Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Следовательно, важный момент, предусмотренный КоАП РФ, заключается в возможности предоставления рассрочки на уплату административного штрафа. Рассрочка, в соответствии с ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ предоставляется с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, должностным лицом юрисдикционного органа, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, также вправе в соответствии с ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок зачисления денежных взысканий в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В случае неуплаты административного штрафа в срок, предусмотренный законодательством, виновное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В заключение следует отметить, что применение должностными лицами различных юрисдикционных органов мер административной ответственности в виде предупреждения и административного штрафа имеет свои специфические особенности.
Список литературы
1. Административное право России : учебник. — Ч. III: Административная юрисдикция / под ред. А.П. Коренева, В.Я. Кикотя. — М., 2000. — 320 с.
2. Липатов, Э. Г., Филатова, Л. В., Наннов, С. Е. Административная ответственность : учебнопрактическое пособие / под ред. С.Е. Чаянова. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — 390 с.
3. Лунев, Л. Е. Административная ответственность за правонарушения. — М., 1961. — 186 с.
4. Максимов, М. В. Административные наказания: понятие, правовое содержание и их система : монография / под общ. ред. Н.М. Конина. — Саратов, 2003. — 203 с.
5. Максимов, М. В. Административные наказания. — М., 2009. — 464 с.
6. Попов, Л. Л. Административное право. — М., 2002. — 662 с.
7. Тихомиров, Ю. Л. Административное право и процесс : полный курс / 2-е изд., доп. и перераб.
- М., 2005. - 697 с.
УДК 351.741 А.А. Касаткина*
Правовые основы деятельности Корпуса карабинеров, его основные задачи и функции в обеспечении публичной безопасности Италии
Статья посвящена рассмотрению существующей структуры правоохранительных органов Итальянской Республики — в частности Корпуса карабинеров. В ней раскрываются правовые основы деятельности Корпуса карабинеров, его основные задачи и функции в обеспечении публичной безопасности Италии, а также деятельность по борьбе с организованной преступностью.
Ключевые слова: Итальянская Республика, полицейские формирования, корпус карабинеров, финансовая гвардия, государственная полиция, правоохранительные органы, борьба с организованной преступностью.
АА. Kasatkina*. The legal basis of the Carabineer Corps activities, its main tasks and functions to ensure public safety in Italy. This article deals with the existing structure of the law enforcement agencies of the Italian Republic — in particular, the Carabineer Corps. It disclosed the legal basis of the Carabineer Corps activities, its main tasks and functions to ensure public safety in Italy, as well as efforts to combat organized crime.
Keywords: Italian Republic, the police forces, the Carabineer Corps, the financial guard, the state police, law enforcement agencies, fight against organized crime
* Касаткина, Анна Александровна, начальник юридического отдела ЗАО «АФ Глобус», соискатель Всероссийского научноисследовательского института МВД России. Адрес: ул. Дмитрия Ульянова, д. 43, корп. 3, кв. 329, г. Москва, 117447. E-mail: Florans—[email protected].
* Kasatkina, Anna Aleksandrovna, the chief of law department ZAO “LF Globus”, applicant of All-Russian scientific research institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. Address: Dmitry Ulaynov Street 43, block 3, flat 329, Moscow, 117447. E-mail: [email protected].
© Касаткина А.А., 2012
Корпус карабинеров (Arma (Corpo) dei Carabinieri — CC) образован в Италии 13 июля 1814 года по образцу французской жандармерии. В настоящее время является элитным родом сухопутных войск итальянских вооруженных сил и одновременно самым многочисленным корпусом сил публичной безопасности Италии. В 2011 году численность Корпуса достигла 112 000 человек (для сравнения: в 2011 г. численность личного состава Корпуса финансовой гвардии — GDF составила 68 000 человек, а государственной полиции (PDS) — 110 000 человек [11]).
Правовую основу деятельности СС в сфере охраны правопорядка составляют Конституция Итальянской Республики, органические и иные законы Италии, касающиеся обороны страны, охраны государственной границы, организации деятельности и служебных полномочий сотрудников правоохранительных органов, уголовный (УК), уголовно-процессуальный (УПК) и иные кодексы, а также Полевой устав Корпуса карабинеров и ведомственные нормативные акты министров обороны, внутренних дел, юстиции и Командующего корпусом. Корпус карабинеров, являясь родом сухопутных войск вооруженных сил Италии, имеет широчайшие юрисдикционные полномочия и многоцелевое предназначение: военнослужащие СС осуществляют полицейские функции на всей территории страны, как в военной, так и в гражданской сфере, участвуют в охране границ и особо важных государственных объектов, только они осуществляют выполнение решений судебных властей, а также оказывают помощь в процессе повседневной деятельности (на основании соответствующих запросов) представителям различных министерств и ведомств, а также органам местного самоуправления. Вот как сформулирована итальянским законодателем цель деятельности Корпуса в полевом уставе СС: «Элитный род сухопутных войск — войска карабинеров. Они созданы для поддержания общественного порядка и обеспечения выполнения законов государства» [6].
