Научная статья на тему 'Упрощение процедур мировой торговли: проблемы и пути решения'

Упрощение процедур мировой торговли: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1501
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ / TRADE FACILITATION / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / SINGLE ECONOMIC SPACE / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косов Юрий Васильевич, Торопыгин Андрей Владимирович, Марышев Александр Анатольевич

Статья посвящена проблемам возникновения и развития мировой торговли. Авторы рассматривают проблему упрощения процедур мировой торговли на глобальном и региональном уровнях и показывают, как глобальный уровень становится основным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косов Юрий Васильевич, Торопыгин Андрей Владимирович, Марышев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The World Trade Facilitation: Problems and Solutions

The article investigates the emergence and development of world trade. The authors consider the problem of facilitation of world trade at the global and regional levels, and show how the global level becomes the primary.

Текст научной работы на тему «Упрощение процедур мировой торговли: проблемы и пути решения»

Косов Ю. В., Торопыгин А. В., Марышев А. А

Упрощение процедур мировой торговли: проблема и пути решения

Косов Юрий Васильевич

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Заместитель директора

Член Академии политической науки

Профессор кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Доктор философских наук, профессор kosov@szags.ru

Торопыгин Андрей Владимирович

Секретариат Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества (Санкт-Петербург) Начальник управления межпарламентского взаимодействия Доктор политических наук ToropyginAV@mail .ru

Марышев Александр Анатольевич

Секретариат Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества (Санкт-Петербург) Советник

Кандидат политических наук MaryshevAA@yandex.ru

РЕФЕРАТ

Статья посвящена проблемам возникновения и развития мировой торговли. Авторы рассматривают проблему упрощения процедур мировой торговли на глобальном и региональном уровнях и показывают, как глобальный уровень становится основным.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

упрощение процедур торговли, Всемирная торговая организация, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз

Kosov Yu. V., Toropygin A. V., Maryshev A. A. The World Trade Facilitation: Problems and Solutions

Kosov Yury Vasilyevich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Vice-director

The Member of Academy of Political Science

Professor of the Chair of American researches of the International Relations Faculty of the Saint-Petersburg State University

Doctor of Science (Philosophy), Professor kosov@szags.ru

Toropygin Andrey Vladimirovich

The EurAsEC Interparliamentary Assembly Secretariat (Saint-Petersburg, Russian Federation) Head of the Interparliamentary Relations Department — Secretary of the IPA EurAsEC Standing Commission on Trade Policy and International Cooperation Doctor of Political Sciences ToropyginAV@mail .ru

о

о о

m <

^ Maryshev Aleksandr Anatolievich

i Secretariat of Interparliamentary Assembly of the Eurasian Economic Community (Saint-Petersburg, Russian ^ Federation) O Adviser

^ PhD in Political Sciences c^ ToropyginAV@mail.ru

o

" ABSTRACT

The article investigates the emergence and development of world trade. The authors consider the problem of facilitation of world trade at the global and regional levels, and show how the global o level becomes the primary.

m

KEYWORDS

g trade facilitation, World trade organization, Eurasian economic community, Customs Union,

single economic space, Eurasian economic Union

Проблема упрощения мировой торговли возникает в результате развития мировой торговой системы. Развитием правил торговли в рамках сначала Генерального соглашения по тарифам и торговле, а затем и Всемирной торговой организации был реализован основной принцип ее развития: либерализация торговли через снижение торговых барьеров и признание режима наибольшего благоприятствования. Результатом переговоров (торговых раундов) стало беспрецедентное снижение тарифных барьеров. Так, например, в среднем сокращение тарифов по итогам Уругвайского раунда (1986-1993 гг.) составило около 2% общего стоимостного объема торговли. Однако, в то же самое время, расходы, которые понес бизнес за счет издержек в результате задержек на таможенных границах стран из-за малопонятных и нередко избыточных требований по документации, отсутствия утвержденных государством систем автоматизированной обработки необходимых для внешнеторговой деятельности данных, составили 2-3% стоимости торговли [4, с. 207]. Отсюда возникло первоначальное, в большой мере утилитарное, формулирование проблемы; а ее решение воспринималось как гармонизация, стандартизация, автоматизация процедур международной торговли и обмена торговой информации через границы.

