нения вреда объекту преступления. Представляется, что незаконное требование вымогателя только в совокупности с применяемым психическим насилием к потерпевшему или к его близким, создает угрозу объекту уголовно-правовой охраны. Используя непригодную для шантажа информацию, вымогатель нарушает двухстороннюю связь «вымогатель-потерпевший», таким образом, воля потерпевшего не парализуется вовсе.
Что же касается угрозы распространения иных сведений, которые могут причинить существенный
вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, то их содержание может быть самым разнообразным. Например, разглашение коммерческой тайны, секреты производственных технологий, налоговая или банковская тайна критической финансовое положение и т.д. Важно еще раз подчеркнуть, что решение вопроса о том, способны ли такие сведения, будь они преданы огласке, объективно причинить именно существенный вред соответствующим правам и интересам, принадлежит исключительно потерпевшему.
Литература
1. Российское законодательство Х-ХХ вв. / Под. ред. В.Л. Янина. Т. 1. М., 1984.
2. Перов И. В. Уголовно-правовые вопросы борьбы с вымогательством. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
3. www.lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt
4. Ляпунов Ю.И. Уголовно-правовые вопросы борьбы с вымогательством. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24 февраля 2005 г «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Режим доступа: www.supcourt.ru/vscourt_detale. php?id=1567
6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2002 года. Официальный сайт Верховного Суда РФ http://www.supcourt.ru/vscourt_detale.php?id=158
7. Гусев О.Б., Завидов Б.Д., Коротков А.П. и др. Преступления против собственности. М., 2001.
М. М. Тарасов
СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ОПЫТ ВОЙСК ПРАВОПОРЯДКА
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
195 лет минуло с тех пор, когда в России сложилась и получила свое законодательное оформление военно-охранительная система. Наличие вооруженных формирований внутреннего предназначения характерно и для других стран, поскольку эти силы составляют необходимый элемент государственной власти, независимо от типа политического устройства государства и его социально-экономической формации.
Все государства в своей истории сталкивались и продолжают сталкиваться с внешними и внутренними факторами, вызывающими угрозу их безопасности. Поэтому с древнейших времен они создавали вооруженные силы, способные противостоять как внешним, так и внутренним врагам. Древнекитайский стратег У Цзы, живший в У-1У вв. до н.э., так обосновывал предназначение вооруженных сил: «Обычно поднимают войско на войну из-за пяти причин: первое - из-за славы; второе - из-за выгоды; третье - из-за накопившихся обид; четвертое - из-за внутренних беспорядков; пятое - из-за голода. Эти причины, в свою очередь, обусловливают пять видов войск: первое - справедливые войс-
ка; второе - насильственные войска; третье - неистовые войска; четвертое - жестокие войска; пятое -мятежные войска». Следовательно, еще в Древнем Китае один из видов войск - «жестокие войска» -предназначался для борьбы с «внутренними беспорядками».
С развитием государств видоизменялись формы организации внутренних войск, их функции, порядок использования и название. Например, силы внутренней безопасности США именуются сегодня Национальной гвардией. Во Франции - это Национальная жандармерия, в Испании - Гражданская гвардия, в Италии - Корпус карабинеров. В ФРГ внутренние функции выполняют мобильные части полиции готовности, войска пограничной охраны, а в особых случаях - вооруженные силы.
Специальные вооруженные формирования России, именуемые сейчас внутренними войсками, имеют многовековую историю, неразрывно связанную с основными этапами государственного строительства.
В Древнерусском государстве, Новгородской феодальной республике, удельных княжествах пе-
риода политической раздробленности, несмотря на их различия в системе власти, борьба с массовыми волнениями и беспорядками возлагалась на княжеские дружины и некоторых представителей центральных и местных органов управления (посадников, княжеских тиунов, выборных старост и просто «добрых людей»).
В Московском централизованном государстве начинает складываться система органов управления, наделенных полицейскими функциями (Разбойный, Челобитный, Преображенский и некоторые другие приказы). Наряду с ними поддержание внутреннего порядка в стране обеспечивали воеводы, губные и земские избы. Появляются первые военно-охранительные формирования стрельцов, жильцов и городовых казаков. Расширяются их функции, среди которых караульная и гарнизонная служба, охрана пограничной территории. С развитием пенитенциарной системы на служилых людей возлагается охрана мест заключения, конвоирование арестантов и некоторые другие задачи.