Являясь самым многочисленным видом полицейских сил Италии, карабинеры самым тесным образом взаимодействуют в своей повседневной деятельности с полицией публичной безопасности МВД и Корпусом финансовой гвардии.
Итальянский законодатель, наделив карабинеров широким объемом полномочий, весьма подробно регламентировал их деятельность по обеспечению безопасности государства, определив их специализацию в сфере охраны правопорядка в таких областях, как борьба с общеуголовной преступностью, а также с мафией и незаконной иммиграцией.
Анализ вышеперечисленных правовых актов, определивших задачи и полномочия различных видов полицейских формирований Италии (PDS, GDF и CC), позволяет следующим образом сформулировать задачи, возлагаемые на Корпус карабинеров в сфере обеспечения публичной безопасности Итальянской Республики:
1) охрана и (в случае необходимости) восстановление общественного порядка, обеспечение безопасности граждан; 2) предупреждение преступлений, а в случаях их совершения — по поручению судебных органов сбор доказательств по уголовным делам, розыск и задержание преступников, предание их правосудию; 3) обеспечение порядка в залах судебных заседаний, конвоирование заключенных и подсудимых, а также исполнение ордеров на арест по поручениям судебных органов; 4) охрана высших должностных лиц государства, судей и иностранных посольств; 5) оказание помощи населению при стихийных бедствиях и несчастных случаях; 6) сотрудничество с иными государственными службами в пределах их компетенции; 7) выполнение задач в интересах министерства обороны (выполнение функций военной полиции, охрана коммуникаций и военных объектов, выполнение задач в соответствии с мобилизационным планом, ведение территориальной обороны в военное время и т.п.).
Внешним проявлением свойств Корпуса карабинеров в процессе его деятельности по обеспечению публичной безопасности в Италии являются его функции.
Как и у Корпуса финансовой гвардии, они подразделяются на 4 группы: судебной (уголовной) полиции; административной полиции; внутриармейская и межминистерская. Так как все они практически идентичны функциям GDF, мы сейчас отметим лишь разницу в выполнении СС функций административной полиции по сравнению с GDF. Исключительную компетенцию СС составляют следующие функции административной полиции: исполнение ордеров на арест и вручение повесток по поручениям судебных органов; обеспечение порядка в залах судебных заседаний; конвоирование заключенных и подсудимых; охрана следственных судей и прокуроров, посольств и дипломатических представительств на территории Италии. Для GDF это охрана художественных и археологических ценностей; осмотр и регистрация багажа на границе; взимание таможенных пошлин и борьба с контрабандой; спасательная служба в Альпах [7, с. 62].
Италия занимает в списке стран, борющихся с организованной преступностью, особое место. Именно Италии, а точнее Сицилии (в единое государство Италия объединилась в 1861 г.), принадлежит печальная слава «исторической родины» не только итальянской, но и международной мафии. Сицилийская мафия заявила о себе как о хорошо организованной и влиятельной силе еще в начале XIX века. Уже тогда мафиозные структуры, в сущности, подменяли государственные органы власти, управляя целыми территориями на острове, используя любые методы для достижения своих экономических целей. Перед организованной преступностью оказался бессилен даже фашизм. Предпринятые Муссолини в конце 1920-х годов попытки полностью уничтожить мафию оказались безуспешными.
С началом послевоенного экономического подъема в Италии влияние гангстерских синдикатов значительно возросло. Организованная преступность уже не ограничивалась традиционным вымогательством, шантажом, похищениями с целью получения выкупа, а распространяла свое влияние на экономику, в первую очередь на строительство с его многомиллиардными государственными подрядами и политику как средство обеспечения своих экономических интересов.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Деятельность мафии наносит огромный ущерб итальянской экономике — по мнению экспертов правоохранительных органов Италии, в настоящее время предприниматели, особенно на юге страны, помимо официальных налогов государству, вынуждены ежегодно расставаться с 18 млрд. долларов США в виде «черных налогов» организованной преступности [3].
