Научная статья на тему 'Классификация административных правонарушений, непосредственно либо опосредованно связанных с правоотношениями в сфере частной охранной деятельности'

Классификация административных правонарушений, непосредственно либо опосредованно связанных с правоотношениями в сфере частной охранной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1135
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ / ADMINISTRATIVE AND DELICTUAL LEGISLATION / ADMINISTRATIVE OFFENSE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / PRIVATE SECURITY ACTIVITY / CANCELLATION OF THE LICENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисенко Виктор Васильевич, Мумладзе Михаил Александрович

В статье анализируются составы административных правонарушений, которые непосредственно посягают на общественные отношения в сфере частной охранной деятельности либо могут быть совершены лицами, имеющими удостоверение частного охранника, в процессе оказания охранных услуг, а также влияющие на сохранение статуса частного охранника. Предлагается авторская классификация административных правонарушений, подчеркивающая особенности административной ответственности лиц, имеющих право на оказание охранных услуг и осуществление частной охранной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of administrative offenses directly or indirectly connected with legal relationship in the sphere of private security activity

In the article structures of administrative offenses which directly encroach on the public relations in the sphere of private security activity or can be made by the persons having the certificate of the private security guard in the process of rendering security services, and also influencing saving the status of the private security guard are analyzed. The author’s classification of administrative offenses emphasizing features of administrative responsibility of the persons having the right for rendering security services and implementation of private security activity is offered.

Текст научной работы на тему «Классификация административных правонарушений, непосредственно либо опосредованно связанных с правоотношениями в сфере частной охранной деятельности»

Денисенко Виктор Васильевич

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права

Краснодарского университета МВД России (тел.: +79298391875)

Мумладзе Михаил Александрович

участковый уполномоченный полиции отдела МВД России по Тимашевскому району Краснодарского края

(тел.: +79186661664)

Классификация административных правонарушений, непосредственно либо опосредованно связанных с правоотношениями в сфере частной

охранной деятельности

В статье анализируются составы административных правонарушений, которые непосредственно посягают на общественные отношения в сфере частной охранной деятельности либо могут быть совершены лицами, имеющими удостоверение частного охранника, в процессе оказания охранных услуг, а также влияющие на сохранение статуса частного охранника. Предлагается авторская классификация административных правонарушений, подчеркивающая особенности административной ответственности лиц, имеющих право на оказание охранных услуг и осуществление частной охранной деятельности.

Ключевые слова: административно-деликтное законодательство, административное правонарушение, административная ответственность, частная охранная деятельность, аннулирование лицензии.

V.V. Denisenko, Doctor of Law, Professor, Professor of the Chair of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel: +79298391875;

M.A. Mumladze, Precinct Police Officer of the Department of the Ministry of the Interior of Russia in Timashevsky District of Krasnodar Region; tel.: +79186661664.

Classification of administrative offenses directly or indirectly connected with legal relationship in the sphere of private security activity

In the article structures of administrative offenses which directly encroach on the public relations in the sphere of private security activity or can be made by the persons having the certificate of the private security guard in the process of rendering security services, and also influencing saving the status of the private security guard are analyzed. The author's classification of administrative offenses emphasizing features of administrative responsibility of the persons having the right for rendering security services and implementation of private security activity is offered.

Key words: administrative and delictual legislation, administrative offense, administrative responsibility, private security activity, cancellation of the license.

Анализ КоАП РФ, введенного в действие с 1 июля 2002 г. [1], и законодательства, регламентирующего частную детективную и охранную деятельность, прежде всего Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (в редакции от 13 июля 2015 г.) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [2], позволяет выявить специфические особенности адми-

нистративной ответственности частных охранников.

Во-первых, могут быть выделены составы административных правонарушений, в которых специальным субъектом названы исключительно частные охранники, руководители частных охранных организаций либо лица, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной охранной де-

299

ятельности. Указанные субъекты в качестве специальных субъектов называются в диспозициях и санкциях статей, предусматривающих административную ответственность:

за оказание частных охранных услуг, не предусмотренных законом (лицензией), либо с нарушением требований, установленных законом (лицензией) (ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ);

незаконное использование в частной охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленным Правительством РФ перечнем видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности (ст. 20.24 КоАП РФ);

незаконное ношение форменной одежды со знаками различия либо с символикой государственных военизированных организаций либо правоохранительных или контролирующих органов лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности (ч. 2 ст. 17.2 КоАП РФ).

Отметим, что выделенные нами в первую группу административные правонарушения непосредственно связаны с правоотношениями в сфере частной детективной деятельности. Подобный вывод вытекает из текстов ч. 2 ст. 17.2, ч. 4 ст. 20.16, ст. 20.24 КоАП РФ, содержащих указание на связь административного правонарушения со сферой оказания частных охранных услуг либо осуществлением частной охранной деятельности.

Во-вторых, в КоАП РФ могут быть выделены составы административных правонарушений, родовым объектом которых выступает установленный порядок оборота оружия и патронов к нему и которые могут быть совершены различными видами субъектов, в том числе и частными охранниками в связи с осуществлением ими частной охранной деятельности. Несмотря на то что вышеназванный объект группы административных правонарушений напрямую не связан с правоотношениями в сфере оказания частных охранных услуг, он опосредованно может оказывать существенное влияние на законность или незаконность осуществления частной охранной деятельности. Предпосылки и обоснованность такого вывода обусловлены тем, что действующее законодательство предоставляет частным охранникам право при выполнении ими должностных обязанностей

использовать, в зависимости от имеющегося у них 4, 5 или 6 квалификационного разряда, соответствующие ему специальные средства и оружие [3, прил., §262а. Охранник].

При этом при квалификации административных правонарушений, отнесенных нами ко второй группе, необходимо устанавливать соответствие имеющихся у частного охранника специальных средств и оружия перечню видов специальных средств, используемых в частной охранной деятельности, и перечню видов вооружения охранников, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 (в редакции от 9 сентября 2015 г.) «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» [4, прил. 2 и 3].

Так, частные охранники, имеющие 4 разряд, могут использовать в охранной деятельности только специальные средства следующих видов: шлем защитный отечественного производства 1-3 классов защиты; жилет защитный отечественного производства 1-5 классов защиты; наручники отечественного производства «БР-С», «БР-С2», «БКС-1», «БОС»; палку резиновую отечественного производства «ПР-73М», «ПР-К», «ПР-Т», «ПУС-1», «ПУС-2», «ПУС-3».

Частные охранники, имеющие 5 разряд, в дополнение к вышеназванным специальным средствам имеют право использовать сертифицированное в установленном порядке гражданское оружие самообороны следующих видов: огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства; газовые пистолеты и револьверы отечественного производства; механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные разрешенными к применению слезоточивыми веществами; электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, а также соответствующие нормам Минздрава России патроны к гражданскому оружию травматического, газового и светозвукового действия.

Частные охранники, имеющие 6 разряд, вправе использовать специальные средства любого предусмотренного для частных охранников вида, а также сертифицированные в установленном порядке в качестве служебного оружия: огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства; огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие отечественного производства; огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства, а также сертифицированные в уста-

300

новленном порядке патроны к служебному оружию отечественного производства.

Естественно, что статьи административных правонарушений, которые включены нами во вторую группу и будут рассмотрены ниже, применяются к частным охранникам лишь в той части, в которой опосредуют нарушения ими установленного порядка оборота оружия и патронов непосредственно при осуществлении ими частной охранной деятельности. Уточним, что если правонарушения совершены лицом, имеющим удостоверение частного охранника, во внеслужебное время, т.е. не при осуществлении охранных услуг, но с использованием закрепленных за ним специальных средств и оружия, то оно привлекается к административной ответственности не как гражданин, а в качестве специального субъекта либо обусловливает административную ответственность должностного лица - руководителя частной охранной организации за ненадлежащий контроль за оборотом специальных средств и оружия.

