Научная статья на тему 'Обеспечение личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы при досмотре транспортного средства'

Обеспечение личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы при досмотре транспортного средства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4282
523
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСМОТР / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ТРАНС-ПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ВОДИТЕЛЬ / ПАССАЖИР / SEARCH / PERSONAL SECURITY / ADMINISTRATIVE OFFENSE / VEHICLE / DRIVER / PASSENGER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкеля Олег Викторович

В статье автор рассматривает вопросы личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы при досмотре транспортного средства. Анализирует правовые основы досмотра как меры административного принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шкеля Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the personal safety of traffic police officers during the inspection of the vehicle

The author examines the personal safety of traffic police officers during the inspection of the vehicle. Analyzes the legal framework as a measure of inspection and administrative enforcement.

Текст научной работы на тему «Обеспечение личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы при досмотре транспортного средства»

Шкеля Олег Викторович

старший преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (тел.: +79181667773)

Обеспечение личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы при досмотре транспортного средства

В статье автор рассматривает вопросы личной безопасности сотрудников дорожно-патруль-ной службы при досмотре транспортного средства. Анализирует правовые основы досмотра как меры административного принуждения.

Ключевые слова: досмотр, личная безопасность, административное правонарушение, транспортное средство, водитель, пассажир.

O.V. Shkelya, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +7918667773.

Ensuring the personal safety of traffic police officers during the inspection of the vehicle

The author examines the personal safety of traffic police officers during the inspection of the vehicle. Analyzes the legal framework as a measure of inspection and administrative enforcement. Key words: search, personal security, administrative offense, vehicle, driver, passenger.

Обеспечение личной безопасности сотрудников дорожно-патрульных служб (далее - ДПС) России продолжает оставаться актуальной проблемой.

Большая вероятность нападения на сотрудников ДПС существует при проведении досмотра транспортных средств. Об этом свидетельствуют неоднократные трагические случаи, причем не только в ситуациях, когда от сотрудников заранее требуется особая осторожность. Часто встречаются обычные ситуации, которые внезапно превращаются в «смертельную ловушку».

При рассмотрении данного вопроса необходимо подчеркнуть, что не следует путать понятия «досмотр» и «осмотр» транспортных средств. Сотрудникам дПс Федеральный закон «О полиции» предоставляет право осуществлять осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей и граждан, сопровождающих грузы. Однако понятие такого осмотра, а также порядок его осуществления законодатель не устанавливает (данный осмотр не относится к осмотру, проводимому в соответствии с требованиями ст. 166-167, 170, 176-177, 180 УПК РФ).

Исходя из понятия досмотра транспортного средства (ст. 27.9 КоАП), а также анализа иных нормативных правовых актов, регламентирующих осмотр транспортных средств, можно сделать вывод, что осмотр транспортного средства и грузов - это внешнее визуальное обследование транспортного средства и пе-

ревозимых грузов, проводимое уполномоченными должностными лицами, не связанное с проникновением в конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство (салон, багажник, грузовое помещение и т.п.), а также вскрытием упаковки груза.

Осмотр проводится в целях обнаружения признаков противоправных действий и других фактических данных, необходимых для предотвращения и пресечения правонарушений, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, а также выполнения иных обязанностей, возложенных на полицию.

Сотрудники ДПС при проведении осмотра проверяют соответствующие документы, выявляют очевидные технические неисправности транспортных средств, осуществляют сбор данных, необходимых для установления виновников правонарушений, а также сбор доказательств о причастности осматриваемого транспорта к ДТП [1, с. 197].

При возникновении подозрения в том, что транспортное средство используется в противоправных целях, сотрудники полиции вправе произвести его досмотр.

Досмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, являются мерами административного принуждения, применяемыми уполномоченными на то должностными лицами, и имеют своей целью обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр также может

90

быть проведен для того, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо предметов, запрещенных законодательством к обороту, с целью предотвратить угрозу наступления возможно вредных (опасных, тяжких) последствий.

Например, известно, что в большинстве случаев исполнители террористических актов, а также средства их осуществления (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства и т.п.) перемещаются на автомобильном транспорте. Причем эти средства находятся непосредственно у преступников или в управляемых ими транспортных средствах. Поэтому в целях пресечения деятельности террористов сотрудникам полиции (главным образом, ДПС) приходится в массовом порядке осуществлять досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, перевозимого груза [2, с. 123].

Как правило, досмотр проводится в следующих случаях:

а) при подозрении, что водитель или пассажиры используют транспортное средство в противоправных целях;

б) при наличии оснований полагать, что в транспортном средстве находится незаконно перевозимый груз;

в) когда водитель или пассажиры застигнуты в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после него;

г) при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия;

д) при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах;

е) когда очевидцы прямо укажут на водителя или пассажиров как на совершивших правонарушение;

ж) когда имеются показания соответствующих технических средств контроля.

Поводом для досмотра может быть любая убедительная информация, полученная сотрудником полиции процессуальным, оперативно-розыскным путем или в ходе административной деятельности. Сотрудник ДПС должен кратко обосновать достаточность имевшихся у него причин для досмотра и отразить это в соответствующих служебных или административно-процессуальных документах (рапорте, протоколе досмотра, изъятия и др.).

