Научная статья на тему 'Полиция и жандармерия в государственном механизме Итальянской Республики'

Полиция и жандармерия в государственном механизме Итальянской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2248
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛЬЯНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ КОМИССАРЫ / ЖАНДАРМЕРИЯ / ФИНАНСОВАЯ ГВАРДИЯ / КАРАБИНЕРЫ / ПОДЧИНЁННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ITALIAN REPUBLIC / EXECUTIVE POWER / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / POLICE SYSTEM / POLICE ORGANIZATIONS / GOVERNMENTAL COMMISSARS / GENDARMERIE / FINANCE GUARD / CARABINEERS / SUBORDINATION / SECURITY / POWERS / ACTIVITY / CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касаткина Анна Александровна

Статья посвящена всестороннему рассмотрению существующей структуры правоохранительных органов Итальянской Республики. Указывается, что в настоящее время в Италии существует три правоохранительных института, выполняющих полицейские функции: государственная полиция, входящая в состав Министерства внутренних дел, а также корпуса карабинеров и финансовой гвардии, относящиеся к жандармерии. Имея особый правовой статус, различную организационную структуру и подчинённость, эти органы обладают взаимопересекающимися полномочиями в области обеспечения публичной безопасности. Делается вывод о том, что централизованная полицейская система является гарантом существующей в Италии государственности и законности, обеспечивая устойчивое существование демократического политического режима в условиях экономической и политической нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police and Gendarmerie in the State Structure of Italian Republic

The article is devoted to the detailed consideration of the existing structure of Italian Law enforcement agencies. It is indicated that three law enforcement institutions with the police functions exist in Italy: state police included into the Ministry of Internal Affairs, as well as Corps of Carabineers and Finance Guard relating to Gendarmerie Having particular legal status, different organizational structure and subordination these bodies are vested the same powers providing public security. All this allows to draw a conclusion that a centralized police system is the guarantee of the statehood and legality providing the stable existence of democratic and political regime in the conditions of economic and political instability.

Текст научной работы на тему «Полиция и жандармерия в государственном механизме Итальянской Республики»

5. Пашкова, Е. Н. Предупреждение преступлений, совершаемых на почве наркомании, административно-правовыми мерами : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Рязань, 2006. — 27 с.

6. Алексеев, А. И. Профилактика преступлений как приоритетное направление борьбы с преступностью. — М., 1989. — 11 с.

7. Заседание рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство» [Электронный документ] // Официальный сайт Президента РФ. — Режим доступа: // Ьмр://президент.рф/ %В0%ВВ%В0%ВЕ%В0%В2%В0%ВЕ%В1%81%В1%82%В0%В8/14995 (дата обращения: 01.05.2012).

8. Фризен, П. А. Административно-правовое предупреждение отдельных видов преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. — Барнаул, 2004. — 208 с.

9. Арестов, А. И., Кобец, П. Н. Профилактический потенциал административно-правовых средств и их роль в предупреждении преступности //Административное и муниципальное право. — 2011. — № 6. - С. 87-89.

10. Устинов, В. С. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовая профилактика : учебное пособие. — М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1983. — 88 с.

11. Устинов, В. С. Методы предупредительного воздействия на преступность : учебное пособие. — Министерство внутренних дел СССР. Горьковская высшая школа. — Горький, 1989. — 96 с.

12. Галимов, А. И. Правовые меры противодействия преступности в сфере добычи водных биоресурсов // Российский следователь. — 2007. — № 11. — С. 9—11.

13. Ситковский, А. Л. Виктимологические проблемы профилактики корыстных преступлений против собственности граждан : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1995. — 90 с.

14. Власов, К. А. Административная ответственность за нарушение норм при осуществлении банковской деятельности // Административное право и процесс. — 2011. — № 7. — С. 52—55.

15. Братко, А. Г. Банковское право России : учебное пособие. — М.: Юридическая литература, 2003. — 848 с.

