Научная статья на тему 'Правовые основы Антикризисного регулирования Евразийского экономического сообщества'

Правовые основы Антикризисного регулирования Евразийского экономического сообщества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО / АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЕВРАЗЭС / THE INTERNATIONAL ECONOMIC LAW / ANTI-RECESSIONARY REGULATION / GLOBAL FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коннов В. А.

Проводится анализ международно-правовых актов Евразийского экономического сообщества, направленных на предупреждение и урегулирование финансово-экономических кризисов на пространстве государств — членов организации. Раскрывается содержание и сущность антикризисных механизмов, институализируемых этими актами, их действие по кругу лиц, соотношение с другими актами ЕврАзЭС, а также национальным законодательством государств-членов. Предлагается рассматривать механизмы, закрепленные соглашениями о создании и деятельности Антикризисного фонда ЕврАзЭС, не только в качестве одного из инструментов экономической интеграции сообщества, но и в качестве самостоятельных региональных международно-правовых механизмов предупреждения и предотвращения финансово-экономических кризисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF ANTI-RECESSIONARY REGULATION WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

This article comprises the analysis of operating international legal acts of the Eurasian Economic Community directed on the prevention and settlement of financial and economic crises on the territory of the member states of the organization. The article explains the content and essence of the anti-recessionary mechanisms created by legal acts, their action on the circle of persons, parity with other legal acts of EurAsEC, and also the national legislation of member states. On the basis of the analysis it is offered to consider these mechanisms, fixed by agreements on creation and activity of Anti-recessionary fund of the Eurasian Economic Community, not only as one of the tools of the community economic integration of the, but also as independent regional international legal mechanisms for financial and economic crises prevention.

Текст научной работы на тему «Правовые основы Антикризисного регулирования Евразийского экономического сообщества»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

В.А. КОННОВ,

заместитель начальника кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

E-mail: vkonnov@inbox.ru

Аннотация. Проводится анализ международно-правовых актов Евразийского экономического сообщества, направленных на предупреждение и урегулирование финансово-экономических кризисов на пространстве государств — членов организации. Раскрывается содержание и сущность антикризисных механизмов, институализируемых этими актами, их действие по кругу лиц, соотношение с другими актами ЕврАзЭС, а также национальным законодательством государств-членов. Предлагается рассматривать механизмы, закрепленные соглашениями о создании и деятельности Антикризисного фонда ЕврАзЭС, не только в качестве одного из инструментов экономической интеграции сообщества, но и в качестве самостоятельных региональных международно-правовых механизмов предупреждения и предотвращения финансово-экономических кризисов.

Ключевые слова: международное экономическое право, антикризисное регулирование, мировой финансово-экономический кризис, ЕврАзЭС.

LEGAL BASES OF ANTI-RECESSIONARY REGULATION WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

V.A. KONNOV,

deputy Head of Department human rights and international law Moscow University,

Russian Interior Ministry, Candidate of Law

Annotation. This article comprises the analysis of operating international legal acts of the Eurasian Economic Community directed on the prevention and settlement of financial and economic crises on the territory of the member states of the organization. The article explains the content and essence of the anti-recessionary mechanisms created by legal acts, their action on the circle of persons, parity with other legal acts of EurAsEC, and also the national legislation of member states. On the basis of the analysis it is offered to consider these mechanisms, fixed by agreements on creation and activity of Anti-recessionary fund of the Eurasian Economic Community, not only as one of the tools of the community economic integration of the, but also as independent regional international legal mechanisms for financial and economic crises prevention.

Keywords: the international economic law; anti-recessionary regulation; global financial and economic crisis; the Eurasian Economic Community.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) является молодым интеграционным объединением, возникшим на основе общих интересов отдельных государств — бывших республик СССР в экономической сфере. Эта международная организация была создана на основе Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г. К настоящему времени ее членами являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. 25 января 2006 г. был подписан Протокол о присоединении к ЕврАзЭС Узбекистана, однако в ок-

тябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.

