Научная статья на тему 'Экологическая политика как форма организации экологически ориентированного предпринимательства'

Экологическая политика как форма организации экологически ориентированного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
848
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ECOLOGICAL POLICY / ECOLOGICALLY ORIENTED ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варенникова Екатерина Викторовна

В статье определены основные ориентиры государственной политики, направленной на развитие экологически ориентированного предпринимательства. В качестве одной из форм организации хозяйственной деятельности экологически ориентированного предпринимательства предлагается рассматривать экологическую политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Policy as a Form of Organization of the Ecologically Oriented Enterprise

The basic guidelines of the state policy directed at the development of the ecologically oriented business activity are described in the article. The ecological policy is suggested to be considered as a form of organization of economic activity of the ecologically oriented enterprise.

Текст научной работы на тему «Экологическая политика как форма организации экологически ориентированного предпринимательства»

УДК 338.246:504.064:338.22:346.26

Е. В. Варенникова

Экологическая политика как форма организации

экологически ориентированного предпринимательства

В статье определены основные ориентиры государственной политики, направленной на развитие экологически ориентированного предпринимательства. В качестве одной из форм организации хозяйственной деятельности экологически ориентированного предпринимательства предлагается рассматривать экологическую политику.

The basic guidelines of the state policy directed at the development of the ecologically oriented business activity are described in the article. The ecological policy is suggested to be considered as a form of organization of economic activity of the ecologically oriented enterprise.

Ключевые слова: экологическая политика, экологически ориентированное предпринимательство.

Key words: ecological policy, ecologically oriented enterprise.

Сегодня практически все экономически развитые страны живут в логике показателей устойчивого развития, которые характеризуют, сколько воды, газа, нефти тратится на единицу ВВП, а также какой объём загрязнения приходится на единицу продукции.

По показателю энергоэффективности Россия отстаёт от среднего для Европы уровня более чем в пять раз, по объёму выбросов СО2 - в четыре, по водопотреблению - в 50 раз. Удельные показатели выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, образования отходов на единицу продукции российских предприятий в несколько раз превышают аналогичные показатели за рубежом [3, с. 5]. По выбросам диоксида серы, оксида азота, диоксида углерода на единицу продукции мы также в несколько раз превышаем показатели в других странах [4, с. 4].

Актуальными на сегодняшний день остаются вопросы обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами, экологически безопасных методов и технологий переработки и утилизации отходов.

Более половины отходов (55 %) образует угольная промышленность, 16% приходится на цветную металлургию, 17 % - на чёрную, 12 % - на остальные отходы, включая твёрдо-бытовые [4, с. 4]. При этом степень опасности отходов не совпадает с объёмными показателями. Большую опасность для жизни и здоровья граждан представляют твёрдо-бытовые отходы, захороненные в

необорудованных местах вблизи городов, а также промышленные отходы высоких классов опасности, такие как тяжёлые металлы и высокотоксичные вещества.

Важным моментом в сфере обращения с отходами является вовлечение образующихся отходов в хозяйственный оборот в качестве источников сырья, что даёт двойной эффект - экономию природных ресурсов, а также снижение количества размещаемых отходов и рациональное использование земельных ресурсов.

Для большого числа россиян, прежде всего проживающих на территории со значительным уровнем индустриального развития, экологическая ситуация неблагоприятна. В неблагополучной природной среде проживают как минимум, 40 млн наших сограждан, из них 1 млн живёт в условиях, представляющих собой опасный уровень загрязнения [3, с. 5].

Поэтому в современных условиях становление экологически ориентированного предпринимательства способно стать одним из основных элементов поддержки страны на пути к устойчивой экономике, благоприятной социальной обстановке и экологической безопасности.

К экологически ориентированному предпринимательству мы относим инициативную хозяйственную деятельность с учётом экологических требований и ограничений, направленную на избежание и снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также на улучшение экологических показателей в целях получения максимальной прибыли. В качестве критериев отнесения предпринимательских структур к экологически ориентированным предлагаем рассматривать внедрение в их хозяйственную деятельность систем экологического менеджмента, использование существенной доли экологических инноваций, существенную роль экологической полезности в общей полезности результатов их деятельности.

Одним из важнейших элементов экологического механизма хозяйствования является экологическая политика. Она может проводиться на уровне как государства, так и отдельного хозяйствующего субъекта. В современных условиях экологическая политика должна быть направлена на гармонизацию социально-экономического и экологического развития и обеспечить их коэволюцию [2].

Под государственной экологической политикой понимается совокупность природоохранных целей, задач и приоритетов, существующих на государственном уровне [1, с. 453]. Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», указах Президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности

61

Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24), в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. Наиболее значимым, по нашему мнению, из уже принятых документов экологической политики является Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» [5, с. 376].

Экологическая политика государства осуществляется во многих формах, которые можно распределить на три основные категории: рыночные, нерыночные и смешанные [7, с. 621]. Наиболее важное решение рыночной экологической политики заключается во введении налогов и предоставлении субсидий. Нерыночные её формы обычно подразумевают использование мер регулирования и контроля (командно-контрольные методы). К смешанной форме экологической политики можно отнести торговлю разрешениями на вредные выбросы.