УДК 351.741 А. А. Касаткина*

Полиция и жандармерия в государственном механизме Итальянской Республики

Статья посвящена всестороннему рассмотрению существующей структуры правоохранительных органов Итальянской Республики. Указывается, что в настоящее время в Италии существует три правоохранительных института, выполняющих полицейские функции: государственная полиция, входящая в состав Министерства внутренних дел, а также корпуса карабинеров и финансовой гвардии, относящиеся к жандармерии. Имея особый правовой статус, различную организационную структуру и подчинённость, эти органы обладают взаимопересекающимися полномочиями в области обеспечения публичной безопасности. Делается вывод о том, что централизованная полицейская система является гарантом существующей в Италии государственности и законности, обеспечивая устойчивое существование демократического политического режима в условиях экономической и политической нестабильности.

Ключевые слова: Итальянская Республика, исполнительная власть, правоохранительные органы, Министерство внутренних дел, полицейская система, полицейские организации, правительственные комиссары, жандармерия, финансовая гвардия, карабинеры, подчинённость, безопасность, полномочия, деятельность, контроль.

AA. Kasatkina*. Police and Gendarmerie in the State Structure of Italian Republic. The article is devoted to the detailed consideration of the existing structure of Italian Law enforcement agencies. It is indicated that three law enforcement institutions with the police functions exist in Italy: state police included into the Ministry of Internal Affairs, as well as Corps of Carabineers and Finance Guard relating to Gendarmerie Having particular legal status, different organizational structure and subordination these bodies are vested the same powers providing public security. All this allows to draw a conclusion that a centralized police system is the guarantee of the statehood and legality providing the stable existence of democratic and political regime in the conditions of economic and political instability.

Keywords: Italian Republic, executive power, law enforcement agencies, Ministry of Internal Affairs, police system, police organizations, governmental commissars, gendarmerie, finance guard, carabineers, subordination, security, powers, activity, control.

Итальянская Республика — унитарное государство. В административном отношении страна разделена на 20 областей (ст. 131 Конституции Италии), которые делятся на 93 провинции и около

* Касаткина, Анна Александровна, начальник юридического отдела ЗАО «ЛФ Глобус», соискатель Всероссийского научноисследовательского института МВД России. Адрес: ул. Дмитрия Ульянова, д. 43, корп. 3, г. Москва, 117447. E-mail: Florans-555@mail.ru.

* Kasatkina, Anna Alexandrovna, the chief of law department ZAO «LF Globus», applicant of All-Russian scientific research institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. Address: Dmitry Ulianov Street 43, block 3, Moscow, 117447. E-mail: Florans-555@mail.ru.

© Касаткина А.А., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

8 000 коммун. Деятельность всех органов местного самоуправления в областях, провинциях и коммунах находится под жестким контролем правительства Италии. В соответствии со ст. 124 Конституции страны «Правительственный комиссар, имеющий резиденцию в главном городе области, руководит деятельностью государственной администрации и координирует ее с деятельностью областной администрации» [1, с. 126]. На уровне провинций и коммун функции, аналогичные правительственным комиссарам (префектам), выполняют квесторы и синдики — представители правительства в этих административно-территориальных единицах страны, подчиненные префектам.

По форме государственного правления в соответствии с Конституцией, принятой 27 декабря 1947 г. и вступившей в силу с 1 января 1948 г., Италия — парламентская республика. Парламент Италии состоит из двух палат — Палаты депутатов и Сената, которые обладают одинаковыми полномочиями. Каждая из палат вправе проводить парламентское расследование по вопросам, представляющим общественный интерес.

Главой государства является Президент Итальянской Республики. Он избирается на 7 лет на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов. Конституция Италии наделяет Президента широким кругом полномочий: правом назначения главы правительства — Председателя Совета Министров, а по его представлению и министров правительства (ст. 92), 5 сенаторов (ст. 59), 5 членов Конституционного суда (ст. 135), «должностных лиц государства», в т.ч. и правительственных комиссаров (ст. 87), правом требовать повторного рассмотрения законопроектов, правом направления в парламент правительственных законопроектов (ст. 87), созыва специальных сессий парламента (ст. 88), роспуска областных советов (ст. 126), назначения выборов (ст. 87) и референдума (ст. 75, 132 и 138).

