Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ'

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джиоев Сослан Хазбиевич

Курс на цифровизацию всех направлений деятельности прокуратуры тесно связан, как с получением и обработкой нарастающих объемов внутренней служебной информации, так и мониторингом информационной среды в целом. Поддержание алгоритма этого курса требует внедрения новейших информационных технологий, основанного на и дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности самой прокуратуры. Целью статьи является исследование генеральных направлений цифровой трансформации деятельности органов прокуратуры. В статье содержится анализ документов стратегического планирования по внедрению информационных технологий во все сферы деятельности прокуратуры, действующей нормативной правовой базы, обеспечивающей их реализацию. Исследование позволило выявить пробелы в нормативном регулировании процесса цифровизации прокурорского надзора, а также сделать вывод о специфичности ее задач в этой сфере, которые заключается в оптимальном и адекватном использовании информационно-коммуникационных технологий применительно к функциям прокуратуры. Кроме того, были представлены аргументы в пользу необходимости продолжения процесса формирования единой научно-методической базы цифровой трансформации органов прокуратуры на основе отечественного программного обеспечения, проведения опережающих научных исследований в формировании продуктов цифровой среды с учетом потребностей прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASES OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE MAIN ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR’S OFFICE

The course on digitalization of all areas of the prosecutor's office is closely related to both the receipt and processing of increasing volumes of internal official information and monitoring of the information environment as a whole. Maintaining the algorithm of this course requires the introduction of the latest information technologies based on the further improvement of the legal regulation of the activities of the Prosecutor's office itself. The purpose of the article is to study the general directions of digital transformation of the activities of the prosecutor's office. The article contains an analysis of strategic planning documents for the introduction of information technologies in all areas of the prosecutor's office, the current regulatory framework that ensures their implementation. The study made it possible to identify gaps in the regulatory regulation of the process of digitalization of prosecutorial supervision, as well as to draw a conclusion about the specificity of its tasks in this area, which consists in the optimal and adequate use of information and communication technologies in relation to the functions of the prosecutor's office. In addition, arguments were presented in favor of the need to continue the process of forming a unified scientific and methodological base for the digital transformation of the prosecutor's office on the basis of domestic software, conducting advanced scientific research in the formation of digital environment products taking into account the needs of the prosecutor's office.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_5_129

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASIS FOR THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE MAIN ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE

ДЖИОЕВ Сослан Хазбиевич, доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности,

Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

125933, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9.

E-mail: SHDZHIOEV@msal.ru;

DZHIOEV Soslan Khazbievich,

Doctor of Law, Professor,

Professor of the Department of Organization judicial and prosecutorial investigative activities, Kutafin Moscow State Law University (MSLA). 9 Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, 125933, Russia. E-mail: SHDZHIOEV@msal.ru

Краткая аннотация: Курс на цифровизацию всех направлений деятельности прокуратуры тесно связан, как с получением и обработкой нарастающих объемов внутренней служебной информации, так и мониторингом информационной среды в целом. Поддержание алгоритма этого курса требует внедрения новейших информационных технологий, основанного на и дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности самой прокуратуры. Целью статьи является исследование генеральных направлений цифровой трансформации деятельности органов прокуратуры. В статье содержится анализ документов стратегического планирования по внедрению информационных технологий во все сферы деятельности прокуратуры, действующей нормативной правовой базы, обеспечивающей их реализацию. Исследование позволило выявить пробелы в нормативном регулировании процесса цифровизации прокурорского надзора, а также сделать вывод о специфичности ее задач в этой сфере, которые заключается в оптимальном и адекватном использовании информационно-коммуникационных технологий применительно к функциям прокуратуры. Кроме того, были представлены аргументы в пользу необходимости продолжения процесса формирования единой научно-методической базы цифровой трансформации органов прокуратуры на основе отечественного программного обеспечения, проведения опережающих научных исследований в формировании продуктов цифровой среды с учетом потребностей прокуратуры.