Заслуга итальянских правоохранительных органов в борьбе с мафией не подлежит сомнению. Благодаря многим блестящим операциям, разработанным и реализованным истинными, а не кинематографическими «комиссарами Каттаньи», ценой жизни сотен карабинеров, полицейских и финансовых гвардейцев (только в 1979 г. в Италии было убито 30 карабинеров и более 2 300 ранено мафией [13]) в течение 1970-2000 гг. в Италии удалось обуздать «родную» организованную преступность. Нынешние итальянские школьники живут почти в полном неведении о кровавых расправах в 1970-е годы, которые в Италии называют «свинцовыми».
«Многие европейские страны отрицают, что для них существует проблема организованной преступности. То же самое говорили в Италии в 1960-е годы. Тогда мафия была чем-то вроде Бабы-Яги из детской сказочки. Крупным нашим достижением стало то, что мы сумели признать мафию как криминальный институт», — сказал на Всемирной конференции по проблеме организованной транснациональной преступности, проходившей в г. Неаполе в ноябре 1994 года, представитель Италии в венской комиссии ООН по преступности Ди Маджио.
Под организованной преступностью в итальянском законодательстве понимается совокупность структур, имеющих значительные финансовые средства, которые контролируют незаконные операции в целях получения доходов, применяя насильственные и другие принудительные методы.
Благодаря активной работе PDS, GDF и CC в 1980-1990 гг., в основном под руководством следственного судьи Джованни Фальконе, стало возможным выделить внутри более широко феномена организованной преступности особые преступные организации мафиозного типа, которые представляет собой формально засекреченные ассоциации с установленными нормами поведения, постоянными руководящими органами и функциональными ролями членов.
Под руководством Джованни Фальконе и его друга Паоло Борселлино (они оба были убиты мафией в 1992 году — вместе с ними погибли и их телохранители — карабинеры [15]) специальными подразделениями PDS, GDF и CC были выявлены четыре преступные группировки мафиозного типа: «Коза Ностра» на
о. Сицилия, «Ндрангетта» в области Калабрия, «Каморра» в Кампании, «Сакра Корона Унита» в Апулии. Бесспорно, лидирующее положение в итальянском преступном мире занимает сицилийская «Коза Ностра».
По данным комиссии «Антимафия» итальянского парламента, оперирующей данными специально созданных внутри PDS, GDF и CC подразделений по борьбе с организованной преступностью, в настоящее время в «Коза Ностру» входят 161 клан и 5 700 участников, в «Ндрангетту» 150 кланов и 5 500 участников, в «Каморру» 111 кланов и 6 700 активных членов, «Сакра Корона» состоит из 45 кланов и 1 600 участников. Общая численность активных членов итальянской организованной преступности оценивается в 25 000 человек. На их базе формируется так называемая «периферия», т.е. лица, оказывающие содействие криминальным группировкам в количестве около 250 000 человек.
Размах, который обрела на Апеннинах к началу 1980 годов организованная преступность, заставил государство предпринять самые решительные меры, чтобы справиться со «спрутом».
Карабинеры, финансовые гвардейцы и полицейские стали регулярно проводить с завидным постоянством массированные полицейские операции на Сицилии, в окрестностях Неаполя и Калабрии. Подобные операции неизменно приносят богатый урожай обнаруженных тайников оружия, партий наркотиков и отправленных за решетку мафиози.
В декабре 1987 г. в Палермо начался огромный процесс, на скамье подсудимых оказались одновременно около 500 боссов и рядовых членов сицилийских кланов — Дж. Фальконе, П. Борселлино и их соратники-следователи с помощью карабинеров, финансовых гвардейцев и полицейских сумели разгадать механизмы преступных махинаций мафии и, самое главное, неуклонно продвигались к тому, чтобы раскрыть имена боссов «Коза Ностры», входящих в так называемый «Купол»
— находящуюся на Сицилии руководящую верхушку преступного синдиката.
После убийства Дж. Фальконе и П. Борселлино было вновь ужесточено антимафиозное законодательство — принятые к «закону о мафии» поправки ужесточили условия содержания в тюрьмах осужденных боссов-мафиози, для многих из которых заключение было «курортом за решеткой». Более 30 мафиози были перевезены из тюрьмы Палермо на остров Пьяноза, где находится тюрьма сверхстрогого режима. До 2 лет были увеличены сроки следствия в отношении подозреваемых мафиози. В это время они не могут быть отпущены под залог или переведены под домашний арест, а должны находиться за решеткой.