В соответствии с конституцией Президент Итальянской Республики председательствует в Верховном Совете обороны и Высшем Совете магистратуры (ст. 87), промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона (ст. 87), обладает полномочиями в судебной области (ст. 79 и 87), объявляет по решению палат Парламента войну и награждает знаками отличия (ст. 87) [1, с. 117—129]. Все вышеперечисленные полномочия Президента Италии в значительной степени являются формальными, т.к. они не действительны без контрассигнации (подписи) Председателя Совета министров, а в необходимых случаях еще и министра, ответственного за подписанный Президентом декрет.

Правительство Италии — Совет министров — осуществляет высшую исполнительную власть в стране. Оно формируется парламентским путем: Президент Италии назначает Председателя Совета министров (это обязательно лидер партии или коалиции партий, имеющей большинство голосов в обеих палатах парламента) и по его совету остальных министров. Структуру Совета министров Италии определяет его Председатель. Конституция Итальянской Республики не содержит исчерпывающего перечня полномочий правительства, хотя его компетенция огромна — практически именно оно осуществляет руководство страной. Особенно велики полномочия правительства в области управления государственным аппаратом: все административные учреждения и ведомства Италии находятся под его контролем. Кроме того, Совет министров играет значительную роль в законодательном процессе. Пользуясь своим конституционным правом законодательной инициативы, он вносит свои законопроекты на обсуждение парламента и, опираясь на поддержку большинства депутатов, добивается их принятия. Правительство само издает регламенты — различные подзаконные нормативные правовые акты. Кроме того, в порядке делегированного законодательства Совет министров Италии осуществляет непосредственно законодательные функции, издавая акты, имеющие силу закона. В соответствии со ст. 95 Конституции, «Председатель Совета министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность. Он поддерживает единство политического и административного управления, поощряя и координируя деятельность министров. Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров и индивидуально — за действия своих ведомств» [1, с. 120].

Таким образом, Совет министров Италии, являясь коллегиальным органом, возглавляет всю систему органов исполнительной власти страны.

Одним из ключевых звеньев данной системы, играющих исключительно важную роль в обеспечении публичной безопасности Италии, являются правоохранительные органы страны, в первую очередь — полиция и жандармерия (карабинеры и финансовые гвардейцы), которые, будучи профессиональными вооруженными формированиями исполнительной власти, имеют властные полномочия, особую систему управления и специфическими методами выполняют возложенные на них задачи, являются «силовыми» гарантами существующей в Италии государственности и законности. Именно возможность применения санкционированного законом насилия служит основным признаком, определяющим их место и роль в системе органов исполнительной власти и субъектов правоохранительной деятельности Итальянской Республики.

В настоящее время в Италии существует три государственных правоохранительных института, выполняющих полицейские функции. Все они имеют отличную друг от друга организационную структуру и подчиненность: государственная полиция (Polizia di Stato — PDS), ее еще называют полицией публичной безопасности (Forze di pubblica sicurezza) — создана в 1852 г., входит в состав Министерства внутренних дел, численность личного состава PDS в 1994 г. составляла около 100000 человек [2, с. 10—11].

Корпус карабинеров (Arma (Corpo) dei carabinieri — CC), создан в 1814 г. по образцу французской жандармерии, является родом сухопутных войск итальянской армии, численность личного состава СС в 1994 г. составляла около 105000 человек [2, с. 10—11]. Корпус финансовой гвардии (Corpo della Guardia di Finanza — GDF), создан в 1907 г. в дополнение к Корпусу карабинеров, в настоящее время является войсковым объединением в составе вооруженных сил Италии, численность личного состава GDF в 1994 г. составляла около 60000 человек [2, с. 10—11].