Досмотр транспортного средства - это обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности (ч. 1 ст. 27.9 КоАП).

Согласно ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ и Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации сотрудники

ДПС вправе производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Досмотр осуществляется в присутствии лица, во владении которого находится транспортное средство, и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. Закон не определяет перечень таких случаев. Следовательно, сотрудники ДПС субъективно определяют наличие необходимости незамедлительного проведения досмотра транспортного средства. К таким случаям можно отнести, например, наличие данных о том, что в транспортном средстве перевозятся предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья граждан (взрывчатые или сильнодействующие отравляющие вещества), спрятаны незаконно удерживаемые граждане и т.п.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется на основании ст. 27.7 КоАП РФ. Сотрудники ДПС в случае необходимости вправе осуществлять личный досмотр водителей и пассажиров (а также вещей, находящихся при них) в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Такой досмотр также может проводиться при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества [3, п. «н» ст. 12].

Досмотр вещей - это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности (ч. 1 ст. 27.7 КоАП). Представляется, что он не должен сопровождаться каким-либо повреждением (разрывом, разрезанием) досматриваемых вещей (ручной клади, багажа и иных предметов). Досмотр вещей должен осуществляться в присутствии понятых.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых (ч. 4 ст. 27.7 КоАП).

Следует отметить, что практикуемый сотрудниками ДПС наружный досмотр одежды граждан (обследование одежды, содержимого карманов и т.п.) законом не предусмотрен. Поэтому его проведение следует считать личным досмотром.

С учетом всего вышесказанного становится ясно, что при проведении досмотра сотрудники

91

ДПС с наибольшей вероятностью могут подвергнуться нападению со стороны досматриваемых, т.к. их внимание обращено на вещи и предметы , которые осматривают.

Чтобы сохранить жизнь и здоровье, никогда не следует забывать о необходимости обеспечения личной безопасности [4, с. 97].

В связи с этим все большее значение приобретают выработка навыков выживания, а также умение своевременно выявить признаки агрессивности, чтобы заранее подготовиться к возможному нападению. Раннее обнаружение признаков агрессии обеспечит сотруднику время для подготовки к атаке и для планирования действий, обеспечивающих его безопасность при выполнении служебных обязанностей.

Рассмотрим наиболее распространенные признаки возможной агрессии. Раннее выявление этих признаков очень важно для эффективной подготовки к потенциальному нападению.

Скрещенные на груди руки могут символизировать потенциальное сопротивление и возможную агрессию, создают своего рода физический барьер. Они обозначают персональное пространство, охраняемое подозреваемым, и выражают нежелание общаться, а также отсутствие уважения. Руки на бедрах являются очевидным признаком возможной агрессии и нежелания подчиняться.

Сокращение дистанции является показателем возможной конфронтации. Моментальная ответная реакция сотрудника может иметь решающее значение. Быстро и твердо отодвиньте подозреваемого, подтверждая свой жест уверенной вербальной командой «Назад». Это помогает создать дистанцию.

Подозреваемый, озирающийся по сторонам вместо того, чтобы следить за действиями сотрудника, - явный признак возможной агрессии, о котором часто вспоминают подвергшиеся нападению. Такое поведение может рассматриваться как последняя попытка оценить возможность успешной атаки.

Игнорирование вербальных команд, как правило, означает вызов лицу, отдавшему команду, и проявляется в том, что подозреваемый «не слышит» команды остановиться и отойти от сотрудника. Таким образом, подозреваемый пытается взять контроль над ситуацией и поставить сотрудника в невыгодное положение при попытке осуществить его задержание.

Другими признаками возможной агрессии являются следующие: подозреваемый, продолжающий идти после команды остановиться, подозреваемый, стоящий со сжатыми кулаками, а также подозреваемый, говорящий сквозь зубы [1, с. 198].

Существуют и другие важные факторы, которые необходимо учитывать. Зарубежные

исследования показали, что более половины смертей сотрудников правоохранительных органов во время выполнения ими служебных обязанностей связаны с употреблением их оппонентами алкоголя. Сотруднику ДПС следует проявлять повышенное внимание к субъектам в состоянии алкогольного опьянения, которые, как подтверждает статистика, склонны к конфронтации с применением насилия [5].

Каждый сотрудник должен стремиться выйти победителем в любой конфронтации (независимо от того, вооружен его противник или нет). Постоянная готовность к конфронтации поможет в достижении этой цели.

Главная причина гибели сотрудников ДПС заключается, прежде всего, не в их недостаточной подготовке, а в том, что слишком большое количество сотрудников при исполнении служебных обязанностей руководствуются не тем, чему их учат, а своим собственным опытом. С годами они могут начать терять осторожность.

Поскольку большинство людей, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам ДПС в процессе служебной деятельности, не собираются посягать на их жизнь, у служителей закона может не возникать необходимости руководствоваться правилами по обеспечению личной безопасности в течение довольно продолжительного времени. Это притупляет бдительность. Когда же сотрудник внутренних дел сталкивается с правонарушителем, готовым прибегнуть к насилию, результат этой встречи может быть трагическим.

