ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^g..
Актуальные проблемы административного права
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОВД И СУБЪЕКТОВ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
П.Н. ИШМУРА ТОВ,
старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России, кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.14 — административное право, административный процесс
E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе анализа действующих нормативных правовых актов и статистических данных МВД России, с учетом реального состояния правопорядка в нашей стране, которое характеризуется большим количеством совершаемых административных правонарушений и преступлений, в статье обосновывается необходимость рассмотрения проблем взаимодействия органов внутренних дел и субъектов частной охранной деятельности при обеспечении правопорядка, а также предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: обеспечение правопорядка, субъекты частной охранной деятельности, частные охранные организации, взаимодействие органов внутренних дел и субъектов частной охранной деятельности.
LEGAL AND ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF INTERACTION OF THE SUBJECTS OF THE PRIVATE SECURITY ACTIVITY UNDER THE RULE OF LAW
P.N. ISHMURATOV,
senior lecturer, Department of administrative work of the internal Affairs of Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia, PhD in law
Annotation. Based on the analysis of existing regulations and statistical data of the Ministry of internal Affairs of Russia, taking into account the real state of law in our country, which is characterized by a large number of committed administrative offences and crimes, the article proves the necessity consideration of problems of interaction of the internal Affairs bodies and subjects of private security activity under the rule of law, and suggests ways of their solution.
Keywords: law enforcement, the subjects of the private security activities private security organization, interaction of bodies of internal Affairs and the subjects of the private security activities.
Необходимость в рассмотрении и решении правовых и организационных проблем взаимодействия ОВД и субъектов частной охранной деятельности при обеспечении правопорядка не вызывает сомнения. Актуальность заявленной проблематики определяется, прежде всего, реальным состоянием правопорядка в нашей стране, которое характеризуется большим количеством совершаемых административных правонарушений и преступлений, что отчасти является следствием недостаточной эффективности предпринимаемых мер со стороны органов внутренних дел.
Так, согласно статистических данных МВД России за восемь месяцев 2013 г. органами внутренних дел рассмотрено более 18,5 млн заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что почти на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них, заре-
гистрировано около 1,5 млн преступлений, при этом рост регистрируемых преступлений отмечен в 25 субъектах Российской Федерации.
В результате преступных посягательств погибло 24 тыс. человек, здоровью более 34 тыс. человек причинен тяжкий вред, что больше почти на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем — августом 2012 г. увеличилось на 2,7% и составило более 19 тыс., а количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств возросло почти на 11% и составляет 1 тыс. фактов. За указанный период с использованием оружия совершено почти 5 тыс. преступлений, при этом каждое десятое — в Москве и Московской области.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
Более того выявлено около 154 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что почти на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Вместе с тем, за восемь месяцев 2013 г. зарегистрировано 394 преступления террористического характера и 601 преступление экстремистской направленности, что на 18% больше чем в 2012 г.
Отметим, что в общественных местах зарегистрировано 462 тыс. преступлений, что также больше почти на 3,5% чем в прошлом году.
Из них, на улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано порядка 300 тыс. преступлений, что больше на 1,5% чем за аналогичный период прошлого года, в том числе: 34,5 тыс. грабежей, около 132 тыс. краж, более 4 тыс. разбойных нападений. Кроме того, на дорогах и трассах вне населенных пунктов количество совершенных разбойных нападений возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 38%, грабежей на 2,5%, а выявленных фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на 30%!
Приведенные цифры не могут не вызывать нашей озабоченности и говорят только об одном, что предпринимаемые меры со стороны органов правопорядка, которые в средствах массовой информации, особенно последние время называют беспрецедентными, не являются исключительными для нормализации криминогенной ситуации в государстве в целом, так как носят точечный, локальный и не системный характер.
Достаточно напомнить об одном факте, грубого группового нарушения общественного порядка, произошедшего в Санкт-Петербурге, который имел большой общественный резонанс.