Кроме вышеперечисленных структур, в Италии существует довольно многочисленная (более 10000 человек) муниципальная полиция — Corpo di polizia locale, которая не входит в систему государственных полицейских структур. Она содержится за счет бюджета органов местного самоуправления и подчиняется мэрам городов.

Необходимо отметить, что полицейская система Италии носит ярко выраженный централизованный характер. Итальянцы (как и французы, испанцы, а также португальцы) являются сторонниками централизованной, или континентальной, модели обеспечения внутренней безопасности государства. Родоначальницей данной модели явилась Франция, где после Великой Французской революции 1789 г. сложились ее основные элементы: полиция и жандармерия. Влияние французского опыта оказалось огромным, и в начале XIX в. его использовали Россия, Пруссия, Австрия, Испания, Италия, Турция, Португалия.

Новейшая история (время, прошедшее после окончания второй мировой войны) подтверждает правильность этого выбора итальянцев в условиях демократии. Созданная в постфашистский период на демократических принципах централизованная полицейская система Итальянской Республики сумела обеспечить относительно устойчивое существование демократического политического режима в условиях экономической и политической нестабильности, что позволило итальянскому государству в целом успешно пройти через кризисные периоды и достаточно динамично развиваться без ущерба для своих демократических институтов, гарантируя реальное осуществление продекларированных в Конституции прав и свобод граждан.

Полицейская система Италии, являясь составной частью органов исполнительной власти страны, имеет следующие характерные черты.

1. Наличие нескольких самостоятельных, имеющих особый правовой статус правоохранительных полицейских организаций различной подчиненности, обладающих взаимопересекающимися полномочиями в области обеспечения публичной безопасности: государственной полиции (этот государственный институт выполняет задачи по охране правопорядка и обеспечению публичной безопасности в составе гражданской администрации) и жандармерии в лице Корпуса карабинеров и Корпуса финансовой гвардии (эти государственные институты специальных полицейских формирований вооруженных сил выполняют задачи по охране правопорядка и обеспечению публичной безопасности, как в военной, так и в гражданской сфере, под общим руководством гражданской администрации, но под непосредственным командованием своих командиров).

На первый взгляд, это парадоксально: вмешательство армии в «гражданскую сферу» формально противоречит основополагающим признакам демократии. Но в данном случае у политических руководителей Италии прагматические установки превалируют. Параллельное существование государственной полиции и жандармерии признается обоснованным и целесообразным. Множественность полицейских организаций различной подчиненности делает возможным использование их для взаимного контроля, позволяет нейтрализовать лоббирование чьих-то узких интересов, становится определенной гарантией внутриполитической стабильности. «Кроме того, это способствует и выявлению нарушений закона представителями различных частей полицейского механизма. Типичным примером вышесказанного является обнаружение карабинерами Италии фактов участия высокопоставленных служащих государственной полиции в операциях мафии, а также случаи противоправных контактов ряда офицеров и генералов Корпуса карабинеров с неофашистскими группировками и пресловутой масонской ложей «П-2», ставшие известными благодаря сотрудникам полиции Министерства внутренних дел и военнослужащим Финансовой гвардии» [3, с. 38]. Не менее жесткая конкуренция присуща подразделениям карабинеров и финансовых гвардейцев между собой. Необходимо подчеркнуть, что общество от этого только выигрывает.

В этой связи нельзя не согласиться с выводом профессора А.В. Губанова о том, что принятый в Италии подход к «...организации полицейских систем и распределению компетенции между их составными частями является весьма рациональным, поскольку благоприятно отражается на функционировании полиции и служит существенной гарантией внутриполитической стабильности» [3, с. 38].

2. Широкие полномочия Министерства внутренних дел в различных областях общественной жизни.

Дело в том, что МВД Италии осуществляет свою деятельность в двух сферах: первая — чисто

полицейская, вторая — включает в себя решение различных внутренних, социальных и административных проблем. Кроме руководства государственной полицией. Министерство внутренних дел осуществляет координацию деятельности между PDS, CC и GDF, а также отвечает за контроль деятельности всех местных органов власти, в т.ч. и в области социального обеспечения, организацию гражданской обороны в стране, руководит работой благотворительных организаций и фондов (в том числе и лотерей), решает многие другие задачи.