Abstract: The course on digitalization of all areas of the prosecutor's office is closely related to both the receipt and processing of increasing volumes of internal official information and monitoring of the information environment as a whole. Maintaining the algorithm of this course requires the introduction of the latest information technologies based on the further improvement of the legal regulation of the activities of the Prosecutor's office itself. The purpose of the article is to study the general directions of digital transformation of the activities of the prosecutor's office. The article contains an analysis of strategic planning documents for the introduction of information technologies in all areas of the prosecutor's office, the current regulatory framework that ensures their implementation. The study made it possible to identify gaps in the regulatory regulation of the process of digitalization of prosecutorial supervision, as well as to draw a conclusion about the specificity of its tasks in this area, which consists in the optimal and adequate use of information and communication technologies in relation to the functions of the prosecutor's office. In addition, arguments were presented in favor of the need to continue the process of forming a unified scientific and methodological base for the digital transformation of the prosecutor's office on the basis of domestic software, conducting advanced scientific research in the formation of digital environment products taking into account the needs of the prosecutor's office.

Ключевые слова: прокурорский надзор, информационные технологии, цифровизация, электронный документооборот.

Keywords: prosecutor's supervision, information technology, digitalization, electronic document management.

Для цитирования: Джиоев С.Х. Правовые и организационные основы применения информационных технологий при осуществлении основных видов деятельности прокуратуры // Аграрное и земельное право. 2022. № 5(209). С. 129-136. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_5_129.

For citation: Dzhioev S.H. Legal and organizational bases for the use of information technologies in the implementation of the main activities of the Prosecutor's office // Agrarian and Land Law. 2022. No. 5(209). pp. 129-136. http://doi. org/10.47643/1815-1329_2022_5_129.

Статья поступила в редакцию: 15.02.2022

Реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предполагает создание к 2024 году с использованием преимущественно отечественного программного обеспечения устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех государственных органов, органов местного самоуправления и организаций. При этом предполагается решение, в частности, таких задач, как:

- разработка системы правового регулирования цифровой модели управления, основанной на учете специфики каждого сегмента социальной жизни, а также внедрение цифровых технологий в гражданский оборот;

- создание, основанной преимущественно на отечественных разработках инфраструктуры передачи, обработки и хранения информации, конкурентоспособной на глобальном уровне, и обеспечение её безопасности.

Программой дополнены цели и задачи, реализуемые в рамках Национальной технологической инициативы, выстроенной в соответствии с прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года[1], Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации[2], Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы и других документов. В процессе подготовки Программы были учтены также и документы Евразийского экономического союза, прежде всего Договор о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого предусматривается создание интегрированной Информационной системы Союза и трансграничного пространства доверия[3].

Указанные стратегические документы легли в основу приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2017 г., в соответствии с которым была утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года[4]. Несколько позднее в порядке реализации Концепции совместным приказом Генеральной прокуратуры и Минкомсвязи утвержден паспорт проекта цифровой трансформации органов прокуратуры[5].

Необходимо отметить, что совершенствование правовых и организационных основ использования информационных технологий при осуществлении основных видов деятельности прокуратуры осуществлялось в последние годы с учетом общих тенденций информатизации общественной жизни, отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[6] и национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации»[7].

В свою очередь, реализация этой программы с учетом такого неблагоприятного фактора как пандемия, вызванная распространением коронавируса SARS-CoV-2, пролонгирована с сохранением цифровых показателей при условии макроэкономической стабильности[8].

Генеральная прокуратура Российской Федерации включена в указанную программу отдельным разделом. Задачи по цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры включены в федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и имеют четкую направленность на обеспечение высокотехнологичного надзора в деятельности органов прокуратуры с использованием цифровых технологий. Реализация конкретных мероприятий в рамках программы предполагает функционирование современных автоматизированных рабочих мест и сервисов работы с цифровыми данными на базе защищенной от нежелательного внешнего воздействия инфраструктуры Генеральной

прокуратуры. В качестве технологического эксперта внедряемых новаций в области цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры с использованием цифровых платформ выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации[9].

В соответствии со ст. 2 Закона о Прокуратуре Российской Федерации органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов: местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Прокуратура также осуществляют надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Кроме того, прокуроры являются самостоятельными лицами, участвующими в оправлении правосудия в широком его понимании.

Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года»[10] свидетельствует о том, что цифровая трансформация собственной деятельности является приоритетной задачей прокуратуры. Она осуществляется в рамках государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой инфрастукруры страны в целом и предполагает:

- комплексную оптимизацию регламентов внутренней деятельности, включая формирование обновленной регуляторной базы, обеспечивающей их благоприятный правовой режим;

- учет потребностей граждан, бизнеса и государства в своевременном получении качественных и достоверных сведений о результатах деятельности прокуратуры на основе преимущественного российских информационно-телекоммуникационных технологий и средств защиты информации;

- обеспечение согласованного развития цифровой среды, а также правил и механизмов взаимодействия между собой органов прокуратуры, граждан, бизнеса, власти, международного сообщества и других субъектов контрольно-надзорной деятельности Российской Федерации.