Однако очевидно, что такое понимание проблемы было оторвано от развития мировой системы торговли. Дело в том, что после Второй мировой войны международное сообщество четко осознало необходимость деколониализации и помощи наименее экономически развитым странам — постколониальным, обретавшим независимость. Им мировая торговая система (состоявшая из промышленно развитых стран) давала определенные преференции в рамках ГАТТ, а потом ВТО. Этим были введены, можно сказать, определенные рамки развития системы мировой торговли, она должна приносить не только максимальную прибыль, но и общественное благо. Таким образом, мировая торговая система должна способствовать экономическому развитию стран.

В настоящее время это положение конкретизировано через необходимость достижения Целей тысячелетия1. Развитие событий наложило также ограничения и на формирование системы упрощения мировой торговли — она не должна снижать безопасность стран, включенных в систему международной торговли. Это очень серьезные ограничения в ее формировании. Достаточно сказать, что формирование подсистемы международных торговых отношений, системы упрощения мировой торговли именно по этим причинам оказалось практически не выполнимым. Развивающиеся страны не могли принять условия и механизмы упрощения процедур

1 Цели развития тысячелетия [Электронный ресурс] // Департамент общественной информации ООН. 2014. URL: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/

мировой торговли в рамках ВТО, то есть тех, которые обязательно необходимо ^ выполнять, будучи членом ВТО. Это было просто очень дорого для них. ^

Так, например, стоимость рассчитанной на 6 лет программы компьютеризации ^ таможенной службы Туниса и упрощения таможенных процедур должна была (в раз- ^ личных вариантах) составить от 1,6 до 16,2 млн долл. [5, с. 160]. Масштабная ^ реформа таможенной службы Боливии обошлась казне в 38,5 млн долл. Филип- о пинская система содействия торговле привела к росту доходов на 2% лишь на ^ начальном этапе, тогда как затем затраты на ее содержание, увы, вызвали бюд- ^ жетный кризис. ^

Справедливости ради следует сказать и о примерах другого рода. Так, в Синга- ^ пуре была введена система электронного декларирования товаров, которая давала < возможность сэкономить до 1% ВВП или 0,4% от оборота внешней торговли. За- ™ траты на установку этой системы окупились всего за 3 года. Модернизация таможни в Боливии хоть и обошлась дороже расчетной, полностью себя оправдала: доходы этой страны выросли на 25%.

Внедрение в 1995-1997 гг. системы предотгрузочной инспекции, при отсутствии должным образом разработанной информационной системы и полной документации по экономике Пакистана, привело к тому, что торговцы здесь в массовом порядке стали занижать или, напротив, завышать стоимость ввозимых товаров. Доходы в бюджет страны при этом стремительно упали, и эксперимент был прекращен.

В абсолютном большинстве случаев реформы стоили непомерно дорого. Так, исследования показали, что каждый 1% повышения стоимости мер безопасности в международной торговле и на транспорте приведет к снижению благосостояния человечества на 75 млрд долл. США [6, с. 9]. Следовательно, стали формироваться альтернативные торговые режимы, в отличие от глобального, ВТО — региональные, интеграционные торговые режимы. Проще говоря, региональные интеграционные структуры. В этом смысле упрощение процедур мировой торговли — одна из важнейших проблем развития и совершенствования мировых интеграционных процессов. И, таким образом, возможный путь решения указанной в заглавии проблемы — совершенствование интеграционных региональных структур.

Решению этого вопроса в пределах интеграционного процесса в рамках ЕврАзЭС Межпарламентской ассамблеей (МПА) Сообщества уделяется большое значение. Одной из задач МПА ЕврАзЭС является гармонизация и унификация законодательства стран-участников в различных сферах правоотношений. В этой связи в сфере упрощения международной торговли на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств были разработаны рекомендации по гармонизации законодательства, в первую очередь в сфере информационной безопасности. Применительно к сфере информационных технологий МПА приняла модельные законы (типовые проекты законодательного акта): «Об информатизации», «Об информационной безопасности», «Основные принципы электронной торговли». Для того чтобы добиться совместимости с другими международным системами и прикладными механизмами, эти документы разрабатывались на основе международных стандартов и рекомендаций. Страны Сообщества использовали их при совершенствовании национального законодательства.