Хотя фактическая роль Министерства внутренних дел Италии весьма велика, но ему не принадлежит, как в тоталитарном государстве, ведущее место среди правоохранительных органов.

Положение полицейского аппарата в системе органов исполнительной власти Италии в условиях демократии обусловлено разграничением компетенции между судебной и исполнительной властью. Функции определения виновности и применения репрессивных мер за нарушения закона всецело принадлежат судебным инстанциям, в то время как полиция и жандармерия, являясь институтами исполнительной власти, призваны обеспечивать надлежащие условия для этого.

3. Наличие института правительственных комиссаров (префектов, квесторов, синдиков) — представителей центрального правительства в административно-территориальных единицах страны. Правительственные комиссары назначаются главой государства по представлению председателя Совета министров Италии и подчиняются непосредственно министру внутренних дел. Они играют чрезвычайно

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

важную роль в обеспечении интересов центральной власти, единообразия и последовательности в управлении правоохранительными органами и контроле за органами местного самоуправления. Эти должностные лица осуществляют контроль за соблюдением законодательства со стороны органов местного самоуправления и общее руководство деятельностью подразделений полиции и жандармерии на местах, что позволяет им оказывать большое влияние на работу всех составных частей полицейского аппарата независимо от их ведомственной принадлежности и источников финансирования.

4. В законодательстве и правовой науке Италии (а также Франции, Испании, Португалии) деятельность полиции и жандармерии подразделяется на два вида: судебную и административную.

Судебная деятельность заключается в оказании содействия судебному следователю («следственному судье») при установлении нарушений норм уголовного законодательства, сборе необходимых доказательств по его поручению, розыске и передаче виновных судебному следователю. Административная деятельность заключается «в установлении запретительной регламентации и принятии превентивных мер для того, чтобы действия частных лиц не наносили вреда обществу» [4, с. 72].

Разделение деятельности правоохранительных институтов государства (жандармерии и полиции) на судебную и административную является доктринальной установкой законодательства Италии, концептуальным положением либеральной юридической мысли западноевропейских стран. Оно имеет огромное значение, т.к. позволяет определить полномочия сотрудников государственной полиции и военнослужащих финансовой гвардии и карабинеров в области уголовного преследования, т.е. там, «где права граждан подвергаются наиболее серьезным ограничениям» [3, с. 8].

Таким образом, являясь составной частью системы органов исполнительной власти государства, полиция и жандармерия Италии при проведении законов в жизнь ответственны перед судебными властями. Итальянский законодатель закрепил меры по руководству и контролю за действиями этих ведомств по расследованию преступлений со стороны судебных органов в УПК. Надзор за законностью действий сотрудников полиции и военнослужащих финансовой гвардии и карабинеров при исполнении ими служебных обязанностей осуществляет прокуратура (в Италии она также находится при судебных инстанциях).

5. Постоянный и жесткий контроль со стороны гражданских властей за деятельностью финансовых гвардейцев, карабинеров и сотрудников полиции.

В масштабе Италии контроль общества за деятельностью полиции и жандармерии (кроме судебных властей) осуществляется правительством и парламентом страны посредством принятия законов, регламентирующих повседневную работу этих правоохранительных институтов, утверждения их бюджетов, заслушивания министров внутренних дел, финансов и обороны по различным аспектам работы их ведомств, создания комиссий по расследованию деятельности правоохранительных органов в случаях, вызвавших большой общественный резонанс, организации парламентских слушаний по вопросам, касающимся работы государственной полиции, Корпуса финансовой гвардии и Корпуса карабинеров.

Кроме вышеперечисленного министрами внутренних дел, обороны, финансов, префектами могут быть только гражданские лица.