Целями цифровой трансформации являются:

- повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона и выполнению других функциональных задач, стоящих перед ней;

- совершенствование механизма оперативной реализации надзорных функций в связи с параллельной цифровизацией объектов надзора;

- создание платформы для бесперебойного функционирования собственной цифровой инфраструктуры с ориентацией на сервисную модель; повышение ее информационной безопасности;

- обеспечение режима готовности к изменениям в общественно-политической и экономической ситуации, связанным с переходом к цифровой экономике и другими факторами;

- развитие устойчивого и свободного взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления.

Векторами реализации поставленных целей, являются:

а) формирование единой безопасной цифровой платформы для обеспечения электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней между собой и с другими государственными органами, внедрение современных механизмов и технологий противодействия правонарушениям в цифровой среде;

б) создание цифровой инфраструктуры, обеспечивающей реализацию электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней с гражданами, организациями, государственными органами на основе создания

безопасной высокотехнологичной универсальной цифровой среды, соответствующей потребностям времени;

в) формирование электронной среды доверия, обеспечивающей техническую, организационную и правовую защиту интересов граждан, бизнеса и государственных интересов.

Имплементацию информационных технологий в канву прокурорского надзора сложно переоценить. Прокуроры активно обращаются к информационным ресурсам, как общего пользования, так и предназначенным сугубо для осуществления прокурорского надзора. Речь идет о государственной информационной системе «Единый реестр проверок» и информационных программах узкого целевого назначения. Кроме того, прокуратура обращается к информационным ресурсам в рамках надзорной деятельности, связанной с проверками исполнения предписаний законодательства органами государственной власти и местного самоуправления в сфере предоставления услуг в электронной форме.

В этой связи особенно важным является создание необходимых условий обеспечения информационной безопасности органов прокуратуры, принимая внимание устойчивые межведомственные связи в деятельности всей системы правоприменительных органов страны. Речь идет не только о правовых и организационных, но и о технических условиях. Вопросы обеспечения информационной безопасности признаны одним из стратегических национальных приоритетов[11]. Обозначенные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации положения получили свое развитие и в актуальной редакции Доктрины информационной безопасности Российской Федерации[12], в которой дана оценка не только современному состоянию информационной безопасности страны, но и определен перечень угроз, а также совокупность средств, способных обеспечить должный уровень защиты её информационной безопасности.

Правовыми средствами обеспечения информационной безопасности считаются подготовка и принятие новых нормативных правовых актов, а также совершенствование действующих концептуальных документов, призванных адекватно отражать национальные интересы и приоритеты России, в том числе в информационной сфере, способствовать реализации задач обеспечения информационной безопасности государства, исходя из динамики современных глобальных и внутренних угроз[13].

На обеспечение информационной безопасности направлены организационные мероприятия, обозначенные в Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации»[14], основной задачей, которых является обеспечение системы надлежащей охраны в органах прокуратуры всех ресурсов с ограниченным доступом, содержащих чувствительную с точки зрения национальной безопасности информацию в любых формах. Защита распространяется и на внутренние инфраструктурные системы, функционал которых направлен на обобщение и анализ информации. Работа этих систем обеспечена специальным программным сопровождением, разработанным для органов прокуратуры. Для успешного решения данной задачи в штат органов прокуратуры введены должностные единицы, функционал которых состоит в пресечении случаев любого несанкционированного доступа к информационным системам.

Вместе с тем, правовым и организационным аспектами проблема обеспечения информационной безопасности деятельности органов прокуратуры решена быть не может. Важна и техническая составляющая этого процесса. Как отмечается в юридической литературе, реализация технического аспекта процесса создания системы информационной безопасности затруднена целым рядом факторов, нуждающихся в устранении, среди которых называются прежде всего сложность материального обеспечения фундаментального технического переоснащения, поскольку создаваемая система должна поддерживаться на самом высоком техническом уровне, иначе переоснащение будет просто бессмысленным.