Цели интеграционного объединения в соответствии с Договором об учреждении ЕврАзЭС:

♦ обеспечение динамичного развития путем согласования проводимых социально-экономических преобразований;

♦ эффективное использование экономических потенциалов для повышения уровня жизни народов государств-участников;

♦ координация подходов при интеграции в

Актуальные проблемы международного права

мировую экономику и международную торговую систему;

♦ эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Фундаментальные цели деятельности организации определяют ее статус и место в типологии международных организаций. ЕврАзЭС является международной межправительственной экономической организацией, направленной в своей деятельности на осуществление экономической интеграции государств-участников. Статья 11 Договора об учреждении ЕврАзЭС наделяет организацию международной правоспособностью. Она пользуется правами юридического лица и для реализации своих целей и задач может заключать международные договоры, приобретать имущество и распоряжаться им, выступать в суде, а также открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

В отношении правового обеспечения своего функционирования ЕврАзЭС является частично правопреемником других международных организаций, в частности Таможенного союза России и Белоруссии, созданного в 1995 г. на основе одноименного Договора, а также Договоров об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. Это подтверждается содержанием Договора об учреждении ЕврАзЭС, где в преамбуле отмечается, что стороны выражают готовность в полной мере выполнять обязательства, принятые ими в соответствии с ранее заключенными соглашениями. Следовательно, создание ЕврАзЭС явилось логическим продолжением правового оформления интеграционных экономических процессов, начало которым было положено в середине 1990-х гг.

С юридической точки зрения нормы Таможенного союза России и Белоруссии, а также Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России стали составным элементом внутреннего права ЕврАзЭС в той части, в которой они не противоречат заключенным позднее соглашениям этой организации (ст. 2 Договора об учреждении ЕврАзЭС).

В настоящее время право ЕврАзЭС представлено множеством международных соглашений как

общего характера, так и касающихся отдельных сторон деятельности организации. В частности, отдельные блоки документов направлены на регулирование вопросов создания и функционирования Таможенного союза (установление единых таможенных тарифов, ликвидация ограничений в вопросах экспорта-импорта и т.д., см. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза 2007 г.), регулирование приграничного экономического сотрудничества (см. Соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров ЕврАзЭС 2005 г.), унификацию законодательства государств-членов (см. Договор о статусе Основ законодательства ЕврАзЭС, порядке их разработки, принятия и реализации 2004 г.), а также антикризисное регулирование. Помимо международно-правовых актов в рамках организации принимаются и реализуются акты рекомендательного характера, направленные на конкретизацию положений отдельных международных договоров, а также подготовку принятия новых. К таким актам относятся программы действий, концепции развития, протоколы о намереньях и др. (см. Концепцию сотрудничества государств — членов ЕврАзЭС в валютной сфере 2005 г). ЕврАзЭС за относительно небольшой срок своего существования выработало комплекс международно-правовых норм, призванных обеспечить экономическую интеграцию государств-членов.

В Договоре об учреждении ЕврАзЭС не упоминаются цели и задачи организации, которые были бы связаны с предупреждением и урегулированием финансово-экономических кризисов. Более того, в числе функций, которыми в соответствии с Договором наделены главные органы организации — Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея и Суд сообщества — реализация мер антикризисного регулирования, также не закреплена. Однако это не означает, что правомочия ЕврАзЭС не могут охватывать данную сферу. В соответствии со ст. 2 на организацию возлагается реализации других целей и задач, определенных в заключаемых соглашениях в интересах достижения интеграционных целей. Кроме того, ч. 3 ст. 15, устанавливая правила распределения собственных средств организации, помимо прочего, закрепляет

Актуальные проблемы международного права

такие направления, как финансирование межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС, направленных на достижение целей и задач, не противоречащих Договору. Поскольку общие интеграционные цели и задачи не входят в противоречие с коллективными действиями государств-участников по предупреждению и урегулированию финансово-экономических кризисов, можно констатировать, что антикризисное регулирование в рамках ЕврАзЭС находится в рамках положений этого учредительного документа.

