ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К СУБЪЕКТАМ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П.Н. ИШМУРАТОВ,
соискатель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России (преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России) Научная специальность: 12.00.14 — административное право; финансовое право; информационное право
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: кандидат юридических наук, профессор С.Н. Бочаров
Аннотация. Рассматривается административная ответственность субъектов частной охранной деятельности. При этом с учетом статистических данных, дается характеристика состояния административной ответственности, и анализируются некоторые из административных правонарушений в сфере осуществления частной охранной деятельности, в результате чего формулируется вывод.
Ключевые слова: частная охранная деятельность, субъекты частной охранной деятельности, административная ответственность субъектов частной охранной деятельности.
TO A QUESTION OF APPLICATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY LAW-ENFORCEMENT BODIES TO SUBJECTS
OF PRIVATE SECURITY ACTIVITY
P.N. ISHMURATOV,
the competitor of chair of administrative activity of law-enforcement bodies of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article administrative responsibility of subjects of private security activity is considered. Thus, taking into account the statistical data, the characteristic of a condition of administrative responsibility is given and some of administrative offenses in sphere of realization of private security activity therefore the conclusion is formulated are analyzed.
Keywords: private security activity, subjects of private security activity, administrative responsibility of subjects of private security activity.
Согласно статистическим данным МВД России практически ежегодно увеличивается количество фактически действующих частных охранных организаций. Так, с 2003 по 2009 г. их численность увеличилось на 9580, или на 53,8% (сводный отчет о лицензионно-разрешительной работе ЛРУ ДООП МВД России за 2003—2009 гг.). Частная охранная деятельность активно развивается и прогрессирует. В связи с этим возникает потребность исследования проблемы применения административного законо-
дательства в деятельности ОВД в отношении субъектов частной охранной деятельности.
По своему содержанию частная охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан, поскольку в процессе ее осуществление могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц. В целях дополнительной защиты общественных интересов законодатель предусматривает ответственность за нарушения установ-
НАУКИ
ленных Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» требований к осуществлению частной охранной деятельности, а также условий ее осуществления в соответствии с законодательством.
Статья 21 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» носит отсылочный характер и не предусматривает конкретных составов и санкций за осуществление частной охранной деятельности в нарушение требований Закона, однако предусматривает ответственность именно за создание незаконных охранных организаций, что следует из самого названия статьи и раздела. Под незаконными охранными организациями понимается осуществление деятельности без регистрации либо без получения соответствующей лицензии.
Оказание услуг в сфере охраны разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную ОВД. Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью. Субъектами частной охранной деятельности согласно ст. 11, 15.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в качестве юридических лиц могут являться только частные охранные организации и их филиалы.
Проблема административной ответственности в сфере частной охранной деятельности разработана не в полном объеме в силу причин как объективного, так и субъективного характера. В некоторых работах эта проблематика исследована частично1.
Эффективная реализация мер административной ответственности в сфере осуществления частной охранной деятельности может внести свой вклад в дело решения проблем применения административного законодательства в деятельности ОВД с целью укрепления правопорядка, а также необходимого уровня охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Административная ответственность субъектов частной охранной деятельности — это государственное принуждение в виде применения установленных законодательством об административных правонарушениях наказаний в отношении юридических лиц — частных охранных организаций за совершение ими административных правонарушений, сопровождающееся порицанием противоправного поведения от
имени государства в лице его уполномоченных на то субъектов административной юрисдикции.
Административные правонарушения в сфере осуществления частной охранной деятельности со стороны ее субъектов — незаконная частная детективная или охранная деятельность (ст. 20.16 КоАП) и осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) ст. (14.1) с учетом того, что частная охранная деятельность является предпринимательской деятельностью (ст. 2 ГК).
Для субъектов частной охранной деятельности, которые привлекаются к административной ответственности, не так страшна одна из мер административного наказания в виде административного штрафа, как меры иного характера, связанные с административным приостановлением деятельности организации на срок до 90 суток (ч. 4 ст. 14.1 КоАП), так как это может повлечь за собой многократную потерю прибыли. Эта мера может применяться только в качестве основного административного наказания, и закреплена КоАП, Федеральными законами «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об исполнительном производстве» и др.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 2 тыс. руб. Частью 2 этой же статьи определено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц от 40 тыс. до 50 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, а ч. 3 определяет, что в случае осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц от 30 тыс. до 40 тыс. руб. За осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий,
1 Иванов В.В., Калмыков Г.И. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в сфере оборота оружия негосударственной (частной) охранной и негосударственной частной сыскной деятельности. М., 2006.
-^jjjj^r.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
предусмотренных специальным разрешением (лицензией), согласно ч. 4 предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Это общая норма, применяемая для всех юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Специальной нормой будет диспозиция ст. 20.16 КоАП, согласно которой в ч. 1 за незаконное осуществление частной охранной деятельности предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Оказание частных охранных услуг либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований в соответствии с ч. 4 этой же статьи влечет за собой наложение административного штрафа только на частных охранников в размере от 1500 до 2 тыс. руб., а на руководителей частных охранных организаций — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Административная ответственность за это правонарушение в отношении юридических лиц — субъектов частной охранной деятельности не предусмотрена.
За осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в соответствии
с ч. 4 ст. 14.1 КоАП на юридическое лицо накладывается административный штраф, который многократно превышает административное наказание за правонарушения, предусмотренные ст. 20.16.
Контролирующие органы привлекают к административной ответственности именно по ст. 14.1 КоАП, являющейся общей нормой для субъектов частной охранной деятельности.
По данным МВД России, в 2009 г. в ходе контроля над соблюдением законодательства за частной детективной и охранной деятельностью подразделениями лицензионно-разрешительной работы МВД России было проведено 151 999 проверок частных охранных организаций, при этом выявлено 48 750 нарушений, из них привлечено к административной ответственности 27 911 работников частных охранных организаций и прекращена деятельность только 4797 организаций (разд. 12 сводного отчета о лицензионно-разрешитель-ной работе ЛРУ ДООП МВД России за 2009 г). Все это свидетельствует о том, что практика реализации законодательства по применению административной ответственности не осуществляется должным образом. Необходимо уточнить понятия «нарушение условий», «нарушение требований», а также нормативные правовые акты, которыми они определяются.
Криминальная сексология
Криминальная сексология. Дерягин Г.Б. и др. Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 399 с.
ISBN 978-5-238-02131-7
Рассматриваются общие понятия сексологии как науки и задачи криминальной сексологии. Основное внимание уделяется социально-правовым аспектам сексуального поведения людей, законодательству о половых преступлениях, следственным действиям при совершении данных преступлениях, судебно-медицинской экспертизе. Дается криминологическая характеристика сексуального насилия. Рассматриваются вопросы уголовной ответственности за половые преступления и их предупреждения.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и психологических факультетов вузов, а также психологов, практических работников правоохранительных органов и судов.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. юнити Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 UNITY E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru