Научная статья на тему 'Особенности создания и деятельности специальных подразделений по защите конституционного строя и поддержанию правопорядка в зарубежных странах'

Особенности создания и деятельности специальных подразделений по защите конституционного строя и поддержанию правопорядка в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности создания и деятельности специальных подразделений по защите конституционного строя и поддержанию правопорядка в зарубежных странах»

V.V. SHALYGIN

FOUNDATION AND FUNCTIONING OF SPECIALIZED UNITS CREATED IN FOREIGN COUNTRIES FOR CONSTITUTIONAL ORDER SUPPORT AND

LAW-ENFORCEMENT

В.В. ШАЛЫГИН (Академия ФСИН России)

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В конституциях многих стран декларируются права и свободы граждан, демократические нормы политической и общественной деятельности, а также подчеркивается, что обеспечение этих прав неразрывно связано со строгим соблюдением законов и недопущением любых беспорядков, представляющих угрозу внутренней стабильности общества. Ее поддержание зависит в первую очередь от социально-экономического уровня жизни и политической организации страны. Однако существуют давно сложившаяся практика и достаточно устойчивые тенденции применения специально созданных вооруженных формирований при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе создающих угрозу внутренней безопасности государ-ства1 . Рассмотрим некоторые из них.

В большинстве демократических государств проблема поддержания правопорядка при возникновении внутренних социальных конфликтов всегда относилась к числу наиболее актуальных. Вопрос о применении силы в решении задач по обеспечению законности требует, на наш взгляд, специального, глубокого осмысления. Тема эта важная и деликатная для любого общества. Всплеск эмоций и страстей, связанных с применением силы в каком-либо регионе, иногда равен силе эмоций и чувств о неприменении таковой. При этом немало дилетантских суждений, которые строятся целиком под воздействием эмоционального накала. Вместе с тем история показывает, что не адекватное масштабам преступной деятельности применение силы в борьбе с массовыми нарушениями закона порождает в обществе атмосферу страха

и неуверенности, подрывает доверие к властям и приводит к значительным человеческим и материальным потерям. Именно поэтому во многих странах постоянно идет интенсивный поиск оптимальных моделей создания сил безопасности, совершенствуются правовая база, техническая оснащенность, стратегия и тактика их при-менения2.

К силам обеспечения внутренней безопасности за рубежом принято относить полицию, некоторые армейские структуры, наиболее часто привлекающиеся к подавлению массовых беспорядков (например, воздушно-десантные и отдельные пехотные части), а также воинские формирования, имеющие, как правило, двойное подчинение: министерству внутренних дел (юстиции) и министерству обороны.

В некоторых государствах армейские подразделения используются для поддержания правопорядка под общим командованием должностных лиц, руководящих полицией. Причем оружие и спецсредства выдаются им только полицейские, и действовать они должны строго в соответствии с принципами сил правопорядка3 .

Однако применение армейских подразделений для обеспечения безопасности при разрешении внутренних конфликтов в большинстве государств, как правило, не практикуется. Исключение составляют США и Великобритания, где традиционно имеет место использование армейских структур для проведения операций по подавлению антизаконных выступлений. В то же время во Франции, Италии, Испании, Германии, Японии и других странах существуют специаль-

• •

Уголовно-исполнительное право

2007. № 2

Особенности создания.

ные полицейские службы, предназначенные для борьбы с массовыми беспорядками.

В случае возникновения конфликтных ситуаций в этих странах применяются специальные полицейские формирования (полиция готовности в ФРГ, республиканские отряды безопасности во Франции, мобильные силы полиции «Челе-ре», «Мобиле» в Италии, полицейские отряды «Китодай» в Японии).

В США вопросы внутригосударственного применения вооруженных сил регламентируются национальным законодательством, в частности различными уставами (в том числе специальным уставом «Внутригосударственные операции») и наставлениями.