6. Наличие муниципальной полиции. Она содержится на средства местных органов самоуправления и подчиняется мэрам городов. Муниципальная полиция является резервом государственной полиции в случае проведения последней оперативно-розыскных и иных мероприятий. Основной задачей муниципальной полиции является охрана общественного порядка (патрульно-постовая служба) и надзор за выполнением распоряжений городских властей, поддержание порядка на рынках, контроль за санитарным состоянием населенных пунктов, надзор за безопасностью дорожного движения в черте своих городов.

Как видим, важной характерной чертой системы органов исполнительной власти Итальянской Республики является наличие нескольких общегосударственных силовых структур, предназначенных для обеспечения публичной безопасности: государственной полиции (РОЗ), Корпуса финансовой гвардии (СОР) и Корпуса карабинеров (СС).

Одновременное использование трех самостоятельных правоохранительных институтов, каждый из которых представляет собой сложную подсистему, далеко не случайно. И дело здесь не только в преемственности исторической традиции, а в практической целесообразности и прагматизме.

Во-первых, демократическое общество, таким образом страхуется (и не без основания) от возможных злоупотреблений со стороны силовых структур. Ведь правящие круги Италии (как и любого демократического государства) не являются неким монолитом. Они состоят из различных групп, чьи интересы в области политики и экономики далеко не всегда совпадают.

Во-вторых, полиции и жандармерии в целом, а их подразделениям на местах, в частности, свойственна довольно жесткая конкуренция, что вполне естественно, т.к. их полномочия пересекаются. Это, как показывает практика, способствует более успешному выявлению фактов коррупции и других правонарушений, от чего гражданское общество только выигрывает.

В-третьих, государственное руководство Италии, в лице жандармерии — Корпуса финансовой гвардии и Корпуса карабинеров — имеет в своим постоянном распоряжении не только прекрасно обученные и профессионально подготовленные силовые структуры, внутренняя организация которых основывается на воинской дисциплине, но и организации, в идеале не подверженные неформальному влиянию, где практически исключена возможность постороннего политического воздействия и служебные отношения отличаются традиционным консерватизмом.

В-четвертых, политическое руководство Итальянской Республики, диверсифицируя деятельность правоохранительных институтов, имеет возможность получать независимую информацию из различных источников. Таким образом, оно не становится заложником одной-единственной точки зрения,

своеобразно интерпретирующей конкретное событие, а имеет возможность оценивать информацию из различных, независимых друг от друга правоохранительных институтов, что практически исключает возможность дезинформации и позволяет принимать оптимальные решения.

Министерству внутренних дел принадлежит одно из ведущих мест в системе органов исполнительной власти Итальянской Республики. Оно определяется итальянскими юристами как «важнейший инструмент государственной власти» [4, с. 69].

Именно МВД организует претворение в жизнь правоохранительной политики, выработанной политическим руководством Италии, координирует действия полиции, финансовых гвардейцев и карабинеров в общенациональном масштабе, обеспечивает эффективное взаимодействие между ними. Образно говоря, в системе органов исполнительной власти Италии МВД является «приводным ремнем» от высшей государственной администрации к правоохранительным институтам государства: полиции, Корпусу финансовой гвардии и Корпусу карабинеров.

Министерство внутренних дел обеспечивает публичную безопасность, контролирует деятельность местных органов власти, руководит государственными архивами и пожарной службой, различными службами социального обеспечения, осуществляет надзор за находящимися в Италии иностранцами и их натурализацией, регулирует отношения государства с католической церковью и другими религиозными конфессиями.

Крупнейшим в системе Министерства внутренних дел страны является Главное управление публичной безопасности (ГУПБ), осуществляющее непосредственное руководство государственной полицией (РОЗ). Возглавляет Главное управление публичной безопасности генеральный директор (гражданское лицо), подчиняющийся непосредственно министру внутренних дел. РОЗ осуществляет свою деятельность только в крупных городах Италии — в столице, а также в областных и провинциальных центрах страны.