Репрессивная политика в отношении мафии сочетается с политикой «пряника» по отношению к тем членам преступных кланов, которые готовы сотрудничать с законом. Для них предусматривается сокращение сроков заключения, возможность освобождения, а также защита от мести бывших сообщников. В то же время те, кто не желает давать показания, не могут рассчитывать на досрочное освобождение и тюремные льготы.
Одна из последних крупномасштабных операций карабинеров и полиции «Маре нострум» была проведена летом 1994 года в ряде провинций Сицилии. В ней приняли участие более 1 500 карабинеров, финансовых гвардейцев и полицейских спецподразделений CC, GDF и PDS. В результате этой операции «Коза Ностра» была обезглавлена — было арестовано 130 главарей мафии и около 200 боевиков, подозреваемых в причастности к преступлениям.
В настоящее время итальянские эксперты отмечают существенный отток членов из преступных сообществ. Согласно материалам, представленным МВД парламенту, на начало 1996 г. с правосудием сотрудничали 1119 человек (6017—включая членов семей), из которых только 67 являлись простыми свидетелями.
Отвечает ли деятельность GDF и СС в настоящее время предъявляемым требованиям? Как объективно оценить эффективность работы по обеспечению экономической безопасности Итальянской Республики Корпуса финансовой гвардии, а также Корпуса карабинеров? Среди итальянских ученых и практиков абсолютно господствующим является мнение о том, что положение в области охраны правопорядка является приемлемым, если число правонарушений не превышает «присущего для данного общества уровня» [2].
В настоящее время в Италии не существует единого мнения относительно «приемлемого» уровня правонарушений и эффективности деятельности полиции. Большинство ученых и практиков считает, что определяющим в данном случае должно являться мнение населения по данному вопросу (кстати, при проведении социологического опроса в конце 90-х годов около 80% респондентов положительно отозвались о деятельности жандармерии Италии (GDF и СС), у полиции этот рейтинг был несколько ниже [7, с. 117]), выражаемое на общегосударственном уровне депутатами парламента, а на региональном — представительными органами власти, которые вполне способны, основываясь на мнении избирателей, объективно оценить ситуацию в области охраны правопорядка, даже не имея соответствующей методической базы. Мы полностью разделяем эту точку зрения и от себя добавим: в настоящее время в мире не выработано научно обоснованных и подтвержденных практикой официальных методик, с помощью которых возможно было бы безошибочно определить допустимые уровни правонарушений в конкретных странах и абсолютно точный уровень эффективности деятельности конкретных правоохранительных органов. Сказанное выше совсем не означает, что у западных ученых-полицеистов (а итальянская школа по праву считается одной из самых сильных на Западе), отсутствуют критерии оценки эффективности деятельности различных видов полицейских сил.
На Западе вообще, а в Италии в частности, хорошо понимают, что установление контроля над преступностью хоть и относится к приоритетным задачам правоохранительных институтов исполнительной власти — полиции и жандармерии, вместе с тем является делом всего общества. Поэтому оценка эффективности деятельности различных видов полицейских сил — PDS, GDF и СС — осуществляется не столько на основе данных о состоянии преступности, сколько по итогам выполнения конкретных функциональных обязанностей, которые возложены на эти правоохранительные структуры.
В научных работах западных теоретиков-полицеистов, посвященных вопросам управления полицией, эффективность деятельности последней определяется как «прогресс, достигнутый в процессе движения к заданной цели» [1], а измерение эффективности деятельности полиции — как «сопоставление реально достигнутого результата с результатом, который предполагается достигнуть» [5].
Анализ мирового опыта деятельности полицейских систем в демократических государствах позволяет утверждать, что существует целый ряд универсальных условий эффективного функционирования правоохранительных институтов исполнительной власти: полиции и жандармерии. Наиболее полно, на наш взгляд, их сформулировал один из отечественных полицеистов профессор А.В. Губанов [9]. Он считает, что к ним необходимо отнести: наличие правовой базы, четкое управление со стороны высшей национальной администрации; социальное доверие со стороны населения к правоохранительным органам; укомплектованность личным составом и наличие у него способностей, адекватных решаемым задачам; достаточное финансирование и оснащение необходимыми средствами вооружения, связи, транспорта, криминалистической техники и т.п. От себя добавим, что все это в полной мере относится как к Корпусу финансовой гвардии, так и к Корпусу карабинеров Италии.
