Научная статья на тему 'Правовые инструменты прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов Российской Федерации'

Правовые инструменты прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
прокурорский надзор / таможенные органы / законность / прокурорское реагирование / процессуальная деятельность / контрольно-надзорная деятельность / prosecutor’s supervision / customs authorities / legality / prosecutor’s response / procedural activity / control and supervisory activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бычик Юлия Александровна

В статье приводится литературный обзор суждений, что собой представляет прокурорский надзор и его сущность; анализируется связь содержание прокурорского надзора с понятием законности; дается авторское определение термина «законность»; характеризуется правовое положение Федеральной таможенной службы Российской Федерации; рассмотрены проблема соблюдения законности при осуществлении таможенными органами своих функций; приведены основные цели надзора прокуратуры за исполнением таможенного законодательства; выявлены направления контроля деятельности отечественных таможенных органов; представлены причины осуществления проверок исполнения актуального законодательства в сфере таможенного контроля; определены основные меры прокурорского реагирования, применяемыми в результате выявленных нарушений в ходе проверки деятельности таможенных органов; обозначены условия эффективности надзора за функционированием таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL INSTRUMENTS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article provides a literature review of judgments, what is the prosecutor’s supervision and its essence; analyzes the connection between the content of prosecutor’s supervision and the concept of legality; gives the author’s definition of the term «legality»; characterizes the legal status of the Federal Customs Service of the Russian Federation; considers the problem of compliance with legality in the implementation of customs authorities of their functions; provides the main objectives of prosecutor’s supervision over the execution of customs legislation; reveals the directions of control over the implementation of customs legislation; the article presents the reasons for carrying out inspections of fulfillment of the actual legislation in the sphere of customs control; defines the main measures of prosecutor’s response applied as a result of revealed violations in the course of inspection of customs authorities’ activity; identifies the conditions of effectiveness of supervision over the functioning of customs authorities.

Текст научной работы на тему «Правовые инструменты прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов Российской Федерации»

Правовые инструменты прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов Российской Федерации

Бычик Юлия Александровна,

аспирант Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»

В статье приводится литературный обзор суждений, что собой представляет прокурорский надзор и его сущность; анализируется связь содержание прокурорского надзора с понятием законности; дается авторское определение термина «законность»; характеризуется правовое положение Федеральной таможенной службы Российской Федерации; рассмотрены проблема соблюдения законности при осуществлении таможенными органами своих функций; приведены основные цели надзора прокуратуры за исполнением таможенного законодательства; выявлены направления контроля деятельности отечественных таможенных органов; представлены причины осуществления проверок исполнения актуального законодательства в сфере таможенного контроля; определены основные меры прокурорского реагирования, применяемыми в результате выявленных нарушений в ходе проверки деятельности таможенных органов; обозначены условия эффективности надзора за функционированием таможенных органов.

Ключевые слова: прокурорский надзор, таможенные органы, законность, прокурорское реагирование, процессуальная деятельность, контрольно-надзорная деятельность.

2

со см о см см

Россия всегда была государством с особым историческим развитием, специфическими традициями и особым образом мышления. Современная Российская действительность отличается повышенной мобильностью политических и экономических процессов, что влечет за собой, порой, ненадлежащее функционирование и отсутствие эффективности в работе государственных органов исполнительной власти.

Под прокурорским надзором следует понимать форму юридической деятельности прокуратуры как специального органа надзора, созданного государством.

Следует согласиться с мнением таких авторов как Сорокина В.В., Беляев Г.С. и др., что прокурорский надзор - процессуальная деятельность, нацеленная на установление фактических обстоятельств реализованного правонарушения, а также на восстановление ранее нарушенных прав, в том числе с их мнением о том, что под прокурорским надзором следует понимать правовую форму государственной деятельности (важнейший компонент в механизме правового регулирования) [4, с. 122].

С точки зрения Зяблиной М.В., в юридической литературе понятие «прокурорский надзор» представлено в нескольких нижеперечисленных смыслах:

- самостоятельная правовая отрасль;

- функция отечественной прокуратуры.

Прокурорский надзор - одно из направлений

деятельности государственного аппарата, форма осуществления стоящей перед ним правоохранительной функции [10, с. 27].

Винокуров Ю.Е. [7] определил прокурорский надзор в качестве вида деятельности федеральных органов прокуратуры, которая реализуется от имени РФ и заключается в ревизии точности соблюдения предписаний Конституции, исполнения действующих на государственной территории законов.

По мнению Рохлина В.И. [18], прокурорский надзор является - различающаяся с контролем разновидность государственной деятельности.

Под прокурорским надзором отечественная ученая Гуляева А.П. понимает определенную разновидность контроля [8].

Кониным Н.М. выделено контрольно-надзорное направление в деятельности отечественной прокуратуры [12].

Рагинский М.Ю. и Новиков С.Г. при анализе сущности современного отечественного прокурорского надзора пишут о том, что на прокуратуру не возложены административные, законотворче-

ские и судебные функции. Данный орган реализует надзор над тем, чтобы должностные лица и поднадзорные органы власти нарушений актуальных правовых актов не допускали [15].

По мнению Маршунова М.Н., суть прокурорского надзора состоит в обеспечении эффективного правового режима без вмешательства в работу поднадзорных органов (структур) [14].

Сорокина В.В. и Беляевы Г.С. и В.П. сущность современного отечественного прокурорского надзора видят в предупреждении и устранении ранее допущенных нарушений законов [4].

На наш взгляд, подобное разнообразие мнений и позиций отечественных правоведов в области содержания и функций прокурорского надзора позволяет предположить о специфичности данного правового института, не исключающего самостоятельность, отличного от иных видов контрольной деятельности своими чертами.

Содержание прокурорского надзора традиционно связано с понятием законности.

Законность - фундамент нормальной жизнедеятельности и продуктивного взаимодействия государства, общества и личности.

Алексеев С.С. пишет о том, что такое понятие, как законность отражает специфику правовой действительности сквозь призму практической реализации права и идейных основ системы права, ее отношения с базовыми социально-политическими институтами и политическим режимом социума [3].

Данный принцип основан на требовании неуклонного соблюдения законов и соответствующих подзаконных актов, в равной мере предъявляемом ко всем гражданам, организациям и должностным лицам без исключения.

Александров Н.Г. пишет о том, что законность -принцип требуемого властью поведения граждан, организаций и должностных лиц [2].

Лукашева Е.А. раскрывает законность в качестве соответствия предписаний права объективно формирующимся социальным отношениям, реализацию правовых предписаний, отвечающую целям социума.

Данный принцип ориентирует отечественные законодательные органы власти на научно оформленное и обоснованное выражение закономерности социального развития в российском праве [13]. Данным принципом охватывается также область правовой реализации. Он выражаться может в заявленном требовании уважения к закону, его неуклонному соблюдению.

Лукашевой Е.А. законность определена также в качестве самостоятельного метода. Ученая отмечает, что под законностью следует понимать определенный метод руководства социумом, базирующийся на анализе объективных потребностей социального развития.

Данный метод основан на организации социальных отношений посредством осознания и осуществления различных правовых актов, ориентированных на достижение целей господствующего социального класса.

Законность в данной интерпретации служит средством, при помощи которого граждане государства защищаются от различных видов нарушения их свобод, а также могут требовать от остальных граждан, организаций и должностных лиц должного исполнения юридически закрепленных обязанностей [19].

С точки зрения Боннера А.П., анализирующего законность в качестве принципа, данный принцип собой представляет значимую ценность и содержит ряд важнейших аспектов.

В первую очередь, законность является эффективным методом руководства обществом со стороны государственного аппарата, а также фундаментальным принципом функционирования органов власти, правового регулирования поведения граждан в социуме [5].

Алексеев С.С. пишет, что если рассматривать законность в качестве особого режима общественной жизни, то будет очевидно, что далеко не тождественное значение имеет нарушение правовых норм государственными органами и отдельными гражданами [3].

Мы разделяем точку зрения ученого о том, что существенный вред режиму законности наносит именно несоблюдение норм права органами власти и соответствующими должностными лицами, а не гражданами.

Законность в современной отечественной правовой науке, как правило, рассматривается в качестве многостороннего феномена, служащего краеугольным принципом государственной деятельности на различных уровнях.

Наряду с вышесказанным, под законностью следует понимать эффективный метод обеспечения правомерной деятельности и соответствующего поведения субъектов правовых отношений.

Также законность определяют как самостоятельный правовой режим социально-политической деятельности. Указанные подходы не только раскрывают крайне неоднозначное понимание в отечественном праве законности, но и наглядно показывают, что это явление целесообразно рассматривать сквозь призму разных исследовательских позиций, которые выражают в совокупности такую ключевую характеристику законности, как соответствие актуальным требованиям предписаний правовой природы явлений (процессов), существующих в рамках социума [11].

Мы приходим к следующему заключению: термин «законность» - характеристика урегулирован-ности взаимодействия между гражданами и государством. Данное понятие выражает отношение не только к праву, но и к претворению в жизнь правовых актов в стране [6].

Под законностью следует понимать юридическую категорию, подразумевающую неукоснительное, т.е. строгое соблюдение и обязательное исполнение положений Конституции, а также законов (подзаконных актов) государственными органами, гражданами и уполномоченными (должностными) лицами.

5 -о

сз ж

■с

см см

Данная категория отражает содержание правовых процессов и явлений в обществе, государстве. Законность необходима для осуществления здоровой и упорядоченной жизнедеятельности общества и государства, регулирования процессов, происходящих в ней, путем создания единого правового пространства, а также обеспечения основных прав и свобод.

Прокуратура Российской Федерации - орган надзора за соблюдением законности, играющий, в том числе, ключевую роль в контроле над исполнением законов.

Среди государственных органов РФ прокуратура играет, безусловно, особую роль. Правовой статус российских органов прокуратуры закреплен в статье 129 Конституции РФ и в статье 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ». По-нашему мнению, данный государственный орган обладает особым конституционно-правовым статусом, выражающимся в особом положении в системе государства - независимости от каких-либо других органов государственной власти, а так же не отнесении ни к одной из известных ветвей власти.

В целях, указанных в положениях первой статьи ФЗ РФ N2202-1 «О прокуратуре РФ», для обеспечения верховенства и единства закона, укрепления принципа законности, охраны свобод (прав) населения, охраняемых актуальным законом социальных и государственных интересов, прокуратура РФ осуществляет надзор (контроль) за исполнением правовых актов, предметом которого служит соблюдение положений Конституции, исполнение действующих в стране законов федеральными исполнительными органами и должностными лицами.

ФТС России - исполнительный орган федерального уровня, который осуществляет в соответствии с положениями отечественного законодательства функцию по надзору в сфере таможенного дела или таможенный контроль, а также функцию валютного контроля, охраны прав на различные объекты ИС, обеспечения соблюдения широкого спектра мер нетарифного и технического регулирования, экспортного контроля, в частности по отношению к товарам военного назначения, транспортного и радиационного контроля, проведения карантинного фитосанитарного (санитарно-карантинного), государственного надзора за обращением с агро-химикатами (пестицидами), государственного контроля сферы семеноводства в области семян с/х растений, ветеринарного государственного надзора на основании компетенции ФТС, установленной актуальным законодательством РФ и Правительством РФ, в специально организованных для данных целей, оборудованных надлежащим образом пропускных пунктах через границу РФ, предупреждения (выявления, пресечения) административных правонарушений и преступлений, относящихся непосредственно к компетенции российских таможенных органов и др. [1]

В соответствии с положениями утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1388-р

от 23.05.2020, ФТС России, выступая органом исполнительной власти федерального уровня, реализующим широкий спектр функций по надзору (контролю) в сфере таможенного дела, сегодня занимает особое положение, которое позволяет гарантировать безопасность транспортных средств и цепочек поставок продукции в рамках внешнеторговых отношений, содействует государственному социально-экономическому развитию.

На наш взгляд, актуальное правовое положение и статус ФТС России ставит на одно из центральных мест в вопросе обеспечения государственно-экономической безопасности страны роль отечественных таможенных органов.

В 2021 г. в рамках административного производства российскими таможенными органами было возбуждено свыше 138 тыс. дел о различных административных правонарушениях, а в следующем году - уже более 146 тыс. дел.

В I полугодие 2023 г. зафиксировано около 76 500 дел об административных правонарушениях (на 1 948 больше, по сравнению с I полугодием 2022 г.). В 2022 году только по административным делам наказаний назначено было на сумму, превышающую 25,5 млрд р. (в I полугодии 2023 г. - примерно 18,5 млрд руб.) [16].

Проблема соблюдения законности при осуществлении таможенными органами своих функций всегда имела и имеет особую важность, а тем более сегодня, когда, на фоне сложившихся условий и ограничений, совершенствование работы ФТС России, как и таможенной деятельности, в целом, реализуется в условиях серьезных внутренних и внешних угроз и рисков.

Нарушение законности в деятельности отечественных таможенных органов и их должностных лиц приводит к ошибочным решениям, и как следствие, к жалобам со стороны участников внешнеэкономической деятельности, негативной судебной практике, нежелательным и большим судебным издержкам, а так же актам реагирования со стороны органов прокуратуры Российской Федерации.

Все выше перечисленное, ведет к подрыву авторитета законности, а также формированию у участников внешнеэкономической деятельности недоверия к органам власти Российской Федерации.

Отнесение таможенных органов к государственным органам исполнительной власти, означает, что соблюдение законности их деятельности входит в сферу прокурорского надзора и является объектом общего надзора прокуратуры.

Ключевые цели прокурорского надзора (контроля) за исполнением актуального таможенного законодательства [17]:

- соблюдение всеми функционирующими в таможенной области субъектами закона;

- охрана интересов государства с точки зрения обеспечения безопасности национального масштаба;

- обеспечение неукоснительного соблюдения прав субъектов ВЭД и др.

Для реализации эффективного надзора (контроля) за надлежащим соблюдением фундаментального законности в таможенных органах Российской Федерации, существуют специализированные прокуратуры, являющиеся одним из структурных элементов комплексной системы российских органов прокуратуры, под названием «транспортные прокуратуры».

Особенности функционирования отечественных транспортных прокуратур регламентированы действующим приказом Генпрокуратуры РФ N211 от 15.07.2011.

К структуре современных российских транспортных прокуратур относятся:

- Региональные (приравненные по закону к прокуратурам субъектов) транспортные прокуратуры;

- Районные транспортные прокуратуры;

- Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генпрокуратуры РФ.

Далее рассмотрим направления, по которым осуществляется прокурорский надзор (контроль) за деятельностью современных отечественных таможенных органов.

В частности, возложен ряд полномочий в соответствии с Приказом № 211 на транспортные прокуратуры, приравненные к региональным прокуратурам, а именно за:

- исполнением нормативно-правовых актов о госслужбе, положений актуального отечественного законодательства в области противодействия распространению коррупции в органах таможни;

- исполнением нормативно-правовых актов, а также соблюдением прав граждан, согласно установленным компетенциям;

- санкционированием арестов собственности как механизма обеспечения реализации решений таможенных структур (органов) по взысканию налогов и пошлин за счет другого имущества плательщиков;

- исполнением нормативно-правовых актов в процессе производства по различным делам о правонарушениях в сфере таможенного дела;

- исполнением нормативно-правовых актов в рамках распоряжения имуществом, обращенным в собственность федерального уровня, вещественными доказательствами по совершенным в сфере таможенного права уголовным (административным) делам;

- оперативно-розыскной деятельностью органов таможни;

- уголовно-процессуальной деятельностью отделов таможен, отвечающих за следственную деятельность и др.

К поводам для реализации проверок в части исполнения актуального отечественного законодательства в сфере обеспечения таможенного контроля относятся:

- сообщения СМИ;

- обращения граждан (должностных лиц), в частности субъектов ВЭД;

- акты проверок (ревизий) Счетной палаты, ФТС и ФНС РФ;

- материалы надзорных ревизий по другим сферам надзора;

- данные оперативно-розыскного характера;

- административные (уголовные, арбитражные и др.) дела [17, с. 25].

Такое пристальное внимание к действиям таможенных органов (структур), наряду со стремлением современной российской прокуратуры добиться со стороны как таможенных органов, так и их уполномоченных (должностных лиц) исключения правонарушений, на сегодняшний день находит свое отражение в действительности.

Согласно данным ФТС, представленным в обзоре актов прокурорского реагирования за первое полугодие 2023 года, внесенных в рамках производства по административным делам о действиях и бездействии в отечественных таможенных органах (структурах), общая количество внесенных актов прокурорского реагирования на действия, реализуемые отечественными таможенными органами по сравнению с 2022 годом уменьшается.

Если в 2022 году в таможенные и судебные органы принесено 711 актов прокурорского реагирования, то в 2023 году их 570.

Представление и протест - основные меры прокурорского реагирования, применяемые в результате выявленных нарушений в ходе проверок.

Так, с начала января по 30 июня 2023 года в таможенные органы внесено 132 представления прокуроров по линии административного производства, что, практически, аналогично показателю прошлого года - 140 представлений [16].

Среди оснований для вынесения представлений: непринятие мер по возбуждению дел об АП, неполнота административного производства, неуведомление лиц о времени и месте составления процессуальных документов, опечатки, допущенные должностными лицами таможенных органов в постановлениях по делам об АП.

Что касается протестов, то в указанный период в 2023 году прокурорами как в таможенные органы (структуры), так и в судебные органы принесено около 420 протестов на различные постановления органов таможенной сферы по административным делам.

Это намного меньше, чем в 2022 году за аналогичный период (569 протестов). Стоит отметить, что таможенными органами и судами рассмотрено 354 протеста, из которых 293 удовлетворено полностью либо частично, 79 не удовлетворено.

Причинами принесения 80 протестов явились опечатки и ошибки, допущенные должностными лицами таможенных органов в постановлениях по делам об АП, а именно неверное указание ИНН, ФИО, наименования или адреса привлеченного к административной ответственности лица, некорректное указание реквизитов для оплаты штрафа и т.д. Среди причин принесения остальных 241

5 -о

сз ж

■с

протеста-процессуальные нарушения по делам в сфере АП.

Группа авторов монографии под общей редакцией М.В. Субановой считают, что приоритетным направлением деятельности современной отечественной прокуратуры выступает прокурорский надзор соблюдения законных прав субъектов ВЭД [9, с. 194].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ученые отмечают, что в анализируемом направлении проблемы в области прокурорского надзора вызваны, в том числе, «многоуровневостью» регулирующего ВЭД законодательства, определяющего права субъектов данной деятельности.

Действительно, хотелось бы отметить, что надзорная деятельность органов прокуратуры за деятельностью таможенных органов имеет специфическую особенность, а порой даже сложность в решении поставленных перед транспортным прокурором задач в ходе осуществления своей деятельности.

Связано это, во-первых, с необходимостью обладания более глубоких и специфических знаний в области таможенного права, таможенного дела, во-вторых, множественностью участников внешнеэкономической деятельности (с учетом их деления, например, по правовому статусу, по характеру внешне-экономической деятельности и т.д.).

И, в третьих, сюда можно отнести сложность, связанную с наличием большого количества актов нормативно-правового регулирования в области деятельности таможенных органов в связи с многоуровневостью таможенного законодательства, его постоянным реформированием как на национальном уровне, так и наднациональном (имеется ввиду таможенное законодательство Евразийского экономического союза, в том числе динамично меняющиеся отечественное таможенное законодательство, нормы КоАП РФ.

То есть, реализуя свои полномочия, транспортные прокуроры обязаны учитывать тот факт, что в современном таможенном деле нарушения административного права - нарушения, в целом, актуального законодательства ЕАЭС, а не только российского законодательства, проводить постоянные мониторинги по происходящим внесениям изменений в нормативно-правовые акты.

Следующим условием эффективности контроля соблюдения законного порядка функционирования отечественных таможенных органов (структур) выступает знание судебных решений прокурорами (в особенности - решений высших инстанций судебных органов).

Но и здесь имеются некоторые трудности, связанные с огромным количеством разнообразной судебной практики по аналогичным вопросам в области таможенного дела.

Судебная практика часто в каждом регионе РФ 5= по идентичным спорам крайне вариативна. — На наш взгляд, прокурорский надзор (контроль)

СО

^ деятельности современных таможенных структур ^ (органов) следует определить как особую про-Ц цессуальную деятельность, по сути представля-

ющую юридическое выражение социальных связей по урегулированию общественных отношений в области таможенного дела в официальных юридических документах, ориентированную на восстановление прав участников внешней экономической деятельности.

Литература

1. Постановление Правительства РФ № 636 от 23.04.2021 «Об утверждении Положения о ФТС, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов РФ и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ»

2. Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961. С.105

3. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981

4. Беляев В.П., Беляев Г.С., Сорокина В.В. Монография, изд. «Юрлитинформ» 2015 г. С. 123

5. Бонер А.П. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 1992. С. 5

6. Бычик, Ю.А. Теоретико-правовое понимание законности и обеспечения законности в деятельности таможенных органов РФ // Исследование проблем таможенного дела / Сборник статей аспирантов / Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «РТА». - М.: РТА, 2018. - С. 20-23.

7. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебное пособие для ВУЗов. - М.: Юрайт, 2023.

8. Гуляева А.П. Контрольные государственные органы России. М.: 2000. - С. 7

9. Защита прокурором прав участников ВЭД: Монография / под общ. ред. Субановой Н.В. Академия Генеральной прокуратуры РФ. - М., 2017. 231 с.

10. Зяблина М.В. Типичные недостатки прокурорского надзора за соблюдением права на реабилитацию в уголовном судопроизводстве // Законность. 2016. № 10. С. 27

11. Карпов В.А О некоторых механизмах обеспечения верховенства права и верховенства закона как эффективном инструментарии построении правовой государственности в России // Закон и право. 2015. № 8. С. 36.

12. Конин Н.М. Административное право России. М.: Изд-во Проспект, 2010. - С. 234-235.

13. Лукашева Е.А. Социалистическое право и личность. М. 1978.

14. Маршунов М.Н. Прокурорско-надзорное право. Проблемы правового регулирования.СПб, 1991.

15. Новиков С.Г., Рагинский М.Ю. Прокуратура в системе советского государственного аппарата // Правоведение .1974. № 3. С. 45

16. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов РФ за 1 полугодие 2023 [Электронный ресурс] URL: https://cus-toms.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deya-

tel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/427991 ?y-sclid=lpwj947bep554815114 (дата обращения 10.10.2023)

17. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о таможенном контроле; НИИ Академия Генеральной Прокуратуры РФ, М., 2010, С. 25.

18. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль. - СПб.: Издательство Асланова Р. «Юридический центр «Пресс», 2013. - С. 167.

