Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
служба охраны общественного порядка / патрульно-постовая служба полиции / правовая основа / регламентация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манукян Алинэ Романовна, Гутиева Ирина Генриховна

Актуальность исследования вызвана тем, что в современной России сотрудники патрульно-постовой службы выполняют свои обязанности в соответствии, как с общероссийскими нормативными правовыми актами, так и с правовыми актами, принятыми специально для организации их деятельности. Прежде всего, на первом месте для всех сотрудников патрульно-постовой службы, как и для всех граждан России, стоит Основной закон страны – Конституция России. Они не только сами соблюдают Конституцию страны, но и следят за тем, чтобы конституционные права граждан страны не нарушались в повседневной жизни. Цель: рассмотреть правовые основы деятельности служб охраны общественного порядка. Методология исследования – философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения правовых основ деятельности служб охраны общественного порядка. В результате обосновано отметить, что подразделения ППСП имеют сложную иерархическую структуру подчинения, регулярно докладывают вышестоящим начальникам об обстановке на местах и выполняют свою работу в строгом соответствии с нормативными правовыми актами государства. Авторы приходят к выводу, что ежедневная служба ППСП проводится на основе тех планов работы, которые приняты территориальными органами и их руководством. Вся аналитическая и информационная работа проводится на основе правовых актов МВД России. Информационная и аналитическая деятельность относительно актуальной обстановки на всей территории страны собирается и доносится для руководящих органов. Подразделения ППСП на всей территории России оснащаются необходимыми техническими средствами для предоставления информации относительно курируемых маршрутов подразделений. Аналитическая и информационная деятельность осуществляется на основе изучения оперативных сводок дежурных, статистической отчетности, различных карт и схем патрулирования, материалов служебных проверок, сообщений и заявлений от граждан, данных, полученных от государственных и муниципальных органов, средств массовой информации, докладов от нарядов ППС, данных из сети «Интернет» и т.д. ППС и их деятельность контролируется командирами и заместителями командиров подразделений, а также главами отделов, групп и направлений. Руководители территориальных подразделений определяют срок и частоту подачи отчетных документов относительно обстановки на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

МАНУКЯН Алинэ Романовна,

доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.пед.н., полковник полиции, e-mail: alineromanovna@yandex.ru SPIN-код автора: 8639-2700

ГУТИЕВА Ирина Генриховна,

заместитель начальника кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н., полковник полиции, e-mail: iragutieva@mail.ru SPIN-код автора: 8639-2700

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Аннотация. Актуальность исследования вызвана тем, что в современной России сотрудники патрульно-постовой службы выполняют свои обязанности в соответствии, как с общероссийскими нормативными правовыми актами, так и с правовыми актами, принятыми специально для организации их деятельности. Прежде всего, на первом месте для всех сотрудников патрульно-постовой службы, как и для всех граждан России, стоит Основной закон страны - Конституция России. Они не только сами соблюдают Конституцию страны, но и следят за тем, чтобы конституционные права граждан страны не нарушались в повседневной жизни. Цель: рассмотреть правовые основы деятельности служб охраны общественного порядка. Методология исследования - философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения правовых основ деятельности служб охраны общественного порядка. В результате обосновано отметить, что подразделения ППСП имеют сложную иерархическую структуру подчинения, регулярно докладывают вышестоящим начальникам об обстановке на местах и выполняют свою работу в строгом соответствии с нормативными правовыми актами государства. Авторы приходят к выводу, что ежедневная служба ППСП проводится на основе тех планов работы, которые приняты территориальными органами и их руководством. Вся аналитическая и информационная работа проводится на основе правовых актов МВД России. Информационная и аналитическая деятельность относительно актуальной обстановки на всей территории страны собирается и доносится для руководящих органов. Подразделения ППСП на всей территории России оснащаются необходимыми техническими средствами для предоставления информации относительно курируемых маршрутов подразделений. Аналитическая и информационная деятельность осуществляется на основе изучения оперативных сводок дежурных, статистической отчетности, различных карт и схем патрулирования, материалов служебных проверок, сообщений и заявлений от граждан, данных, полученных от государственных и муниципальных органов, средств массовой информации, докладов от нарядов ППС, данных из сети «Интернет» и т.д. ППС и их деятельность контролируется командирами и заместителями командиров подразделений, а также главами отделов, групп и направлений. Руководители территориальных подразделений определяют срок и частоту подачи отчетных документов относительно обстановки на местах.