Возвращаясь к заданному вопросу об объективной оценке эффективности деятельности СС и GDF, необходимо отметить, что итальянская жандармерия работает далеко не в простых условиях. Общее количество преступлений, совершаемых в Италии в 90-е годы неуклонно возрастает и в конце века составило в среднем 2 млн, индекс преступности на 100 тыс. жителей составил чуть больше 4 тыс. [6]. За 90-е годы XX века серьезно ослаблена, но все еще представляет большую опасность для итальянского общества деятельность организованных преступных сообществ — сицилийской мафии, неаполитанской каморры и калабрийской ндрангетты.
Итальянские правоохранительные органы за многие годы накопили очень богатый и интересный опыт борьбы с мафией. По нашему мнению, он не только может, но и должен быть значительно шире использован отечественными правоохранительными органами, в первую очередь МВД и ФСБ, особенно при выявлении и ликвидации экономической базы преступных сообществ. Командование Корпуса финансовой гвардии и карабинеров Италии хорошо понимает, что наиболее уязвимым местом организованной преступности является возможность выделить в ней ее экономический компонент. Общеизвестно, что криминальные объединения нуждаются в финансировании и капиталовложениях, то есть они полностью подвластны экономическим законам и обязательствам, что придает им силу и одновременно с этим делает их уязвимыми перед правоохранительными органами.
Внимательное изучение практики деятельности GDF и СС в сфере обеспечения экономической безопасности страны (Итальянская Республика занимала в 1997 г. 13-е место в мире по доходам на душу населения — 19 400 долларов и 5-е место в Евросоюзе, а по объему произведенного валового национального продукта — 6-е место в мире [16]) дает нам основание констатировать, что сегодня в Италии (и вообще в западном мире) имеются необходимые возможности и средства, в первую очередь законодательные, для глубокого проникновения в экономические каналы преступных сообществ, для недопущения и пресечения процессов «отмывания денег», полученных незаконным путем.
Итальянцы первыми на европейском континенте (и довольно успешно!) использовали опыт американских законодателей в борьбе с организованной преступностью. В США в этих целях в конце 1960 годов был издан целый ряд законодательных актов, в основном на федеральном уровне. «Особое значение среди них имеет Закон 1970 г. о контроле над организованной преступностью (с дополнениями
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
1986 г. и др.), в котором предусмотрены суровые наказания для рэкетиров и других участников преступных объединений, в особенности в случаях, когда они пытаются вкладывать деньги в «законный бизнес». Целая серия законодательных актов последнего времени, принятых Конгрессом США и властями штатов, направлена на борьбу с торговлей наркотиками (федеральные законы 1986 и 1988 гг. и др.)» [14]. Имущество, ценные бумаги и денежные средства, конфискованные у преступников, поступают в доход государства и используются в том числе на нужды правоохранительных органов. В США, например, недвижимость, конфискованная по приговору суда, реализуется на государственных аукционах. С целью информирования населения издаются каталоги, содержащие подробнейшие сведения о предметах, выставленных на продажу. Только с 1990 по 1996 гг. в Соединенных Штатах на таких аукционах продано ценностей на 2,7 млрд. долларов. Большая часть этих денег пошла на нужды ФБР [12].
Ввиду определенных особенностей исторического развития Италии — традиционно сильного влияния организованной преступности (сицилийской мафии, неаполитанской каморры и калабрийской ндрангетты) на все сферы жизни итальянского общества, особенно на политику и экономику страны, итальянский законодатель принял целый ряд нормативно-правовых актов, позволяющих государству подорвать экономическую базу преступных сообществ. В первую очередь это закон, получивший название «Роньони-Ла-Торре», принятый в сентябре 1982 г. № 648 «О противодействии легализации доходов от преступной деятельности», а также закон № 486 от 15 ноября 1988 г. «Мероприятия по координации борьбы с преступностью мафиозного типа в дополнение к декрету-закону от 6 сентября 1982 года № 629, переработанного с изменениями по закону от 12 октября 1982 г. № 726».
Именно закон № 648 1982 г. серьезнейшим образом расширил полномочия правоохранительных органов Италии (и в первую очередь Корпуса финансовой гвардии) в области борьбы с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности.
В соответствии с данным законом, для определения того, получена ли конкретная собственность в результате противозаконных финансовых операций или нет, в итальянском законодательстве используется два способа проверки.
Первый способ начинается с предварительной проверки законности источников дохода и направлен на установление доказательств в связи с конкретным совершенным преступлением, которое и лежит в основе обогащения его участников. Далее осуществляется непосредственный переход к процессу уголовного судопроизводства.
