стимулирующую роль для развития экологосба-лансированных производств и видов деятельности, а также «подавлять» природоемкую деятельность.

Также к мере экономического регулирования можно отнести создание рынков окружающей среды. Предприятие решает, что выгоднее - тратить деньги на мероприятия по предотвращению выбросов или приобрести право на использование окружающей среды.

В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды.

Правовое регулирование нормирования в области охраны окружающей среды осуществляется по трем направлениям:

1. установление нормативов качества окружающей среды;

2. установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

3. установление нормативов допустимого изъятия природных ресурсов.

Сегодня официально признано, что система нормирования воздействий

на окружающую среду, существующая в России, не отвечает требованиям, предъявляемым к таким системам в странах с высоким уровнем социально-экономического развития, существенно проигрывает им по факторам прозрачности и эффективности, не имеет внутренних ресурсов для развития [4].

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды.

Главным аспектом в РФ в области охраны экологии является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды от 10 января 2002 года № 7 ФЗ. В Законе раскрываются основные задачи регулирования природопользования.

Базовыми стратегическими документами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования являются: «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., и План действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 2423-р.

В связи с развитием научно-технического прогресса и связанная с этим деградация окружающей среды обусловили необходимость усиления ее охраны, были приняты:

- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ.

- Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ.

- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

22 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

- Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

- Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире».

- Закон РФ «О Недрах» от 21.02.1992 N 2395-1.

Теоретические и правовые основы государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования в России являются достаточно разработанными и охватывают все проблемные вопросы, связанные с охраной окружающей среды и природопользования.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Доступ из справ.-правой системы «КонсультантПлюс».

2. Платонова Н.А., Шумаева В.А., Бушуева И.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пос. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 470 с.

3. Павлов А.Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: учеб. пос. - М.: Высшая школа, 2005. - 139 с.

4. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р) // СЗ РФ. - 2006. - № 5. - Ст. 589.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ДОКЛАДОВ «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2010-2011 ГГ.

© Нилова Д.К.*

Уральский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Екатеринбург

Приведены данные о состоянии окружающей среды Свердловской области за 2010 и 2011 гг. Описаны основные направления политике в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Рассмотрены органы власти обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

Ключевые слова состояние окружающей среды, экологические проблемы, государственное регулирование, экологическая безопасность.

* Магистрант кафедры Государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.