Ключевые слова: служба охраны общественного порядка, патрульно-постовая служба полиции, правовая основа, регламентация.

MANUKYAN Aline Romanovna,

Associate Professor of the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Police Colonel

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-6-237-241 NIION: 2021-0079-6/23-360 MOSURED: 77/27-025-2023-06-360

GUTIEVA Irina Genrikhovna,

Deputy Head of the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Ph.D., Colonel of Police

LEGAL BASIS FOR THE ACTIVITIES OF SUBDIVISIONS PUBLIC PROTECTION

Annotation. The relevance of the study is due to the fact that in modern Russia, patrol officers perform their duties in accordance with both all-Russian regulatory legal acts and legal acts adopted specifically to organize their activities. First of all, in the first place for all employees of the patrol service, as well as for all citizens of Russia, is the Basic Law of the country - the Constitution of Russia. They not only observe the Constitution of the country themselves, but also ensure that the constitutional rights of the citizens of the country are not violated in everyday life. Purpose: to consider the legal basis for the activities of public order services. Research methodology - philosophical, general scientific and special-legal means and methods of cognition, ensuring the objectivity of studying the legal foundations of the activities of public order services. As a result, it is justified to note that the subdivisions of the PPSP have a complex hierarchical subordination structure, regularly report to their superiors on the situation on the ground and perform their work in strict accordance with the regulatory legal acts of the state. The authors come to the conclusion that the daily service of the SPSP is carried out on the basis of the work plans adopted by the territorial bodies and their leadership. All analytical and informational work is carried out on the basis of legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Information and analytical activities regarding the current situation throughout the country are collected and reported to the governing bodies. CPSP units throughout Russia are equipped with the necessary technical means to provide information on the supervised routes of the units. Analytical and informational activities are carried out on the basis of the study of operational reports of duty officers, statistical reporting, various maps and patrol schemes, materials of internal checks, messages and statements from citizens, data received from state and municipal authorities, the media, reports from the PPS units, data from the Internet, etc. The teaching staff and their activities are controlled by the commanders and deputy commanders of units, as well as the heads of departments, groups and directions. The heads of territorial subdivisions determine the deadline and frequency for submitting reporting documents regarding the situation on the ground.

Key words: public order protection service, police patrol service, legal framework, regulation

Введение

В современной России сотрудники патрульно-постовой службы выполняют свои обязанности в соответствии, как с общероссийскими нормативными правовыми актами, так и с правовыми актами, принятыми специально для организации их деятельности. Прежде всего, на первом месте для всех сотрудников патрульно-постовой службы, как и для всех граждан России, стоит Основной закон нашей страны - Конституция России. Они не только сами соблюдают Конституцию страны, но и следят за тем, чтобы конституционные права граждан страны не нарушались в повседневной жизни. Как и все сотрудники полиции, сотрудники подразделений патрульно-постовой службы обязаны соблюдать Закон «О полиции» и руководствоваться им в своей повседневной службе.[1. С. 11-14]

Правовой особенностью службы сотрудников ППСП является служба в соответствии с при-

казами и наставлениями, принятыми специально для данных подразделений полиции. Приказом МВД № 495 от 28 июня 2021 года были внесены существенные изменения в законодательное регулирование служб ППСП. В частности, данным Приказом был отменен ряд приказов МВД, которыми руководствовались в своей работе сотрудники ППСП на протяжении длительного периода времени. [2. С. 133-136]

Данный Приказ признал утратившим силу Приказ МВД от 29 января 2008 г. «Вопросы организации деятельности строевых подразделений ППСП». Кроме этого, были отменены Приказы МВД 2009, 2010, 2012, 2014 и 2015 гг. «О внесении изменений в Устав ППСП от 29 января 2008 г.».

Тем же Приказом МВД № 610 было утверждено новое «Наставление об организации служебной деятельности строевых подразделений ППС территориальных органов МВД России».

