Научная статья на тему 'Правовые и психолого-педагогические аспекты социальной опеки над детьми'

Правовые и психолого-педагогические аспекты социальной опеки над детьми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1080
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горячев М. Д.

Специальность "социальная педагогика" появилась в России недавно. Одной из наиболее острых проблем деятельности социально-педагогических учреждений является обеспечение мер защиты прав детей и установление социальной опеки над ними. В статье рассматриваются правовые и психолого-педагогические аспекты социальной опеки над детьми. Автор сравнивает российское и норвежское законодательства в этой сфере, различные подходы к практике социальной опеки над детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND PSYCHO–PEDAGOGICAL ASPECTS OF CHILD CARE

The profession of social work with chidren appeared in Russia not long ago. One of the most acute problems on activities of institutions of child welfare – to provide the measures of child protection and child care. The article is devoted legaland psycho-pedagogical aspects of child care. The author compares the Russian and the Norwegian legislature in this field, different approaches in theory and practice of child care.

Текст научной работы на тему «Правовые и психолого-педагогические аспекты социальной опеки над детьми»

М.Д. Горячев

ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ОПЕКИ НАД ДЕТЬМИ

Специальность "социальная педагогика" появилась в России недавно. Одной из наиболее острых проблем деятельности социально-педагогических учреждений является обеспечение мер защиты прав детей и установление социальной опеки над ними. В статье рассматриваются правовые и психолого-педагогические аспекты социальной опеки над детьми. Автор сравнивает российское и норвежское законодательства в этой сфере, различные подходы к практике социальной опеки над детьми.

Появление новой для нашей страны специальности "социальная педагогика" (институирована в 1991 г.) связано с реформированием социальной политики и созданием соответствующей модели социальных служб. Как научное направление социальная педагогика имеет свою историю, берет начало в классической педагогике ХУШ-Х1Х вв. Идеи социальной педагогики можно встретить в трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и др. Термин социальная педагогика ввел в обращение А. Дистервег. В России хорошо были известны книги П. Наторпа, Р. Штаммлера, П. Барта, Дж. Дьюи, Р. Кершенштейнера, В. Лая...

Отечественная социальная педагогика на рубеже Х1Х-ХХ вв. была представлена исследованиями П.П. Блонского, К.Н. Венцеля, П.Ф. Каптерева, М.В. Крупениной, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др., объяснявшими влияние условий жизни, прежде всего социальных, на формирование личности ребенка. Ученые установили прямую зависимость между социальным неблагополучием, неблагоприятными для воспитания детей факторами и трудностями их развития. Анализируя условия жизни подрастающих поколений, педагоги делали вывод о том, что у детей нет детства, т. к. "тяжесть жизни вторглась в него и разрушила" (С.Т. Шацкий) [1. С.130-131]. Если человек несовершенен, потому что несовершенен окружающий ребенка мир, то помочь ему можно, только изменяя условия его жизни, формируя среду, благоприятствующую задачам развития и воспитания. К сожалению, социальная педагогика в нашей стране разделила судьбу генетики, кибернетики, педологии...

В настоящее время одной из профессиональных задач, стоящих перед социальной педагогикой, является осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребенка [2. С.237]. Одним из способов ее реализации является установление опеки.

Опека - это попечение о личных и имущественных правах недееспособных граждан, в частности детей, а также наблюдение за ними, возлагаемое обществом, государством на кого-либо и осуществляемое под контролем государственной власти. Когда говорят об опеке над ребенком, обычно имеют в виду его воспитание, удовлетворение повседневных потребностей, создание условий, необходимых для жизни и успешного развития. Опека включает в себя все виды деятельности родителей или опекунов, которые заботятся о собственных детях (опекаемых).

К сожалению, не все дети окружены родительской любовью и вниманием. В силу каких-то причин рядом с ребенком нет близких ему людей, готовых взять на себя все заботы о нем, тогда его опекает общество, созданные государством учреждения для оказания социальной помощи и поддержки. В этом случае говорят о социальной опеке над детьми.

