Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности сельскохозяйственных организаций'

Правовые основы деятельности сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1476
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крестьянское / фермерское / хозяйство / кооператив / договор / комиссия / поручение / farming economy / cooperative / Contract / commission

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вишневская Е. В.

Рассматриваются правовые формы организации сельскохозяйственных предприятий и роль гражданско-правового договора в их деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the legal organization of agricultural business and the purpose of a civil contract in the industry.

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности сельскохозяйственных организаций»

УДК 347.4

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Вишневская Е.В., доцент, evishn@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author examines the legal organization of agricultural business and the purpose of a civil contract in the industry.

Рассматриваются правовые формы организации сельскохозяйственных предприятий и роль гражданско-правового договора в их деятельности.

Key Words: farming economy, cooperative, contract, commission.

Ключевые слова: крестьянское, фермерское, хозяйство, кооператив, договор, комиссия, поручение.

В ходе реформирования сельского хозяйства, в том числе предприятий социалистического типа (колхозов и совхозов), в России были созданы и функционируют на современном этапе предприятия следующих форм:

• производственный сельскохозяйственный кооператив, или сельскохозяйственная артель (колхоз);

• общество с ограниченной ответственностью (ООО);

• кооперативное хозяйство (колхоз);

• акционерное общество;

• государственное и муниципальное унитарное предприятие;

• крестьянское (фермерское) хозяйство;

• личное подсобное хозяйство гражданина.

Сельскохозяйственная кооперация является магистральным направлением в развитии форм сельскохозяйственных предприятий.

1. Производственный сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паев, вкладов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.

При создании сельскохозяйственного кооператива в обязательном порядке учитываются следующие условия: кооператив может быть

создан только сельскохозяйственными товаропроизводителями, общий объем товаров (работ, услуг) которых не менее чем на 50% должен состоять из производимой сельскохозяйственной продукции; кооператив создается на основе добровольного членства.

Члены кооператива — физические или юридические лица, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размерах и порядке, принятые в кооператив с правом голоса. В качестве ассоциированного члена в состав кооператива могут входить физические и юридические лица, внесшие паевой взнос, по которому они получают дивиденды, но не имеют в нем права голоса.

Производственный сельскохозяйственный кооператив является коммерческой организацией, ибо основной целью его деятельности является извлечение прибыли. Члены производственного сельскохозяйственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законом о производственной кооперации и уставом кооператива.

Учредительным документом сельскохозяйственного кооператива является его устав, утвержденный общим собранием его членов.

В соответствии с уставом кооператива имущество, находящееся в собственности произ-

61

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

водственного сельскохозяйственного кооператива, делится на всех его членов.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

2. Акционерное общество — это организация, созданная на основе объединения граждан и юридических лиц для совместной деятельности, уставной капитал которой разделен на отдельное число акций.

Акция — это ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в акционерном капитале и дающая право на получение дивиденда (доход на вложенный капитал). Акция имеет номинальную цену, показывающую, какую долю капитала она представляет. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости, принадлежащих им акций.

3. Государственное унитарное предприятие (ГУП) — это организация, учрежденная государством для осуществления производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на основе переданных ей во владение земли и государственного имущества, выполняет обязанности и которая пользуется правами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом.

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) учреждается муниципальными органами управления и базируется на муниципальной собственности на землю и иное имущество.

4. Крестьянское (фермерское) хозяйство — это самостоятельный хозяйствующий субъект без образования юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящихся в их собственности или арендованных ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

5. Личное подсобное хозяйство граждан — это мелкое хозяйство на приусадебном или дачном земельном участке, которое предполагает дополнительную инициативную деятельность граждан по производству сельскохозяйственной продукции для личного потребления.

Сельское хозяйство по своей значимости и отличительным особенностям представляет собой уникальный сектор экономики.

Уникальностью отрасли является то, что в сельском хозяйстве главным средством производства выступает земля, представляющая собой не только материальное условие, но и активный фактор производства, поскольку она является основным средством производства, предметом труда. Земля как средство производства обладает рядом особенностей, накладывающих отпечаток в целом на отрасль сельского хозяйства. Плодородие является важнейшей особенностью земли, которое находится в ее поверхностном слое — почве, включающей в себя все необходимые для произрастания растений питательные вещества (фосфор, азот, калий и др.) в усвояемой форме, а также влагу. Потребительская стоимость земли во многом зависит от плодородия, полезности земли, ее способности быть источником получения сельскохозяйственной и лесной продукции в соединении с трудом.