Дальнейшая гармонизация законодательства в государствах-членах ЕврАзЭС в сфере торговой политики и упрощения процедур мировой торговли была связана с использованием результатов сравнительно-правового анализа положений проекта Соглашения о единых подходах в применении информационных технологий при таможенном контроле над перемещением товаров и транспортных средств через границы государств-членов ЕврАзЭС и проекта Соглашения о единых принципах информационного взаимодействия таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС. Эта работа была проведена в соответствии с Программой деятельности

^ МПА ЕврАзЭС в рамках мероприятий по реализации приоритетных направлений ^ развития Евразийского экономического сообщества.

^ Разработка Концепции развития и гармонизации правового обеспечения системы с! «единого окна» в сфере внешней торговли в Евразийском экономическом сообще-^ стве явилась логическим завершением этой работы и отправной точкой дальнейшей о деятельности. В рамках практической реализации упрощения процедур торговли ^ необходимо отметить работу Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по таможенному ^ регулированию и пограничной политике. Так, 8-9 ноября 2012 г. и 22-25 апреля ^ 2013 г. были в два этапа проведены выездные заседания «круглого стола» на тему ^ «Таможенный союз: практическое измерение» по маршрутам: Москва-Смоленск-< Минск-Брест-Москва и Москва-Оренбург-Алматы-Чимкент-Москва. ™ По итогам выездных заседаний участниками «круглого стола» были определены конкретные предложения и пожелания. Например, об активизации на Смоленской таможне мероприятий «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования», направленных на усовершенствование и упрощение таможенных операций и таможенных процедур с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий.

С большой долей уверенности можно сказать, что парламентарии ЕврАзЭС проделали большую работу в сфере торговой политики и упрощения процедур мировой торговли, однако еще большую работу предстоит проделать, поскольку с 1 января 2015 г. произойдет качественное углубление интеграционных процессов на евразийском пространстве за счет создания нового интеграционного объединения — Евразийского экономического союза, которое будет направлено на поддержание стабильности и предсказуемости экономического развития, расширение возможностей для ведения бизнеса, взаимодействия и взаимных инвестиций [1, с. 170].

В этом году планируется завершить масштабную работу по созданию системообразующего международного документа будущего Евразийского экономического союза — Договора о Евразийском экономическом союзе. Основа Договора — это кодификация договорно-правовой базы Таможенного союза и единого экономического пространства, в котором наряду с включением действующих норм предусматривается их совершенствование за счет устранения внутренних противоречий и максимального сокращения действующих изъятий. Договор должен наполниться новыми темами интеграционного строительства, расширяющими и углубляющими степень интеграции государств-членов Союза.

В Договоре предусматривается административное упрощение разрешительных процедур на основе наилучшей международной практики регулирования конкретных секторов услуг. Данную работу предлагается проводить с учетом международных принципов и стандартов путем гармонизации национального законодательства, достигая в максимальном количестве секторов наибольшей свободы торговли услугами, создавая в конечном счете эффективно функционирующий Единый рынок услуг.

Следует отметить, что Россия, Казахстан и Белоруссия проводят работу по ускорению и упрощению информационных потоков путем предоставления различных услуг в электронном виде, организации информационного взаимодействия между государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Следует отметить, что такая работа ведется в рамках собственных программ отдельных государств в виде реализации национальных интеграционных подсистем, например, «единого окна». Мировой опыт показывает, что когда каждое национальное «единое окно» развивается самостоятельно, без учета партнеров, возникают проблемы при унификации процедур и требований документооборота и информации. Поэтому возникает вопрос достижения высокого уровня взаимодействия между созданными национальными системами.