При применении налогов и субсидий возникает проблема в определении ставок налогообложения и субсидирования, так как эти ставки должны изменяться в зависимости от результатов воздействия предприятий на внешнюю среду.

Командно-контрольные методы заключаются в установлении предельно допустимых уровней загрязнения, потребления ресурсов или во введении экологических стандартов и в последующем штрафовании предприятий, нарушающих установленные ограничения. Недостаток этих методов заключается в том, что они не могут предложить предпринимательским структурам стимулов для достижения положительных результатов сверх установленного законом минимума. Однако они могут оказаться более предпочтительными, в случаях когда экологические издержки являются неизвестными и целесообразно выбрать самый безопасный вариант.

Торговля разрешениями на вредные выбросы с точки зрения организации является эффективным и недорогим инструментом сохранения общего объёма выбросов на заданном уровне. Однако такая политика может привести к тому, что выбросы будут сконцентрированы на определённых территориях, а у руководства организаций пропадёт стимул искать экологические более чистые технологии производства.

Поэтому государство должно учитывать все положительные и отрицательные моменты вышеуказанных форм экологической политики для стимулирования развития экологически ориентированного предпринимательства.

Предпринимательские структуры не всегда могут самостоятельно обеспечить адекватную защиту окружающей среды. К тому

62

же экономические условия нашей страны на сегодняшний день не позволяют иметь рынок экологических работ и услуг, сравнимый по объёму с развитыми зарубежными странами. На наш взгляд, именно государству должна отводиться ведущая роль при формировании экологически ориентированного предпринимательства. Возникновение и развитие такого предпринимательства возможно при наличии эколого-экономических потребностей, подкреплённых платёжеспособностью. В свою очередь, платёжеспособность населения напрямую зависит от эффективной государственной экономической политики.

В настоящее время в Российской Федерации делается ставка на развитие малого предпринимательства. Влияние экологических факторов на экономику малого предпринимательства проявляется в том, что в современных условиях экологическая политика является в значительной мере обоснованной экономической политикой, рассчитанной на длительную перспективу. К примеру, обеспечение устойчивого развития приводит к созданию новых видов экономической активности, способствует созданию новых рабочих мест, например, за счёт развития экологически ориентированной предпринимательской деятельности, формирования рынка экологических товаров и услуг.

Развитие экологически ориентированного предпринимательства согласовывается с приоритетной экономической задачей по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики. Активность российских органов власти в области энергосбережения может способствовать развитию экологически ориентированного предпринимательства.

Положительное влияние на развитие экологически ориентированного предпринимательства могут оказать региональные экологические программы. Их разработка должна осуществляться органами государственного управления, а в процессы реализации можно вовлекать предпринимательские структуры. Несмотря на то что эти программы не могут полностью решить проблемы снижения антропогенной нагрузки в результате хозяйственной деятельности, они могут стать важной составляющей экологической политики.

Очевидно, что основным инструментом воздействия на состояние экологии в Российской Федерации является законодательное и нормативное регулирование. Существующая сегодня система нормирования сбросов, выбросов и образования отходов субъективна и позволяет предприятию устанавливать любой уровень воздействия на окружающую среду. Санкции за негативное воздействие минимальны и не создают экономическую мотивацию для субъектов предпринимательства по модернизации производства. Отсутствуют экономические стимулы для хозяйствующих субъектов

63

по переходу на экологически эффективные технологии. Все решения в области охраны окружающей среды принимаются с большим количеством административных барьеров. Не создаётся среда для применения новых управленческих механизмов, таких как экологический аудит, страхование экологических рисков.

Тем не менее, можно отметить, что работа по совершенствованию экологического законодательства активизировалась с начала 2008 г. после передачи соответствующих полномочий указом Президента России в Министерство природных ресурсов и экологии. Слово «экология» впервые за последние годы появилось в названии федерального органа исполнительной власти. 30 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон № 309, согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства получили право декларировать данные о размещении отходов, а не получать соответствующие разрешения. Упрощено лицензирование деятельности по обращению с отходами и введён институт экологической экспертизы при строительстве объектов по обезвреживанию и захоронению отходов.

В настоящее время Правительством РФ предусмотрено повышение платы за загрязнение окружающей среды [9]:

• по выбросам и сбросам при превышении установленных нормативов плата будет применяться со следующими повышающими коэффициентами:

5 - до 31 декабря 2011 г.;

25 - с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2015 г.;

100 - с 1 января 2016 г.;

• плата за размещение отходов сверх установленных нормативов (будет применяться повышающий коэффициент - 5), при отсутствии установленных лимитов плата соответственно повышается еще в пять раз.

Первым шагом к сокращению отходов стал подготовленный по инициативе Минприроды России законопроект об утилизации пришедших в негодность автомобилей.

Как видно, за период с 2008 г. по настоящее время проведена определённая работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Принятие экологического законодательства - важный шаг на пути реализации экологической политики. Регулирующая деятельность государства может способствовать достижению конкурентных преимуществ посредством стимулирования и совершенствования внутреннего спроса. Жёсткие стандарты на продукт, его безопасность и влияние на окружающую среду создают давление на компании, вынуждающее их повышать качество, совершенствовать технологию и

придавать продукту свойства, отвечающие потребительскому спросу и социальным потребностям. Облегчение налагаемых стандартами требований, каким бы соблазнительным оно ни было, оказывает отрицательное воздействие.