Естественная производительная стоимость земли со временем не уменьшается, как это происходит с другими средствами производства, а увеличивается при рациональном ее использовании и правильном обращении. Вследствие этого земля представляет собой вечное средство производства. Важнейшей особенностью земли по сравнению с иными средствами производства является ее пространственная ограниченность. Пространственная ограниченность земли как объективное свойство означает не ограниченность ее производительных сил, а лишь необходимость и возможность использования земли в тех пространственных пределах, которые определены природой. Она не может быть увеличена или создана вновь.

С пространственной ограниченностью земли тесно связана такая особенность как постоянное ее место нахождения, т.е. необходимость использования земельного участка там, где он размещается. Принцип неперемещаемости земельного участка имеет значение для решения вопроса территориального размещения и специализации народного хозяйства и оказывает влияние на издержки производства и себестоимость сельскохозяйственной продукции. Существенной особенностью земли является ее незаменимость, т.е. невозможность использовать вместо нее какие-либо иные средства производства. Незаменимость земли, особенно в сельском и лесном хозяйствах, создает объективную необходимость повышения уровня интенсивности использования земель-

62 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1

Правовые основы деятельности сельскохозяйственных организаций

ных участков путем вложения дополнительных материальных, трудовых и других затрат.

Сельскохозяйственное производство крайне зависимо от природных условий. Засухи, наводнения, вредители, болезни животных и растений делают аграрный сектор сферой относительно рискованного вложения капитала. Большая зависимость сельского хозяйства от природного фактора является причиной того, что объем фактического производства неподконтролен в абсолютной мере сельскохозяйственным производителям. Кроме того, миллионы мелких, рассредоточенных по территории страны производителей фактически не могут договориться о совместном контроле над производством с целью регулирования рыночной конъюнктуры. В результате обычным явлением становятся годовые колебания аграрного производства, зависящие от множества неподконтрольных фермеру причин.

Особенность, обусловленная иммобильностью ресурсов в сельском хозяйстве, проявляется в том, что с падением доходов в сельском хозяйстве оттока работников из отрасли в более прибыльные сферы деятельности на практике не происходит. Занятость в сельском хозяйстве не реагирует на экономическую конъюнктуру с такой же скоростью, как в других отраслях, мобильность сельского труда достаточно низка.

Сельское хозяйство не отвечает адекватным сокращением производства и при снижении цены на ее продукцию в течение длительного времени. Предложение сельскохозяйственной продукции сохраняется, потому что земли не выводятся из сельскохозяйственного оборота, а попадают в руки товаропроизводителей, увеличивающих таким образом размеры своих хозяйств.

Кроме того, сельскохозяйственные угодья обременены земельным налогом, арендной платой, которые собственники этих земель должны выплачивать независимо от качества использования этих земель, от объемов производства.

Таким образом, иммобильность в сельском хозяйстве приводит к углублению долгосрочной фермерской проблемы.

Особенностью сельского хозяйства является то, что в процессе воспроизводства здесь действуют одновременно, тесно переплетаясь, экономические и естественные (биологические) законы. Здесь в процессе производства участвуют живые организмы: растения

и животные. Воспроизводство их подчиняется естественным законам, которые определяют сроки эмбрионального развития плода у животных, вегетации у растений и т.д. Это накладывает на процесс воспроизводства свой отпечаток.

В связи с вышеизложенным сельхозпроизводитель, являясь субъектом гражданского оборота, находится в особых, сложных и рисковых условиях. Это вызвано спецификой производимой им продукции, напрямую зависящей от катаклизмов в природной сфере, от погодных условий. Успех сельхозпроизводства во многом зависит от услуг коммерческой сферы деятельности. Для достижения необходимых результатов в сельскохозяйственной сфере недостаточно вырастить хороший урожай. Необходимо своевременно его убрать, качественно переработать и успешно реализовать. Лишь в этом случае сельхозпроизводитель может рассчитывать на прибыль. Однако учитывая, что сельскохозяйственная деятельность гражданским кодексом отнесена к предпринимательской деятельности, сельхозпроизводители не могут, как в старые времена рассчитывать на государственную дотацию, на обеспечение транспортом и рынком сбыта. Успех и неудачи сельхозпроизводителя в настоящее время — это дело рук самих сельхозпроизводителей.

Кризис, долгие годы преследующий российское сельское хозяйство, вызван во многом коммерциализацией рынка услуг в этой отрасли. Для качественной и своевременной уборки урожая необходимо наличие специальной техники. Для вывоза урожая и его дальнейшей переработки необходимы транспортные средства. Для того, чтобы в последующем готовую продукцию реализовать, необходим рынок сбыта, знание спроса, торговая точка и т.д. Для осуществления этих задач самостоятельно необходимы колоссальные средства и время. Однако анализ исторических фактов свидетельствует о том, что российское крестьянство, с момента коллективизации влачит нищенское существование. После развала колхозов и совхозов и передачи земли в собственность крестьянам мало что изменилось. У крестьянства изначально отсутствовала необходимая материальная база для развития. Мало того, практика доказывает, что российский крестьянин отвык относиться к земле как к кормилице, обобществление труда на земле убило в крестьянине навыки хозяина.

63

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Получив в собственность земельные наделы, после выхода из колхозов, крестьянин не мог без материальной базы обработать ее, вырастить, убрать урожай и полноценно его реализовать, поэтому в большинстве случаев подобные крестьянские хозяйства зачахли на корню.

Принятие Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве» дало крестьянам возможность льготного кредитования. Предоставление денежных средств при кредитовании клиентов производится на основе заключаемых с кредитными организациями сделок. Посредством сделок в кредитной сфере осуществляются значительные по своим суммам операции, которые показывают как состояние российской экономики, так и способность права регулировать эту важнейшую экономическую сферу. О недостатках этой сферы свидетельствует обрушившийся на мировую экономику, в том числе экономику России новый экономический кризис. В основе кредитной сферы лежат отношения, оформляемые кредитным договором. В то же время каждое обязательство сопровождается риском. Риск присущ гражданским правоотношениям на всех этапах их существования.

Решая вопрос об установлении правовой связи, субъект права (особенно в рыночных условиях) в каждом конкретном случае соотносит свободу своего волеизъявления с тем риском, который он в состоянии предвидеть. Результатом же субъективного выбора при риске в принятии, оценке и предпочтении в ситуации неопределенности той или иной рискованной альтернативы является объективно рискованный поступок. При кредитовании сельхозпроизводителя рискует и кредитная организация, рискующая не получить платежи по кредиту и проценты, и сельхозпроизводитель, рискующий всем своим имуществом, в случае невозврата кредита. Кредитный договор — это возмездный договор и основанием его заключения является наличие у крестьянина в собственности имущества: земли, жилья, транспорта, которое банк обращает в свою собственность, в случае не возврата денег. Именно по этой причине многие хозяйства обанкротились в первые годы деятельности. Анализ разрешения Арбитражным судом Московской области дел, связанных с несостоятельностью (банкротством) сельскохозяйственных организаций за 2007

год, показал, что несостоятельность (банкротство) обусловлена рядом обстоятельств:

• особыми правилами банкротства сельскохозяйственных производителей, установленными ст. 177-179 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1];

• важностью сельскохозяйственного производства;

• необходимостью учета при разрешении дел данной категории, как требует ст. 178 Закона о банкротстве, сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий, а также возможности удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельхозорганизацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ;

• особенностями банкротства таких должников на различных стадиях;

• сложностями при определении судьбы земельных участков, принадлежащих сельскохозяйственным организациям, и особым порядком продажи недвижимого имущества должников.

Правоприменительная практика позволяет выделить основные проблемные вопросы, к числу которых относится тщательное исследование в процессе рассмотрения дела о банкротстве всех обстоятельств, связанных с наличием или отсутствием возможности восстановления платежеспособности сельскохозяйственной организации, а также учет мнения общего собрания кредиторов должника.