Таким образом, для того чтобы обеспечить административное упрощение раз- ^ решительных процедур, достичь наибольшей свободы торговли товарами и услу- ^ гами, было гармонизовано национальное законодательство государств-членов ^ ЕврАзЭС в сфере торговой политики и упрощения процедур мировой торговли. ^

Авторы обратили внимание только на парламентский вектор регионального ин- ^ теграционного сотрудничества лишь потому, что эта тема наиболее близка нам. о Это, безусловно, лишь один пример, поскольку все интеграционные системы за- ^ няты решением этой проблемы. Так, в КОМЕСА (общем рынке для стран Восточной ^ и Южной Африки) разработаны упрощенные таможенные документы. Упрощение ^ процедур торговли введены Субрегиональным транспортным форумом субрегиона ^ Большого Меконга. Этот список можно продолжать очень долго [6, с. 131]. <

Таким образом, появились существенные противоречия между глобальным (ВТО) ™ и региональным уровнями международной торговой системы. «Мы исходим из того, что развивающиеся страны находятся сейчас в довольно неблагоприятном положении в гонке за упрощением процедур торговли, главным образом, из-за недостатка ресурсов и состояния физической, социальной и торговой инфраструктуры при их уровне развития. Их собственные усилия, направленные на автоматизацию и модернизацию процедур торговли, прежде всего таможенных процедур, а также поддержка международного сообщества во многом определяют размеры их выгод, а также темпы и условия интеграции в этой сфере», — справедливо отметил посол Индии при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве Хардип Пури [2, с. 5]. При этом г-н посол заметил, что развивающиеся страны признают, что упрощение процедур торговли и ее эффективность — это не только будущее, но и насущная потребность сегодняшнего дня. Поэтому, добавил Хардип Пури, некоторые из них участвуют в добровольных схемах согласования процедур упрощения в контексте региональной интеграции.

Для дальнейшего развития международной системы торговли было принято решение о передаче урегулирования этой проблемы на глобальный уровень. Иными словами, процедуры и механизмы упрощения процедур мировой торговли в настоящее время разрабатывает ВТО. Позиция ВТО, по сути дела, была артикулирована Паскалем Лами. По мнению Лами, выход на сцену ВТО завершает построение международной торговой архитектуры и добавляет последний из недостающих штрихов к почти готовой картине. Истина заключается в том, что хотя различные попытки на международном уровне в рамках ООН, ЮНКТАД, ЕЭК ООН, ВТамО и других организаций продвинуться вперед в вопросах упрощения торговли заслуживают всяческих похвал и уже дали определенные результаты, они пока еще не оправдали всех надежд на обеспечение высокого и более единообразного уровня упрощения процедур торговли во всем мире.

ВТО может обеспечить объединяющие рамки, дать политический «мандат» и утвердить правовую основу для общих действий. Она в состоянии создать ту базу, на основе которой другие организации могут действовать, как партнеры: путем либо установления стандартов, либо выработки передовых методов. Именно в этом заключается сравнительное преимущество обязательств ВТО, и именно ее предсказуемость и транспарентность высоко ценятся как местными, так и международными деловыми кругами. Обязательства в рамках ВТО обеспечивают устойчивость курса на реформы и делают необратимыми внутренние реформы таможенных систем, которые в противном случае могут быть обращены вспять, пойти под откос или быть заблокированными сиюминутными политическими соображениями, отечественными или зарубежными кругами, преследующими некие собственные интересы.

Практическая реализация этой идеи началась в декабре 2013 г. в рамках Министерской конференции ВТО на Бали, где было заключено Соглашение по упрощению процедур торговли [3, с. 10]. В текст Соглашения вошли положения о более

^ быстром и качественном выполнении таможенных процедур и формальностей за ^ счет организации взаимодействия между таможенными и другими органами, на ^ которые возлагается задача по содействию и облегчению формальностей при с! осуществлении международной торговли. В нем также содержатся условия раз-^ вития технического сотрудничества в данной области.