В XVIII в. в России формируется система полицейских органов, предназначенных для борьбы с преступностью и поддержания общественного порядка. Однако пока еще децентрализованная и организационно не сложившаяся полиция не могла самостоятельно выполнять поставленные перед ней задачи. Только совместными усилиями с регулярными воинскими формированиями можно было добиться ее эффективной охранительной деятельности.
Петровские преобразования привели к созданию регулярной армии и расширению возможностей ее использования как военной охранительной силы государства. С 1702 г. формируются гарнизонные полки, которые наделяются полицейскими функциями. Со временем они стали основным видом войск внутреннего предназначения. Они же являлись резервом полевых войск. Выполнение этой задачи вызвало необходимость поиска путей пополнения личным составом самих гарнизонных войск. Так появились формирования военных инвалидов, которые в конце XVIII в. были сведены в особые инвалидные роты, причисленные к гарнизонным батальонам. Параллельно с ними в это же время существовали губернские роты и уездные команды, подчиненные, в отличие от гарнизонных войск, местной администрации.
В годы, предшествующие законодательному оформлению военно-охранительной системы, в ее состав, наряду с постоянными формированиями, входили иррегулярные войска (казачество, часть временного народного ополчения - земского войска - периода русско-прусско-французской войны 1806-1807 гг.), а также созданные в 1810 г. военные поселения.
Правовой основой создания военно-охранительных частей внутреннего предназначения явились указы императора Александра I от 16 и 17 января, 27 марта 1811 г., а также «Положение для внутренней стражи», утвержденное 3 июля 1811 г. Термин «внутренняя стража» впервые был введен в рескрипте, прилагаемом к первому из указов, и стал общепринятым с опубликованием Положения.
Создание внутренней стражи было вызвано объективной необходимостью укрепления государственной безопасности и усиления армии людскими резервами накануне Отечественной войны 1812 г. Война оказала большое влияние на становление и развитие внутренней стражи, приобретение опыта боевого применения ее подразделений, подготовки обученного резерва для действующей армии.
В 1816 г. все части и подразделения внутренней стражи были сведены в отдельный корпус внутренней стражи, имевший четкую армейскую структуру: округ - бригада - батальон - рота - команда. Его части и подразделения были размещены по всей европейской территории страны, что создавало возможность их использования как войск быстрого реагирования. В 1817 г. в составе корпуса сформированы жандармские подразделения, которые в 1836 г. передаются в Отдельный корпус жандармов.
Военная реформа Александра I упразднила Отдельный корпус внутренней стражи, так как государство оказалось не в состоянии содержать крупные воинские формирования, не имевшие боевого назначения. С 1864 г. его функции стали выполнять местные и резервные войска. Но в связи с увеличением объема задач конвойной службы, с которым уже не справлялись местные войска, в 1886 г. была сформирована конвойная стража.
В начале XX в. она становится важным элементом карательного аппарата государства, а служба в конвойных командах - более сложной и напряженной. На этот период приходится две войны и три революции, радикально изменивших общественный и государственный строй России. Со свержением самодержавия была упразднена вся военноохранительная система Российской империи за исключением конвойной стражи, которая продолжала выполнять свои функции, но уже в новых исторических условиях.
Формирование военно-охранительной системы Советского государства проходило в условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции, что обусловило учреждение, в первую очередь, репрессивных и правоохранительных органов с наделением их чрезвычайными полномочиями. Эти же обстоятельства потребовали создания специальных вооруженных сил внутреннего предназначения. Организация войск специального назна-
чения начинается в декабре 1917 г. с отрядов ВЧК, которые в июле 1918 г. были объединены в Корпус войск ВЧК. В мае 1918 г. создается Продовольственно-реквизиционная армия. В марте того же года формируются войска по охране железных дорог, в мае - войска Главвода, в июне - войска Главсахара. Свои войска имели Главнефть, Центротекс-тиль и некоторые другие ведомства. Наркомат торговли и промышленности сформировал пограничную охрану. Законодательное оформление конвойной стражи произошло в апреле 1918 г. с установлением двойного подчинения - Наркомату по военным делам и Наркомату юстиции. Принцип двойной подчиненности был распространен и на другие войска специального назначения.