Судебная практика свидетельствует о наличии проблем, связанных с применением п. 6 ст. 16 Закона о банкротстве, при включении в реестр требований кредиторов. Судебная практика и статистические данные свидетельствуют о том, что эффективность мер по восстановлению платежеспособности должников — организаций сельскохозяйственного производства в ходе процедуры внешнего управления остается предельно низкой.

Во многом эффективность антикризисного управления определяется компетенцией, умением и навыками арбитражных управляющих. В Арбитражном суде Московской области зарегистрировано достаточное количество саморегулируемых организаций, представляющих суду кандидатуры арбитражных управляющих. Однако качественный уровень их подготовки

64 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1

Правовые основы деятельности сельскохозяйственных организаций

вызывает серьезную озабоченность. Многие из них никогда не работали в сельском хозяйстве, не имеют практического опыта работы и не могут качественно решать поставленные перед ними задачи по выводу сельскохозяйственных организаций из состояния банкротства.

Пожалуй, самой важной проблемой остается отсутствие у арбитражных управляющих специальных знаний в области управления сельскохозяйственными предприятиями.

Закон о банкротстве предусматривает возможность установления кредитором или уполномоченным органом дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего. Упомянутые требования, в частности, могут диктоваться сферой деятельности должника. Однако, как показывает судебная практика, не было ни одного случая предъявления дополнительного требования к кандидатуре арбитражного управляющего, претендующего на должность временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего сельскохозяйственной организации. Отсутствие у арбитражного управляющего специальных знаний в сфере деятельности должника не позволяет управляющему эффективно проводить работу по восстановлению платежеспособности сельхозорганизации. В связи с этим при представлении в суд списка кандидатур арбитражных управляющих на должность управляющих сельскохозяйственной организации саморегулируемым организациям необходимо более тщательно подходить к отбору кандидатур.

Практически при каждом рассмотрении дела о банкротстве суды убеждаются в отсутствии заинтересованности кредиторов и арбитражных управляющих в применении процедур финансового оздоровления и внешнего управления в сельскохозяйственных организациях. Указанная проблема обусловлена тем, что кредиторы должника имеют своей целью скорейший возврат задолженности. Эта цель, как правило, может быть достигнута путем признания должника банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства. Отдельные арбитражные управляющие одновременно назначаются в несколько организаций, расположенных в разных регионах России, что не позволяет им качественно выполнять свои обязанности.

Суды сейчас лишены какой бы то ни было реальной возможности воздействовать на не-

добросовестных арбитражных управляющих. В связи с принятием Закона о банкротстве произошло существенное снижение контрольной функции суда за деятельностью арбитражных управляющих. На практике это приводит к многочисленным случаям безнаказанного неисполнения и ненадлежащего исполнения арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей.

Поэтому особую актуальность приобретает возможность привлечения арбитражных управляющих за неисполнение возложенных на них обязанностей к административной ответственности по ч. 3 ст.14.13 КоАП РФ [2].

Учет в законодательстве обозначенных и других проблем, связанных с банкротством сельскохозяйственных организаций, позволил бы более эффективно осуществлять отправление правосудия на этом весьма важном направлении.

Учитывая, что крестьяне, создавая свои предприятия, не всегда имеют необходимые для приобретения транспорта средства, они заключают договоры на оказание услуг по перевозке урожая, кормов, готовой продукции. Нормы о договоре перевозки и об иных видах договорных обязательств включены в раздел IV ГК РФ. Правовое регулирование в ГК РФ отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложное обязательство как перевозка, законодатель посвятил лишь 14 статей. Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Основной договор, опосредствующий перевозки грузов, сконструирован в ГК по модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ) [3]. Условия такого договора должны содержаться в соответствующем транспортном документе: в товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего документа одно-

65

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

временно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Решение проблемы транспортных средств, сельскохозяйственной техники в соответствии с нормами ГК РФ возможно путем заключения договора аренды или имущественного найма. Договор аренды признается консенсуальным, взаимным и возмездным.

Главная цель договора аренды — обеспечение передачи имущества во временное пользование. Учитывая, что в соответствии со ст. 606 п.1 ГК РФ имущество передается арендатору во временное владение и пользование за плату [3]. Его необходимо считать коммерческим договором, т.к. он предполагает извлечение прибыли из использования имущества. Иногда в процессе аренды возможен выкуп арендованного имущества (ст. 624 ГК РФ), что может быть предусмотрено в законе или в договоре, например, по истечении срока договора, до его истечения, но при условии внесения арендатором всей выкупной цены, предусмотренной договором [3].

