Научная статья на тему 'Досмотровые мероприятия в деятельности строевых подразделений полиции (правовая основа и тактические основы проведения)'

Досмотровые мероприятия в деятельности строевых подразделений полиции (правовая основа и тактические основы проведения) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3579
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ / ДОСМОТРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР / ДОСМОТР ВЕЩЕЙ / ДОСМОТР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / НАРУЖНЫЙ ДОСМОТР / POLICE ACTIVITY / INSPECTION ACTIONS / PERSONAL SEARCH / INSPECTION OF THINGS / VEHICLE INSPECTION / EXTERNAL INSPECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкасова Е. К.

На основе действующего законодательства рассматриваются основания и процессуальный порядок производства досмотровых действий. В статье автором, на основе проведенного исследования, определены отдельные пути совершенствования правовой основы указанных действий, практики проведения данных процессуальных действий, а также обобщены и проанализированы тактические особенности досмотровых мероприятий. В результате сформулированы практические рекомендации реализации отдельных тактических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черкасова Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOSMOTROVNYE MEASURES IN ACTIVITY OF STRUCTURE POLICE DEPARTMENTS (LEGAL FRAMEWORK AND TACTICAL BASIS OF CARRYING OUT)

Based on the current legislation, the grounds and procedural order for the production of inspection actions are considered. In the article the author, on the basis of the conducted research, identifies separate ways to improve the legal basis for these actions, the practice of carrying out these procedural actions, and also summarizes and analyzes the tactical features of the inspection activities. As a result, practical recommendations for the implementation of individual tactical methods are formulated.

Текст научной работы на тему «Досмотровые мероприятия в деятельности строевых подразделений полиции (правовая основа и тактические основы проведения)»

УДК 342.9 № 1 (16) / 2018, с. 76—85

ДОСМОТРОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ (ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ)

Елена Константиновна Черкасова

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (ТИПК МВД России) E-mail: [email protected]

На основе действующего законодательства рассматриваются основания и процессуальный порядок производства досмотровых действий. В статье автором, на основе проведенного исследования, определены отдельные пути совершенствования правовой основы указанных действий, практики проведения данных процессуальных действий, а также обобщены и проанализированы тактические особенности досмотровых мероприятий. В результате сформулированы практические рекомендации реализации отдельных тактических приемов.

Ключевые слова: деятельность полиции, досмотровые действия, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, наружный досмотр.

DOSMOTROVNYE MEASURES IN ACTIVITY OF STRUCTURE POLICE DEPARTMENTS (LEGAL FRAMEWORK AND TACTICAL BASIS

OF CARRYING OUT)

E. K. Cherkasova

Based on the current legislation, the grounds and procedural order for the production of inspection actions are considered. In the article the author, on the basis of the conducted research, identifies separate ways to improve the legal basis for these actions, the practice of carrying out these procedural actions, and also summarizes and analyzes the tactical features of the inspection activities. As a result, practical recommendations for the implementation of individual tactical methods are formulated.

Keywords: police activity, inspection actions, personal search, inspection of things, vehicle inspection, external inspection.

Деятельность сотрудников патрульно-по-стовой службы полиции и дорожно-патруль-ной службы непосредственно ежедневно связана с предупреждением, выявлением и пресечение административных правонарушений. Особая роль при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях принадлежит процессуальным действиям, связанным с поиском, обнаружением и фиксацией предметов или орудий совершения административного правонарушения. Именно в ходе их проведения

часто обнаруживают предметы и документы, имеющие значение для дела, а также незаконно хранящиеся запрещенные в гражданском обороте предметы и вещества, а также предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия. Успешный результат при производстве данных действий напрямую зависит от знаний правовой основы их проведения и умений применять тактические приемы при их реализации.

Одной из мер личной безопасности в деятельности сотрудников строевых

подразделений является наружный досмотр, который направлен обнаружение у лиц огнестрельного, газового и холодного оружия, сыпучих и иных веществ или предметов, пригодных для нападения. Данное действие заключается в поверхностном обследовании, при проведении наружного досмотра недопустимо изъятие каких-либо объектов, то есть после обнаружения какого-либо предмета, который будет изыматься, необходимо объявить о проведении личного досмотра и перейти к его производству. Следует отметить, что правовой основой данного действия является п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» [1]. Однако, учитывая то, что данный нормативный правовой акт не распространяется в полной мере на деятельность всех строевых подразделений полиции, а также, что наружный досмотр сопряжен с применением государственного принуждения и затрагивает конституционные права граждан, представляется необходимым закрепление оснований и условий проведения данного действия в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — ФЗ «О полиции») [5].

К досмотровым действиям, направленным на обнаружение предметов или документов, являющихся предметами или орудиями совершения административного правонарушения относятся:

1. личный досмотр [ст. 27.7 КоАП РФ);

2. досмотр вещей, находящихся при физическом лице — обследование тела человека и находящихся на нем и при нем вещей (ст. 27.7 КоАП РФ);

3. досмотр транспортного средства [ст. 27.9 КоАП РФ).

Несмотря на то, что административное законодательство давно относит такие мероприятия к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, целей и основания для их проведения четко не определены. Так, законодатель неоднозначно подходит к определению личного досмотра, который согласно ст. 27.7 КоАП РФ проводится с целью обнаружения:

1) предметов административного правонарушения [ч. 1);

2) орудий совершения административного правонарушения (ч. 1);

3) оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия [ч. 4).

В соответствии же с п. 16 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе проводить личный досмотр граждан и досмотр вещей, находящихся при них, а также досмотр транспортных средств при наличии оснований полагать, что у данных лиц может находиться оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества. Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения также предоставляет право сотрудникам полиции осуществлять перечисленные досмотровые мероприятия при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения (п. 6.10,169).

При этом, к сожалению, указанные законодателем цели и основания проведения личного досмотра не охватывают случаи проведения данного действия для обнаружения и изъятия предметов, несущих на себе следы правонарушения, или документов, указывающих на существенные обстоятельства (записки, фотографии, дневники).

Исходя, из целей, определенных законодателем для проведения личного досмотра, нельзя признать правомерным проведение данного процессуального действия в том случае, когда имеются достаточные данные полагать, что при лице могут находиться подлежащие изъятию предметы преступления, либо предметы или орудия его совершения. Проведение иного действия, в рамках которого можно было бы обнаружить и изъять у лица предметы, имеющие отношение к уголовному делу, такого как личный обыск невозможно, так как оно проводится только после возбуждения уголовного дела. Таким образом, например, сотрудники патрульно-по-стовой службы при наличии данных, указывающих на то, что при лице могут находиться предметы и документы, относящиеся непосредственно к совершению преступления.

не могут проводить личный досмотр для их обнаружения. А должны в данной ситуации принять меры по сохранению данных предметов или по недопущению уничтожения их со стороны лиц, у которых они могут находиться. Обнаружение и изъятие данных предметов и документов должно осуществляться в установленном уголовно-процессуальном порядке и уполномоченными на то должност-ными лицами, к числу которых не относятся сотрудники патрульно-постовой службы.

Далеко не всегда личный досмотр направлен на отыскание конкретного предмета или документа, обладающего индивидуальными признаками, это может быть какой-либо определенный род предметов, например, взрывчатые вещества, наркотические средства и т. д. Но в любом случае указание на цель проводимого действия обязательно в протоколе личного досмотра.

Данные, послужившие основанием для проведения личного досмотра, могут быть получены из показаний очевидцев, а также основанием для досмотра может послужить и сам характер совершаемого правонарушения. Так появление лица в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, безусловно, является основанием для проведения личного досмотра, так как имеются веские основания полагать, что при лице могут находиться наркотические средства.

Процессуальный порядок производства личного досмотра включает в себя следующие действия:

1. Принятие решения о производстве личного досмотра. В протоколе личного досмотра имеется лишь указание на цель предстоящего процессуального действия, в связи с чем, основание для его проведения должно быть отражено в рапорте или следовать из других материалов дела.

2. Приглашение понятых. В протоколе, которым фиксируется личный досмотр, должны быть указаны фамилия, имя и отчество понятого, а также место жительства. При подборе понятых необходимо остановить свой выбор на лицах, присутствие которых не приведет к разглашению каких-либо сведений, в том числе сведений, касающихся личной жизни досматриваемого лица.

Как уже ранее было отмечено, в исключительном случае, когда имеются достаточные основания полагать, что у лица имеется оружие или предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр может проводиться без понятых. Причиной, по которой законодатель допускает проведение данного действия без понятых, является необходимость

обеспечить безопасность участников данного процессуального действия. При этом закон не оговаривает, что понимать под предметами, используемыми в качестве оружия, к числу таковых следует относить любые предметы, которые изначально конструктивно не предназначены для поражения живой силы, но потенциально могут причинить вред жизни и здоровью (отвертка, ножницы и т. д.].

Следует отметить, что и перечень случаев, указанных в ст. 27.7 КоАП РФ, когда закон разрешает проводить личный досмотр без участия понятых в виду того, что, возможно, их жизни и здоровью угрожает опасность или просто невозможно их участие, является далеко не полным и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Это связано с тем, что иногда таковое участие просто невозможно, так как жизни и здоровью понятых может угрожать опасность в связи с боевыми действиями, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и т. д. Кроме того, опасность может исходить от самого досматриваемого, например, наличие у него инфекционного или вирусного заболевания, которым могут быть заражены понятые.

3. Установление личности участников личного досмотра и разъяснение им их прав, обязанностей и ответственности.

Перед началом производства досмотра необходимо удостовериться в личности участников данного действия путем ознакомления с документами, удостоверяющими их личность.

Перечень документов, достаточных для удостоверения личности при проведений процессуальных действий, связанных с обнаружением и предметов или документов определены в Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 дек. 2004 г. № 161 [7]. И этот перечень гораздо шире «универсальных» документов, удостоверяющих личность лица, привлекаемого к административной ответственности [8, с. 21—22].

Перед началом производства личного досмотра его участникам необходимо разъяснить их права, обязанности и ответственность, предусмотренные законом, а также ознакомить с порядком производства данной меры обеспечения.

4. Предложение добровольной выдачи предметов и орудий совершения административного правонарушения, а также

предметов, изъятых из гражданского оборота. В случае их добровольной выдачи, при условии, что нет других оснований полагать, что какие-либо еще предметы и документы, имеющие значение для дела, могут находиться при досматриваемом, можно отказаться от дальнейших поисковых действий. В связи с этим возникает вопрос, каким процессуальным документом следует оформить факт добровольной выдачи искомых предметов или документов? Думается, что отказ от поисковых мероприятий не следует трактовать как отказ от проведения личного досмотра в его процессуальном смысле, так как добровольная выдача происходит именно в рамках производства личного досмотра. Таким образом, факт обнаружения выданных добровольно предметов и документов должен быть отражен в протоколе личного досмотра с указанием, что они были выданы добровольно, а последующее их изъятие в протоколе изъятия.

В случае если лицо отказалось добровольно выдать сокрытые предметы, либо если после выдачи таких предметов имеются достаточные основания полагать, что физическое лицо продолжает скрывать какие-либо предметы и орудия административного правонарушения сотрудник полиции переходит к непосредственному личному досмотру лица.

5. Непосредственный поиск предметов и документов, имеющих значение для дела.

При необходимости к участию в данном действии привлекается специалист, который может дать консультацию, оказать помощь при производстве досмотра, например, в связи с применением аппаратуры, позволяющей обнаружить тайники и искомые предметы.

При необходимости в ходе проведения досмотра может быть использована служеб-но-розыскная собака, в этом случае участие кинолога при производстве досмотра должно проходить по правилам участия специалиста, предусмотренным ст. 25.8 КоАП РФ.

После того, как досматриваемое лицо отказалось добровольно выдать предметы, имеющие значение для дела, или при наличии необходимости дальнейшего проведения поисковых действий должностное лицо приступает непосредственно к поиску предметов, подлежащих изъятию. При этом законодатель запрещает при производстве личного досмотра нарушать конструктивную целостность досматриваемых предметов.

Представляется необходимым отменить данный запрет, так как искомое может находиться в различных тайниках и иного

законного способа его извлечь нет, если заранее известно, что данные предметы относятся к противоправному посягательству. Вместе с тем, чтобы избежать в последующем исков, направленных на возмещение материального вреда, причиненного в результате необоснованного повреждения имущества в результате поисковых действий при производстве досмотра, необходимо на законодательном уровне предусмотреть условие, при котором досматривающий должен избегать чрезмерной порчи имущества, если это не было продиктовано необходимостью. Например, вместо того, чтобы разрезать подкладку одежды по шву, повреждать внешние детали досматриваемой одежды.

В рамках личного досмотра при обследовании тела человека могут быть исследованы естественные отверстия, например, уши, рот, подмышечные впадины. При наличии на теле досматриваемого повязок, протезов, а также в тех случаях, когда имеются основания предполагать, что предметы, имеющие значение для дела, могут быть спрятаны в естественных отверстиях человеческого тела, для изъятия данных предметов необходимо пригласить специалиста.

Вне зависимости от того, сопряжен ли личный досмотр с обнажением тела лица, закон требует, чтобы и лицо, проводящее досмотр, и понятые были одного пола с досматриваемым.

Если целью проведения личного досмотра является обнаружение наркотических средств, то досматривающему, перед тем как приступить к поиску, целесообразно закатать рукава и продемонстрировать, что у него в руках ничего нет.

В ходе личного досмотра необходимо вести постоянное наблюдение за поведением досматриваемого лица, учитывать промежуточные результаты личного досмотра, обращая особое внимание на следы ремонта одежды, обуви и предметов, имеющихся у досматриваемого лица, наличие повязок и бинтов на его теле, а также учитывать характерные способы сокрытия тех или иных предметов.

При осмотре одежды и обуви особое внимание следует обращать на предметы кустарного производства, ортопедическую обувь, головной убор, а также на швы, заплаты, манжеты, плечики, подкладку одежды, пояса, голенища, стельки, каблуки обуви.

Лица, участвующие в личном досмотре, обязаны бережно и аккуратно обращаться с имуществом досматриваемого лица. Необходимое вскрытие или разрушение отдельных

предметов следует производить только в требуемой степени.

Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе предметов.

Досмотр должен быть проведен немедленно, как только в нем возникнет необходимость, при этом основное требование к предстоящему досмотру — это его внезапность.

Кроме этого необходимо проанализировать имеющуюся информацию относительно характера искомых предметов, их количества, формы, веса и т. д. Эта информация может способствовать правильному определению места поисковых действий.

При необходимости должны быть определены:

• тактические приемы, которые целесообразно применить при досмотре;

• меры по охране места проведения личного досмотра;

• меры, исключающие связь досматриваемого с иными лицами;

• меры по предотвращению возможного сокрытия или повреждения искомых объектов.

Поисковая стадия личного досмотра заключается в детальном обследовании досматриваемого лица и предметов, находящихся при нем. Именно от качества ее выполнения зависит достижение поставленных целей личного досмотра. Условиями успешного осуществления данной стадии личного досмотра являются планомерность, систематичность, полнота и тщательность поисков. Поэтому каждый последующий объект личного досмотра изучается только после того, как закончено обследование предыдущего объекта.

В ходе досмотра досматривающие не должны отвлекаться на выполнение иных заданий, при этом очень важно наблюдать за поведением досматриваемого, его реакцией на происходящее. При наблюдении надо подмечать реакцию досматриваемого, однако не следует забывать, что они могут быть инсценированы. Умение правильно анализировать психическое состояние досматриваемого лица в большинстве случаев позволяет облегчить поиски спрятанных предметов.

В ряде случаев сами досматриваемые лица своим поведением дают возможность определить, где спрятан искомый предмет. Например, их волнение, как правило, возрастает

по мере приближения досматриваемого к тому месту, где спрятан предмет. Рекомендуется в процессе досмотра создавать у досматриваемых лиц убеждение в том, что искомое будет обязательно найдено.

При проведении поисковых действий нужно проверять все имеющиеся при лице предметы, и даже те, которые неприятны для восприятия, например грязное белье, так как именно там может находиться искомое. При сопровождении физического лица в помещение, где будет проводиться личный досмотр, должен быть обеспечен контроль за тем, чтобы указанное лицо во время следования не выбросило либо не уничтожило находящиеся при нем предметы, документы.

При тесном общении с досматриваемыми гражданами следует постоянно следить за их руками, то, что в них находится, и то, до чего они могут дотянуться, так как это может представлять реальную опасность для досматривающего. Если лицо запускает руку в карман, необходимо находиться со стороны этой руки, и постоянно наблюдать за ней, чтобы быть готовым перехватить ее, заблокировать. Документы необходимо принимать стоя на безопасном расстоянии, вполоборота, рукой, которая не используется для извлечения оружия. Для правшей — правая рука должна быть свободна, левая предназначена для блокирования удара. В случае если предъявляемые документы падают при их передаче, следует сделать шаг назад, при этом предложить лицу самостоятельно поднять их, в этот момент следует быть весьма бдительным, так как при наклоне лицо может достать оружие, при наличии напарника — предложить гражданину отойти в сторону, после чего самостоятельно поднять документы. При проверке документов не следует наклоняться, свет солнца или искусственного освещения должен быть направлен в лицо досматриваемого [7, с. 22—23].

6. Предъявление понятым и другим, участвующим в личном досмотре лицам, обнаруженных предметов и документов и изъятие найденного. Все обнаруженные предметы и документы должны быть предъявлены понятым и другим участникам, после чего они должны быть соответствующим образом упакованы, опечатаны, заверены подписями досматривающего и понятых.

7. Для того чтобы избежать оспаривания того, что было обнаружено в ходе проведенного действия, способ упаковки обнаруженного должен исключать возможность несанкционированного доступа к изъятым предметам и документам (их подмену].

то есть пакет, в который упаковывается обнаруженное, должен быть оклеен, прошит или скреплен так, чтобы при его вскрытии первоначальную упаковку было невозможно восстановить.

8. Оформление результатов личного досмотра путем составления протокола.

В ходе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице или непосредственно после их окончания лицом, проводящим данное процессуальное действие, составляется протокол. О ходе и результатах личного досмотра может быть сделана соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Наряду с составлением протокола досмотра, для дополнительной фиксации его результатов можно изготовлять планы, схемы, использовать фотосъемку, а в некоторых случаях и видеосъемку. Места нахождения искомых объектов могут быть указаны в схемах, которые затем прилагаются к протоколу досмотра.

Общими требованиями, которым должны соответствовать все протоколы досмотров, заключаются в том, что в них в обязательном порядке должны быть отражены:

1. Дата, время и место производства процессуального действия.

При этом время начала и окончания их производства должны быть указаны с точностью до минуты.

2. Должность, специальное звание, фамилия и инициалы лица, проводившего процессуальное действие, связанное собнару-жением предметов или документов. При этом допускаются только общепринятые сокращения, то есть употребляемые во всех отраслях и изданиях. Например, самостоятельно употребляемые сокращения «и др.», «и т. д.», «и т. п.», «т. е.», слова, сокращаемые только при именах, фамилиях — «т.» (товарищ), «г-жа» (госпожа), «г-н» (господин) и другие.

3. Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвующего в производстве, а при внесении данных понятых указывается также адрес их местожительства.

4. Записи о разъяснении участникам процессуального действия их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства этого действия, которые удостоверяются подписями этих участников.

5. Основания для проведения досмотра.

6. Факт предупреждения о применении технических средств при производстве данных действий. Примененные в ходе технико-криминалистические средства обнаружения,

фиксации и изъятия материальных объектов должны быть отражены в протоколе в виде описания их технических характеристик и вспомогательных материалов. При применении специальных технических средств указывается их модель и марка, например, «видеокамера Сони 1к1г-сх700е». Все материалы, полученные при обнаружении вещей и документов с применением фото-и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. При этом они являются лишь приложением к протоколу процессуального действия, в рамках которого происходило обнаружение, и самостоятельного доказательственного значения не несут. В том случае, если протокол был составлен с нарушением закона и его нельзя использовать в качестве доказательства, не могут быть использованы и в доказывании материалы фото- и киносъемки.

7. Индивидуальные признаки обнаруженных объектов (наименование, способ изготовления, область применения, цвет, размер, консистенция и т. д.).

8. Факт попытки уничтожения или укрытия предметов или документов, а также иные факты нарушения порядка процессуального действия лицами, участвующими при его производстве и меры, которые к ним были приняты.

9. Отметки о подписании протокола должностным лицом и иными участниками процессуального действия. В случае отказа, например, лица, у которого были обнаружены вещи и документы, от подписания протокола в нем должна делаться соответствующая запись.

В протоколе должны быть отражены сведения о том, где и что было обнаружено. При этом подробно указываются как общие, так и частные признаки изымаемых предметов: упаковка, название, размер, форма, цвет, количество, маркировки, номера, отличительные знаки (гравировки, повреждения и т. д.), при обнаружении однородных предметов необходимо прописью указать их количество.

Протокол должен отражать реальную последовательность этапов досмотра. Обязательно должно быть указано, где именно был обнаружен каждый из изымаемых объектов, например «в правом наружном кармане куртки».

При необходимости в связи с большим количеством изымаемых вещей должна быть составлена опись с указанием их индивидуальных признаков.

9. Вручение копии протокола и описи под расписку. Копия протокола личного досмотра, а также прилагаемых к нему документов (схемы, описи) должны быть вручены под расписку либо досматриваемому лицу по его просьбе [9, с. 59—60].

Досмотр транспортных средств занимает особое самостоятельное место в системе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и регламентируется ст. 27.9 КоАП РФ.

Под досмотром транспортного средства следует понимать обследование транспортного средства, которое проводится без нарушения его конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Объектом обследования в данном процессуальном действии является именно транспортное средство. Под транспортным средством следует понимать устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем п. 1.2 Правил дорожного движения [9].

Процессуальный порядок проведения досмотра транспортного средства во многом аналогичен личному досмотру различия в проведении рассматриваемых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении заключаются в том, что при досмотре транспортного средства альтернативой понятым может быть видеофиксация хода проведения досмотра. Кроме этого, дополнительным условием является то, что досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. К данным лицам относятся собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче ему транспортного средства и др.).

И только в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствии указанного лица. При этом должно быть обеспечено сохранность транспортного средства, так и находящихся в нем вещей [8, с. 125].

Безусловно, что невозможно предусмотреть в законе весь исчерпывающий перечень подобных исключительных случаев, поэтому следует выделить основания, которыми

могло бы руководствоваться лицо, осуществляющее досмотр транспортного средства, при принятии решения о производстве данного действия в случаях, не терпящих отлагательства. К ним следует относить такие основания:

• когда промедление с проведением данного действия может привести к тому, что доказательства будут сокрыты или утеряны;

• в случае, когда немедленное проведение данного действия обусловлено необходимостью пресечения дальнейших противоправных действий.

В протоколе досмотра транспортного средства также должны быть указаны сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различные транспортные средства нередко служат средством транспортировки различных предметов и документов, имеющих значение для дела, в связи с чем, они подвергаются досмотру. Для эффективного проведения досмотра транспортного средства нужно обладать как минимум сведениями о его конструкции, чтобы определить возможные места, в которых могут находиться искомые предметы.

Учитывая тот факт, что современные транспортные средства являются довольно сложными по своей конструкции, для проведения досмотра транспортного средства рекомендуется по возможности привлекать к участию в данном процессуальном действии специалистов, в частности автотехников. Если в ходе досмотра возникает необходимость в применении различных поисковых средств в целях обнаружения различных предметов, то также следует привлекать специалистов в этой области.

Точка начала проведения досмотра определяется с учетом габаритов искомого имущества, объема и достоверности информации о вероятном расположении объектов. Следует обращать внимание на цвет, степень запыленности и загрязненности деталей, а также состояние их креплений. Часто снимаемые, открываемые элементы менее загрязнены, а постоянно отвинчиваемые винты и гайки имеют более яркую поверхность. В результате использования инструментов на вскрываемых деталях образуются следы.

Досмотр легкового автомобиля целесообразно начинать с багажника, поскольку там

чаще всего устраиваются тайники. Учитывая то, что в багажнике могут быть установлены взрывные устройства, целесообразно предложить водителю самостоятельно открыть багажник, при этом не следует допускать, чтобы он рылся в багажнике [5, с. 44]. В багажнике должны быть проверены сумка с инструментами, запасное колесо (пространство между камерой и покрышкой), пространство между настилом (линолеумом или резиной) и днищем багажника. При осмотре кузова грузового автомобиля следует соблюдать особые меры безопасности, так как там может находиться лицо, укрывающееся от сотрудников полиции [5, с. 190].

В салоне автомобиля следует посмотреть, что находится между ковриком и днищем, снять и прощупать чехлы, проверить пространство между сиденьем и спинкой, между сиденьем и полом, сами сидения, за приборной панелью, проверить содержимое перчаточного ящика, аптечки, пепельницы.

При досмотре легкового автомобиля наиболее трудоемким является процесс обследования салона. Его целесообразно начинать с внешнего осмотра передних дверей, обращая внимание на состояние панелей, ручек, переключателей и креплений отдельных элементов. Обследуются также полочки и углубления на дверцах, где могут находиться искомые объекты, их упаковка, следы хранения, инструменты, использующиеся для сокрытия интересующих следствие предметов. Затем осматривается кресло водителя, пространство перед и под ним. При необходимости положение спинки кресла может изменяться, после чего при наличии снимаются чехлы и подголовники. Кресла могут быть разобраны при условии, если это не влечет нарушение их конструктивной целостности. Внимательно осматриваются пороги, напольные коврики поднимаются для исследования пространства под ними. Далее исследуются педали и пазы, по которым они передвигаются, приборная панель, рулевые колонка и колесо, рычаг переключения скоростей, полки, ящички, пространство между передними сидениями.

Затем рекомендуется последовательно провести осмотр боковых поверхностей, включая дверные стойки и внутренние поверхности дверей. После этого осматривают потолок, находящиеся на нем осветительные и иные приборы.

Если над кузовом имеется тент, его целесообразно снять и внимательно исследовать. Борта кузова желательно раскрыть, поднять не закрепленные жестко детали дна и стенок,

изучить пространство между отдельными частями, а также между кузовом и кабиной. Обследование фургона проводится с использованием рекомендаций по досмотру салона легкового автомобиля.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Необходимо в целях нормативного закрепления мер личной безопасности сотрудников полиции закрепить в Федеральном законе «О полиции» основания и условия проведения наружного досмотра.

2. Представляется целесообразным расширить перечень целей для проведения личного досмотра, указав на то, что данное действие может также проводится при наличии данных, указывающих на то, что у лица могут находиться предметы или документы, имеющие значение для дела об административном правонарушении или уголовного дела, а также предметов или веществ, изъятых из гражданского оборота.

3. По нашему мнению перечень случаев, указанных в ст. 27.7 КоАП РФ, когда закон разрешает проводить личный досмотр без участия понятых, является неполным и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Это связано с тем, что иногда таковое участие таких лиц просто невозможно в виду того, что жизни и здоровью понятых может угрожать опасность в связи с боевыми действиями, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и т. д.). Кроме того, опасность может исходить от самого досматриваемого, например, наличие у него инфекционного или вирусного заболевания, которым могут быть заражены понятые.

4. Представляется необходимым отменить запрет на нарушение конструктивной целостности досматриваемых предметов в рамках личного досмотра и досмотра транспортного средства, так как искомое может находиться в различных тайниках и иного законного способа его извлечь нет, если заранее известно, что данные предметы относятся к посягательству. Вместе стем, чтобы избежать в последующем исков, направленных на возмещение материального вреда, причиненного в результате необоснованного повреждения имущества в результате поисковых действий при производстве досмотра, необходимо на законодательном уровне предусмотреть условие, при котором досматривающий должен избегать чрезмерной порчи имущества, если это не было продиктовано необходимостью.

Думается, что высказанные в данной работе предложения по изменению административного законодательства и практические

рекомендации при их реализации будут досмотровых действий и позволят избежать способствовать эффективному проведению нарушений закона при их проведении.

Список литературы

1. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции : Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2008. — № 27.

2. Деятельность дорожно-патрульной службы ГИБДД : учебно-практическое пособие / М. В. Доц-кевич [и др.]. — Тюмень : Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России,

2016. —206 с.