Механизмы антикризисного регулирования ЕврАзЭС были созданы и получили правовое закрепление значительно позднее многих аналогичных механизмов других международных организаций и интеграционных объединений. В отличие от последних основной побудительной причиной разработки и заключения соответствующих соглашений ЕврАзЭС стал мировой финансово-экономический кризис 2008—2009 гг., когда экономическая ситуация в государствах — участниках организации, включая Россию, стала нестабильной.

Первый антикризисный международно-правовой акт, который является в настоящее время составной частью права ЕврАзЭС (в силу распространения на государства-члены обязательств, вытекающих из актов Таможенного союза, созданного в 1995—1999 гг.), был заключен раньше создания ЕврАзЭС и связан с урегулированием кризисных явлений в государствах — бывших республиках СССР, порожденных государственным дефолтом России в 1998 г. Таким актом является Протокол о совместных действиях государств — участников соглашений о Таможенном союзе по активизации торгово-экономического сотрудничества и преодолению последствий финансово-экономического кризиса от 24 сентября 1999 г. Протокол, являясь международным договором, одновременном выступает в качестве акта, дополняющего и конкретизирующего права и обязанности государств-членов, предусмотренные ранее принятыми договорами о Таможенном союзе.

Этот первый антикризисный договор, ставший частью внутреннего права ЕврАзЭС, имеет особую правовую форму, которая обусловлена кругом его участников. Протокол о совместных действиях государств — участников соглашений о Таможенном союзе по активизации торгово-экономического со-

трудничества и преодолению последствий финансово-экономического кризиса был подписан как правительствами, так и национальными (центральными) банками государств. Права и обязанности сторон, закрепляемые в документе, разграничиваются в отношении национальных правительств и национальных (центральных) банков. Эта форма закрепления международных обязательств была обусловлена тем, что в соответствии с внутренним законодательством некоторых государств — участников Протокола национальные (центральные) банки обладают организационной самостоятельностью и независимостью в принятии решений по вопросам, относящимся к их компетенции. Поскольку Протокол затрагивает полномочия национальных (центральных) банков, они наравне с правительствами стали участниками международного договора, приняв на себя соответствующие обязательства.

Протокол о совместных действиях государств — участников соглашений о Таможенном союзе по активизации торгово-экономического сотрудничества и преодолению последствий финансово-экономического кризиса имеет выраженную целевую антикризисную направленность, что подтверждается содержанием преамбулы. В ней закрепляется, что этот международно-правовой акт призван обеспечить совместные действия по преодолению последствий финансово-экономического кризиса, защитить товарные и валютно-финансовые рынки государств-участников.

Обязательства государств в соответствии с Протоколом о совместных действиях государств — участников соглашений о Таможенном союзе по активизации торгово-экономического сотрудничества и преодолению последствий финансово-экономического кризиса. можно условно разделить на следующие виды:

♦ обязательства, связанные с развитием взаимной торговли;

♦ обязательства, связанные с поддержкой реального сектора экономики;

♦ обязательства в области налоговой политики;

♦ обязательства в области таможенных отношений;

♦ обязательства в области платежно-таможен-ных отношений;

♦ инвестиционные обязательства.

Актуальные проблемы международного права

Вопросы урегулирования экономических кризисов рассматриваются в Протоколе о совместных действиях государств — участников соглашений о Таможенном союзе по активизации торгово-экономического сотрудничества и преодолению последствий финансово-экономического кризиса только в контексте отдельных обязательств. Так, разд. I предусматривает ускорение подготовки и принятия согласованного механизма применения временных протекционистских мер в торговле между государствами-участниками. Кроме того, в Протоколе закреплены нормы относительно поддержки реального сектора экономики. В частности, документ подчеркивает необходимость государственного кредитования отдельных хозяйствующих субъектов на льготных условиях, а также ставит целью разработать и реализовать совместные меры по рациональному использованию трудовых ресурсов, высвободившихся в период экономического кризиса, а также по стабилизации уровня занятости.