Корпус карабинеров является родом сухопутных войск итальянских вооруженных сил. Создан 13 июля 1814 г. по образцу французской жандармерии. В 1994 г. в его составе насчитывалось 105 000 человек. На конец 1996 г. численность Корпуса карабинеров возросла до 110 000 человек. Резкое увеличение численности Корпуса было вызвано нестабильной внутриполитической обстановкой в стране из-за грандиозного скандала, в который оказались вовлечены три бывших Председателя Совета министров Италии: Д. Андреотти, Б. Кракси и С. Берлускони, ряд министров и лидеров ведущих политических партий, более 200 парламентариев страны.

В этой связи бывший тогда Председателем Совета министров Италии Романо Проди в декабре 1996 года в одном из публичных выступлений заявил: «Правительству и МВД известно, что сейчас ... на карабинерах лежит большая ответственность. И мы придерживаемся, как и всегда, той позиции, что увеличение личного состава Корпуса позволит эффективнее бороться с преступностью...» [5, с. 2].

Корпус карабинеров с момента своего образования традиционно выполняет полицейские обязанности как в военной, так и в гражданской сфере. Возглавляет Корпус карабинеров командующий, профессиональный военный в звании корпусного генерала.

Карабинеры имеют тройную подчиненность: Министерству обороны, Министерству внутренних дел и Министерству юстиции. Корпус карабинеров является родом сухопутных войск Италии и состоит на всех видах войскового довольствия. В вопросах внутренней организации, дисциплины, материальнотехнического обеспечения и внутренней службы он подчиняется министру обороны (гражданскому лицу).

Как правоохранительный институт, осуществляющий охрану публичной безопасности и борьбу с преступностью, Корпус карабинеров оперативно подчинен министру внутренних дел, а по вопросам расследования преступлений и министру юстиции. Части и подразделения Корпуса в областях Италии подчинены префектам — «правительственным комиссарам».

Как и у французской жандармерии, в Италии деятельность карабинеров носит межминистерский характер, т.е. кроме выполнения задач в интересах Министерства обороны, Министерства внутренних дел и судебных органов, военнослужащие Корпуса оказывают помощь министерствам иностранных дел, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, сельского хозяйства, труда и финансов. Порядок предоставления этой помощи четко определен итальянским законодательством.

Корпус финансовой гвардии создан в 1907 г. Корпус имеет тройную подчиненность: Министерству обороны как самостоятельное воинское объединение, входящее в состав вооруженных сил Италии и находящееся на всех видах войскового довольствия; Министерству финансов как спецслужба, осуществляющая борьбу с преступностью в финансовой сфере и таможенный контроль; Министерству юстиции как правоохранительный институт, выполняющий поручения следственного судьи по расследованию преступлений (финансовых в первую очередь). Численность Корпуса финансовой гвардии на 1994 г. составляла 60 000 человек.

В силу того, что финансовая гвардия осуществляет наряду с полицией публичной безопасности и Корпусом карабинеров борьбу с преступностью, законодательство Италии наделяет ее служащих теми же правами, что и работников этих ведомств. Особо отметим, что компетенция карабинеров и финансовых гвардейцев, в отличие от сотрудников полиции, распространяется на всю страну (полиция МВД — РОЗ — функционирует только в столице, областных и провинциальных городах Италии).

Завершая рассмотрение вопроса о роли и месте полиции и жандармерии в государственном механизме Итальянской Республики, еще раз подчеркнем тот факт, что в полицейской системе страны мы наблюдаем пересечение компетенции не только между полицией и жандармерией, но и внутри последней — между Корпусом финансовой гвардии и Корпусом карабинеров. Это, на наш взгляд, можно объяснить особенностями итальянской государственности, которая после окончания второй мировой войны складывалась и развивалась в обстановке непрерывного противостояния различных

