10.2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фирсов Максим Валерьевич, заместитель руководителя
Место работы: Территориальное управление Росиму-щества в городе Москве
Аннотация: В качестве предмета исследования выступают правовые основы организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Особую роль в исследовании занимает анализ указов Президента Российской Федерации, как правовых регуляторов системы федеральных органов исполнительной власти. В работе осуществлена иерархическая систематизация нормативных правовых актов, регулирующих порядок создания и функционирования территориальных органов. Рассматривается вопрос зависимости внутриведомственного правового регулирования от системной принадлежности федерального органа исполнительной власти к административно-политическому или социально-экономическому блоку. При проведении исследования использовались формально-юридический и структурно-функциональный методы, которые позволили обеспечить комплексное изучение проблематики организации системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В данной статье проведен всесторонний анализ правовых основ функционирования системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. К основному выводу исследования можно отнести тот факт, что система правового регулирования деятельности федеральных органов исполнительной власти на законодательном уровне, при сохранении единства и целостности системы органов государственной власти, предусматривает возможность внутриведомственного нормативного регулирования деятельности территориальных органов, исходя из целей и задач, стоящих перед ними при реализации исключительных полномочий Российской федерации в субъектах.
Ключевые слова: органы исполнительной власти, службы, агентства, правительство, президент, территориальные органы, правовое регулирование, высшее должностное лицо, полномочный представитель президента.
THE LEGAL FOUNDATION FOR THE FUNCTIONING OF THE REGIONAL OFFICE OF FEDERAL EXECUTIVE BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Firsov Maxim V., deputy head
Work place: Territorial administration of Rosimushchestvo in Moscow
Annotation: the subject of study are the legal basis for the organization of activities of territorial bodies of Federal Executive authorities. A special role in the study is the analysis of decrees of the President of the Russian Federation, as legal regulators of the system of Federal bodies of Executive power. The article hierarchical ordering of normative legal acts, regulating the procedure of creation and functioning of territorial bodies. The issue of intra-subject of legal regulation from the system affiliation of the Federal Executive authorities of the administrative-political or socio-economic unit. The study used formal-legal and structural-functional methods, which ensured a comprehensive study of the problem of organization of system of territorial bodies of Federal Executive authorities. In this article a comprehensive analysis of the legal bases of functioning of system of territorial bodies of Federal Executive authorities in the Russian Federation. The main conclusion of the study can be attributed to the fact that the system of legal regulation of activities of Federal bodies of Executive power on the legislative level, while preserving the unity and integrity of the system of bodies of state power provides for the internal regulatory activities of the territorial bodies on the basis of the goals and challenges they face in the implementation of the exceptional powers of the Russian Federation in the subjects.
Keywords: executive authorities, services, agencies, government, president, regional office, legal regulation, highest official, plenipotentiary representative of the president.
Всестороннее развитие системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти является результатом реализации основополагающих принципов современного реформирования всей системы органов государственной власти. Именно принципы федерализма, с одной стороны, и децентрализации, с другой, в совокупности являются той основополагающей предпосылкой формирования и совершенствования системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, как одной из составляющих единой системы исполнительной власти в Российской Федерации [1].
Тематика, связанная с изучением правовых основ функционирования федеральных органов исполнительной власти, в целом, и их территориальных органов, в частности, не нова. Данная тематика комплексно разбирается в трудах Е.В. Охотского [2], системно исследуется в работах И.Н. Барцица[3]. Впервые обособлено вопрос правового статуса и основ территориальных органов федеральных органов исполнительной власти научно прорабатывался в 2005 году в кандидатской диссертации И.Ю. Маньковского[4]. В более поздние годы
Фирсов М. В.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
вопросы правового статуса и правовых основ функционирования территориальных органов рассматривались либо в отношении конкретного федерального органа исполнительной власти [5], либо в контексте взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления [6]. При этом в последние двадцать лет изменения в правовом поле, регулирующем деятельность федеральных органов исполнительной власти, происходят в среднем несколько раз в год. В этой связи динамичное изменение правовой базы, системы и структуры органов государственной власти требует оперативной и объективной оценки складывающейся ситуации в сфере государственного управления.
