Научная статья на тему 'Правовые основания остановки транспортных средств для проверки правомерности их использования'

Правовые основания остановки транспортных средств для проверки правомерности их использования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ОСТАНОВКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СОТРУДНИК МИЛИЦИИ / BRINGING MOTOR VEHICLES TO A STOP / MILITIA OFFICIAL / MOTOR VEHICLE DRIVER / TRAFFIC RULES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Здольник А. В.

Обосновывается, что остановка транспортных средств для проверки правомерности их использования является преобладающей мерой в правоприменительной деятельности дорожно-патрульной службы. Анализируются составы правонарушений в области дорожного движения, связанные с применением указанной меры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Здольник А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Grounds for Bringing Motor Vehicles to a Stop to Check Legitimacy of their Use

It is grounded that bringing motor vehicles to a stop to check the legitimacy of their use is the prevailing measure in law enforcement action of road patrol service. Components of traffic crimes with regard for the enforcement of this law are analyzed.

Текст научной работы на тему «Правовые основания остановки транспортных средств для проверки правомерности их использования»

УДК 351.811.123

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПРАВОМЕРНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

А.В. Здольник

Учебный центр УВД Тамбовской области

Представлена профессором И.М. Курочкиным и членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: водитель транспортного средства; остановка транспортных средств; правила дорожного движения; сотрудник милиции.

Аннотация: Обосновывается, что остановка транспортных средств для проверки правомерности их использования является преобладающей мерой в правоприменительной деятельности дорожно-патрульной службы. Анализируются составы правонарушений в области дорожного движения, связанные с применением указанной меры.

Закон «О милиции» предоставляет право сотрудникам милиции останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы [1, п. 23, ст. 11]. Однако таким правомочием обладают не все сотрудники милиции, поскольку приказом МВД России № 329 от 1 июня 1998 г. установлено, что контроль за соблюдением водителями ПДД является исключительной компетенцией сотрудников Г осавтоинспекции и участковых уполномоченных милиции. Сотрудники других служб милиции вправе осуществлять указанный контроль в случаях введения в действие специальных планов, а также выполнения совместно с сотрудниками ГИБДД задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению руководителя органа внутренних дел.

Остановка транспортных средств для проверки правомерности их использования является преобладающей мерой в правоприменительной деятельности ДПС. В отличие от других служб милиции, работающих преимущественно в режиме ожидания с последующим реагированием на информацию о правонарушениях и преступлениях, сотрудникам ДПС приходится постоянно осуществлять превентивное вмешательство в транспортный процесс и в массовом порядке применять данную меру [4, с. 247].

Основания для остановки транспортных средств установлены ведомственными нормативными правовыми актами - приказами МВД России: № 329 от 1 июня 1998 г., № 297 от 20 апреля 1999 г. («Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности до-

рожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»), согласно которым сотрудник милиции вправе остановить транспортное средство только в случаях:

- нарушения ПДД водителями или пассажирами;

- наличия данных, свидетельствующих о причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

- нахождения транспортного средства в розыске, а также наличия данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

- необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

- выполнения решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

- необходимости привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции.

Превентивная проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз должна осуществляться только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах. Однако в период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов, с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.

К специальным мероприятиям можно отнести различного рода специальные операции («Вихрь-антитеррор», «Урожай», «Путина» и т.п.), выполнение решений федеральных, региональных и местных органов представительной и исполнительной власти по вопросам укрепления правопорядка и законности, а также выполнение отдельных задач оперативно-служебной и иной деятельности милиции. Как правило, такие мероприятия осуществляются повседневно и сотрудники ДПС, задействованные в них, имеют все основания для остановки транспортных средств вне стационарных постов для соответствующей проверки.

Сотрудник ДПС обязан выбирать для остановки транспортных средств в темное время суток наиболее освещенный участок дороги, при невозможности -использовать свет фар патрульного транспорта (п. 20.1.4 «Наставления по работе ДПС»).

Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.

Осуществляя остановку транспортного средства и проверку документов, сотрудникам ДПС следует руководствоваться принципом целесообразности. Например, если это возможно, остановку транспортного средства осуществлять на минимально короткий срок. Остановку маршрутного городского транспорта и разбирательство с его водителем желательно проводить на конечных остановочных пунктах, исключая задержки пассажиров и нарушения графика движения.

Невыполнение требования сотрудника милиции о предоставлении транспортного средства в данных случаях является административным правонарушением и влечет наложение штрафа в размере от 1 до 2 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) (ч. 1, ст. 12.25 КоАП).

Сотрудники милиции, воспользовавшиеся транспортным средством в указанных случаях, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своего подразделения). Владельцы транспортных средств вправе требовать возмещения в установленном законодательством порядке ущерба (убытков, расходов), полученного в результате использования транспортного средства (п. 2.3.3 ПДД).

Невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства является административным правонарушением и влечет наложение штрафа в размере от 2 до 5 МРОТ (ч. 2, ст. 12.25 КоАП).

Безусловно, учитывая сегодняшний рост преступности, обусловленный автомобилизацией (разбойные нападения на водителей и пассажиров, вымогательство, бандитизм), водители в целях самозащиты зачастую игнорируют требования об остановке, которые осуществляются при сомнительных обстоятельствах, например, в темное время суток на неосвещенном участке загородной дороги и т.п. Тем не менее, подобные обстоятельства не исключают состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2, ст. 12.25 КоАП, и должны учитываться при назначении наказания не остановившемуся водителю как смягчающие административную ответственность (ч. 2, ст. 4.2 КоАП).

Список литературы

1. О милиции : закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 с изм. и доп. от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 28 июля. - С. 10.

2. О безопасности дорожного движения : федер. закон от 15.11.1995 г. № 196 с изм. и доп. от 22.08.2004 г. // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 50. -Ст. 4873.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с изм. и доп. на 15.10.2005 г. - М. : Эксмо, 2005. - 416 с.

4. Дмитриев, С.Н. Дорожно-патрульная служба : пособие для сотрудников ГИБДД / С.Н. Дмитриев. - М. : Спарк, 2000. - 560 с.

Legal Grounds for Bringing Motor Vehicles to a Stop to Check Legitimacy of their Use

A.V. Zdolnik

Training Center of Internal Affairs Ministry of Tambov Region, Tambov

Key words and phrases: bringing motor vehicles to a stop; militia official; motor vehicle driver; traffic rules.

Abstract: It is grounded that bringing motor vehicles to a stop to check the legitimacy of their use is the prevailing measure in law enforcement action of road patrol service. Components of traffic crimes with regard for the enforcement of this law are analyzed.

Rechtsgründe der Haltestelle der Verkehrsmittel für die Prüfung der Rechtmäßigkeit ihrer Nutzung

Zusammenfassung: Es wird begründet, daß die Haltestelle der Verkehrsmittel für die Prüfung der Rechtmäßigkeit ihrer Nutzung eine vorwiegende Maßnahme in der rechtwervendeten T ätigkeit der Verkehrspolizei ist. Es werden die mit der Anwendung der erwähnten Maßnahme verbundenen Rechtsverletzungen auf dem Gebiet des Verkehrs analysiert.

Fondements juridiques de l’arrêt des moyens de transport pour le contrôle de la justification de leur utilisation

Résumé: Est argumenté que des moyens de transport pour le contrôle de la justification de leur utilisation est une mesure primordiale de l’activité du service routier. Sont analysées les raisons de la violation de la loi dans le domaine de la circulation routière liées à l’application de la mesure indiquée.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.