Так, в ночь на 21 сентября 2013 г. в оживленном районе города на пересечении улиц Думская и Ломоносова в ходе конфликта между двумя группами лиц, в котором участвовало несколько десятков человек, неизвестными было произведено около 20 выстрелов из травматического оружия, в результате пострадали несколько человек, а так же был причинен материальный ущерб владельцем транспортных средств припаркованных на месте происшествия. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 213 УК РФ (Хулиганство). Более того, вечером этого же дня у места ночной перестрелки на несанкционированную акцию собрались несколько десятков националистов,
которыми выдвигались резкие требования, направленные на дестабилизацию и так непростой ситуации в ряде регионов России, связанной с межнациональной и религиозной враждой, при этом сотрудниками полиции было задержано и доставлено в территориальные ОМВД более полусотни правонарушителей.
Подобная ситуация в центре города могла произойти по ряду причин, в том числе, из-за отсутствия должной организации патрульно-постовой службы полиции, а также недостаточной ее численности.
Как нам представляется, одним из путей решения проблемы обеспечения органами внутренних дел общественной безопасности является повышение эффективности взаимодействия полиции и субъектов частной охранной деятельности, которыми являются частные охранные организации. Одним из основных аргументов здесь, является огромный правоохранительный потенциал частных охранных структур, даже, несмотря на их коммерческую составляющую.
Так, по данным МВД России, практически ежегодно растет количество частных охранных организаций, и именно, за последние десять лет прирост частных охранных организаций составил порядка 30%, количество которых на 1 января 2013 г. составило около 26 тыс. организаций с работающими в них порядка 700 тыс. частных охранников.
Учитывая их значительную численность, основная масса которых бывшие военнослужащие и сотрудники других силовых структур с богатым опытом, в том числе обращения со специальными средствами и огнестрельным оружием, а также наличие у них законодательно закрепленных полномочий по применению мер административного принуждения, не возникает сомнения в необходимости рассмотрения правовой регламентации взаимодействия органов внутренних дел с частными охранными организациями с целью повышения эффективности использования их возможностей в правоохранительной сфере.
Однако в настоящее время говорить о надлежащем состоянии указанного взаимодействии в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера не приходится. Причина этого, прежде всего, кроется в отсутствии четкой правовой регламентации, о чем свидетельствует проведенный анализ нормативных правовых актов в данной сфере.
Так, ФЗ «О полиции» предоставляет полиции право при осуществлении своей деятельности и при выполнении возложенных на полицию обязанностей
120
Вестник Московского университета МВД России
№ 12 / 2013
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
взаимодействовать с организациями и гражданами, при этом использовать их возможности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в свою очередь, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определяет, что в порядке, установленном Правительством РФ, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.
Вместе с тем, постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587, которое утверждает «Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставления частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений», определяет типовые формы соглашения об обеспечении правопорядка между ОВД и частными охранными организациями.
И наконец, два приказа МВД России от 17 апреля 2013 г. № 211 «Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении право-
порядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» и от 31 декабря 1999 г. № 1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью», также отчасти поверхностно затрагивают вопросы организации рассматриваемого взаимодействия.
Подобная ситуация недопустима, требует глубокой проработки и решения ряда вопросов, прежде всего нормативно-правового характера, в том числе, разработки и принятия Правительством РФ ряда нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления взаимодействия правоохранительных органов с субъектами частной охранной деятельности при обеспечении правопорядка, а также по законодательному наделению частных охранников, содействующих органам правопорядка в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, большими полномочиями по применению мер административного принуждения для пресечения административных правонарушений и преступлений, а также для задержания лиц их совершивших.
Правоохранительные органы; 8-е изд., перераб. и доп.: учебник / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, Р.С. Тамаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 471 с.
В учебнике на основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган» и установлен исчерпытающий перечень этих органов. Правовая категория «правоприменение» позволила выщелить органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы). Посредством системного подхода установлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, раскрыпы их функции и взаимосвязи.
В учебнике (в частях I—III) учтены изменения в законодательстве, а также решения органов судебной власти по состоянию на 1 ноября 2011 г. Последующее изменение законодательства, вплоть до выпуска в свет этого учебника, существенно не повлияло на его содержание.
Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.