о Соглашение может придать дополнительный импульс росту мировой экономики. ^ Обеспечение прозрачности и облегчения бремени таможенных формальностей и ^ процедур неизбежно будет способствовать снижению издержек при осуществлении ^ торговых операций и преодолению проблемы задержек в поставках грузов. Реше-^ ние всех этих проблем представляет особый интерес для малого бизнеса, посколь-< ку перед ним откроются новые возможности участия в международной торговле. ™ Принятие членами ВТО обязательств по реформированию таможенных процедур и формальностей, повышение эффективности международных перевозок, а также предоставление оперативного доступа к информации и каналам экспресс-доставки позволит малому бизнесу расширить свой логистический потенциал и активнее участвовать в глобальных цепях поставок, сокращать издержки по экспорту своих товаров.

Для реализации этих положений и эффективного применения Соглашения, под руководством Генерального совета создан Подготовительный комитет по упрощению процедур торговли, в полномочия которого вошло получение нотификаций от членов и составление Протокола о придании договоренности статуса составной части Приложения 1 к Соглашению об учреждении ВТО. Первое заседание Генерального совета по данному вопросу состоялось 24-25 июля текущего года, для того чтобы принять разработанный Подготовительным комитетом Протокол о вступлении Соглашения в силу и обеспечить его открытие для ратификации членами организации до 31 июля 2015 г.

И хотя решение рассматриваемой авторами проблемы перешло под эгиду ВТО, совершенно очевидно, что никто не собирается отказываться от устоявшейся схемы взаимодействия в работе над этой проблемой других международных организаций.

Литература

1. Грибанова Г. И., Марышев А. А. Политические детерминанты региональной интеграции в современном мире // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. № 14. С. 169-175.

2. Дюмулен И. И. Упрощение процедур в международной торговле — перспективное направление торговых переговоров в рамках ВТО в 2012 году: интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 4. С. 3-7.

3. Исаченко Т. М. Соглашение по упрощению процедур торговли открывает новые возможности // Мосты. 2014. № 1. С. 8-12.

4. Торопыгин А. В. Чтобы не быть «слабым звеном» упрощения процедур мировой торговли // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. № 14. С. 205-220.

5. Турбан Г. В. Упрощение международных торговых процедур // Мир перемен. 2005. № 2. С. 158-170.

6. Упрощение процедур торговли: распределение выгод от процесса глобализации в новых условиях безопасности. Европейская экономическая комиссия ООН. Нью-Йорк и Женева. 2004.

References

1. Gribanova G. I., Maryshev A. A. Political determinants of regional integration in the modern world [Politicheskie determinanty regional'noi integratsii v sovremennom mire] // Eurasian integration: economy, right, policy [Evraziiskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika]. 2013. N 14. P. 169-175.

2. Dyumulen I. I. Simplification of procedures in international trade — the perspective direction of ^ trade negotiations within the WTO in 2012: interests of Russia [Uproshchenie protsedur v mezh- i dunarodnoi torgovle — perspektivnoe napravlenie torgovykh peregovorov v ramkakh VTO v 2012 ^ godu: interesy Rossii] // Russian external economic messenger [Rossiiskii vneshneekonomicheskii o vestnik]. 2012. N 4. P. 3-7. 5

3. Isachenko T. M. The agreement on simplification of procedures of trade opens new opportuni- q ties [Soglashenie po uproshcheniyu protsedur torgovli otkryvaet novye vozmozhnosti] // Bridges o [Mosty]. 2014. N 1. P. 8-12. ^

4. Toropygin A. V. Not to be "a weak link" simplifications of procedures of world trade [Chtoby ne g byt' «slabym zvenom» uproshcheniya protsedur mirovoi torgovli] // Eurasian integration: econ- o omy, right, policy [Evraziiskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika]. 2013 . N 14. P. 205-220.

5. Tyrban G. V. Simplification of the international trade procedures [Uproshchenie mezhdunarodnykh ™ torgovykh protsedur] // World of changes [Mir peremen]. 2005. N 2. P. 158-170. cl

6. Simplification of the trade procedures: distribution of benefits from globalization process in new uj safety conditions [Uproshchenie protsedur torgovli: raspredelenie vygod ot protsessa globalizat-

sii v novykh usloviyakh bezopasnosti]. European economic commission of the UN [Evropeiskaya ekonomicheskaya komissiya OON]. New York and Geneva. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.