Аренда с правом выкупа в период т.н. перестройки считалась основным средством приватизации государственного имущества. Такая доминирующая тенденция в разгосударствлении экономики привела страну к качественному застою во всех сферах хозяйствования.

Рынок автосервиса расширяется с каждым днем. Сельхозпроизводители могут выбирать между сервисными предприятиями, а на предприятии — между механиками. Для сельского жителя автомобиль не только средство передвижения, но и значительная часть состояния, если и не самая любимая, то очень необходимая вещь, и он ревниво оценивает отношение ремонтников к автомобилю. Условия договора на обслуживание и ремонт не должны противоречить ст. 730—739 о бытовом подряде ГК РФ и должны соответствовать Правилам оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 года № 290.

Договоры на сервисное обслуживание должны заключаться в письменной форме. Обычной формой договора является заказ-наряд, но возможно использование других форм, если в них перечислены все необходимые условия договора:

• фирменное наименование и место нахождения организации-исполнителя;

• фамилия, имя и отчество, телефон и адрес сельхозпроизводителя;

• дата приемки заказа, сроки его исполнения;

• цена оказываемой услуги;

• марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;

• цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;

• перечень оказываемых услуг;

• гарантийные сроки на результаты работы;

• должность, фамилия, имя и отчество лица, принявшего заказ;

• другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме подписано соглашение по всем существенным условиям договора. При отсутствии хотя бы одного существенного условия договор нельзя считать заключенным. А правовые последствия признания сделки незаключенной состоят в том, что стороны обязаны вернуть все полученное по сделке [3].

Немаловажное значение для успешного хозяйствования сельхозпроизводителя имеют посреднические договоры, позволяющие сельхозпроизводителям через посредников определять спрос на производимую продукцию, находить рынок сбыта, реализовывать продукцию. Взаимоотношения посредников с клиентами определяются различными договорами, наиболее распространенными из которых являются договоры поручения, комиссии, агентский договор.

Договор поручения является общегражданским договором, однако наличие в ГК РФ специальных правил в отношении договора поручения, заключаемого при осуществлении коммерческой деятельности, позволяет ставить вопрос о формировании коммерческого договора поручения. По договору поручения поверенный обязуется совершать от имени и за счет доверителя определенные юридические действия (ст. 971 ГК РФ). Это более широкое понятие, чем сделка. Так по поручению доверителя поверенный может осуществлять приемку поступающих в адрес доверителя грузов. Помимо юридических действий поверенный совершает и фактические действия, но они носят сопутствующий, не основной характер,

66 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1

Правовые основы деятельности сельскохозяйственных организаций

поэтому не изменяют квалификацию договора. Права и обязанности поверенного определяются договором, а также доверенностью, которую доверитель обязан выдать поверенному. Кроме того, поверенный исполняет данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Поручение должно быть правомерным, осуществимым и конкретным.

Определим специальные признаки договора поручения: в отличие от общегражданского договора поручения в случаях, когда договор связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, договор поручения всегда носит возмездный характер. Коммерческий представитель — поверенный вправе удерживать находящиеся у него вещи, подлежащие передаче доверителю, в обеспечение своих требований по договору поручения [3].

Поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя, доверителем может быть предоставлено право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае коммерческий представитель обязан уведомить в разумный срок доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Договор поручения носит фидуциарный характер: доверитель вправе отменить поручение, а поверенный — отказаться от него во всякое время. При этом сторона, отказывающаяся от договора поручения, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя, должно уведомить другую сторону о прекращении договора не позднее, чем за 30 дней, если договором не предусмотрены более длительные сроки.

Договор комиссии регулировался в дореволюционной России Уставом торговым, т.е. он возник как торговый договор. По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В советский период договор комиссии заключался с организациями потребительской кооперации на осуществление комиссионной продажи товарных излишков, передаваемых им колхозами. Сфера применения договора комиссии была весьма ограниченна. Предметом договора комиссии являются преимущественно сделки купли-продажи. Сферой при-

менения договора комиссии является преимущественно коммерческая деятельность.