Правовые основы функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти берут свое начало в Конституции Российской Федерации. Так, частью 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации закреплено право федеральных органов исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Российской Федерации создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. При этом в части, не противоречащей Конституции и федеральным законам, федеральные органы государственной власти могут по соглашению с органами государственной власти субъектов Российской Федерации передавать им право осуществления своих отдельных полномочий (ч.2 статьи 78). В свою очередь, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают аналогичным правом переуступки полномочий (ч.3 статьи 78). Гарантом осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации является Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (ч.4 статьи 78). Стоит отметить, что в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при всём многообразии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их территориальных органов и представительств в целом они образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (статья 77 ч.2). Одним из ключевых вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации, является установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти (п. «г» статьи 71). А статьей 112 Конституции предусмотрено, что Председатель Правительства после назначения, но не позднее недельного срока представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Примечательно, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76 ч.1). Эта норма, соответственно, распространяется на вопросы формирования федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, как на один из вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации [7].
Анализируя законодательство Российской Федерации, судебные акты Конституционного суда Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы формирования, реорганизации, преобразования, организа-
ции системы управления и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в вопросе правовых основ функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти можно выстроить наглядную логическую и иерархически сгруппированную цепочку нормативно-правовых актов.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет, что Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, также Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Статьей 32 упомянутого закона определены и полномочия Президента Российской Федерации: руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов [8].
В главе IV.! Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В этой главе законодатель закрепляет правовые основы формирования органов государственной власти субъекта Российской Федерации и их финансирования, а также подробно описывает порядок взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В частности, порядок взаимодействия по вопросам совместного ведения, передачи полномочий между уровнями государственной власти [9].
Многие исследователи системы федеральных органов исполнительной власти отмечают в своих работах одну из особенностей административно-правового обеспечения деятельности данной системы, которая заключается в том, что с момента принятия Конституции, так и не был принят федеральный закон «Об органах исполнительной власти Российской Федерации», а их система и структура определяется подзаконными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Однако необходимо отметить, что существующий порядок законодательного регулирования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти с правовой точки зрения определяется рядом обстоятельств. Поэтому, переходя к рассмотрению указов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, хотелось бы отметить, что в Конституции Российской Федерации и приведенных выше законах не определена правовая норма, прямо наделяющая Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации правом образования, преобразования,
реорганизации или упразднения федеральных органов исполнительной власти. В данном случае, ясность в ситуацию вносит постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации». Суд установил, что правовое регулирование системы федеральных органов исполнительной власти, в которую входит Правительство Российской Федерации, министерства и иные органы исполнительной власти, осуществляет Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и иные федеральные законы. Однако в случаях, неурегулированных законодателем, по вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, Президент Российской Федерации имеет право издавать указы. Таким образом, ввиду отсутствия федерального законодательства о федеральных органах исполнительной власти, Президент Российской Федерации обладает всей полнотой власти для правового регулирования в системе федеральных органов исполнительной власти, своими указами устраняя «правовой вакуум» в данной сфере [10, 11].
Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314, принятый в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, установил современную трехзвенную систему федеральных органов исполнительной власти, состоящую из федеральных министерств, служб и агентств, упразднив при этом государственные комитеты, комиссии и т.д. Рассматриваемый Указ дает определение четырем основным функциям федеральных органов исполнительной власти: по нормативно-правовому регулированию, по осуществлению контрольно-надзорной и регистрационной деятельности, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг. Указ закрепляет данные функции за министерствами, службами и агентствами по функциональному назначению; определяет функциональное предназначение каждого федерального органа исполнительной власти и разграничивает полномочия между Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в части утверждения положений о федеральных органах исполнительной власти, а также назначению руководителей федеральных служб и агентств, по принадлежности таковых к «административно-политическому» или «социально-экономическому блоку». Примечательно, что данный Указ также регулирует порядок назначения и согласования руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Нужно отметить, что современная структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2012 г. № 636 (в соответствующей редакции) [12, 13, 14].
