Научная статья на тему 'Страны ЕврАзЭС: новый этап сотрудничества'

Страны ЕврАзЭС: новый этап сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / АНТИКРИЗИСНЫЙ ФОНД / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торопыгин А. В.

Статья посвящена юбилею Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), десятилетие которого будет отмечаться в следующем году. Автор подробно рассматривает проблемы стран членов ЕврАзЭС, а также задачи, которые необходимо решить для выполнения последних соглашений, заключенных между этими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страны ЕврАзЭС: новый этап сотрудничества»

А. В. ТОРОПЫГИН

СТРАНЫ ЕВРАЗЭС: НОВЫЙ ЭТАП СОТРУДНИЧЕСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Евразийское экономическое сообщество, интеграция, Антикризисный фонд, Таможенный союз, модернизационные проекты

Статья посвящена юбилею Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), десятилетие которого будет отмечаться в следующем году. Автор подробно рассматривает проблемы стран — членов ЕврАзЭС, а также задачи, которые необходимо решить для выполнения последних соглашений, заключенных между этими странами.

В 2010 г. исполнится десять лет Евразийскому экономическому сообществу. Сегодня можно говорить о том, что весь этот период евразийская интеграция набирала обороты, хотя этот процесс шел далеко не гладко. Приостановление деятельности Республики Узбекистан в рамках организации; переход к модели «разноскоростной и разноформатной» интеграции, показавшей низкую эффективность на постсоветском пространстве; постоянно откладывающееся введение правового механизма интеграции — «Основ законодательства ЕврАзЭС», носящих императивный характер — подобные явления, безусловно, замедляют движение вперед, но не могут изменить вектора

KEY WORDS:

Eurasian Economic Community, integration, Anti-crisis foundation, Customs Union, modernization projects

The article is devoted to the 10-th anniversary of the Eurasian Economic Community (EurAsEC), which will be celebrated next year. The author considers in detail the problems of the countries, which are the members of EurAsEC, and also problems which are necessary for solving in order to implement last agreements concluded between these countries.

направления интеграционного развития.

Сотрудничество со странами постсоветского пространства является приоритетным направлением внешней политики России. Это обозначено в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 12 июля 2008 г. № Пр-1440.

В программной статье Президента России Д. А. Медведева «Россия, вперед!» ЕврАзЭС, ОДКБ и СНГ названы самыми близкими стратегическими партнерами: «У нас с ними общие задачи по модернизации наших экономик, обеспечению региональной безопасности, более справедливому устройству мирового порядка» [1].

А. В. Торопыгин. Страны ЕваАзЭС: новый этап сотрудничества

Власть и экономика

Глобальный экономический кризис послужил своего рода катализатором интеграционного процесса в Евразийском экономическом сообществе: приступил к работе Антикризисный фонд, Таможенный союз, реализуются модернизационные проекты.

Так, специфической особенностью развития региона Центральной Азии является практическое отсутствие рынка труда. Социальноэкономические условия развития этих стран, водно-экологическая составляющая стали одной из угроз их стабильного развития. При этом важны решения таких проблем, как, например, выработка согласованного механизма вводно-энергетического регулирования в бассейнах рек Сырдарья и Амударья, эффективного использования вводно-энергетических ресурсов всего ЦентральноАзиатского региона в целом. Услуги по транзиту между Европой и Азией могут стать одной из статей бюджета стран данного региона, для этого необходимо создать полноценный Транспортный союз. Все это требует огромных капиталовложений, начало работы Антикризисного фонда, безусловно, внушает оптимизм. Уже сейчас фонд рассматривается не как «касса взаимопомощи», а как важный шаг в финансовой сфере в целом, создание своего рода Международный Валютный Фонд для ЕврАзЭС. 15 июля 2009 г. Государственная Дума РФ ратифицировала Договор «Об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического

сообщества» одновременно с Соглашением об управлении средствами этого фонда. Россия выплатила 7,5 млрд долларов как собственный взнос в фонд и 1 млрд долларов в качестве кредита Казахстану для внесения аналогичного взноса. Работа Фонда будет строиться на общепринятых принципах срочности, возвратности и доходности.

Завершилась работа над Концепцией формирования общего энергетического рынка государств — членов ЕврАзЭС, предусматривающей решение следующих задач:

— создания рынка электроэнергии на основе положений Протокола об условиях перемещения электрической энергии, определения правил трансграничной торговли и сближения уровней реформ в этой сфере хозяйствования;

— разработки принципов организации, управления, функционирования рынка нефти и газа;

— согласования политики в отношении транзита электроэнергии и углеводородов, формирования единой энергетической и транспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии;

— модернизации и оптимизации энерготранспортных систем;

— разработки совместного топливно-энергетического баланса государств — членов ЕврАзЭС;

— реализации мер в области энергоэффективности и энергосбережения;

— обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

— развития сотрудничества в области атомной энергетики и добычи урана с последующим формированием общего рынка. Достижению межгосударственных договоренностей по таким сложным вопросам может способствовать работа в сфере общественной и парламентской дипломатии. В этой связи необходимо отметить, что сформирована Рабочая группа по подготовке первой Евразийской энергетической конференции, которая пройдет в декабре 2009 г.