Как правило, в большинстве случаев сотрудники ДПС погибают из-за того, что сами нарушают основные правила обеспечения личной безопасности. Ниже приводится перечень основных ошибок сотрудников правоохранительных органов, которые могут привести к трагическим последствиям [6, с. 63].

Находясь при исполнении служебных обязанностей, сотруднику ДПС не следует отвлекаться на посторонние предметы. Приведем основные признаки, сигнализирующие о наличии возможной опасности:

подозрительное лицо находится под воздействием алкоголя или наркотиков;

наличие у подозреваемого оружия или возможность его наличия;

подозреваемый находится в состоянии крайнего эмоционального расстройства или действует вопреки здравому смыслу;

имеются сведения о том, что в прошлом подозреваемый оказывал сопротивление сотрудникам ОВД;

подозрительное лицо действует скрытно или пытается спрятаться;

подозреваемый занимает оборонительную или наступательную позицию;

92

допускает словесные оскорбления в адрес сотрудников полиции;

не подчиняется приказам сотрудника правоохранительных органов;

пытается приблизиться к сотруднику полиции; количество подозреваемых превосходит число сотрудников правоохранительных органов.

При проведении досмотра следует исходить из того, что практически любой контакт с правонарушителем может быть потенциально опасным.

Руки противника и то, что в них находится, могут представлять наибольшую опасность для сотрудника полиции. К лицу, прячущему одну или обе руки, следует относиться с подозрением.

Нельзя слишком близко при проведении досмотра подпускать подозрительных лиц к себе, вставать между двумя подозреваемыми; позволять подозреваемому находиться у себя за спиной.

Досмотр необходимо проводить планомерно, чтобы все вещи и места их хранения были осмотрены, т.к. практически каждый год сотрудников правоохранительных органов убивают из оружия, которое они не смогли обнаружить у подозреваемого или в транспортном средстве подозреваемого. При этом при проведении досмотра необходимо заботиться о сохранности своего оружия, т.к. практика показывает, что, если преступник завладевает оружием сотрудника, он чаще всего использует его для того, чтобы попытаться убить бывшего владельца. И достаточно часто эта попытка бывает удачной.

С подозрением необходимо относиться к водителю, отвечающему на вопросы, которые еще не были заданы. Он может пытаться отвлечь внимание.

Водитель может выглядеть необычайно нервным, когда его опрашивают, во время

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: учеб. / под ред. А.П. Коренева М, 2010.

2. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учеб. / под ред. А.П. Коренева 4-е изд., изм. и доп. М., 2012.

3. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711.

4. Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба: пособие для сотрудников ГИБДД. М., 2010.

5. Подгайный А.М., Шиенкова А. С. Отдельные вопросы освидетельствования водителей транспортных средств на состояние алкогольного опьянения // Общество и право. 2015. № 1.

6. Дмитриев С.Н. Проблемы организации дорожно-патрульной службы. М., 2012.

следования по дороге не обгоняет, избегает встречи с автомобилями органов внутренних дел или сворачивает в сторону с целью избежать остановки сотрудниками ОВД. Неопрятный водитель может управлять дорогостоящим транспортным средством, быть одетым в перчатки при жаркой погоде.

Кроме того, в багажнике могут устанавливаться различные взрывные устройства, которые при открытии могут взорваться и нанести вред сотрудникам ДПС. При производстве досмотра автомобиля необходимо требовать, чтобы водитель сам открывал двери, капот, багажник автомобиля, при этом нельзя позволять ему рыться в багажнике - там может быть спрятано оружие [4, с. 102].

Таким образом, для успешного выполнения служебных задач без угрозы собственной безопасности сотрудникам приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения. В связи с этим проблема личной безопасности сотрудников ДПС при решении ими профессиональных задач в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую актуальность.

Обучение сотрудников ДПС тактике и методам обеспечения личной безопасности, доведенным до автоматизма действиям в экстремальных ситуациях выступает в настоящее время одним из важных направлений профессиональной подготовки кадров ДПС.

Поэтому каждый сотрудник ДПС при исполнении служебных обязанностей должен хорошо знать и неукоснительно соблюдать меры безопасности, что позволит ему в экстремальных ситуациях сохранить не только здоровье, но и жизнь.

1. Administrative activity of internal affairs agencies. Part special: textbook / ed. by A.P. Korenev Moscow, 2010.

2. Administrative activity of internal affairs agencies. Part general: textbook / ed. by A.P. Korenev 4th ed., rev. and add. Moscow, 2012.

3. On additional measures to ensure road safety: decree of the President of the Russian Federation of June 15, 1998 № 711.

4. Dmitriev S.N. Road patrol: manual for employees of the State Inspection of Road Safety. Moscow, 2010.

5. Podgainyi A.M., Shienkova A.S. Selected issues survey of drivers on a condition of alcoholic intoxication // Society and law. 2015. № 1.

6. Dmitriev S.N. Problems of organization of road patrol. Moscow, 2012.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.