Особая роль в координации, организации и оценке эффективности деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти отводится полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах. Полномочный представитель является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» полно-
мочный представитель осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе, организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями. Также в функционал полномочных представителей входит согласование кандидатов для назначения на должности федеральных государственных служащих, если назначение на эти должности осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти. Полномочный представитель наделен правом направлять в федеральные органы исполнительной власти представления о поощрении или о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе [15].
Важным правовым регулятором взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», наделяющий высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Упомянутый Указ, таким образом, дополняет и расширяет сферу правового регулирования Федерального закона № 184-ФЗ. При этом руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации имеет право внесения в установленном законом порядке представления руководителям федеральных органов исполнительной власти о привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных им руководителей территориальных органов [16].
В свою очередь, руководители федеральных органов исполнительной власти до решения вопроса о назначении на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру на эту должность с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Исключение составляют: Министр внутренних дел Российской Федерации, директор Федеральной службы исполнения наказаний, директор Федеральной службы судебных приставов, директор Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директор Федеральной службы охраны Российской Федерации, руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, руководитель Федеральной антимонопольной службы, руководитель Федеральной таможенной службы. Стоит отметить, что данный Указ распространяет свое действие не только на федеральные органы исполнительной власти, подчиняющиеся Президенту Российской Федерации, но и федеральные органы исполнительной власти, подчиняющиеся Правительству Российской Федерации. Примечательно, что положе-
Фирсов М. В.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ния Указа не распространяются на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти межрегионального масштаба [16].
С вышеперечисленными Указами Президента целесообразно рассмотреть ряд постановлений Правительства Российской Федерации, уточняющих, дополняющих и расширяющих правовую платформу функционирования федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.
Так, постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» не только определяет сферу и порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями, но и закрепляет обязанность руководителей федеральных органов исполнительной власти предусмотреть в составе центральных аппаратов структурные подразделения, ответственные за координацию взаимодействия федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов с полномочными представителями. И если в Указе Президента от 13.05.2000 г. № 849 согласование кандидатов на должности руководителей территориальных органов предусмотрено в функционале полномочных представителей, то в данном постановлении Правительства это уже вмененная обязанность руководителей федеральных органов исполнительной власти [17].
Постановление Правительства Российской Федерации «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» от 05.12.2005 г. № 725 является одним из подзаконных нормативных правовых актов, в наибольшей степени регулирующих не только порядок и сферу взаимодействия территориальных органов федеральной исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но и в целом регламентирующих цели и задачи функционирования территориальных органов. Рассматриваемое Постановление определяет компетенцию территориальных органов, а также основной круг прав и обязанностей руководителей территориальных органов [18].
Правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти установлены главой IX Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 г. № 452. Регламент является типовым для всех федеральных органов исполнительной власти, устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Глава IX Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, по своей сути, является руководящим пособием, определяющим правила образования, формирования, организации работы и взаимодействия, наделения правами и полномочиями руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и источники финансирования [19].
Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 г. № 30, устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами. Указанный Типовой регламент определяет, что территориальные органы при осуществлении деятельности руководствуются наряду с федеральным законодательством актами соответствующего федерального министерства, изданными в пределах его компетенции, включая приказы федерального министра, издаваемые в порядке контроля и координации деятельности находящихся в ведении этого федерального министерства федеральных служб и федеральных агентств. Более того, Типовой регламент устанавливает, что в регламент федерального органа исполнительной власти включаются разделы, определяющие общие правила его деятельности и особенности организации осуществления полномочий, в том числе правила организации деятельности территориальных органов, правила организации взаимодействия с территориальными органами и подведомственными организациями.
Порядок создания и организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти устанавливается главой 5 Типового регламента. В данной главе классифицируются территориальные органы по масштабу охвата территории: окружные, межрегиональные, региональные (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонные, городские или районные. Необходимо отметить, что именно в этом документе определен правовой статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти как государственных органов, находящихся в его (федерального органа исполнительной власти) подчинении.
