Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бялт В.С., Чимаров С.Ю.

Анализ нормативного правового обеспечения условий прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел выступает одним из условий повышения качества выполнения ими своих должностных обязанностей. В статье авторы исследуют вопросы, касающиеся видов и специфики присвоения специальных званий в органах внутренних дел в аспекте административно-правового анализа. Рассматривая особенности регулирования правоотношений в обозначенной сфере, авторы формулируют ряд выводов по указанной проблематике, а также обосновывают целесообразность реализации конкретного комплекса мероприятий по повышению эффективности функционирования органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бялт В.С., Чимаров С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASES FOR AWARDING SPECIAL TITLES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The analysis of the regulatory legal support of the conditions of service by employees of the internal affairs bodies is one of the conditions for improving the quality of their performance of their official duties. In the article, the authors explore issues related to the types and specifics of the assignment of special titles in the internal affairs bodies in the aspect of administrative and legal analysis. Considering the peculiarities of regulation of legal relations in the designated area, the authors formulate a number of conclusions on this issue, as well as substantiate the feasibility of implementing a specific set of measures to improve the efficiency of the functioning of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

B.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент

C.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-2-272-275

Аннотация. Анализ нормативного правового обеспечения условий прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел выступает одним из условий повышения качества выполнения ими своих должностных обязанностей. В статье авторы исследуют вопросы, касающиеся видов и специфики присвоения специальных званий в органах внутренних дел в аспекте административно-правового анализа. Рассматривая особенности регулирования правоотношений в обозначенной сфере, авторы формулируют ряд выводов по указанной проблематике, а также обосновывают целесообразность реализации конкретного комплекса мероприятий по повышению эффективности функционирования органов внутренних дел.

Ключевые слова: звания, специальные звания, сотрудники органов внутренних дел, органы внутренних дел.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, ст. 7]. Правоохранительную функцию государства реализуют, в частности, органы внутренних дел, призванные обеспечить охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина. Качество выполнения сотрудниками органов внутренних дел своих должностных обязанностей среди прочих факторов зависит от четкости и ясности нормативного правового регулирования условий прохождения службы в органах внутренних дел. Одним из элементов системы прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел выступает институт специальных званий. Таким образом, следует констатировать, что актуальность рассматриваемых вопросов не вызывает сомнений.

Среди ученых правоведов исследованию вопросов, посвященных институту званий и классных чинов на государственной службе, уделяется довольно серьезное внимание, что позволяет утверждать о достаточной изученности данной проблематики [2-9].

Основными нормативными правовыми актами в области присвоения специальных званий в органах внутренних дел на сегодняшний день являются:

- федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (глава 2: статья 8; глава 6: статьи 41-46);

- Положение о порядке присвоения сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации: утверждено указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1575;

- Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: утвержден приказом МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 (раздел VIII: пункты 140-173).

В органах внутренних дел предусмотрено три виды специальных званий: полиции, юстиции и внутренней службы. Специальные звания присваиваются сотрудникам в соответствии с замещаемыми

должностями, которые подразделяются на следующие категории: должности рядового состава; должности младшего начальствующего состава; должности среднего начальствующего состава; должности старшего начальствующего состава; должности высшего начальствующего состава.

Специальные звания высшего начальствующего состава присваиваются Президентом Российской Федерации. Специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, гражданам, впервые принимаемым на службу в органы внутренних дел, сотрудникам, впервые назначаемым на должности среднего или старшего начальствующего состава, а также очередные специальные звания полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации. Очередные специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первые и очередные специальные звания, соответствующие должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, присваиваются уполномоченными руководителями.

Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел пожизненно. При увольнении со службы в органах внутренних дел к имеющемуся специальному званию сотрудника добавляются слова «в отставке».

Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отдельными статьями также регламентирует следующие вопросы касательно присвоения специальных званий в органах внутренних дел:

- сроки выслуги в специальных званиях (статья 42);

- присвоение специальных званий досрочно либо на ступень выше (статья 44);

- приостановление присвоения очередного специального звания (статья 45);

- присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу или муниципальную службу (статья 46).

В соответствии с указанным выше необходимо отметить, что на сегодняшний день правоотношения в сфере правовых и организационных основ присвоения специальных званий в органах внутренних дел урегулированы достаточно подробно.

С нашей точки зрения представляется вполне обоснованным реализация следующих мероприятий, которые на наш взгляд будут способствовать повышению эффективности функционирования органов внутренних дел:

1) осуществление на постоянной основе анализа нормативной правовой базы и правоприменительной практики в области особенностей присвоения званий и классных чинов на государственной службе Российской Федерации, а также исследование и при возможности использование зарубежного опыта в обозначенной сфере;

2) не допущение со стороны уполномоченных должностных лиц нарушения норм федерального и ведомственного законодательства при присвоении сотрудникам органов внутренних дел первых и очередных специальных званий;

3) в рамках реализации приказов МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и от 5 мая 2018 года № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» акцентирование руководителей органов внутренних дел внимания на таком направлении воспитательной работы как правовое воспитание, а также на таком виде профессиональной служебной и физической подготовки как правовая подготовка, что, бесспорно, позволит повысить уровень правовой культуры и правосознания сотрудников органов внутренних дел.

Обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:

- институт специальных званий в органах внутренних дел является одним из важнейших элементов системы прохождения государственной службы в органах внутренних дел;

- по нашему мнению вопросы, связанные с правовыми и организационными основами присвоения специальных званий в

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

2. Виноградов А.П. История чинов и званий как вспомогательная историческая дисциплина // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 1. №4. - С. 48-52.

3. Винокуров В.А. Организационно-правовые вопросы чинопроизводства при прохождении государственной службы: Дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1999.

4. Елфимова Е.В. Совершенствование соотношения чинов, званий и рангов в системе государственной службы Российской Федерации // Социум и власть. - 2013. - №3 (41). -С. 66-69.

5. Исаков А.Ш-И. Классный чин в механизме поощрения государственных гражданских служащих Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. -2020. - №2. - С. 83-86.

6. Маюров Н.П., Бялт В.С., Гибов В.В. О порядке присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: историко-правовое исследование // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №4. - С. 168-173.

7. Мосиенко В.П. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как вид наказания в российском праве: уголовный и уголовно-исполнительный аспекты: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000.

8. Подройкина И.А. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград: возможный пути модернизации ст. 48 УК // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. -№3 (94). - С. 97-100.

9. Хайруллина Л.С., Ямщикова С.Л. Классный чин как правовой институт: история и современность // Достижение вузовской науки. - 2016. - №26. - С. 172-175.

органах внутренних дел, нуждаются в дальнейшем комплексном рассмотрении и анализе с позиции систематизации имеющихся административно-правовых знаний, а также совершенствования правоприменительной практики в указанной области.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASES FOR AWARDING SPECIAL TITLES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The analysis of the regulatory legal support of the conditions of service by employees of the internal affairs bodies is one of the conditions for improving the quality of their performance of their official duties. In the article, the authors explore issues related to the types and specifics of the assignment of special titles in the internal affairs bodies in the aspect of administrative and legal analysis. Considering the peculiarities of regulation of legal relations in the designated area, the authors formulate a number of conclusions on this issue, as well as substantiate the feasibility of implementing a specific set of measures to improve the efficiency of the functioning of internal affairs bodies.

Keywords: ranks, special ranks, employees of internal affairs bodies, internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.