Функция подавления массовых беспорядков в США, кроме полиции, возложена на национальную гвардию - территориально-милицейские формирования штатов, которые являются составной частью организованного резерва регулярных войск. Президент США вправе использовать все федеральные ресурсы и институты, включая армию, для решения рассматриваемых проблем. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций президент осуществляет управление вооруженными силами через министерство обороны4. Подразделения национальной гвардии оснащаются оружием и техникой, находящейся на вооружении регулярных войск. Командование вооруженных сил ответственно за подготовку национальной гвардии к борьбе с возможными массовыми беспорядками. В военной науке страны эта операция трактуется как выполнение любых военных задач стратегического, тактического, учебного или административного характера.

Применение армейских подразделений для обеспечения внутренней безопасности ранее чаще всего имело место в государствах с авторитарными и тоталитарными режимами -Ираке, Ливии, Пакистане, Перу, Чили, а в настоящее время и в Испании, Португалии, Польше, Румынии, Болгарии, Франции, ФРГ.

Особенность использования армейских подразделений в перечисленных странах состоит в том, что им приходится сталкиваться с противодействием многотысячных группировок, нередко имеющих поддержку за рубежом. При непосредственном соприкосновении войсковых подразделений с неприятельской стороной способы проведения боевых операций почти ничем не отличаются от обычных, однако действия военных при этом согласуются с властями и полицией, и им, как правило, предшествует всесторонняя специальная разработка противника5. Главной целью

операций подобного рода служит выявление антиправительственных формирований для последующего их полного или частичного уничтожения или вытеснения на территорию сопредельных государств, откуда они нередко получали финан -совую и иную поддержку5.

В большинстве зарубежных стран, если внутренние конфликты не носят характера гражданской войны, для обеспечения безопасности при их разрешении применяются специальные подразделения двух типов: полицейские службы оперативного вмешательства и части полиции вооруженных сил.

Повсеместное создание служб оперативного вмешательства было обусловлено отсутствием у территориальных органов полиции возможностей для эффективной нормализации обстановки в период массовых беспорядков В состав указанных служб, как правило, включаются особые мобильные подразделения, имеющие армейскую структуру и оснащенные вооружением, специальным транспортом и средствами связи. Например, в Италии в службу оперативного вмешательства входят моторизованные отряды «Челере», «Мобиле» и кавалерийские эскадроны. Каждый отряд «Мобиле» включает в себя 4 роты, состоящие из взводов. Отряды оснащены скоростными автотранспортными средствами с пуленепробиваемыми и огнестойкими кузовами, стеклами и шинами. Личный состав этих отрядов (полицейские) вооружен пистолетами и автоматами, резиновыми палками, ручными гранатометами для запуска слезоточивых, осветительных и сигнальных зарядов, снабжен пуленепробиваемыми жилетами, а также специальными щитами и касками. Тринадцать отрядов «Мобиле» расквартированы равномерно по всей территории страны. Для обеспечения наиболее эффективного управления деятельностью этих подразделений площадь каждого города условно разделена на секторы, за каждым из которых постоянно закреплены одни и те же моторизованные группы. В дополнение к отрядам «Мобиле» созданы три межрегиональных отряда. Если части «Мобиле» используются для проведения операций среднего масштаба, то «Челере» вводятся в действие в моменты, когда массовые беспорядки приобретают более серьезную угрозу для общественной безопасно-сти7.

Следует заметить, что иногда встречающаяся нерешительность правоохранительных органов при пресечении антиобщественных и антиконституционных действий деморализующе действует на остальных граждан, порождает мне-

Уголовно-исполнительное право

2007. № 2 • •

В.В. Шалыгин

ние о бессилии власти, подрывает авторитет закона.

Если сил обычных и специальных полицейских формирований для наведения порядка недостаточно, во всех странах, как правило, используются регулярные войска. Так, в Италии существует специальный корпус карабинеров, подчиняющихся министерству обороны, во Франции - жандармерия министерства обороны, в ФРГ - подразделения пограничной охраны и армейские воинские части, в Японии - специально выделенные силы самообороны.

