ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Нилова Д.К.*
Уральский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Екатеринбург
В данной статье рассмотрены теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Выявлены цели и основные задачи государственного регулирования. Описаны административные и экономические методы управления природоохранной деятельностью.
Ключевые слова состояние окружающей среды, экологические проблемы, государственное регулирование, экологическая безопасность.
Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности.
Острота и настоятельная необходимость решения назревших экологических проблем в стране сегодня осознается в гражданском обществе и на всех уровнях структур власти, как и необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды. В связи с этим возрастает роль принятых государственных программных документов, определяющих дальнейший путь к достижению поставленных целей, какой в полной мере является - переход к устойчивому развитию в интересах нынешнего и будущих поколений россиян, что позволит обеспечить их экологическую безопасность и реализацию конституционного права на здоровую окружающую среду.
Основные задачи государственного управления охраны окружающей среды и природопользования - обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду.
Согласно Закону «Об охране окружающей среды», принятым в 2002 году окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рацио-
* Магистрант кафедры Государственного и муниципального управления.
нальное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности [1].
Значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современных экологическим требованиям.
Среди задач государственного регулирования выделяют:
- Улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности;
- Создание условий для становления новой модели хозяйствования и широкого применения экологически ориентированных методов управления;
- Формирование правовой основы экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
- Оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них;
- Активное участие в международных экологических мероприятиях;
- Формирование эффективной системы пропаганды идей экологической безопасности [2].
Для достижения цели природоохранной политики необходимо определить ее приоритеты и рассмотреть все возможные последствия планируемых мероприятий.
В Законе «Об охране окружающей среды», принятом в 2002 году определены система стандартов, инструментов, а также санкций в отношении правонарушителей правовых норм.
В Российской Федерации используются группы методов: административное регулирование, предполагающее введение нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования; механизмов, предполагающих внедрение системы платежей за негативное влияние на окружающую среду, экологические налоги, субсидии, а также другие стимулы, используемые с целью заинтересовать производителя в рациональном природопользовании.
Стандарты качества окружающей среды регламентируют допустимое состояние ее составляющих. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельная допустимая концентрация его содержания (ПДК).
Технологические стандарты устанавливают определенные требования к процессу производства или очистной технологии. Предприятие, к которому, применен стандарт должно соблюдать следующее требование: природоохранная технология соответствует некой эталонной технологии.
20 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ
Сертификаты на использование земель и воды выдаются для ранжирования потенциально конкурирующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования. Необходимо отметить, что вместе с системой стандартов они служат для защиты от незапланированных выбросов.
Разрешения и лицензии получают организации, планирующие активизироваться в видах деятельности, подлежащих лицензированию, или легально осуществлять выбросы.
Административное регулирование осуществляется в два этапа. Первый -определение того, какую нагрузку может выдержать природная среда, и на этой основе приводится расчет ПДК. Второй этап - определение возможностей каждого предприятия и установление индивидуальных стандартов воздействия предельно допустимого выброса (сброса) ПДВ (ПДС).
Выделены 3 типа экономических механизмов регулирования: «стимулирующий» (с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств и других видов деятельности в экосфере), «жесткий» (с использованием административных и финансово-экономических инструментов принуждения и подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей) и «мягкий» (с установлением либеральных ограничительных экологических рамок, относительно слабо влияющих на темпы и масштабы экологического развития) [3].
В России используется система платежей, налогов, отчислений, субсидий.
Россия - одна из первых стран, применившая платежи за загрязнение окружающей среды на практике. Они призваны компенсировать экономический ущерб, наносимый природной среде в процессе деятельности предприятий. Платежи стимулируют предприятие сокращать выбросы вредных веществ. А также являются источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий производства.
Применяются три вида платежей: за загрязнение атмосферы, за размещение отходов, за сброс в водные объекты загрязняющих веществ.
Система государственных субсидий ориентируется на стимулировании экологосбалансированной деятельности. К примеру, предоставление субсидий местным органам на строительство очистных сооружений.
Экологические налоги решают такие задачи как: сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам и ущербу, наносимому окружающей среде и способствовать тому, чтобы экологический ущерб компенсировал объект - загрязнитель, а не все общество. Данный вид налога может также выполнять стимулирующую роль для развития экологосба-лансированных производств и видов деятельности, а также «подавлять» природоемкую деятельность.
Также к мере экономического регулирования можно отнести создание рынков окружающей среды. Предприятие решает, что выгоднее - тратить деньги на мероприятия по предотвращению выбросов или приобрести право на использование окружающей среды.
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование нормирования в области охраны окружающей среды осуществляется по трем направлениям:
1. установление нормативов качества окружающей среды;
2. установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
3. установление нормативов допустимого изъятия природных ресурсов.
Сегодня официально признано, что система нормирования воздействий
на окружающую среду, существующая в России, не отвечает требованиям, предъявляемым к таким системам в странах с высоким уровнем социально-экономического развития, существенно проигрывает им по факторам прозрачности и эффективности, не имеет внутренних ресурсов для развития [4].
Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды.
Главным аспектом в РФ в области охраны экологии является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды от 10 января 2002 года № 7 ФЗ. В Законе раскрываются основные задачи регулирования природопользования.
Базовыми стратегическими документами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования являются: «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., и План действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 2423-р.
В связи с развитием научно-технического прогресса и связанная с этим деградация окружающей среды обусловили необходимость усиления ее охраны, были приняты:
- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ.
- Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ.
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
22 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ
- Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
- Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире».
- Закон РФ «О Недрах» от 21.02.1992 N 2395-1.
Теоретические и правовые основы государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования в России являются достаточно разработанными и охватывают все проблемные вопросы, связанные с охраной окружающей среды и природопользования.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Доступ из справ.-правой системы «КонсультантПлюс».
2. Платонова Н.А., Шумаева В.А., Бушуева И.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пос. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 470 с.
3. Павлов А.Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: учеб. пос. - М.: Высшая школа, 2005. - 139 с.
4. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р) // СЗ РФ. - 2006. - № 5. - Ст. 589.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ДОКЛАДОВ «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2010-2011 ГГ.
© Нилова Д.К.*
Уральский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Екатеринбург
Приведены данные о состоянии окружающей среды Свердловской области за 2010 и 2011 гг. Описаны основные направления политике в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Рассмотрены органы власти обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
Ключевые слова состояние окружающей среды, экологические проблемы, государственное регулирование, экологическая безопасность.
* Магистрант кафедры Государственного и муниципального управления.