Современные концепции социальной опеки над детьми основываются на принципе профилактики детского неблагополучия. Компетентным органам предоставлено право вмешательства в жизнь семьи в тех случаях, когда существуют все признаки неблагополучия ребенка, его запущенности, недостаточной заботы о нем со стороны родителей, если ему не обеспечен надлежащий уход, отсутствует или недостаточно воспитание, происходит злоупотребление ребенком и т. д.

Детская запущенность определяется как неудача тех, на кого возложена ответственность за заботу, воспитание, образование и содержание несовершеннолетних, обеспечение условий, необходимых для здорового физического, психического, нравственного и духовного развития, например, неудовлетворительное, недостаточное питание; неправильный надзор за ребенком или отсутствие его; недостаточная забота о здоровье ребенка; необеспечение условий для нормального обучения и воспитания.

Злоупотребление ребенком - это постоянное нанесение вреда психическому здоровью ребенка, его эмоциональному состоянию со стороны взрослых, от которых он зависит - родителями, старшими братьями, сестрами или другими лицами, отвечающими за попечение ребенка - посредством умышленных побоев,

неконтролируемого телесного наказания, систематического осмеяния, действий, ведущих к деградации, задержке духовного развития, сексуального злоупотребления.

Социальная опека предусматривает создание условий для нормального развития несовершеннолетнего, его воспитания, жизни, контроль за всем этим со стороны компетентных учреждений и т. п. Виды социальной опеки могут быть следующие: помещение ребенка в воспитательное учреждение, или передача на воспитание его в приемную семью, или установление опекунства над ним, или усыновление.

Защита прав может быть гарантирована только законами, в том числе и право на опеку. Каким образом учитываются интересы детей, нуждающихся в социальной помощи? Рассмотрим это на примере Норвегии, где социальная политика достигла значительных успехов. Действующий с 1993 г. закон по охране детей устанавливает следующие, наиболее важные, по мнению Р. Реннинга, А. Хатланна и Я. Грюнна, меры, направленные на защиту их прав:

- профилактические меры по месту жительства, включающие в себя оказание материальной помощи, установление контактов для оказания помощи, проведение консультаций для родителей по вопросам воспитания, содействие в получении места для ребенка в детском саду, вопросы, связанные со школьным обучением и лечением;

- принятие органами опеки на себя заботы о детях, что означает передачу их на воспитание в приемные семьи или специальные детские учреждения;

- забота о детях после их возвращения домой [3. С.52].

Исполнение закона возлагается на муниципальные и региональные органы власти , а также центральные учреждения. В муниципальных администрациях учреждены муниципальные службы детского благополучия. Местные органы власти обязаны тщательно следить за условиями, в которых живут дети, и отвечать за меры, предотвращающие плохой уход и поведенческие проблемы. Служба детского благополучия, в частности, отвечает за выявление ненадлежащего ухода, поведенческих, социальных и эмоциональных проблем как можно раньше, дабы избежать их запущенности, для принятия мер по их ликвидации. Служба детского благополучия должна сотрудничать с другими государственными учреждениями, которые также защищают интересы детей, и вносить свои предложения [4. С.3-4].

Закон строится на защите и соблюдении интересов ребенка, предоставлении ему хорошего и стабильного контакта со взрослыми и обеспечении непрерывной заботы. Служба детского благополучия должна как можно раньше, по крайней мере в пределах недели, изучить полученные сообщения и заключить, нужно ли начинать расследование по конкретному заявлению [4. С.4].

Если есть причина для расследования, то оно должно проводиться таким образом, чтобы не навредить кому бы то ни было. Родители или лица, с которыми проживает ребенок, не могут противиться расследованию. Служба детского благополучия, эксперты могут требовать проведения интервью с ребенком при закрытых дверях. Если есть предположение, что ребенку дома не обеспечен уход или он подвержен серьезному злоупотреблению, служба детского благополучия может отдать распоряжение поместить ребенка в больницу или другое место для обследования [4. С.5].

Если есть опасность, что ребенку может быть причинен существенный вред от пребывания дома, руководитель службы детского благополучия может без согласия родителей немедленно принять распоряжение о временной опеке. Приказ должен быть исполнен достаточно быстро, по возможности в течение 48 час., и с одобрения руководителя регионального отделения социального благополучия.