В мае 1919 г. войска всех ведомств, за исключением конвойной стражи, железнодорожной и пограничной охраны переходят в подчинение НКВД и получают наименование войск внутренней охраны Республики (ВОХР). В сентябре 1920 г. происходит их новая реорганизация. Создается единая система внутренней службы НКВД (войска ВНУС), в которую наряду с войсками ВОХР вошли и другие воен-низированные формирования.
С окончанием гражданской войны войска ВНУС были переданы из НКВД Наркомату по военным делам, который их реорганизовал в общевойсковые части РККА. Свои войска остались только у ВЧК. После ее упразднения и создания в феврале 1922 г. Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД, войска ВЧК реорганизуются в войска ГПУ с включением в их состав конвойной стражи. С образованием СССР ГПУ переформируется в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР, а войска ГПУ становятся войсками ОГПУ. В ходе военной реформы 1924-1928 гг. из их состава выводится конвойная стража, которая приобретает статус самостоятельного вида войск, а в сентябре 1930 г. получает наименование Конвойные войска СССР.
Изменения во внутренней и внешней политике государства в 30-е годы, связанные со строительством основ социализма и подготовкой к войне с фашистской Германией, оказали значительное влияние на структуру, состав и служебно-боевую деятельность внутренних войск. В июле 1934 г. был образован общесоюзный НКВД. На него возлагались функции обеспечения государственной безопасности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, управления исправительно-трудовыми учреждениями, внутренней и конвойной охраной и некоторые другие.
Руководство вооруженными формированиями осуществлялось Главным управлением пограничной и внутренней охраны, которое в 1937 г. было преобразовано в Главное управление пограничных
и внутренних войск (ГУПВВ) НКВД СССР. В феврале 1939 г. ГУПВВ разделяется на шесть главных управлений: пограничных войск НКВД СССР, войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности, конвойных войск НКВД СССР, военного снабжения НКВД СССР и главное военно-строительное управление войск НКВД СССР. Законом о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. пограничные и внутренние войска были включены в состав Вооруженных сил СССР.
Последняя довоенная реорганизация внутренних войск произошла в феврале 1941 г., когда НКВД СССР был разделен на два наркомата: внутренних дел и государственной безопасности. В реформированном НКВД руководство войсками по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности стало осуществлять одно Главное управление. Руководство конвойными войсками было возложено на Управление. Добавилось новое Управление оперативных войск НКВД СССР, которому стали подчиняться дивизия им. Ф.Э. Дзержинского, оперативные части, переданные из Главного управления пограничных войск и военно-учебные заведения НКВД.
Служебно-боевая деятельность внутренних войск в этот период, кроме выполнения задач по прямому назначению, была направлена на реализацию мер, связанных с расширением западных границ СССР, войной с Финляндией, вводом советских войск в Западную Украину, Западную Белоруссию, Бесарабию, Северную Буковину и Прибалтику. Внутренние войска, служившие инструментом карательной политики сталинского руководства в отношении «врагов народа», других «классовочуждых элементов», оказались причастными к массовым политическим репрессиям. Вместе с тем, многие военнослужащие внутренних войск сами оказались жертвами этой антинародной преступной политики.
Тяжелым испытанием для личного состава внутренних войск, как и для всего советского народа, стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Уже в первые дни войны удары врага приняли на себя 11 полков оперативных войск НКВД, другие части и подразделения внутренних войск, дислоцированные на западной границе СССР. Воины внутренних войск принимали участие во всех крупных сражениях периода стратегической обороны. Москву, Ленинград и Сталинград защищали 22 соединения войск НКВД. Всего на фронтах войны воевало 53 дивизии, 20 бригад внутренних войск, не считая пограничных и других самостоятельных частей.
Непосредственно участвуя в боевых действиях, внутренние войска одновременно выполняли роль резерва действующей армии, пополняя ее своим личным составом. За годы войны было сформировано и направлено на фронт 29 стрелковых дивизий.
Эффективной формой боевого применения внутренних войск было выполнение внезапно возникавших оперативных задач силами сводных отрядов и полков. Огневую поддержку действующей армии оказывали десятки бронепоездов войск НКВД по охране железных дорог. Специальные подразделения внутренних войск проводили активную разведывательно-диверсионную работу в тылу врага. Воины-связисты обеспечивали радиопротиводействие противнику. Значительный урон врагу наносили воины-снайперы. Личный состав войск участвовал в организации партизанского движения на временно оккупированной территории страны. Это далеко не полный перечень боевых задач, решаемых частями и подразделениями войск НКВД в военные годы.