В части антикризисных мер в сфере платежно-расчетных отношений Протокол о совместных действиях государств — участников соглашений о Таможенном союзе по активизации торгово-экономического сотрудничества и преодолению последствий финансово-экономического кризиса закрепляет обязательства национальных (центральных) банков, которые являются участниками договора. Они обязаны согласовать обменные курсы национальных валют по операциям платежного баланса для исключения возможности получения одним из государств-участников одностороннего эффекта в ущерб экономике других государств-участников.

Положения Протокола о совместных действиях государств — участников соглашений о Таможенном союзе по активизации торгово-экономического сотрудничества и преодолению последствий финансово-экономического кризиса носят программный характер. Права и обязанности государств в нем закреплены в общем виде, и предполагают конкретизацию в последующих актах Таможенного союза, а также имплементацию во внутригосударственной нормативной правовой базе. В частности, правительствами государств-участников были изданы подзаконные акты, закреплявшие план мероприятий по реализации положений Про-

токола (см. План мероприятий по реализации Протокола о совместных действиях государств — участников соглашений о Таможенном союзе по активизации торгово-экономического сотрудничества и преодолению последствий финансово-экономического кризиса, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2000 г. № 546). Особое значение в реализации антикризисного документа имели подписанные позднее соглашения между центральными (национальными) банками государств-участников (см. Соглашение между Банком России и Национальным банком Республики Белоруссии об информационном обеспечении участников интегрированного валютного рынка государств — членов ЕврАзЭС).

Созданный в 2008—2009 гг. международно-правовой механизм антикризисного регулирования ЕврАзЭС вобрал в качестве своей основы выработанные и внедренные в других организациях и интеграционных объединениях формы и методы предупреждения и предотвращения кризисов. Однако в целостном виде механизм получил специфические черты, отразившие как особенности экономик государств — участников ЕврАзЭС, так и особенности функционирования организации. В частности, среди специфических условий, повлиявших на структуру и содержание механизма, можно выделить следующее:

♦ развивающийся характер экономик государств-участников;

♦ существенные различия в финансовых и экономических возможностях государств-участников;

♦ существенная ограниченность источников финансирования антикризисных мер (по сравнению с другими региональными международными организациями);

♦ отсутствие связей с другими международными финансовыми институтами и как результат опора на собственные, а не заемные финансовые ресурсы.

Механизм антикризисного регулирования в рамках ЕврАзЭС в короткие сроки получил полноценную международно-правовую базу, позволившую уже с 2010 г. приступить к выполнению задач по стабилизации экономической ситуации в отдельных государствах-участниках. Правовой основой выступают несколько актов, имеющих как учредительный, так и процессуальный характер.

Актуальные проблемы международного права

Договор об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС был заключен 9 июня 2009 г. и представляет собой учредительный акт, направленный на определение целей, задач и статуса Фонда. Целями создания выступают преодоление негативных последствий национальным экономикам мирового финансово-экономического кризиса, обеспечение экономической и финансовой устойчивости, а также углубление интеграционных процессов. Этот международный правовой акт был заключен во исполнение ранее принятого решения № 415 Межгосударственного совета ЕврА-зЭС (на уровне глав государств)1. Решение было принято в рамках внеочередного экстренного заседания, вызванного углублением мирового финансово-экономического кризиса и усилением его негативного воздействия на экономики государств-участников. Решение предусматривало создание не позднее 1 июля 2009 г. Антикризисного фонда, разработку и принятие соответствующей договорно-правовой базы.

Договор об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС является открытым. Статья 6 предусматривает, что присоединение к нему не исключается для других государств, а также международных организаций. Следовательно, этот международный правовой акт является не только частью внутреннего права ЕврАзЭС, но и договором, имеющим способность действовать вне пределов обязательств, закрепляемых другими актами ЕврАзЭС. Это подтверждается тем, что одно из государств, имеющее статус наблюдателя при ЕврА-зЭС и не являющееся членом организации—Армения, тем не менее стала полноправным участником не только Договора, но и других актов, институа-лизировавших рассматриваемый антикризисный механизм. В настоящее время возможность присоединения к этому пакету международных соглашений рассматривается Украиной, которая также является государством — наблюдателем ЕврАзЭС.