Второй способ проверки заключается в установлении имущества, законный характер которого вызывает сомнения в связи с быстротой его приобретения и большой ценностью, а также наличием оперативной информации против владельца в связях с организованной преступностью. После оценки имущества и сбора соответствующей доказательственной базы можно потребовать от владельца представления доказательств законности происхождения его капитала и тем самым поставить заслон вложению денег в новые виды противозаконной деятельности. Финансовые гвардейцы на местах, под контролем прокуроров Республики, следственных судей и квесторов, с помощью следственных, налоговых и финансовых служб осуществляют проверку образа жизни, устанавливают масштабы доходов конкретных лиц, в отношении которых имеются подозрения об их принадлежности к мафии, каморре или ндрангетте. Такое расследование, проводимое чаще всего GDF (его могут проводить и сотрудники PDS, а также военнослужащие CC) имеет целью: а) проверить имеющиеся сведения о принадлежности проверяемого к какой-либо преступной группе (речь в данном случае идет о сведениях более определенного характера, чем просто подозрения, которые однако не являются бесспорными доказательствами ); б) оценить движимое и недвижимое имущество проверяемого лица о котором имеются такие сведения; в) установить факты участия подозреваемого лица в хозяйственных операциях, даже если они осуществляются под прикрытием торговых фирм; г) определить, имеются ли диспропорции между официальными и реальными доходами в образе жизни подозреваемого.
Особо подчеркнем тот факт, что объект проверки обязан доказать, что его собственность и источники дохода носят законный характер.
В противном случае такое имущество может быть арестовано, конфисковано и передано государству, после того, как в судебном порядке будет установлена противоправность его происхождения.
Данный способ позволяет избежать целого ряда трудностей, возникающих в ходе традиционного уголовного процесса, при получении прямых доказательств.
Широко известен тот факт, что во всех европейских правовых системах центральное место занимает принцип презумпции невиновности, в соответствии с ним обязанность доказывания уголовного преступления, совершенного конкретным лицом, возлагается на правоохранительные органы, осуществляющие уголовное преследование. В итальянской правовой системе, в соответствии со статьей 27 Конституции Итальянской Республики, подозреваемый или обвиняемый считается невиновным вплоть до вынесения судом обвинительного приговора [10]. Возникает вопрос, не противоречит ли данному конституционному принципу требование закона № 648 о представлении подозреваемым доказательств законности происхождения своей собственности или объяснений по поводу образа жизни на «широкую ногу» несмотря на отсутствие соответствующих официальных источников дохода?
Нет, не противоречит, так как лишь при наличии доказательств, объективно подтверждающих связи конкретной личности с организованной преступностью, закон № 648 презюмирует незаконный характер обогащения и требует от подозреваемого предоставления доказательств от противного. Такие же обязанности возлагаются и на друзей, родственников и сожителей, которых благодаря общности интересов владелец имущества мог использовать для прикрытия незаконно заработанного капитала.
Именно потому, что механизм, предусматриваемый законом № 648 не относится к сфере применения уголовных санкций, он не противоречит принципу презумпции невиновности. При этом подозреваемому в связях с организованной преступностью лицу гарантируется право на защиту. Если владелец собственности впоследствии докажет (или правоохранительными органами будет самостоятельно установлен) законный характер происхождения имущества и доходов, вынесенный ранее запрет на пользование ими будет отменен.
В противном случае рассмотренный выше метод финансового контроля лишает правонарушителя экономического базиса, возвращая государству средства, полученные в результате противозаконной и паразитической деятельности, создавая заслон для ее дальнейшего осуществления.
Другим эффективным средством, которое наряду с вышеупомянутым применяется в борьбе с организованной преступностью, является налоговый контроль. С его помощью устанавливается финансовое положение проверяемого лица, выявляются методы накопления капитала, определяются источники происхождения вкладов основных компаньонов подозреваемого. Полученные данные нередко служат разоблачению противоправных действий. Налоговый контроль со стороны государства может осуществляться в любой сфере деятельности по отношению, как к государственным, так и частным фирмам или индивидуальным лицам, обладающим юридическим статусом. По завершении налоговой проверки обязательно подготавливается отчет, а в компетентные органы направляется сообщение о состоянии финансов проверяемого конкретного лица. Далее, на основании реестра его недвижимости, ипотеки и данных, представленных различными социальными и общественными службами, финансовыми гвардейцами создается имущественный профиль подозреваемого. При этом к особенностям действующего итальянского законодательства (закона № 648) относится то, что подсудные финансовые злоупотребления должны с самого начала сопровождаться возбуждением уголовного дела. В прежние годы подобные факты могли стать объектом уголовного расследования только после прохождения всех этапов финансово-налогового судопроизводства.