Типовым регламентом также определено, что в отдельных случаях полномочия федерального органа исполнительной власти на отдельных территориях могут осуществляться его представителями, которые являются государственными служащими, занимающими должности в центральном аппарате этого органа. Типовой регламент также устанавливает запрет на наделение полномочиями территориального органа государственных учреждений и иных организаций, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации государственными органами. Вместе с тем в главе 5 Типового регламента закреплено право руководителя федерального органа исполнительной власти принимать решения, в соответствии со схемой размещения территориальных органов, об образовании территориальных органов федерального органа исполнительной власти, а также его реорганизации или упразднении. В этой же главе определены порядок назначения и освобождения руководителей территориальных органов, задачи и функциональное назначение территориальных органов, в зависимости от компетенции образовавшего их федерального органа власти [20].
Следует уделить особое внимание и разобрать отдельно порядок утверждения положений о федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах. Положения о федеральных органах исполнительной власти, входящих в административно-политический блок утверждаются Указом Президента Российской Федерации. Например, «Положение о
Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [21]. В свою очередь, положения о структурных подразделениях центрального аппарата МВД России, положения о территориальных органах МВД России, в том числе типовые положения, утверждаются Министром внутренних дел [22]. Исключением будет утверждение типового положения о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации, которое осуществляется Указом Президента [23]. Однако в ФССП России типовое положение о территориальных органах утверждается приказом Министра юстиции Российской Федерации [24], а в ФСКН России (упраз-дена) типовое положение о территориальных органах утверждалось приказом директора ФСКН России [25,26].
Несколько иначе обстоят дела в социально-экономическом блоке федеральных органов исполнительной власти. Так, Положение о Минэкономразвития России утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» [27]. Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, подведомственном Министерству экономического развития, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» [28]. Интересным нюансом является тот факт, что типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом утверждается приказом Министра экономического развития Российской Федерации [29], а типовое положение о территориальном органе федеральной антимонопольной службы утверждено Приказом ФАС России [30].
Исходя из приведенных примеров можно сделать вывод, что в зависимости от подчиненности федерального органа исполнительной власти Президенту или Правительству, подведомственности вышестоящему федеральному органу исполнительной власти, входящему в состав административно-политического или социально-экономического блока, а также от объема полномочий, которыми наделены федеральные службы и агентства, будут существенно отличаться и модели внутриведомственного правового регулирования, в том числе и порядок утверждения типовых положений о территориальных органах. Таким образом, законодатель предусмотрел возможность правового адаптирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к работе «на земле» исходя из политической и социально-экономической конъюнктуры регионов.
Список литературы:
1. Занко Т.А. Принципы преобразования федеральных органов исполнительной власти /Занко Т.А. // Политика и общество. - 2015. - № 9(129). - С. 1117-1122.
2. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления / Е.В. Охотский.— М.: Издательство Юрайт, 2013.— С. 536
3. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект: монография / И.Н. Барциц. Москва: Формула права, 2008. 508 с.
4. Маньковский И.Ю. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Маньковский Иван Юрьевич. - Тюмень, 2005. - 24 с.
5. Гурин С.О. Организационно-правовые основы деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / Гурин Сергей Октябревич. -Москва, 2003. -286 с.
6. Иванов В.Н. Становление органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.02 / Иванов Виталий Николаевич - Москва, 2005. -372 с.
7. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
8. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ . - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
9. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1999. -№ 42. - Ст. 5005.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 6. - Ст. 866.
11. Занко Т.А. Актуальные вопросы функционирования федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации / Занко Т.А. // Административное и муниципал ьное право. - 2015. - № 9(93).
12. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 12.05.2016) // Рос. газ. - 2004. - 12 март. - № 50.
13. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 05.04.2016) // Рос. газ. - 2012. - 22 мая. - № 114.
14. Сафонов А.Л., Попков С.Ю. Вопросы эффективности функционирования системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2016. №2 С.50-232.
15. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (ред. от 20.10.2015) // Рос. газ. - 2000. - 16 мая. - № 92-93.