В случае если регулирующие нормы по своим требованиям предвосхищают будущие международные стандарты, национальные компании получают стартовые преимущества при разработке продуктов и услуг, которые везде будут пользоваться спросом. Жесткие шведские стандарты, направленные на защиту окружающей среды, способствовали возникновению конкурентных преимуществ во многих отраслях промышленности. Например, Atlas Copco производит бесшумные компрессоры, которые можно использовать в густонаселённых местах с минимальными неудобствами для населения [6, с. 245].

Так, одна из главных причин успеха Германии в экспорте экологических товаров и технологий - раннее принятие жесткого экологического законодательства. Оно вызвало изменение структуры внутреннего спроса раньше, чем в других странах, и дало таким образом Германии технологическое преимущество в борьбе с конкурентами.

Уже на нынешнем этапе развития экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту, не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг. Последние исследования свидетельствуют о том, что аналогичная тенденция наблюдается и в движении капиталов -привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, подпадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование. Есть все основания полагать, что в дальнейшем эти тенденции будут только усиливаться, поэтому экологический фактор становится одним из определяющих при формировании международной конкурентоспособности страны [8].

Конечно, одновременно с государственной экологической политикой и предпринимательские структуры должны разрабатывать и эффективно применять целую систему своих собственных инструментов экологической политики для достижения конкурентных преимуществ. Это не просто отдельные меры экологической политики, а формирование новой философии ведения предпринимательской деятельности. Экологические требования должны стать неотъемлемой частью корпоративной стратегии российских предприятий и способствовать как сохранению и улучшению качества природной окружающей среды, так и продвижению новой продукции на мировые рынки. Экологический инструментарий на уровне предприятий может включать целый арсенал средств, наиболее важными из которых являются экологическая оценка и ее новое более широкое

65

понятие «оценка жизненного цикла товара», экологический аудит, экологическая отчетность, экологический менеджмент, экоупаковка, экомаркировка.

И в дальнейшем государственная политика должна обеспечивать совершенствование регулирования природоохранной деятельности и развитие экологически ориентированного предпринимательства. Первоочередными мерами для этого, на наш взгляд, являются:

• развитие и поддержка предпринимательства, сочетающего экологические затраты с государственными субсидиями и инвестициями;

•разработка механизма экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов с учётом особенностей экологически ориентированного предпринимательства. В настоящее время финансовый механизм в экономике предприятий практически исключает учёт возможностей экологически ориентированного предпринимательства в увеличении экономического потенциала этих предприятий. Требуется разработка экологоэкономических составляющих этого механизма, прежде всего внедрение продажи «прав на загрязнение» и ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения;

• увеличение размеров платежей предприятий и штрафных санкций физических лиц за экологические правонарушения до существенных размеров, влияющих на результаты деятельности предпринимателей. Необходимо на порядок повышать платежи за размещение отходов для предприятий с учётом вида отходов и их опасности для окружающей среды;

• законодательное введение штрафов за экологические правонарушения в виде процентов от чистой прибыли предприятий или значительное увеличение существующих штрафов. В связи с этим большое значение имеет декларация экологических параметров предприятия;

• введение косвенных налогов на конкретные виды деятельности, вызывающие загрязнение окружающей среды. В этом случае для достижения общественно эффективного результата ставка налога должна равняться предельным внешним издержкам.

Важное значение для развития экологически ориентированного предпринимательства имеет также совершенствование практики государственных экологических заказов на природоохранную деятельность на конкурсной основе, максимальное стимулирование потребления экологической продукции посредством льготного кредитования и последовательного совершенствования системы платного природопользования, обеспечение адресного выделения

средств (на конкретную экологическую продукцию, на преимущественное финансирование местных программ).

В целом, руководствуясь вышеизложенным, мы считаем, что внедрение новых экологических принципов хозяйствования улучшит не только экологическую ситуацию, но и экономику нашей страны.

Список литературы

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика - Биота -Среда. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 495 с.

2. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? - М., 2000. - 278 с.

3. О мерах по улучшению экологической ситуации: государственный доклад // Экология производства. - 2009. - № 1. - С. 3-7.

4. О состоянии и мерах по улучшению экологической безопасности: государственный доклад // Экология производства. - 2009. - № 12. - С. 3-7.

5. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году: государственный доклад / Министерство природных ресурсов и экологии. - М.: РусКонсалтингГрупп, 2009.

6. Портер М.Э. Конкуренция / пер. с англ. - М.: Вильямс, 2006. - 608 с.

7. Сломан Дж., Хайнд К. Экономика для бизнеса / пер. с англ. В.И. Кузина. - 4-е изд. - М.: Эксмо, 2010. - 960 с.

8. http://geopub.narod.ru - архив научных публикаций геогр. фак-та Моск. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова.

9. http://gov.cap.ru - официальный портал органов власти Чувашской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.