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

политических группировок и партий, причем это противостояние имело в прошлом, да и имеет в настоящее время крайне обостренный характер. Следствием этого противостояния различных политических сил страны являются частые (по сравнению с остальными странами Западной Европы) правительственные кризисы, что, впрочем, не мешает правоохранительным институтам страны довольно эффективно бороться с коррупцией в высших эшелонах власти. Итальянцы доказали это, начав в 1992 г. и успешно завершив к 2000 г. операцию «Чистые руки», в результате которой в государстве сложилась совершенно иная расстановка политических сил: более 400 видных политических деятелей, промышленников, сотрудников правоохранительных органов привлечены к уголовной ответственности за взяточничество и навсегда лишены возможности впредь влиять на принятие серьезных политических решений, т.к. заслуженно дискредитированы в глазах общественного мнения страны. Огромный вклад в успешное проведение операции «Чистые руки» внесли полицейские, карабинеры и финансовые гвардейцы Италии. Карабинеры сумели обеспечить личную безопасность всех следственных судей, проводивших расследования в рамках различных уголовных дел (в первую очередь руководителей операции — Франческо Борелли и Антонио ди Пьетро), а полицейские и финансовые гвардейцы обеспечили большую часть доказательственной базы обвинения.

Список литературы

1. Конституции государств Европы : в 3 т. — Т. 2 / Под общ. ред.: Л.А. Окунькова. — М.: Норма, 2001. - 840 c.

2. Борьба с преступностью за рубежом. Ежемесячный информационный бюллетень: по материалам зарубежной печати. — М.: Изд-во ВИНИТИ, 1994. — № 12.

3. Губанов, А. В. Полиция Запада. — М.: ВНИИ МВД России, 1993. — 103 с.

4. D’Orsi, A. Il potere repressivo. La polizia. — Мilano, 1982.

5. Materiali Ufficiali // Polizia moderna. — 1997. — № 1.

УДК 336.027 + 347.23 Ю.В. Ячменёв*

Юридическая ответственность: понятие, виды и особенности

Статья посвящена юридической ответственности, прежде всего, как правовой категории. Рассматриваются характерные признаки дефиниции юридической ответственности и научные подходы ее формулирования. Проводится критический анализ определения видов юридической ответственности в правовой доктрине. В контексте категории юридической ответственности обращается внимание на особенности гражданско-правовой ответственности и дается ее определение.

Ключевые слова: категория, ответственность, юридическая, материальная, дисциплинарная, гражданская, уголовная, формы, виды, основание, функции, свойство, норма, мера, санкция.

Y Yachmenev*. Legal liability: concept, types and characteristics. The article is devoted to legal liability, primarily as a legal category. The characteristic features of a definition of legal liability, and scientific approaches its formulation. Conducted a critical analysis of the definition of legal liability in legal doctrine. In the context of the category of legal responsibility draws attention to the peculiarities of civil liability and give its definition.

Keywords: category, responsible, legal, financial, disciplinary, civil, criminal, shapes, types, base functions, a property rule, the measure of the sanction.

Правовой феномен, являющийся предметом данной статьи, пользуется неизменным интересом теории государства и права и отраслей российского права.

Ответственность — одна из основных категорий, широко используемая в правоприменительной практике. Однако сам термин «ответственность» многозначен и употребляется в различных аспектах. Различают социальную, моральную, политическую и юридическую ответственность. Социальная ответственность как обобщающее понятие включает все виды ответственности в обществе. С философской позиции социальная ответственность обосновывается свободой воли (свободой выбора) субъекта ответственности [1, с. 192; 2, с. 15]. Соответственно, формами социальной ответственности являются моральная и юридическая ответственность [3, с. 37; 4, с. 585].

Отечественная юриспруденция изобилует исследованиями институтов как юридической [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12], так и гражданско-правовой [13; 14; 15; 16; 17; 18] ответственности в целом, в т.ч. и отдельных теоретических и практических вопросов (о видах [19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35], функциях [36; 37] и основаниях [38; 39] ответственности). Предметом специальных научных

* Ячменёв, Юрий Васильевич, профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. E-mail: kmpmvd@mail.ru.

* Yachmenev Yuri, professor of constitutional and international law university of St. Petersburg the Russian Interior Ministry,

doctor of law sciences, professor. E-mail: kmpmvd@mail.ru.

© Ячменёв Ю.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.