Наставление ввело много новых положений в деятельности ППСП, многие говорят и о корен-

ных изменениях самой службы под влиянием нового Наставления.

Устав стал основополагающим нормативным правовым актом, которым руководствуются все подразделения ППСП.

В Наставлении задачи и функции службы ППСП остались почти неизменными. В качестве правовой основы службы ППСП, они определяют:

1. Конституцию РФ;

2. нормы международного права;

3. федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе Закон «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», КоАП;

4. законодательные акты Президента и Правительства РФ;

5. нормативные правовые акты Министерства внутренних дел;

6. законы субъектов РФ в части деятельности ООП и ООБ.

Сотрудники патрульно-постовой службы полиции, как и все сотрудники полиции, России имеют свои права и обязанности. В их обязанности, прежде всего, входит:

- знать и применять в ходе своей службы законодательство России на федеральном и местном уровне;

- знание законодательства страны необходимо не только для соблюдения ими законодательства, но и для того, чтобы требовать от граждан его соблюдения;

- задерживать всех нарушителей порядка;

- обеспечивать порядок на улицах, в общественных местах, на различных мероприятиях и т.д.;

- оказывать помощь всем сотрудникам полиции в части охраны общественного порядка и безопасности граждан, розыска преступников и профилактики преступлений и правонарушений;

- помогать сотрудникам полиции бороться с коррупцией, кражами, незаконным оборотом наркотиков, сбытом оружия и т.д.

- принимать различные находки от граждан и регистрировать их в соответствии с законодательством;

- оказывать посильную помощь дознавателям, следователям по раскрытию и предупреждению преступлений. [3. С. 39-43]

Наставление об организации служебной деятельности строевых подразделений ППС территориальных органов, действующее в настоящее время стало главным нормативным правовым актом, которым руководствуются сотрудники ППС в ходе служебной деятельности. Наставление ввело много новых аспектов в службу ППС по сравнению со старым Уставом.

Сама структура Устава ППС значительно изменилась. Безусловно, основополагающие принципы и задачи службы ППС, сложившиеся годами особо не изменились кроме введения новой аббревиатуры - «ООП» и «ООБ». Данные новые термины обозначают «правопорядок».

Благодаря Наставлению 2021 г. сам текст Устава ППС получил более качественную нормативно правовую обработку и постраничные сноски на законодательство.

К сожалению, в Наставлении очень мало информации относительно особенностей службы патрульно-постовой полиции. Лишь отмечается, что сотрудники ППСП должны знать и применять требования по охране правопорядка. В старом Уставе этот вопрос рассматривался гораздо подробнее. Он именно предлагал различные пути поведения сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в повседневной службе.

В Наставлении сокращены пункты относительно предупреждения преступлений среди несовершеннолетних, оказание помощи в транспорте, контроль над соблюдением правил дорожного движения. Мы видим, что идет тенденция к переходу патрульно-постовой службы к более узкой специализации и сокращению прямых обязанностей.

В старом Уставе очень подробно были рассмотрены алгоритмы поведения сотрудников с простыми гражданами в различных ситуациях, и давался готовый шаблон поведения. Здесь также идет сокращение обязанностей. Теперь сотрудник постовой службы не обязан проводить личный сыск, не даются правила поведения при заявлениях граждан о преступлении и т.д.

Все исследователи подчеркивают, что в новом Наставлении не проработаны вопросы тактики несения службы. Нет пунктов, посвященных поведению сотрудника в случае задержания гражданина в алкогольном или наркотическом опьянении и т.д.

Старый Устав опирался на принципы и задачи, выработанные годами и проверенные временем. Он подробно регламентировал почти все аспекты службы ППС.

Существенным недостатком всех Уставов ППС в России является и отсутствие четких формулировок относительно главных понятий, которыми апеллируют сотрудники ППС, такие как: правопорядок, охрана, общественная безопасность и т.д.

Ежедневная служба ППС проводится на основе тех планов работы, которые приняты территориальными органами и их руководством. Вся аналитическая и информационная работа проводится на основе правовых актов МВД России.

Информационная и аналитическая деятельность относительно актуальной обстановки на всей территории страны собирается и доносится для руководящих органов.