Практика показала, что расследования, проводимые Корпусом финансовой гвардии (полицией публичной безопасности, а также Корпусом карабинеров), могут столкнуться с различными препятствиями. К ним, в первую очередь, относятся фиктивные документы на собственность. Закон № 648 предоставляет властям право проверки финансового состояния супругов, детей, родственников и прочих лиц, проживающих с подозреваемым в течение последних 5 лет. Эти лица обязаны объяснить и доказать, когда и какими способами они стали владельцами конкретного имущества. Для установления истины используются те же методы расследования (включая и агентурные), что и по отношению к главному подозреваемому лицу.
Другим серьезным препятствием на пути расследования, проводимого GDF, является создание фиктивных фирм. Установление реального положения дел затрудняется здесь особенностями форм частного владения в виде акций, бон, сертификатов и иных покупательно-платежных документов, которые не регистрируются так, как, например, недвижимая собственность — здания, земельные участки, автотранспорт, яхты и т.п. Поэтому, закон предоставляет в этом случае проверяющим, право контроля балансов, изъятия материалов, выявления долевого участия компаньонов и лиц, входящих в состав правления таких коммерческих организаций, приоритетов их деятельности, выяснения сторонних юридических и физических лиц, имеющих доступ к прибыли таких фирм.
Общеизвестно, что организованной преступности для эффективного и системного функционирования требуются большие денежные средства. Поэтому неудивительно, что во всем мире организованные преступные сообщества, в том числе и итальянские, активно используют возможности, предоставляемые банковской системой, которая обеспечивает наименее рискованное перемещение капиталов.
Нейтральность мировой банковской системы позволяет темным дельцам использовать ее в преступных целях, которые при этом не имеют внешне выраженных незаконных признаков. Наибольшую выгоду для себя преступники извлекают из так называемой банковской тайны.
Однако в Италии принцип сохранения банковской тайны действует лишь до тех пор, пока не вступает в противоречие с экономическими интересами государства и эффективного функционирования его правоохранительной системы. Если при расследовании или проверке банковского капитала у GDF, PDS или Корпуса карабинеров возникают проблемы, они могут быть разрешены по распоряжению суда. Это положение специально особо оговорено в законе № 648 и распространяется на лиц, имеющих родственные связи с подозреваемым. Итальянское законодательство в целях улучшения качества и повышения эффективности контроля за финансовой деятельностью субъектов различных форм собственности максимально снимает ограничения для правоохранительных органов (Корпуса финансовой гвардии в первую очередь), которые возникают в связи с тайной банковских вкладов. Юрисдикция Указа № 463-1982 года Президента Итальянской Республики, изданного на основе закона № 648 и детализирующего его положения, еще более расширяет полномочия финансовой гвардии, карабинеров и сотрудников полиции в сфере нарушения банковской тайны и предусматривает при наличии определенных подозрений возможность получения соответствующих данных, необходимых для всестороннего и объективного финансового расследования, непосредственно от кредитных учреждений или почтовых ведомств независимо от видов их собственности.
Для расследования и установления случаев незаконного обогащения финансовые гвардейцы уполномочены обращаться за необходимой информацией (без предварительного постановления суда) в кредитные учреждения, изучать документы, осуществлять проверки целевых денежных и материальных фондов. С помощью подобных расследований неоднократно выявлялись и разоблачались противозаконные факты перемещения и накопления за границей значительных денежных сумм.
В подтверждение высказанного нами ранее утверждения о наличии у правоохранительных органов Италии необходимых законодательных возможностей и средств для эффективного
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
противодействия инфильтрации «грязных» денег в экономику страны и борьбы с различными видами экономических преступлений, приведем ряд статистических данных о вкладе Корпуса финансовой гвардии в обеспечение экономической безопасности страны в 1995-1997 гг.