Так, из всего многообразия составов административных правонарушений,объединенных в восемь частей ст. 20.8 КоАП РФ и обобщенно регламентирующих административную ответственность по широкому кругу нарушений «правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования,уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушения правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием» [1, ст. 20.8], частные охранники либо руководители частных охранных организаций могут привлекаться к административной ответственности только:

в связи снарушением правил... хранения... учета оружия и патронов к нему. если эти действия не содержат уголовнонаказуемого деяния (ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ);

грубым нарушением лицензионных требований и условий. хранения или учёта оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ);

ношением огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 4.1 ст. 20.8 КоАП РФ);

невыполнением лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 4.2 ст. 20.8 КоАП РФ);

незаконными передачей. хранением. или ношением гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ).

Об административной ответственности частных охранников либо руководителей частных охранных организаций за административные правонарушения, имеющие отношение к осуществляемой ими частной охранной деятельности, следует вести речь и в случаях:

установки на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9 КоАП РФ);

нарушения правил использования оружия и патронов к нему (ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ);

стрельбы из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах (ч. 1-3 ст. 20.13 КоАП РФ), в том числе за пределами охраняемой территории.

В-третьих, законодатель выделяет группу административных правонарушений, совершение которых он не связывает с осуществлением частной охранной деятельности, но относит к числу оснований для аннулирования удостоверения частного охранника [2, п. 1 ч. 4 ст.11.1].

Так, удостоверение частного охранника аннулируется в случае его привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ и выразившегося в потреблении наркотических средств без назначения врача.

Аннулирование удостоверения частного охранника должно наступать и в случае повторного привлечения его к административной ответственности за совершение любого из административных правонарушений, включенных в гл. 17, 19 и 20 КоАП РФ (соответственно посягающих на институты государственной власти, против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность) либо за повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.8, 6.9.1, 6.13, 6.156.16.1 КоАП РФ и посягающих на установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотиче-

301

ские средства или психотропные вещества и их прекурсоры.

Таким образом, особенности реализации положений института административной ответственности применительно к лицам, имеющим удостоверение частного охранника, частным охранникам, руководителям частных охранных организаций проявляются, во-первых, в наличии административных правонарушений, непосредственным объектом которых выступают общественные отношения в сфере оказания частных охранных услуг, а специальными субъектами - исключительно лица, осуществляющие частную охранную деятельность; во-вторых, в наличии административных правонарушений, непосредственным объектом

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 5 апр. 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1. Ст. 1.

2. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Рос. газ. 1992. 30 апр.

3. О внесении изменения в единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, вып. 1: приказ Минздравсоц-развития России от 17 апр. 2009 г. № 199.

4. Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности: постановление Правительства РФ от 14 авг. 1992 г. № 587 (ред. от 9 сент. 2015 г.) // Собр. актов Президента и Правительства РФ.1992. № 8. Ст. 506.

которых являются общественные отношения в сфере установленного порядка оборота оружия, опосредованно взаимосвязанные с оказанием частных охранных услуг, в которых одним из специальных субъектов выступают лица, осуществляющие частную охранную деятельность; в-третьих, в выделении законодателем группы административных правонарушений, совершение которых не ставится в прямую зависимость от осуществления частной охранной деятельности, но совершение которых, наряду с применением мер административной ответственности, предусмотрено в качестве одного из оснований аннулирования удостоверения частного охранника.

1. Code of the Russian Federation about administrative offenses d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL (as amended on Apr. 5, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. № 1, pt. 1. Art. 1.

2. On private detective and security activities in the Russian Federation: law of the Russian Federation d.d. March 11, 1992 (as amended on July 13, 2015) // Rus. newsp. 1992. Apr. 30.

3. On modification of a single wage rate book of works and professions of workers, release 1: order of the Ministry of health of the Russian Federation d.d. Apr. 17, 2009 № 199.

4. Issues of private detective (search) and private security activities: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Aug. 14, 1992 № 587 (as amended on Sept. 9, 2015) // Coll. of acts of the President and the Government of the Russian Federation. 1992. № 8. Art. 506.

302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.