Вступают в силу и положения Таможенного союза. С января 2010 г. на территории России, Казахстана и Белоруссии вступает единый таможенный тариф, а с июля 2011 г., согласно достигнутым договоренностям, должны остаться только внешние экономические границы. С началом действия положений Таможенного союза будет создан единый рынок с населением более 170 млн. человек и суммарным ВВП в 2 трлн долларов. Начало функционирования Таможенного союза повысит инвестиционную привлекательность наших экономик, появится база для производственной интеграции, что позволит создать эффективный механизм преодоления последствий мирового финансового кризиса.

Следует отметить, что удалось достичь определенных договоренностей между Россией, Казахстаном и Белоруссией о намерении вступить во Всемирную торговую организацию в рамках Таможенного союза как единой таможенной территории. Это

означает, что все страны — участницы Союза будут вступать в ВТО одновременно и на одинаковых условиях, согласовывая друг с другом все вопросы, гармонизируя свои законодательства не только в соответствии с требованиями ВТО, но и между собой. Таким образом, открывается очень широкое поле для деятельности Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по гармонизации национальных законодательств государств — членов Сообщества.

Вступление в ВТО государствам — членам ЕврАзЭС необходимо по целому ряду причин. По мнению В. А. Язева, это позволит решить следующие основные задачи:

— устранить дискриминационные подходы со стороны ряда развитых государств к взаимному применению режима наибольшего благоприятствования;

— обеспечить объективное разрешение споров в торговых отношениях, в том числе в сферах информационного обмена, транспорта, использования интеллектуальной собственности;

— ускорить переход на международные стандарты качества продукции и услуг;

— интенсифицировать процесс формирования общей правовой базы, способствующей выходу на мировые товарные рынки, развитию международной производственной и научно-технической кооперации, разрешению противоречий при использовании прав интеллектуальной собственности;

А. В. Торопыгин. Страны ЕваАзЭС: новый этап сотрудничества

Власть и экономика

— упорядочить преференции и изъятие из режима наибольшего благоприятствования и свободной торговли, в том числе и между самими членами ЕврАзЭС. Очевидно, что среди целого ряда проблем, связанных с вступлением в ВТО, значительное место принадлежит совершенствованию законодательства. При этом особое внимание должно быть уделено доработке, подготовке и принятию:

1) Основ таможенного, антимонопольного, налогового, инвестиционного, транспортного, земельного законодательств, законодательства о торговле услугами;

2) типовых проектов правовых актов о внешнеэкономической деятельности, экспортном контроле, стандартизации, общем рынке капитала, общей платежной системе, инновационной деятельности и т. д.

Сегодня уже подписаны Соглашения: «О едином таможенно-тарифном регулировании», «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран», «О единых правилах определения страны происхождения», «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» и др.

Эффективность Таможенного союза зависит, в том числе, и от транспортных возможностей. Еще в марте 2005 г. Межгоссовет ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) принял Соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров.

Однако быстрому перемещению грузов мешает целый ряд факторов, таких как отсутствие:

— единой автоматизированной информационной системы таможенных органов государств — членов ЕврАзЭС;

— унифицированной нормативносправочной базы;

— интегрированного контроля на границе и т. д.

Следует отметить, что подобные проблемы присущи не только государствам — участникам ЕврАзЭС, а вообще большинству стран. Это общемировая проблема — необходимость «упрощения торговли». ООН совместно с ВТО «единое окно» — комплексный механизм, предусматривающий и электронный унифицированный документ единый для всех государственных служб: таможенной, налоговой, фитосанитарной и т. д.

Разработкой законодательной базы, дающей возможность внедрения этого механизма в ЕврАзЭС занимается сейчас Межпарламентская Ассамблея. Эта работа проводится совместно с Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и Европейской экономической комиссией ООН.

В целом политика Межпарламентской Ассамблеи в области совершенствованию законодательства предусматривает максимальное использование опыта международных организаций и огромного научного потенциала, в первую очередь, российских вузов.

И в этой связи мне хотелось бы напомнить о том, что между МПА ЕврАзЭС и Северо-Западной Академией государственной службы в 2005 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве. В условиях

экономического кризиса, учитывая новые стоящие перед страной задачи, совместной деятельности следует придать новый контекст, соответствующий современным реалиям.

1. Медведев Д. А. Россия, вперед! [Электронный документ] // Газета.ги 2009. 10 сентября. URL: http://www.gazeta.ru/cGmments/2009/09/10_a_3258568.shtml (дата обращения 16.10.2009).

А. В. Торопыгин. Страны ЕваАзЭС: новый этап сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.