Договором об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС не допускаются оговорки. Стороны не вправе отказываться от исполнения какой-либо его части, какими бы ни были причины, побудившие к этому. Единственный способ отказаться от выполнения обязательств — выход из договора. Но и в этом случае, как следует из Договора, для бывшего государства-участника

продолжают быть обязательными процедуры разрешения споров с действующими государствами-участниками относительно обязательств, вытекающих из Договора (ст. 7). Даже на бывших участников Договора будут распространяться часть его норм. Это положение соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., которая в ст. 70 предусматривает, что государства-участники освобождаются от всякого обязательства по договору, если договором не предусматривается иное или если участники не согласились об ином. Сами вопросы урегулирования споров, связанных с реализацией Договора, регламентированы не основным текстом, а приложением к нему, которое закрепляет Положение об Антикризисном фонде ЕврАзЭС.

Учредительный характер Договора об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС определяет его содержание. Во-первых, он определяет статус фонда — объединенные средства государств-участников, используемые в антикризисных целях, передаваемые в постоянное управление и являющиеся собственностью ЕврАзЭС. Во-вторых, предусматриваются основные правила формирования фонда, где определяются сроки внесения государствами средств, их размеры и условия изменения квот. В-третьих, Договор содержит согласованную позицию сторон относительно управляющего фондом и его обязательств по отношению к государствам-участникам. В качестве управляющего выступает Евразийский банк развития (ЕАБР) — самостоятельная международная региональная финансовая организация, созданная ЕврАзЭС в 2006 г.

Примечательно, что Договор об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС не закрепляет подробно процедуры и условия предоставления экономической и финансовой помощи, права и обязанности государств-участников по отношению к управлению средствами. В этом смысле Договор носит отсылочный характер и содержит ссылки как на конкретные правовые акты (например, на Положение об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС), так и абстрактно на другие акты, которые не называются, но подразумевается их принятие в дальнейшем.

URL: http://www.evrazes.com/docs/view/77.

Актуальные проблемы международного права

Кроме Договора об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС правовой основой антикризисного регулирования в рамках ЕврАзЭС является Положение об Антикризисном фонде ЕврАзЭС, которое представляет собой приложение к нему. По сравнению с учредительные актом этот документ является более развернутым и казуистичным, содержащим не только материальные, но и отдельные процессуальные нормы, относящиеся, в частности, к механизмам принятия решений. С юридической точки зрения Положения является неотъемлемой частью Договора и не может применяться в отрыве от его положений.

Положение об Антикризисном фонде ЕврА-зЭС закрепляет следующие вопросы:

♦ статус фонда, включая правовое положение аккумулируемых им средств относительно правомочий государств-участников, а также финансовых претензий со стороны третьих лиц (как государств, так и частноправовых субъектов);

♦ организацонно-управленческие процедуры, в частности, правовые основы принятия решений, рабочий язык и валюту, в которой аккумулируются средства;

♦ источники формирования средств фонда, а также условия размещения и инвестирования свободных средств с целью получения дохода и увеличения его собственных капиталов;

♦ правовой статус контрольного и управленческого органа — Совета фонда, призванного осуществлять мониторинг его деятельности, определять стратегические пути развития и рассматривать вопросы участия новых государств-членов;

♦ правовой статус и полномочия вспомогательных органов фонда — Экспертного совета и Секретариата;

♦ порядок прекращения операций фонда, выхода из него участников, а также процедуры разрешения возникающих споров.

Положение об Антикризисном фонде ЕврАзЭС является экономико-правовым регламентом его деятельности, аналогичным нормативным документам, которые принимают частные управляющие компании при создании разных видов инвестиционных фондов. Аналогия явная, что естественно, поскольку основные принципы деятельности фонда соответствуют принципам функционирования частных экономических инструментов.