Подразделения ППС на всей территории России оснащаются необходимыми техническими средствами для предоставления информации относительно курируемых маршрутов подразделений.

Аналитическая и информационная деятельность осуществляется на основе изучения оперативных сводок дежурных, статистической отчетности, различных карт и схем патрулирования, материалов служебных проверок, сообщений и заявлений от граждан, данных, полученных от государственных и муниципальных органов, средств массовой информации, докладов от нарядов ППС, данных из сети «Интернет» и т.д. [4. С. 71-80]

ППС и их деятельность контролируется командирами и заместителями командиров подразделений, а также главами отделов, групп и направлений. Руководители территориальных подразделений определяют срок и частоту подачи отчетных документов относительно обстановки на местах.

Таким образом, подразделения ППС имеют сложную иерархическую структуру подчинения, регулярно докладывают вышестоящим начальникам об обстановке на местах и выполняют свою работу в строгом соответствии с нормативными правовыми актами государства.

Цель и задачи

Рассмотреть правовые основы служб охраны общественного порядка. Для достижения указанной цели представляется необходимым рассмотреть правовые и организационные аспекты деятельности патрульно-постовой службы полиции.

Методы

Методологическую основу исследования составляет система философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения заданной тематики. Применение в рамках исследования эмпирических методов сбора, обобщения и анализа информации позволило осуществить качественный сбор актуального и обоснованного с практической точки зрения исследовательского материала.

Результаты

Правовой особенностью службы сотрудников ППСП является служба в соответствии с приказами и наставлениями, принятыми специально для данных подразделений полиции. Приказом МВД № 495 от 28 июня 2021 года были внесены существенные изменения в законодательное регулирование служб ППСП. В частности, данным Приказом был отменен ряд приказов МВД, которыми руководствовались в своей работе

сотрудники ППСП на протяжении длительного периода времени.

Данный Приказ признал утратившим силу Приказ МВД от 29 января 2008 г. «Вопросы организации деятельности строевых подразделений ППСП». Кроме этого, были отменены Приказы МВД 2009, 2010, 2012, 2014 и 2015 гг. «О внесении изменений в Устав ППСП от 29 января 2008 г.».

Тем же Приказом МВД № 610 было утверждено новое «Наставление об организации служебной деятельности строевых подразделений ППС территориальных органов МВД России». Наставление ввело много новых положений в деятельности ППСП, многие говорят и о коренных изменениях самой службы под влиянием нового Наставления. Устав стал основополагающим нормативным правовым актом, которым руководствуются все подразделения ППСП.

В качестве правовой основы службы ППСП определяют:

1. Конституцию РФ;

2. нормы международного права;

3. федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе Закон «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», КоАП;

4. законодательные акты Президента и Правительства РФ;

5. нормативные правовые акты Министерства внутренних дел;

6. законы субъектов РФ в части деятельности ООП и ООБ.

Сотрудники патрульно-постовой службы полиции, как и все сотрудники полиции, России имеют свои права и обязанности. В их обязанности, прежде всего, входит:

- знать и применять в ходе своей службы законодательство России на федеральном и местном уровне;

- знание законодательства страны необходимо не только для соблюдения ими законодательства, но и для того, чтобы требовать от граждан его соблюдения;

- задерживать всех нарушителей порядка;

- обеспечивать порядок на улицах, в общественных местах, на различных мероприятиях и т.д.;

- оказывать помощь всем сотрудникам полиции в части охраны общественного порядка и безопасности граждан, розыска преступников и профилактики преступлений и правонарушений;

- помогать сотрудникам полиции бороться с коррупцией, кражами, незаконным оборотом наркотиков, сбытом оружия и т.д.

- принимать различные находки от граждан и регистрировать их в соответствии с законодательством;

- оказывать посильную помощь дознавателям, следователям по раскрытию и предупреждению преступлений.

Заключение

Информационная и аналитическая деятельность относительно актуальной обстановки на всей территории страны собирается и доносится для руководящих органов.

Подразделения ППС на всей территории России оснащаются необходимыми техническими средствами для предоставления информации относительно курируемых маршрутов подразделений.