Кроме того, повышенной системой защиты должны быть обеспечены ресурсы, содержащие сведения,

составляющие охраняемую законом тайну, а это требует абсолютной координации усилий органов прокуратуры, в ведении которых находятся носители секретной информации.

Негативным фактором является также и недоверие к техническим новшествам, выражающееся в дублировании данных еще и на бумажных носителях, что связано с возможной утечкой конфиденциальной информации. Кромке того, такая практика увеличивает объем ежедневной работы, вызывая тем самым естественную негативную реакцию работников органов прокуратуры;

Не способствующим обеспечению информационной безопасности также и отсутствие необходимой информированности у работников о возможностях, открывающихся при использовании определенных информационных систем[15].

Имеется еще один немаловажный аспект, который, на наш взгляд, должен учитываться при внедрении и использовании информационных технологий в функционал прокуратуры. Поскольку Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры направлена на комплексную оптимизацию деятельности органов прокуратуры и обеспечение ее безопасности, презюмируется, что развитие цифровой инфраструктуры и формирование новой технологической основы для исполнения полномочий органами прокуратуры должно осуществляться на основе российских информационно-телекоммуникационных технологий. Именно с учетом данного аспекта предполагается и создание методической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников органов прокуратуры в условиях цифровой реальности. Это означает, что сотрудники прокуратуры должны формировать и развивать свои компетенции в сфере цифровых технологий, основанных на отечественных разработках.

Опыт последних лет показывает, что в части технического переоснащения отечественного информационного пространства возникает достаточно много проблем. Необходимостью, с учетом новых требований по им-портозамещению в области микроэлектроники, следует признать ускорение работы по адаптации российского софта под отечественные процессоры. Ожидалось, что уже к 2023 году не менее 70% закупаемой для государственных нужд вычислительной техники должно работать на отечественных процессорах. Согласно действующих директивных указаний, с 1 января 2021 года государственные органы и операторы сотовой связи должны закупать системы хранения данных на российских процессорах, а с 1 июля портативные компьютеры, которые закупают государственные органы, должны производиться в России. Более того, с 1 января 2022 года нормы импортозамещения распространяются и на серверы, настольные компьютеры, принтеры, материнские платы и другую технику.

Критерии, по которым техника считается отечественной, содержатся в постановлении правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Имеется проект поправок в этот документ, предполагающих, что в реестр отечественного оборудования сможет попасть техника на иностранных процессорах, включая технику Intel и IBM. Если это так, то такое оборудование могло претендовать на участие в госзакупках. Производители и разработчики оборудования на российских процессорах могли получать и частично получали преференции в виде квотирования и господдержки[16].

Вместе с тем, эти меры скрывают и откровенные неудачи отечественных разработчиков программ компьютерного оснащения. Некоторые российские софтверные решения не адаптированы для работы на российских процессорах. Представитель 1С (крупнейший российский разработчик ERP-систем) считает, что система «1С: Предприятие» на процессоре «Байкал» пока не работает, но «вопрос прорабатывается»[17]. В разработчике «Р7-Офис» важнейшей задачей компании называли совместимость ее продукции с внесенной в реестр Мин-промторга техникой, а в процессе вывода процессоров «Эльбрус» и «Байкал» на рынок констатирована нехватка

скоординированного проектного управления. К тому же сохраняется ряд программ, по которым не запланированы работы по его адаптации к отечественным аппаратным платформам, например, IFCPlugin, 1С, "Консуль-тант+", "Компас 3Д", "Р7-Офис", Arenadata[18].

По данным компетентных экспертов, софт, предназначенный для работы под Intel, не сможет передавать верные команды процессору «Эльбрус» или «Байкал». Для адаптации необходимо «пересобрать» программы, что займет несколько лет. Поэтому возникает вопрос экономической целесообразности самого импорто-замещения в этой части[19].

Показательно, что МВД России, в числе других заинтересованных государственных структур по итогам 2021 г. выразило неудовлетворение работой серверов на российских процессорах «Эльбрус», отметив несовместимость процессоров с российским же программным обеспечением, что, по мнению МВД, тормозит цифровиза-цию министерства и объясняет низкие темпы модернизации собственной IT-инфраструктуры. Причиной этому послужили сложности при запуске и эксплуатации российской вычислительной техники. Данные официальных источников свидетельствуют, что серверы на процессоре «Эльбрус 8С» не поддерживают загрузку операционной системы с носителей информации, объединенных в аппаратные рейды, «что не позволяет обеспечить достаточный уровень отказоустойчивости программно-аппаратных комплексов»[20].

