ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ББК 67.401.011 УДК 342.951
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018 г.
ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ИШМУРАТОВ,
доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы правовой регламентации деятельности сотрудников полиции при обеспечении правопорядка в ходе подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.
Ключевые слова: сотрудники полиции, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г.
Annotation. The article considers issues of legal regulation of activities of the police in ensuring law and order during the preparation and holding in Russia the world football championship FIFA 2018.
Keywords: police, public order, public security, and the world football championship FIFA 2018.
В Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению с 14 июня по 15 июля 2018 г. в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. (далее — спортивного соревнования), обеспечивается и гарантируется безопасность физических и юридических лиц1, участников спортивных соревнований и зрителей.
Одним из субъектов, обеспечивающих безопасность в период подготовки и проведения спортивного соревнования, является МВД России, которое, в этих целях, реализует комплекс мероприятий по обеспечению готовности сил и средств органов внутренних дел к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в местах проведения указанных спортивных состязаний международного уровня.
В связи с чем представляется важным рассмотрение вопроса правовой регламентации деятельности сотрудников полиции, обеспечивающих правопорядок в ходе подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.
Если говорить в общем, то правовую основу деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении спортивных соревнований составляют Конституция Российской Федерации2, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»3, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
1 В том числе, FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Организационного комитета «Россия-2018».
2 Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3 Российская газета, 2011, 8 февр.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Также полиция в своей деятельности руководствуется законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Анализ перечисленных актов позволяет говорить об их значительном перечне, количество которых составляет порядка пятидесяти, что, в свою очередь, затрудняет правовую подготовку сотрудников полиции, задействованных в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в указанный период. В связи с этим, более подробно остановимся на отдельных нормативных правовых актах.
Прежде всего отметим, что усиленные меры по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. определяются ст. 13 Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ4. Указанные меры могут включать: установление контролируемых и (или) запретных зон; ограничение на въезд и (или) временное пребывание и проживание граждан; ограничение судоходства и движения транспортных средств, а также полетов летательных аппаратов; усиление охраны правопорядка в общественных местах и объектов инфраструктуры; ограничение проведения массовых мероприятий, не относящихся к спортивным.
Комплексная программа мер по обеспечению безопасности в период подготовки указанного спортивного соревнования и период его проведения утверждается Президентом Российской Федерации, в частности его Указом от 7 июля 2016 г. № 3245, согласно которому, в целях обеспечения безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. образован межведомственный оперативный штаб по обеспечению безопасности в период проведения указанных спортивных соревнований, местонахождение которого — г. Москва. В свою очередь, по решению межведомственного оперативного штаба в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположены объекты спорта и иные объекты инфраструктуры, предназначенные для подготовки и проведения спортивного соревнования, могут также создаваться оперативные штабы по обеспечению безопасности.
Кроме того, особенности применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. конкретизируются Указом Президента РФ от 9 мая
2017 г. № 2026, которым на территориях субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения спортивного соревнования, вводит довольно «жесткие» ограничения, что продиктовано, вне всяких сомнений, необходимостью антитеррористической защищенности. К таким ограничениям относятся: обязательная регистрация по месту пребывания или по месту жительства граждан Российской Федерации, прибывших для временного проживания в жилых помещениях; запрет въезда автобусов; запрет оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и материалов промышленного назначения, а также изделий на их основе, ядовитых веществ7 и др.
Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 3538, которые устанавливают особый порядок обеспечения организаторами официальных спортивных соревнований и собственниками (пользователями) объектов спорта общественного порядка и общественной безопасности при их проведении. Здесь же устанавливаются требования к обеспечению безопасности мест проведения соревнований, организация обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований, права и обязанности собственников (пользователей) объектов спорта и органи-
4 Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ (ред. от 1 мая 2017 г.) «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2013, 11 июня.
5 Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2016 г. № 324 «Об образовании межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.») // Российская газета. 2016, 11 июля.
6 Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 (ред. от 22 мая 2017 г.) «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.» // Российская газета. 2017, 11 мая.
7 За исключением указанного в пп. 4, 5, 12 Указа Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 202.
8 Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» // Российская газета. 2014, 13 апр.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
затора соревнований по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований.
Особо стоит обратить внимание на необходимость безупречного знания сотрудниками полиции, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в указанный период, общих обязанностей и прав, которые возлагаются на полицию, а также основных обязанностей сотрудника полиции, которыми должны руководствоваться полицейские в соответствии со ст.ст. 12, 13 и 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».
Сказанное относится и к полномочиям нарядов полиции на постах и маршрутах патрулирования (по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних), типовым тактическим действиям полицейских (при совершении преступления и на месте происшествия, при выявлении административных правонарушений, особенности задержания и доставления лиц, подозреваемых в совершении преступлений), а также порядку обращения с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, регламентируются соответствующими положениями гл. IV и V Устава патрульно-постовой службы полиции9.