19. Тимофеев В.В. Содержание понятия законности. Журнал Вестник краснодарского университета МВД России № 1 2008 год С. 30

LEGAL INSTRUMENTS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Bychik Yu.A.

Russian Customs Academy

This article provides a literature review of judgments, what is the prosecutor's supervision and its essence; analyzes the connection between the content of prosecutor's supervision and the concept of legality; gives the author's definition of the term «legality»; characterizes the legal status of the Federal Customs Service of the Russian Federation; considers the problem of compliance with legality in the implementation of customs authorities of their functions; provides the main objectives of prosecutor's supervision over the execution of customs legislation; reveals the directions of control over the implementation of customs legislation; the article presents the reasons for carrying out inspections of fulfillment of the actual legislation in the sphere of customs control; defines the main measures of prosecutor's response applied as a result of revealed violations in the course of inspection of customs authorities' activity; identifies the conditions of effectiveness of supervision over the functioning of customs authorities.

Keywords: prosecutor's supervision, customs authorities, legality, prosecutor's response, procedural activity, control and supervisory activity.

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 636 dated 04/23/2021 "On approval of the Regulations on the Federal Customs Service, Amendments to the Regulations on the

Ministry of Finance of the Russian Federation and invalidation of Certain Acts and Certain Provisions of Certain Acts of the Government of the Russian Federation"

2. Alexandrov N.G. Law and legality during the period of extensive construction of Communism. M., 1961. p. 105

3. Alekseev S.S. General theory of law. M., 1981

4. Belyaev V.P., Belyaev G.S., Sorokina V.V. Monograph, publishing house "Yurlitinform" 2015, p. 123

5. Boner A.P. Legality and justice in law enforcement. M., 1992. p. 5

6. Bychik, Yu.A. Theoretical and legal understanding of legality and ensuring legality in the activities of the customs authorities of the Russian Federation // Research of problems of customs affairs / Collection of articles by graduate students / State State Educational Institution of Higher Education "MOUTH". - M.: RTA, 2018. - pp. 20-23.

7. Vinokurov Yu.E. Prosecutor's supervision: a textbook for universities. - M.: Yurayt, 2023.

8. Gulyaeva A.P. Control state bodies of Russia. M.: 2000. - p.7

9. Protection by the prosecutor of the rights of participants in foreign economic activity: Monograph / under the general ed. Sub-anova N.V. Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. - Moscow, 2017. 231 p.

10. Zyablina M.V. Typical shortcomings of prosecutorial supervision over the observance of the right to rehabilitation in criminal proceedings // Legality. 2016. No. 10. P. 27

11. Karpov V.A. On some mechanisms for ensuring the rule of law and the rule of law as effective tools for building legal statehood in Russia // Law and Law. 2015. No. 8. p. 36.

12. Konin N.M. Administrative law of Russia. Moscow: Publishing House Prospect, 2010. - pp.234-235.

13. Lukasheva E.A. Socialist law and personality. M. 1978.

14. Marshunov M.N. Prosecutorial and supervisory law. Problems of legal regulation.St. Petersburg, 1991.

15. Novikov S.G., Raginsky M.Y. Prosecutor's office in the system of the Soviet state apparatus // Jurisprudence.1974. No. 3. p. 45

16. Indicators of law enforcement activities of the customs authorities of the Russian Federation for the 1st half of 2023 [Electronic resource] URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxrani-tel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/427991?ysclid=lpwj947b-ep554815114 (access date 10/10/2023)

17. Prosecutor's supervision over the implementation of legislation on customs control; Research Institute Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, M., 2010, p. 25.

18. Rokhlin V. I. Prosecutor's supervision and state control. - St. Petersburg: Publishing house Aslanova R. "Law Center "Press", 2013. - p.167.

19. Timofeev V.V. The content of the concept of legality. Journal Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1 2008 p. 30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.