Распоряжения об опеке могут быть приняты:

- если есть серьезные недостатки в заботе, получаемой ребенком, или серьезные недостатки в условиях личного контакта или обеспечения его развития, необходимого для ребенка этого возраста;

- если родители не заботятся о ребенке, который болен, недееспособен, или имеет специальную потребность в получении помощи, уходе и обучении;

- если ребенок оставлен без ухода или подвержен серьезным злоупотреблениям дома;

- если велика вероятность того, что здоровью ребенка или его развитию может быть нанесен серьезный ущерб, потому что родители не несут соответствующей ответственности за ребенка [4. С.8].

Ребенок должен быть помещен:

- в приемный дом;

- в учреждения регионального муниципалитета;

- в образовательное или лечебное учреждение, когда это необходимо, по причине недееспособности ребенка [4. С. 9].

Место поселения должно быть выбрано на основе определенных характеристик ребенка, потребности в заботе и воспитания в стабильной среде. Родители и дети имеют право встречаться друг с другом [4. С.9-10].

Целью настоящего закона является обеспечение наилучших условий для развития и воспитания детей, оказание необходимой помощи несовершеннолетним, живущим в условиях, которые могут приносить ущерб их здоровью и развитию.

В России нет специального закона о защите прав детей. Установление социальной опеки над детьми регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, который содержит соответствующий раздел [5]. Статья 121 определяет, в каких случаях применяются меры защиты прав и интересов детей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их учет, выбор форм устройства, а также осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования, согласно статье 122 Кодекса, возложены на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, нуждающихся в социальной помощи, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, нуждающемся в помощи, обеспечивает его устройство. При невозможности передать ребенка на воспитание направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления указанных сведений о ребенке организует устройство такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности информирует об этом федеральный орган исполнительной власти.

За неисполнение обязанностей, связанных с осуществлением социальной опеки над детьми, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, закон предусматривает привлечение к ответственности руководителей учреждений, а также должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов опеки и попечительства.

В статье 123 определены формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в числе которых передача на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную

семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

При наличии определенных сходств российского и норвежского законодательных актов об организации социальной опеки над детьми, тем не менее, есть существенные различия. Действие норвежского закона значительно шире, т. к. он является основой для проведения социальной политики, направленной на защиту прав и интересов детей, а также возлагает ответственость за ее осуществление на органы власти: муниципальные, региональные, центральные. Семейный кодекс подобных положений не содержит, т. к. сфера его действия уже - права и обязанности родителей и детей.

Норвежский закон возлагает ответственность за социальную защиту детей, в основном, на муниципалитеты и определяет их компетенцию. Документ содержит положения о принципах социальной опеки: наилучшей защите интересов детей; обеспечении стабильного контакта ребенка с родителями, взрослыми; непрерывности опеки над ребенком. Подобного в российском законе нет.

Согласно Семейному кодексу, сбор информации об условиях жизни ребенка предваряет принятие решения об установлении социальной опеки. Норвежский закон определяет порядок сбора информации и предоставляет компетентным органам право устанавливать социальную опеку над ребенком без согласия его родителей. Здесь также содержится положение о временной опеке и сроке установления опеки в экстренном случае - в течение 48 часов. Согласно Семейному кодексу РФ, устройство ребенка, в отношении которого принято решение об установлении социальной опеки над ним, должно быть проведено в течение месяца.

Семейный кодекс РФ, перечисляя случаи, когда применяются меры социальной защиты детей, не включает недостаток заботы и внимания о нем со стороны родителей; плохой контакт между ребенком и родителями и т. п.

Тем не менее, Семейный кодекс создает основу для рассмотрения вопросов, связанных с установлением социальной опеки над детьми. Но все же он нуждается в дальнейшем совершенствовании. А также необходимо развивать правовую базу для деятельности учреждений, на которые возложены обязанности социальной опеки над детьми, реализовывать социальные программы в этой области. Применение мер опеки требует не только соблюдений положений закона, но и решения возникающих в связи с этим психолого-педагогических проблем.