На основе полномочий, предоставленных законом Роньони-Ла-Торре № 648 — 1982 года (этот нормативно-правовой акт является базовым в итальянском законодательстве по борьбе с отмыванием денег) GDF с банковских счетов было арестовано и обращено в доход государства в 1997 г. — 66 млрд. «отмытых» лир (в 1996 г. — 115 млрд уже «отмытых» лир; в 1995 г. — 27,7 млрд «отмытых» лир). В 1997 году финансовые гвардейцы завершили расследование 114 уголовных дел и арестовали за отмывание доходов, полученных от преступной деятельности 471 человека, а в отношении 75 человек были приняты превентивные меры — временный арест имущества и денежных средств (в 1996 г. завершено расследование 135 уголовных дел, по ним арестовано 435 человек, а в отношении 115 приняты превентивные меры; в 1995 г. завершено расследование 32 уголовных дел, арестовано 263 человека, а в отношении 8 человек приняты превентивные меры). В 1997 г. военнослужащими GDF завершено расследование 8 747 различных подозрительных банковских операций, проведено 238 проверок государственных гражданских служб и организаций, проверены 38 брокерских компаний по недвижимости. В результате этой работы в 1997 году финансовыми гвардейцами было конфисковано ценных бумаг и валюты на 374 млрд лир (в 1996 г. — на 93,4 млрд лир, в 1995 г. — на 49 млрд лир), недвижимости на 151 млрд. лир (в 1996 г. — на 109 млрд лир, в 1995 г. — 248 млрд лир) [4, с. 41—44].
Однако трудности выявления незаконных капиталов в Италии связаны не только с банковской тайной. В связи с физической невозможностью систематического контроля всех юридических и физических лиц, так же как и проведения расследования при отсутствии улик, многие предоставленные законодателем полномочия проверки банковских операций теряют свой смысл. Часто невозможно установить, в каком именно банке, агентстве или учреждении находятся капиталы незаконного происхождения. Речь идет об отсутствии централизованной межбанковской системы. Особенно остро эта проблема встает на уровне взаимоотношений с иностранными банками, что приводит к тому, что нажитые нечестным, преступным путем деньги «отмываются».
Решение данной проблемы итальянские специалисты видят в укреплении международной кооперации правоохранительных органов стран-участниц таких организаций как Интерпол — OIPC и Европол — EDU. Особенно активно GDF, СС и PDS работают с правоохранительными органами государств-членов Европола. В частности в 1997 г. Корпусом финансовой гвардии Италии с ними был осуществлен обмен информацией: по фактам контрабанды на таможне — 1 657 раз, по контрабанде иностранных табачных изделий 751 раз, по различным экономическим преступлениям — 266 раз, по фактам отмывания денег — 358 раз, по валютным операциям — 136 раз, по фактам мошенничества в отношении государства — 476 раз [4, с. 61].
Подводя итог вышесказанному о роли и месте Корпуса карабинеров в государственном механизме Итальянской Республики, еще раз отметим тот факт, что в полицейской системе страны наблюдается пересечение компетенции не только между полицией и жандармерией, но и внутри последней — между Корпусом финансовой гвардии и Корпусом карабинеров, что является следствием непрерывного противостояния различных политических группировок и партий. Роль Корпуса карабинеров в поддержании законности и правопорядка сложно переоценить и, не смотря на частые (по сравнению с остальными странами Западной Европы) правительственные кризисы, карабинеры достойно выполняют свой долг.
Список литературы
1. Butler, A. I. P. Police management. — Gower, 1994. — P. 25.
2. DOrsi. Op. cit. - P. 82-88.
3. Carabinieri. — R., 1996. — P. 8-9.
4. The Guardia die Finanza in 1997. — Annual Report. — R., 1998.
5. Ibid. — P. 25-26.
6. Быков, A. В., Губанов, A. В., Попов, И. М. Внутренние войска в системе обеспечения внутренней безопасности зарубежных государств. — М., 1998.
7. Быков, A. В. Жандармерия западноевропейских государств. — М., 1999.
8. Быков, A. В., Губанов, A. В., Попов, И. М. Внутренние войска (структуры им подобные) в системе обеспечения внутренней безопасности за рубежом. — М., 1998.
9. Губанов, A. В. Полиция зарубежных стран. — М., 1999.
10. Конституции государств Европы. — М., 2001.
11. Материал статьи «Закон и порядок: преступность и итальянская полиция», опубликованный на сайте: http://expat.su/italy, дата опубликования 01.10.2011 г.
12. Московские новости. — 1996. — № 50.
13. Проблемы борьбы с преступностью в капиталистических странах. — М., 1981. — № 4.
14. Решетников, Ф. М. Правовые системы стран мира. — М., 1993.
15. Стэнтон, X. Бернетт и Лука Мантовани. Итальянская гильотина. — М., 1999.
16. Страны мира : справочник. — М., 1997.