Договор комиссии, как и договор поручения, относится к посредническим договорам, но в отличие от договора поручения комиссионер заключает сделки купли-продажи от собственного имени, поэтому права и обязанности, вытекающие из совершенных комиссионером сделок с третьими лицами, возникают для комиссионера, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по сделке. Финансирует исполнение сделок комитент, поскольку комиссионер действует за его счет.

Важно отметить, что товары, поступившие к комиссионеру от комитента для продажи или приобретенные комиссионером для комитента, являются собственностью комитента. Комиссионер обязан передать комитенту все полученное по договору. Указанный договор достаточно широко применяется в сельском хозяйстве при реализации сельскохозяйственной продукции.

Разновидностью договора комиссии является договор консигнации, согласно которому одна сторона — консигнатор (комиссионер) — обязуется в течение определенного времени за вознаграждение продавать от своего имени, но за счет другой стороны — консигнанта (комитента) — товары, переданные ему для продажи консигнантом.

В отличие от договора комиссии консигнатор совершает для клиента лишь один вид сделок — продажу товаров. Договор заключается, как правило, на длительный срок — от одного года до пяти лет. В договоре оговаривается судьба не реализованных консигнатором товаров: осуществляются либо их выкуп консигнатором по согласованной цене, либо возврат консигнанту, либо распродажа по сниженным ценам.

Агентский договор заключается, как правило, когда отношения носят длительный характер по времени. Агент совершает в интересах принципала не разовые сделки, а осуществляет в соответствии со ст. 1007 ГК РФ определенную деятельность. Договор может быть заключен на определенный срок или без определения срока действия. Агентский договор всегда возмезден. Размер и порядок уплаты вознаграждения устанавливается в договоре. Отличительные особенности данного договора по сравнению с другими договорами поруче-

67

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

ния и комиссии позволяют рассматривать его как самостоятельный вид договора по оказанию услуг [3].

Наиболее приемлемой для использования сельхозпроизводителями является форма простого посредничества, когда у сельхозпроизводителя возникает потребность найти потенциального партнера предварительно согласовать с ним основные условия договора. Такого рода услуги оказываются посредниками путем заключения договора о простом посредничестве. Содержание договора о простом посредничестве ограничивается совершением фактических действий по подысканию принципалу контрагента за вознаграждение. Подобные договоры могут именоваться по-разному: маклерский договор, договор случайного посредничества.

Случайным посредником является лицо, принявшее на себя обязательство на основе разового или краткосрочного договора с другой стороной по предоставлению ей определенных услуг в виде информации об именах потенциальных клиентов, содействия в заключении сделок. В ГК РФ договор простого посредничества не предусмотрен. Однако в п.2 ст. 182 ГК РФ указано, что не являются представителями лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.

Процесс купли-продажи сельскохозяйственной продукции, как правило, сопровождается деятельностью по оказанию раз-

личных услуг, способствующих реализации. Своевременное получение предпринимателями различной информации об определенных товарах, конъюнктуре рынка, потенциальных партнерах, конкурентах и т.д. очень важно для успешного ведения бизнеса. Как отмечает Б.И. Пугинский, на Западе только доступ к базе коммерческой информации дает возможность малым и средним фирмам за один год увеличить товарооборот в пятьдесят раз. В связи с возникшей потребностью в услугах такого рода появились специализированные фирмы, информационно-коммерческие центры, оказывающие информационные услуги на основании заключенных с клиентами договоров.

Объектом договора об оказании информационных услуг является информация, предоставляемая в различных формах на различных носителях. Обеспечение информацией происходит на основании некоторых договоров, но только в договоре на оказание информационных услуг информация выступает в качестве самостоятельного объекта регулирования.

Информационные услуги определяются как деятельность, обеспечивающая по заданию заказчика процесс сбора, обработки, накопления, хранения и передачи заказчику информации из имеющихся в распоряжении услугода-теля информационных ресурсов.

Отношения сторон по оказанию информационных услуг регулируются правилами главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг».

Литература

1. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.

4. Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве».

5. Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Утверждены постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 года № 290.

68 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.