Вместе с тем Положение об Антикризисном фонде ЕврАзЭС говорит о публично-правовом характере регулирования фонда, о чем свидетельствует закрепление правовой базы, круга участников, особых принципов международного контроля и т.д. Кроме того, этот документ связывает правомочия государств-участников по управлению фондом и правомочия управляющего органа — Евразийского банка развития. Положением определяются права и обязанности каждого из них, распределяется компетенция в принятии тех или иных решений. В отношении последних прослеживается позиция: государства-участники принимают стратегические решения, а Евразийский банк развития — текущие, связанные с повседневной деятельностью по управлению.

Международной правовой базой антикризисного регулирования в рамках ЕврАзЭС выступает Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭСот 9 июня 2009 г. Этот документ был заключен одновременно с другими актами, составляющими правовую базу антикризисного регулирования в рамках ЕврАзЭС, но является самостоятельным международным договором, который вместе с тем не может применяться в отрыве от других профильных договоров. Соглашение является примером многостороннего международного договора, заключенного государствами с международной организацией. Его участниками помимо государств выступает Евразийский банк развития. В этом смысле Соглашение является правовым актом, который наделяет этот банк полномочиями по управлению фондом. В то же время Соглашение выступает в качестве акта делегирования таких полномочий от государств международной организации.

Среди вопросов, которые стали предметом регулировании Соглашения об управлении средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС следует выделить вопросы подотчетности и подконтрольности Евразийского банка развития в его деятельности по управлению средствами. Документом предусматривается проведение внешнего аудита организации, создание специальных комиссий по рассмотрению вопросов обоснованности тех или иных действий банка. Кроме того, Соглашением закрепляются вопросы ответственности сторон. Это является важным аспектом в современном

Актуальные проблемы международного права

международном праве, поскольку в настоящее время проблемы ответственности международных организаций не являются полноценно разработанными ни в международно-правовой доктрине, ни в источниках международного права2. Положения, нашедшие отражение в Соглашении, дополняют эту сферу международных отношений новой правовой базой.

Отдельного внимания заслуживают те положения Соглашения об управлении средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС, которые связаны с правоохранительными аспектами. Статья 7 определяет права и обязанности сторон по противодействию противоправным действиям. В частности, на Евразийский банк развития возлагается включение в тексты соглашений о предоставлении денежных средств требований к государствам относительно обеспечения их целевого использования и защиты от неправомерного отчуждения. В свою очередь, на государства — потребители средств возлагается ответственность за выполнение этих требований. Данные положения Соглашения являются нестандартными для аналогичных актов других международных финансовых организаций, где вопросы правоохранительной тематики либо не отражаются, либо становятся предметом регулирования отдельных, специальных договоров.

Международные правовые акты можно отнести к базовой правовой основе функционирования антикризисных механизмов ЕврАзЭС. Вместе с тем в настоящее время активно развивается комплекс внутренних актов организации, которые можно условно назвать текущим правовым регулированием. Это прежде всего решения, которые принимаются Советом Антикризисного фонда ЕврАзЭС К таковым можно отнести следующее:

♦ лимиты доступа государств-участников к средствам фонда; пересматривается ежегодно и представляет собой данные о пределах финансирования, которое в случае необходимости может быть предоставлено государству по его запросу; лимиты определяются исходя из объема финансирования фонда со стороны конкретного государства;

♦ Порядок предоставления финансовых кредитов из средств фонда от 21 января 2010 г.; регламентирует сроки предоставления кредитов (основные и льготные), ставки по кредитам, условия досрочного погашения, а также особые усло-

вия, связанные со спецификой конкретного государства или экономической ситуацией;

♦ Порядок предоставления инвестиционных кредитов из средств фонда от 25 февраля 2010 г.; этот акт аналогичен предыдущему, но ставит соответствующие условия для другого вида займов, предоставляемых в рамках антикризисного регулирования;

♦ порядок управления временно свободными средствами фонда; определяет правовые возможности управления теми средствами, которые не были востребованы государствами, а также теми, которые образовались в результате инвестирования3.