Служба оперативного вмешательства во Франции состоит из республиканских рот безопасности, в каждой из которых насчитывается 6 взводов, объединенных в отряды, размещенных в 9 военных округах страны. В служебной деятельности они используют самые разнообразные тактические методы и технические средства. При предотвращении и пресечении массовых беспорядков, оказании на экстремистские элементы психологического давления нередко применяется демонстративное сосредоточение крупных полицейских сил, которые проводят различные маневры, направленные на рассеивание толпы. В зависимости от обстановки по нарушителям общественного порядка ведется выборочный снайперский или массированный огонь пластиковыми или резиновыми пулями.

Для разгона толпы и нейтрализации зачинщиков беспорядков подразделения полиции действуют обычно группами, состоящими из старшего офицера, двух или трех его заместителей. Группам рекомендуется постоянно находиться в движении, иначе они будут представлять собой удобную мишень, а также могут быть смяты или блокированы толпой. Эффективное воздействие оказывает использование конных групп, так как считается, что один конный полицейский заменяет не менее 10 пеших.

Применение подразделений служб оперативного вмешательства осуществляется по распоряжению государственных или региональных властей.

Характерной особенностью деятельности подразделений оперативного вмешательства по локализации и ликвидации массовых беспорядков в зарубежных странах является их оперативность, мобильность, юридическая грамотность действий, отвечающая международным нормам права и общественным стандартам разрешения внутригосударственных конфликтов. В их действиях всегда должен соблюдаться принцип «малой крови»8.

Важное место в системе сил правопорядка, обеспечивающих безопасность в периоды мас-

совых беспорядков, принадлежит полицейским формированиям вооруженных сил (жандармерии во Франции, Бельгии, Турции, Бразилии и др.). Анализируя полномочия этих формирований в области борьбы с правонарушениями, следует подчеркнуть, что в нормативных актах западных государств выделяется судебная и административная полиция. Одна из них занимается оказанием содействия судебным властям при установлении нарушений норм уголовного законодательства, сбором необходимых доказательств, розыском и передачей виновных органам правосудия, а вторая - принятием превентивных мер для того, чтобы действия частных лиц не наносили вреда обществу.

Структурное построение жандармерии, корпуса карабинеров имеет некоторые специфические черты, но в целом аналогично в восточных странах. Соответствующие подразделения делятся на три группы: территориальные, мобильные и специализированные. В качестве яркого примера может служить организация корпуса карабинеров Италии9 .

Следует отметить, что военная жандармерия в последние два года быстро совершенствуется в Польше, непрерывно растут ассигнования на ее содержание (ежегодно почти на 70 %). Помимо гарнизонных подразделений, в составе жандармерии с 2004 г. формируются 4 оперативных подразделения батальонного состава, именуемые специальными отрядами, численность которых составляет 15 % от общей численности военной жандармерии. Специальные отряды сформированы в Варшаве, Минск-Ма-зовецком и Гливице. Готовится создание отряда в Познани10.

Численный состав каждого специального отряда - 2 тыс. чел. Он состоит из 7 рот по 115 чел., которые, в свою очередь, делятся на три стрелковых взвода и взвод огневой поддержки.

На варшавский специальный отряд возложены противотеррористическая функция и персональная охрана высших должностных лиц государства. Отряд был образован в 2004 г., но полной оперативной готовности достиг в 2006 г.

Второй по величине и значимости Минск-Мазовецкий специальный отряд выделяет усиленную роту в батальон военной полиции объединенного многонационального корпуса «Северо-Восток» со штабом в г. Щецин (Польша), который к середине 2007 г. будет развернут в Афганистане.

Третий Гливицкий специальный отряд составляет ядро многонационального батальона военной полиции сил быстрого реагирования НАТО,

• •

Уголовно-исполнительное право

2007. № 2

в состав которого входят подразделения военной полиции из Болгарии, Хорватии, Чехии, Словакии.

В Польше в составе военно-морских сил также существует специальная группа боевых пловцов «Формоза», являющаяся элитным подразделением, аналогичным американскому SEAL и британскому SBS. Она входит в состав группы разведывательных кораблей и дислоцируется на военно-морской базе Гдыня-Оксивие.