Трудно переоценить роль семьи в воспитании ребенка. З. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в раннем детстве, к 5-6 годам, в то время, когда преобладающее значение в воспитании ребенка имеет семья. Семейное окружение обеспечивает малышу возможность познания мира, себя, своих возможностей, их развитие и т. д. Также велико значение эмоционально-психологической связи родителей и детей. Подобное суждение высказывал А.Н. Острогорский. Он писал:"Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние, естественно, порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль" [6. С.329].

Эмоциональная взаимосвязь, выраженная посредством ласки, любви, внимания, имеет чрезвычайно большое значение как для детей, так и для родителей. Она позволяет достичь взаимного удовлетворения потребностей, прежде всего потребности быть нужными друг другу, любимыми, желанными. Родительская забота и любовь являются главными условиями правильного развития ребенка. В то же время, как справедливо заметил З. Матейчек, и малыш приносит родителям позитивные ощущения, личные стимулы, расширяет круг их впечатлений и переживаний, придает им жизненную устойчивость, создает общественное положение, предоставляет возможность продолжить себя в ребенке [7. С.21].

Семья создает наиболее комфортные условия для жизни и воспитания ребенка. Важную роль играет чувство принадлежности, которое могут испытать дети только в семье, потому что у них есть собственные, только

их любящие и любимые родители, дом, игрушки, вещи, уголок в квартире, кроватка и т. д. Чувство принадлежности создает наиболее благоприятные условия для развития ребенка психического, физического, интеллектуального, нравственного, эмоционального и т. п. Комфортная обстановка мира семьи является основой стабильности, обеспечивает целостное формирование личности ребенка. Стабильность и целостность, по мнению С. Шлетте, Г. Хаген и Г. Майера, являются главными условиями того, почему ребенок должен расти в собственной семье [8. С.78].

Социальные педагоги отдают предпочтение передаче ребенка на воспитание в приемную семью, чем в специализированное учреждение. Наиболее желательным является воспитание ребенка в собственной семье, которая способна оказать ему полноценную поддержку. Если есть возможность, то целесообразнее оставить ребенка в семье и помогать ему здесь. Но если помощь не достигает желательных результатов, если не удается изменить в лучшую сторону жизнь ребенка в семье, то в этом случае ставится вопрос о его изъятии и передаче на воспитание под опеку других.

Реализация решения об установлении социальной опеки над ребенком включает в себя следующие этапы:

- принятие решения об изъятии ребенка из семьи;

- подготовка ребенка к передаче на воспитание в детское учреждение или приемную семью;

- нахождение ребенка под опекой в детском учреждении или приемной семье;

- прекращение опеки над ребенком и возвращение его в собственную семью.

Наиболее трудной проблемой является принятие решения о том, что воспитание и дальнейшее нахождение ребенка в его семье, вместе с родителями является для него опасным и необходимо его из семьи изъять для того, чтобы передать на воспитание или в учреждение (детский дом) или в приемную семью. Здесь необходимо четко выделить критерии, в соответствии с которыми будет приниматься подобное решение. По мнению Маргарет Эдкок, вынашивая подобного рода решение, необходимо:

- учитывать специфические потребности ребенка в связи с проблемами его дальнейшего пребывания в семье;

- принимать во внимание его возраст;

- условия жизни в семье и их влияние на развитие ребенка, его жизненный опыт;

- личные трудности ребенка, связанные с его здоровьем, психическим развитием и т. д. [9. С.8].

По мнению Джейн Олдгейт, главным является подготовка ребенка к помещению его в учреждение [9. С.25]. Она определила следующие факторы, влияющие на продолжительность нахождения его здесь:

- обстоятельства, которые привели в учреждение;

- поддержание частого контакта между родителями и детьми;

- целенаправленная работа с детьми и родителями.

Как полагает Дж. Олдгейт, из этих трех факторов, взаимосвязанных между собой, наиболее активная роль принадлежит целенаправленной работе с детьми и родителями, что позволяет реабилитировать отношения между ними, производить коррекцию поведения ребенка, нормализовать его отношения с окружающими, формировать позитивное отношение к родителям, понимание им причин нахождения в учреждении или приемной семье и т. д.

Семья значительно легче переживает передачу ребенка на воспитание в приемную семью, под опеку социальных учреждений, если этому предшествовало посещение нового места жительства ребенка. Передача ребенка на воспитание приемым родителям, опека над ним со стороны социальных учреждений, считает Дж. Олдгейт, является только началом работы [9. С.29]. Как только переселение ребенка состоится, необходимо создавать новую систему отношений между родителями и детьми. Это следует делать как

можно быстрее, т. к. поддержание отношений с родителями является значительным, чрезвычайно важным фактором, влияющим на возвращение детей домой.

Другой важной проблемой являются взаимоотношения между родителями, настоящими и приемными. В большинстве случаев приемные и настоящие родители чувствуют себя неуютно во время встреч.

Решающим фактором создания и поддержания успешных контактов между настоящей и приемной семьями является деятельность социального педагога. В этом случае перед ним стоят две задачи: помочь лучше понять детскую реакцию на отделение как родителям, так и опекунам, а также ободрить и поддержать их в процессе преодоления различных сложностей. В тех случаях, когда социальный работник, родители и опекуны действовали совместно, как одна команда, поддерживался успешный контакт. В тех случаях, где контакт был неудачным, родители и дети были предоставлены сами себе.

По мнению В. Эйхмана, поселение ребенка в приемной семье не является главным способом решения его проблем [10. С.32]. Как только предоставляется возможность, необходимо возвратить ребенка в его настоящую семью, особенно если дело касается малолетних детей. В этом случае помощь семье со стороны социальных служб по стабилизации семейной обстановки может сделать возвращение ребенка вероятным.

По утверждению Дейвидсона, чрезвычайно важную роль в процессе подготовки возвращения ребенка в семью играет участие родителей на всех этапах жизни ребенка в приемной семье, если они не были лишены родительских прав и не ограничены в возможности общаться с ребенком [9. С.43]. Именно от настоящих родителей зависит, как долго будет находиться ребенок в приемной семье или в учреждении.

В современных концепциях социальной педагогики пребывание ребенка в специализированных учреждениях рассматривается как временная мера. В этот период проводится психолого-педагогическая коррекция ребенка, подыскивается семья, согласная взять его на воспитание. Социальные педагоги разделяют мнение, что такой вид помощи наиболее желателен, т. к. приемный дом более походит на собственный дом ребенка. Здесь у него складываются более близкие отношения с окружающими его людьми, чем в специализированном заведении. Для того чтобы интегрироваться в общество, ребенок должен иметь близкие личные отношения, которые наиболее важны, чем, например, гигиена, образование, психологическая помощь, чему уделяется первостепенное внимание в приюте. Поэтому считается, что детей дошкольного возраста и малышей не следует помещать в детские дома, где почти невозможно предоставить им необходимое личное внимание в силу размера детской группы и характера складывающихся в ней отношений. Приемный дом более подходит для формирования личных отношений между приемными детьми и их новыми родителями.

Литература:

1. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.

2. Социальная педагогика: хрестоматия / Сост. М.Д. Горячев. Самара: СИУ, 1996.

3. Реннинг Р., Хатланн А., Грюнн Я. Государство всеобщего благосостояния сегодня и его задачи на будущее. Норвежская модель. Осло: Тано, 1994.

4. Act № 100 of 17 July, 1992 on Child Welfare Services. Oslo, 1993.

5. Семейный кодекс Российской Федерации (краткий комментарий). М.: БЕК, 1996.

6. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М. : Педагогика, 1990.

7. Матейчек З. Родители и дети. М. : Просвещение, 1992.

8. Slette S., Hagen G., Maier H. Permanency Planning Principles in the Norwegian Child Welfare System and Their Application to Practice / Journal of Policy, Practice, and Program Child Welfare League of America. Vol. LXII, Num. 1, January/February 1993.

9. New Development in Foster Care and Adoption / Edited by J. Triseliotis. London, Boston & Henley, 1980.

10. Residential Child Care. An International Reader / Edited by M. Gottesmann. London, 1991.

M.D. Goryachev

LEGAL AND PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF CHILD CARE

The profession of social work with chidren appeared in Russia not long ago. One of the most acute problems on activities of institutions of child welfare - to provide the measures of child protection and child care. The article is devoted legaland psycho-pedagogical aspects of child care. The author compares the Russian and the Norwegian legislature in this field, different approaches in theory and practice of child care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.