Аналитическая и информационная деятельность осуществляется на основе изучения оперативных сводок дежурных, статистической отчетности, различных карт и схем патрулирования, материалов служебных проверок, сообщений и заявлений от граждан, данных, полученных от государственных и муниципальных органов, средств массовой информации, докладов от нарядов ППС, данных из сети «Интернет» и т.д. [5. С. 53-57]

ППС и их деятельность контролируется командирами и заместителями командиров подразделений, а также главами отделов, групп и направлений. Руководители территориальных подразделений определяют срок и частоту подачи отчетных документов относительно обстановки на местах.

Таким образом, подразделения ППС имеют сложную иерархическую структуру подчинения, регулярно докладывают вышестоящим начальникам об обстановке на местах и выполняют свою работу в строгом соответствии с нормативными правовыми актами государства.

Список литературы:

[1] Барышников М.В. Отдельные аспекты административно-правового регулирования обеспечения правопорядка патрульно-постовой службой полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова.2019. № 2. С.11-14.

[2] Бельский А.Е. О некоторых особенностях несения службы сотрудниками патрульно-постовой службы // NovaUm. № 9. С. 133-136.

[3] Бражников С.А. Деятельность патрульно-постовой службы полиции: теория и практика // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2019.№ 1. С. 39-44.

[4] Десятова О.В. Типичные нарушения законности в деятельности сотрудников строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: правовая оценка и предупреждение // Юридическая наука и правоохранительная прак-тика.2016. № 2. С. 71-80.

[5] Иванов А.Ю. К вопросу о полномочиях патрульно-постовой службы полиции по приме-

нению мер административного принуждения // Modern Sciense.2019. № 11. С. 53-57.

[6] Майко А.Н. Административно-правовой статус патрульно-постовой службы // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2019. Т.4. № 11.С. 231-234.

[7] Романов М.С., Логинов С.П. Факторы, снижающие эффективность деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2020. № 20. С. 148-150.

[8] Яшин С.В., Власов Д.Ю., Виноградов И.Д. Роль патрульно-постовой службы полиции в охране общественного порядка и общественной безопасности граждан в современном обществе // Modern Science. 2019. № 7. С. 181-183.

Spisok literatury:

[1] Baryshnikov M.V. Otdel'nye aspekty admin-istrativno-pravovogo regulirovaniya obespecheniya pravoporyadka patrul'no-postovoj sluzhboj policii // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo insti-tuta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova.2019. № 2. S.11-14.

[2] Bel'skij A.E. O nekotoryh osobennostyah neseniya sluzhby sotrudnikami patrul'no-postovoj sluzhby // NovaUm. № 9. S. 133-136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Brazhnikov S.A. Deyatel'nost' patrul'no-pos-tovoj sluzhby policii: teoriya i praktika // Policiya i obshchestvo: problemy i perspektivy vzaimodejst-viya. 2019.№ 1. S. 39-44.

[4] Desyatova O.V. Tipichnye narusheniya zakonnosti v deyatel'nosti sotrudnikov stroevyh podrazdelenij patrul'no-postovoj sluzhby policii: pra-vovaya ocenka i preduprezhdenie // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika.2016. № 2. S. 71-80.

[5] vanov A.YU. K voprosu o polnomochiyah patrul'no-postovoj sluzhby policii po primeneniyu mer administrativnogo prinuzhdeniya //Modern Sciense.2019. № 11. S. 53-57.

[6] Majko A.N. Administrativno-pravovoj status patrul'no-postovoj sluzhby // Vestnik studencheskogo nauchnogo obshchestva GOU VPO «Doneckij nacional'nyj universitet». 2019. T.4. № 11. S. 231234.

[7] Romanov M.S., Loginov S.P. Faktory, snizhayushchie effektivnost' deyatel'nosti podrazdelenij patrul'no-postovoj sluzhby policii // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2020. № 20. S. 148-150.

[8] YAshin S.V., Vlasov D.YU., Vinogradov I.D. Rol' patrul'no-postovoj sluzhby policii v ohrane obshchestvennogo poryadka i obshchestvennoj bezopasnosti grazhdan v sovremennom obsh-chestve // Modern Science. 2019. № 7. S. 181-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.