Неудачи в сфере разработки отечественного софта подтверждены решением суда, взыскавшего по иску Минпромторга с компании «Т-платформы» 3,26 млрд рублей, выданных министерством в виде субсидий на разработку вычислительной техники, в том числе на отечественных процессорах «Байкал[21]. Известно также, что 2019 г. основатель «Т-платформ» В. Опанасенко привлечен к уголовной ответственности по обвинению в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере, связанном с поставками компьютеров на отечественных процессорах в МВД.

Учитывая масштабы взаимодействия МВД со всей системой правоприменительных, правоохранительных и правозащитных органов, можно считать, что неудачи в сфере реализации программы перехода цифровой платформы МВД на отечественные компоненты, существенно влияют и на уровень информационной защищенности Прокуратуры России. В современных условиях жестких санкций, примененных в отношении нашей страны, затрагивающих в существенной мере сферу высоких технологий, обеспечение информационной защищенности деятельности всех государственных структур за счет внутренних правовых, организационных и интеллектуальных возможностей приобретает особое значение как существенный компонент национальной безопасности.

Библиография:

1. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.) // http://government.ru/news/9800/(дата обращения: 04.02.2022).

2. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014, ред. от 01.10.2019 с изм. и доп. вступил в силу с 28.10.2021) / Приложение № 3 Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза // http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/aa0c4fa9ba641f06aaea596cd1596d2c7a7e2107/(дата обращения: 04.02.2022).

4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670972/(дата обращения: 06.02.2022).

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 08.02. 2018 г. № 68/56 «Об утверждении паспорта проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» //https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71776110/ (дата обращения: 04.02.2022).

6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в редакции указов Президента Российской Федерации от 19.07.2018 №444 от 21.07.2020 № 474) //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027(дата обращения: 04.02.2022).

7. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // http://government.ru/docs/28653/(дата обращения: 04.02.2022).

8. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»kremlin.ru>acts/bank/45726 (дата обращения: 04.02.2022).

9. О реализации мероприятий цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации // https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=56742743 (дата обращения: 04.02.2022).

10. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670972/ (дата обращения: 06.02.2022).

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015. № 683). URL: http://www.scrf.gov.ru/security/docs/document133/ (дата обращения: 15.01.2022).

12. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646). URL: http://www.scrf.gov.rU/documents/1/133.html (дата обращения: 15.01.2022).

13. Ефремова М.А. Уголовно-правовая охрана информационной безопасности: дисс. на соискание учен. степени доктора юридических наук. М., 2017. С. 5-6; Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Обзор Международной научно-практической конференции «Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право» -Первые Бачиловские чтения // Государство и право. 2018. № 9. С. 138-148. DOI: 10.31857/S013207690001525-9; Их же. Развитие науки информационного права и правового обеспечения информационной безопасности: формирование научной школы информационного права (прошлое и будущее) // Государство и право. 2021. № 12. С. 97-108. DOI: 10.31857/S102694520017761 -8

14. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.11.2019 № 830 «Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73060472//(дата обращения: 06.02.2022).

15. Иванченко, Е.И., Кистанова М.А. Организация деятельности прокуратуры в условиях дальнейшего научно-технического прогресса и цифровизации общества // Основы экономики, управления и права, 2020, № 1 (20). С.8-9.

16. Технику на иностранных процессорах предложили признать российской https:// iz.ru/1266710/2021-12-20/tekhniku-na-inostrannykh-protcessorakh-predlozhili-priznat-rossiiskoi

17. https://www. kommersant.ru/doc/5156479

18. Я к вам, процессор, и вот по какому делу //https://www.kommersant.ru/doc/4946540

19. Минпромторг просит адаптировать российский софт под «Байкал» и «Эльбрус» // https://www.iksmedia.ru/news/5847303-Minpromtorg-prosit-adaptirovat-ross.html

20. https://www.kommersant.ru/doc/5192750?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

21. Суд обязал «Т-платформы» вернуть Минпромторгу 3,26 млрд руб. субсидий за провал при разработке систем на чипах «Байкал» // https://3dnews.ru/1056345/minpromtorg-vziskal-s-tplatform-326-mlrd-rub-za-proval-proekta-po-razrabotke-serverov-pk-i-noutbukov-na-chipah-baykal

References:

1. Forecast of scientific and technological development of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved By the Government of the Russian Federation on January 3, 2014) // http://government.ru/news/9800 /(date of address: 04.02.2022).