В праве ЕврАзЭС эти документы имеют специальное название — «порядки», а устанавливаемые ими правила называются «политика» и «процедуры».

Помимо договорных источников правовой основой функционирования механизмов антикризисного регулирования ЕврАзЭС являются акты, принимаемые Евразийским баком развития. Эти акты можно рассматривать в качестве актов международной организации. Вследствие того что банк является международной финансовой организацией, издаваемые им акты, касающиеся управления Антикризисным фондом ЕврАзЭС, носят экономическую направленность и призваны упорядочить процедуры как управления средствами, так и их предоставления государствам-участникам. Эти документы называются регламентами и закрепляют процедурные аспекты деятельности банка в связи с управлением Антикризисным фондом ЕврАзЭС. В частности, в настоящее время приняты и реализуются Регламенты подготовки кредитов, снятия средств.

Правовая база антикризисного регулирования ЕврАзЭС неизбежно будет расширяться за счет актов этой международной организации, в которых отражаются решения о предоставлении кредитов конкретному государству-участнику. В

2 Тема ответственности международных организаций впервые была отмечена заслуживающей внимания Комиссии международного права еще в 1963 г. в первом докладе спецдокладчика А. Эль-Эриана по вопросу об отношениях между государствами и межправительственными организациями (First report on relations between States and inter-governmental organizations, by Mr. Abdullah El-Erian, Special Rapporteur: UN Doc. A/CN.4/ 161 and Add. 1 // Yearbook of the International Law Commission. 1963. Vol. II. P. 159—186).

3 URL: http://acf.eabr.org/rus/about/policies/

Актуальные проблемы международного права

настоящее время принято два таких документа индивидуального характера в отношении Таджикистана (2010 г.) и Белоруссии (2011 г.).

Анализ международно-правового обеспечения антикризисного регулирования ЕврАзЭС свидетельствует, что оно основано как на согласовании суверенной воли государств-участников, так и на актах, издаваемых самой организацией. В то же время содержание правовых актов дает основание полагать, что нормативная база антикризисного регулирования выходит за пределы права ЕврА-зЭС, поскольку допускает в качестве участников не только государства — члены сообщества. К тому же учредительными актами Антикризисного фонда ЕврАзЭС допускается, что государства — участники ЕврАзЭС могут выйти из этих договоров, оставаясь членами организации.

Механизмы, институализированные соглашениями о создании и деятельности Антикризисного фонда ЕврАзЭС, следует рассматривать в

качестве не только одного из инструментов экономической интеграции ЕврАзЭС, но и самостоятельных региональных международно-правовых механизмов предупреждения и предотвращения финансово-экономических кризисов.

Литература

1. Барков А.В. Правовой статус Евразийского экономического сообщества // Журнал рос. права. 2003. № 4.

2. Барков А.В. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе // Журнал рос. права. 2003. № 8.

3. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. М., 2004.

4. Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности. М., 2007.

5. Шумилов В.М. Международное финансовое право. М., 2005.

САНКЦИИ СБ ООН КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.В. МИЛИНЧУК,

кандидат юридических наук, помощник полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

E-mail: vmilinchuk@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются современные механизмы обеспечения международно-правовой ответственности государств в сфере борьбы с транснациональной преступностью. Дается анализ перспектив применения международных санкций в качестве нового инструмента борьбы с угрозами международному миру и безопасности, связанными с преступностью и международным терроризмом.

Ключевые слова: СБ ООН, суверенитет, санкции, международно-правовая ответственность, транснациональная преступность, международный терроризм, угрозы международному миру и безопасности.

UN SECURITY COUNCIL'S SANCTIONS AS A TOOL TO STATES' RESPONSIBILITY UNDER INTERNATIONAL LAW TO COMBAT TRANSNATIONAL CRIME

y.y. MILINCHUK,

candidate of Science (Law), assisstant to the plenipotentiary representative of the President of RF in SFD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.