В период войны войска НКВД выполняли и другие задачи, прежде всего те, которые были связаны с обеспечением безопасности действующей армии и государства в целом. Это охрана тыла действующей армии, охрана и оборона железных дорог и сооружений на них, охрана особо важных предприятий промышленности и правительственных учреждений, обеспечение правового режима военного времени и несение гарнизонной службы в освобожденных городах, наружная охрана мест заключения, конвоирование осужденных и военнопленных.
Внутренние войска участвовали в выполнении специальных правительственных заданий. Части и подразделения войск обеспечивали, например, охрану делегаций государств антигитлеровской коалиции на Тегеранской (1943 г.), Ялтинской и Потсдамской (1945 г.) конференциях, сопровождали особо ценные грузы из государственных запасов СССР, участвовали в выполнении других ответственных заданий.
Вместе с тем, внутренние войска были задействованы в проведении политики насильственного переселения отдельных народов из мест их постоянного проживания в другие районы страны. Факты депортации, какие бы причины не лежали в их основе, носили антинародный характер и впоследствии были названы «варварскими акциями сталинского режима».
Ожесточенной и длительной была ликвидация националистического подполья и бандформирований, оставленных немецкими спецслужбами в южных и западных районах страны для проведения диверсионно-подрывной деятельности. Борьба с
политбандитизмом продолжалась и в послевоенные годы.
Родина высоко оценила заслуги личного состава внутренних войск в годы Великой Отечественной войны. Тысячи военнослужащих были награждены орденами и медалями, а 267 воинов, служивших в войсках НКВД, удостоены звания Героя Советского Союза.
После окончания войны внутренние войска продолжали выполнять служебно-боевые задачи по ликвидации националистических бандформирований, охране тыла групп советских войск, находившихся за границей, охране особо важных государственных объектов, железнодорожных сооружений, исправительно-трудовых учреждений. Кроме того, они привлекались для охраны общественного порядка, к работам по ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, к операциям по разведению противоборствующих сторон в некоторых межнациональных конфликтах.
Перечисленные задачи внутренним войскам приходилось выполнять в условиях их неоднократного реформирования. Первая их реорганизация произошла в связи с окончанием Великой Отечественной войны, последующие - в 1950-1956 гг., в 1960-1966 гг. и в 1968 г. В результате организационных мероприятий конца 60-х годов были созданы благоприятные условия для повышения боевой и мобилизационной готовности войск. Улучшилось их кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, бытовое обслуживание и обустройство.
В конце 80-х годов формируется новая законодательная база строительства и служебно-боевой деятельности внутренних войск, существенно изменившая их правовое положение и социальный статус. В 1989 г. они вместе с пограничными и железнодорожными войсками выводятся из состава Вооруженных Сил СССР, а в 1991 г. части, соединения, объединения и военно-учебные заведения внутренних войск, дислоцированные на территории РСФСР, были приняты под ее юрисдикцию.
Распад СССР и становление российской государственности вызвали изменения в структуре, составе и порядке применения внутренних войск. В 90-е годы значительно расширилась правовая основа их оперативно-служебной и боевой деятельности. Внутренние войска вместе с частями Вооруженных Сил России и подразделениями органов внутренних дел неоднократно привлекались для защиты конституционного строя, общественной безопасности и разрешения внутригосударственных конфликтов. Серьезным и трудным испытанием для внутренних войск стало их участие в боевых действиях по восстановлению конституционного строя в Чеченской Республике.
Служебно-боевой опыт, накопленный в последние десятилетия, был учтен в ходе современного реформирования внутренних войск, которое направлено на поддержание высокой боевой готовности в условиях их преобразования и перевода на качественно новую организационную структуру.
Данная работа приурочена к 195-летию внутренних войск МВД России и дополняет серию пуб-
ликаций к 200-летию Министерства внутренних дел России. Не претендуя на исчерпывающую полноту их изложения, автор, тем не менее, стремился осветить наиболее значительные события и факты, в том числе и те, которые противоречиво оцениваются в современных историко-правовых и военноисторических публикациях.