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 642 dated 01.12.2016 "On the Strategy of Scientific and technological development of the Russian Federation" // http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449

3. The Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana on 29.05.2014, ed. from 01.10.2019 with amendments and additions. entered into force on 10/28/2021) / Annex No. 3 Protocol on Information and Communication Technologies and Information Interaction within the Framework of the Eurasian Economic Union // http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/aa0c4fa9ba641f06aaea596cd 1596d2c7a7e2107 /(accessed: 02/04/2022).

4. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated September 14, 2017 No. 627 "On approval of the Concept of digital transformation of bodies and organizations of the Prosecutor's Office until 2025" // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670972 /(date of appeal: 06.02.2022).

5. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation and the Ministry of Communications and Mass Communications of the Russian Federation dated 08.02.2018 No. 68/56 "On approval of the passport of the project of digital transformation of bodies and organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation" //https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71776110 / (accessed: 02/04/2022).

6. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 "On National goals and strategic objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024" (as amended by Decrees of the President of the Russian Federation dated 19.07.2018 No. 444 dated 21.07.2020 No. 474) //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (date of application: 04.02.2022).

7. Order of the Government of the Russian Federation from 28.07.2017 No. 1632-r "On approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation"" // http://government.ru/docs/28653 /(accessed: 02/04/2022).

8. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 "On National development goals of the Russian Federation for the period up to 2030"kremlin.ru "acts/bank/45726 (accessed: 04.02.2022).

9. On the implementation of digital transformation measures of bodies and organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation // https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=56742743 (accessed: 02/04/2022).

10. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated September 14, 2017 No. 627 "On approval of the Concept of digital transformation of bodies and organizations of the Prosecutor's Office until 2025" // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670972 / (date of address: 06.02.2022).

11. National Security Strategy of the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2015. No. 683). URL: http://www.scrf.gov.ru/security/docs/document133 / (accessed: 15.01.2022).

12. The Doctrine of Information Security of the Russian Federation (approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated 05.12.2016 No. 646). URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/133.html (accessed: 15.01.2022).

13. Efremova M.A. Criminal law protection of information security: diss. for the application of a scientist. degrees of Doctor of Law. M., 2017. pp. 5-6; Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Review of the International Scientific and Practical Conference "Information Space: Information security and Law" - The First Bachilov readings // State and law. 2018. No. 9. pp. 138-148. DOI: 10.31857/S013207690001525-9; The same. Development of the science of information law and legal provision of information

security: formation of the scientific school of information law (past and future) // State and Law. 2021. No. 12. pp. 97-108. DOI: 10.31857/S102694520017761 -8

14. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated 27.11.2019 No. 830 "On approval of the Concept of security of bodies and organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73060472 //(accessed 06.02.2022).

15. Ivanchenko, E.I., Kistanova M.A. Organization of the prosecutor's office in the conditions of further scientific and technological progress and digitalization of society // Fundamentals of Economics, Management and Law, 2020, No. 1 (20). pp.8-9.

16. Technology on foreign processors was proposed to be recognized as Russian https:// iz.ru/1266710/2021-12-20/tekhniku-na-inostrannykh-protcessorakh-predlozhili-priznat-rossiiskoi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. https://www. kommersant.ru/doc/5156479

18. I'm here for you, processor, and here's the case //https://www.kommersant.ru/doc/4946540

19. The Ministry of Industry and Trade asks to adapt Russian software for "Baikal" and "Elbrus" // https://www.iksmedia.ru/news/5847303-Minpromtorg-prosit-adaptirovat-ross.html

20. https://www.kommersant.ru/doc/5192750?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

21. The court ordered T-Platforms to return 3.26 billion rubles to the Ministry of Industry and Trade. subsidies for failure in the development of systems on Baikal chips // https://3dnews.ru/1056345/minpromtorg-vziskal-s-tplatform-326-mlrd-rub-za-proval-proekta-po-razrabotke-serverov-pk-i-noutbukov-na-chipah-baykal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.