В настоящее время в силах специальных операций Польши проводятся организационные и технические мероприятия, связанные с пере-подчинением и перевооружением частей и подразделений на стандарты НАТО и созданием командования специальных операций11.

Огромный опыт по борьбе с разного рода экстремистскими проявлениями насильственного характера накоплен в Израиле, где борьба с терроризмом провозглашена в качестве одной из приоритетных задач обеспечения национальной и региональной безопасности. При этом в ходе антитеррористической деятельности в указанном государстве всегда придерживаются трех бескомпромиссных принципов: никогда не идти на уступки террористам, поскольку это не решает проблему, а только усугубляет ее; не вести переговоров с террористами; неотвратимость возмездия12.

В Украине все силовые ведомства имеют в своем распоряжении различные подразделения и части специального назначения. В составе вооруженных сил Украины они представлены частями специальной разведки, подразделениями специального назначения военной службы правопорядка, а также подразделениями спецназа отдельного полка президента Украины и отдельной бригады охраны генерального штаба вооруженных сил Украины. За последние годы в Украине развиваются также антитеррористи-ческие подразделения службы безопасности, которые по традиции продолжают неофициально именовать «Альфой». В то же время спецназ МВД Украины представлен частями и подразделениями «Беркут», «Сокол», «Титан», а также соответствующими структурами в составе внутренних войск13.

Таким образом, опыт организации и использования сил безопасности за рубежом во многом специфичен. Следует отметить, что приме-

Особенности создания...

нение активных силовых действий специальных подразделений (включая военные формирования) в разрешении внутренних конфликтов практикуется наиболее часто в странах с нестабильной оперативной обстановкой и обусловлено наличием серьезных социально-политических, экономических и иных проблем.

Положительный опыт по борьбе с массовыми беспорядками и терроризмом, имеющийся во многих иностранных государствах, безусловно, необходимо изучать, а затем использовать для защиты правопорядка и конституционного строя. Руководство стран Европы, США, Японии рассматривает борьбу с преступностью в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются совершенствование правовой базы применения всех сил и средств, улучшение взаимодействия между соответствующими федеральными органами, качественное формирование специальных подразделений, поддержание в них нормального морально-психологического климата, улучшение их технической оснащенности.

1 См.: Дьяков С.В. Проблемы борьбы с организованной преступностью // Организованная преступность - 2. Проблемы, дискуссии, предложения. М., 1993. С. 154.

2 См.: Киселев А.М., Бутов П.В. В помощь сотруднику отдела специального назначения. Рязань, 2005. С. 3-4.

3 См.: Мелехин А.В. Участие внутренних войск в ликвидации незаконных вооруженных формирований и пресечении массовых беспорядков (история, мировой опыт и современность). М., 1996. С. 45.

4 См.: Там же. С. 46-47.

5 См.: Гаврилова Е.Б. Специальные операции как метод

оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью в США и России // Преступность

и проблемы борьбы с ней. М., 2007. С. 447-453.

6 См.: Организованная преступность и организованный терроризм / Под ред. А.И. Долговой М., 2002. С. 24.

7 См.: Мелехин А.В. Указ. соч. С. 50.

8 См.: Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 197-222; Рыльская М.А. Урегулирование внутренних вооруженных конфликтов опыт, проблемы. М., 2003. С. 5-45.

9 См.: Мелехин А.В. Указ. соч. С. 52-53.

10 См.: Мосалев В., Ушаков В. Еще польска не сгинела, или Американская модель для польского спецназа // Солдат удачи. 2006. № 2. С. 46.

11 См.: Там же. С. 47.

12 См.: Артюшкин А. Особенности противодействия терроризму в Израиле // Войсковой вестн. 2006. № 6. С. 35-42.

13 См.: Александров С. Специальные подразделения силовых структур Украины // Солдат удачи 2006. № 1. С. 43.

Уголовно-исполнительное право

2007.№ 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.