3. Джемелинский, В. А. Обеспечение личной безопасности сотрудников ДПС ГИБДДД МВД России при осмотре и досмотре транспортных средств : памятка / В. А. Джемелинский, С. Л. Лазицкий, П. В. Лемента. — М. : ДГСК МВД России, 2011. — С. 22—23.

4. Иванова, С. И. Порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения / С. И. Иванова // Актуальные проблемы административной деятельности полиции : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. — Краснодар, 2017. — С. 119—128.

5.0 полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. — 2011. —№ 7. —Ст. 900.

6.0 Правилах дорожного движения : Пост. Правительства Рос. Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090 (ред. от 30 июня 2015 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Рос. Федерации. — 1993. — № 47. —Ст. 4531.

7. Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов : приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 дек. 2004 г. № 161 (текст документа официально опубликован не был).

8. Черкасова, Е. К. Деятельность сотрудников полиции по изъятию предметов и документов, имеющих доказательственное значение по делу об административном правонарушении : учебно-практическое пособие / Е. К. Черкасова. — Тюмень : Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2016. — 65с.

9. Черкасова, Е. К. Особенности правового регулирования и производства личного досмотра / Е. К. Черкасова // Вестник Уральского юридического института МВД России. — Екатеринбург : Уральский юрид. ин-т МВД России. — 2015. — С. 59—60.

References

1. Voprosy organizatsii deyatel'nosti stroevykh podrazdeleniy patrul'no-postovoy sluzhby politsii : Prikaz MVD Rossii ot 29.01.2008 №80 // Byulleten'normativnykh aktov federal'nykh organovispolnitel'noy vlasti. — 2008, —№27.

2. Deyatel'nost' dorozhno-patrul'noy sluzhby GIBDD : uchebno-prakticheskoe posobie / M. V. Dotskevich [i dr.]. — Tyumen' : Tyumenskiy institut povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii, 2016. — 206 s.

3. Dzhemelinskiy, V. A. Obespechenie lichnoy bezopasnosti sotrudnikov DPS GIBDDD MVD Rossii pri osmotre i dosmotre transportnykh sredstv : pamyatka / V. A. Dzhemelinskiy, S. L. Lazitskiy, P.V. Lementa. —M. : DGSK MVD Rossii, 2011. — S. 22—23.

4. Ivanova, S. I. Poryadokprimeneniyamer obespecheniya proizvodstva po delamobadministrativnykh pravonarusheniyakh v oblasti dorozhnogo dvizheniya / S. I. Ivanova // Aktual'nye problemy administra-tivnoy deyatel'nosti politsii : materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Krasnodar,

2017. — S. 119—128.

5.0 politsii : Federal'nyy zakon ot 7 fevralya 2011 g. №3-FZ (red. ot 13 iyulya2015 g.) // SZ RF. — 2011. — № 7. — St 900.

6. O Pravilakh dorozhnogo dvizheniya : Post. Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 23 okt. 1993 g. № 1090 (red. ot 30 iyunya 2015 g.) // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva Ros. Federatsii. —1993. — № 47. — St. 4531.

7. Ob utverzhdenii Instruktsii po sudebnomu deloproizvodstvu v verkhovnykh sudakh respublik, kraevykh i oblastnykh sudakh, sudakh gorodov federal'nogo znacheniya, sudakh avtonomnoy oblasti i avtonomnykh okrugov : prikaz Sudebnogo departamenta pri Verkhovnom Sude RFot 15 dek. 2004 g. № 161 (tekst dokumenta ofitsial'no opublikovan ne byl).

8. Cherkasova, E. K. Deyatel'nost' sotrudnikov politsii po iz"yatiyupredmetov i dokumentov, imeyushchikh dokazatel'stvennoe znachenie po delu ob administrativnom pravonarushenii : uchebno-prakticheskoe

posobie / Е. К. Cherkasova. — Tyumen' : Tyumenskiy institut povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii, 2016. — 65 s.

9. Cherkasova, E. K. Osobennosti pravovogo regulirovaniya i proizvodstva lichnogo dosmotra / E. K. Cherkasova // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — Ekaterinburg: Ural'skiy yurid. in-t MVD Rossii. — 2015. — S. 59—60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.