В преддверии спортивного соревнования такого уровня актуальным представляется четкость действий полицейских в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в ходе реализации своих полномочий по проверке у вышеуказанных категорий граждан документов, удостоверяющих их личность10.
Сотрудники полиции, задействованные в обеспечении общественной безопасности и правопорядка на объектах проведения международных спортивных состязаний, могут нести службу во взаимодействии с сотрудниками контрольно-распорядительной службы, которые привлекаются организаторами таких соревнований и (или) собственниками, пользователями объектов спорта; при этом требования к содержанию программы их специальной подготовки утверждаются Министерством спорта Российской Федерации по согласованию с МВД России11.
В свою очередь, требования к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований, техническому
оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности утверждены Приказом МВД России от 17 ноября 2015 г. № 109212. Этим же ведомственным актом определяются требования к помещениям и специально подготовленным местам для несения службы в указанный период сотрудников полиции, к которым относятся помещения (места) для пункта управления нарядами органов внутренних дел с комнатами (местами) для размещения технологического оборудования, а также для составления материалов об административных правонарушениях.
Также стоит обратить внимание на необходимость знания сотрудниками полиции соответствующих правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, которые определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 115613, устанавливающим порядок поведения зрителей, а также их права и обязанности. Однако, здесь необходимо напомнить, что действие указанных правил, в соответствии с п. 1, распространяется только на официальные спортивные соревнования в рамках проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. Тем не менее, учитывая, что аналогичные требования к поведению зрителей во время проведения спортивных соревнований до настоящего времени не разработаны и не принимались Правительством Российской Федерации, сотрудникам полиции при охране общественного порядка и обеспе-
9 Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 (ред. от 12 февраля 2015 г.) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.
10 Ишмуратов П.Н. Проблемные вопросы реализации полицией полномочий по проверке у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства документов, удостоверяющих их личность // Миграционное право. 2016. № 4. С. 37—40.
11 П. 7.1 ст. 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 22 ноября 2016 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. 2007, 8 дек.
12 Приказ МВД России от 17 ноября 2015 г. № 1092 «Об утверждении Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований, и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности» // КонсультантПлюс.
13 Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2013 г. № 1156 (ред. от 30 января 2014 г.) «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» // Российская газета. 2013, 19 дек.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
чении общественной безопасности приходится регламентироваться положениями именно вышеуказанного нормативного акта, что предполагает возникновение противоречий при его применении.
Особо стоит отметить здесь также необходимость правильной квалификации сотрудниками полиции противоправных действий лиц, предусматривающих административную ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, а также за нарушение правил поведения при посещении массовых мероприятий, которые определяются ст. 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях14, (далее — КоАП РФ) и ст. 3.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях15, соответственно. Кроме того, составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе, при проведении официальных спортивных соревнований, содержатся в гл. XX КоАП РФ, в частности ст.ст. 20.1, 20.20, 20.21, 20.22, 20.32 и др.
Таким образом, в целях исключения случаев неправомерных действий со стороны должностных лиц полиции в ходе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период подготовки и проведения спортивных соревнований представляется необходимым следующее. Во-первых, должная подготовка сотрудников полиции, которые
участвуют в осуществлении указанных мероприятии, направленная как на приобретение необходимых для этого знаний основных положений рассмотренных выше правовых актов, так и на выработку достаточных умений и навыков по действиям полицейских в указанный период. Во-вторых, разработка соответствующих практических рекомендаций, содержащих, в том числе, алгоритмы действий в различных ситуациях сотрудников полиции, обеспечивающих правопорядок при проведении спортивных соревнований.
Предложенное позволит если не исключить факты нарушения законности со стороны сотрудников полиции в ходе реализации ими своих полномочий, то, как минимум, уменьшить их количество, что, в свою очередь, несомненно, будет способствовать повышению эффективности деятельности полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности в ходе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
14 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001, 31 дек.
15 Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 (ред. от 23 ноября 2016 г.) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 69.
В.И.ЯКУНИН С.Г. КАРА-МУРЗА В.Э. БАГДАСАРЯН В.И.КУЛИКОВ
Актуальные проблемы
государственной
политики
Актуальные проблемы государственной политики: Учебник для студентов вузов / [В.И. Якунин и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
В учебнике рассмотрены актуальные проблемы государственной политики на современном этапе. Дается характеристика базовым политическим ка-тего-риям и понятиям на примере богатого исторического и социологического ма-териала. Особое внимание уделяется цивилизационным аспектам формирова-ния государственной политики.
Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адресредакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru