Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ: АСПЕКТЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ: АСПЕКТЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шитова Екатерина Анатольевна

Статья посвящена анализу правового поля в сфере развития кадрового потенциала сотрудников органов прокуратуры в условиях цифровой трансформации, системы действующих квалификационных требований и подготовки кадров прокуратуры. Рассматривается проблема необходимости профессиональной переподготовки сотрудников прокуратуры в связи с цифровизацией общественно-экономических отношений. В статье анализируются основные изменения к подходу подготовки кадров прокуратуры с учетом изменяющейся специфики прокурорского надзора в период цифровой трансформации. Раскрыта особенность и роль базовых прокуратур и учебно-методических отделов прокуратуры - межрегиональных центров профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных служащих. Автор акцентирует внимание на том, что большое значение для развития кадрового потенциала сотрудников прокуратуры является внедрение цифровых технологий. Предложены и сформулированы базовые принципы совершенствования системы подготовки кадров в органах прокуратуры в условиях цифровой трансформации.Сделан акцент на развитии цифровой зрелости органов прокуратуры за счет качественного взаимодействия сотрудников органов прокуратуры и IT-специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE DIGITALIZATION PROCESS ON THE EFFECTIVENESS OF THE PROSECUTOR’S OFFICE: ASPECTS OF STAFFING

The article is devoted to the analysis of the legal field of the development personnel potential of prosecutor’s office employees in the conditions of digital transformation, the system of qualification requirements and training of prosecutors. The problem of the need for professional retraining of prosecutors in terms of the digitalization of socio-economic relations. The article analyzes the main changes to the approach of training prosecutors, taking into account the changing specifics of prosecutorial supervision during the digital transformation. The article reveals the peculiarity and role of the basic prosecutor’s offices and educational and methodological departments of the prosecutor’s office - interregional centers for professional training of prosecutors and federal civil servants. The author focuses on the fact that the introduction of digital technologies is of great importance for the development of the personnel potential of the Prosecutor’s office. The basic principles of improving the personnel training system in the prosecutor’s office in the context of digital transformation are proposed and formulated. The emphasis is placed on the development of the digital maturity of the prosecutor’s office due to the high-quality interaction of the staff of the prosecutor’s office and IT specialists.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ: АСПЕКТЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Влияние процесса цифровизации на эффективность деятельности прокуратуры: аспекты кадрового обеспечения

Шитова Екатерина Анатольевна,

соискатель ученой степени кандидата наук, ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской Федерации» E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу правового поля в сфере развития кадрового потенциала сотрудников органов прокуратуры в условиях цифровой трансформации, системы действующих квалификационных требований и подготовки кадров прокуратуры. Рассматривается проблема необходимости профессиональной переподготовки сотрудников прокуратуры в связи с цифровизацией общественно-экономических отношений. В статье анализируются основные изменения к подходу подготовки кадров прокуратуры с учетом изменяющейся специфики прокурорского надзора в период цифровой трансформации. Раскрыта особенность и роль базовых прокуратур и учебно-методических отделов прокуратуры - межрегиональных центров профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных служащих. Автор акцентирует внимание на том, что большое значение для развития кадрового потенциала сотрудников прокуратуры является внедрение цифровых технологий. Предложены и сформулированы базовые принципы совершенствования системы подготовки кадров в органах прокуратуры в условиях цифровой трансформации. Сделан акцент на развитии цифровой зрелости органов прокуратуры за счет качественного взаимодействия сотрудников органов прокуратуры и IT-специалистов.

Ключевые слова: прокурорский надзор, подготовка кадров, квалификационные требования, цифровая трансформация, цифровизация.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, в качестве ключевых целей развития по повышению конкурентоспособности российских информационных и коммуникационных технологий предполагает подготовку квалифицированных кадров в сфере информационных и коммуникационных технологий. [1]

В условиях цифровизации общественно-экономических отношений цифровая трансформация прокурорского надзора является неизбежным процессом, который требует принятия мер по подготовке и переподготовке кадров органов и организаций прокуратуры, а также выработки пути развития кадрового потенциала.

В целях решения поставленных задач в прокуратуре Российской Федерации издан Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2017 г. № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (далее - Концепция). [2]

Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации является ответственным подразделением за планирование и реализацию Концепции.

Согласно Концепции, основными направлениями в сфере обучения и кадрового обеспечения является: организация переподготовки сотрудников органов прокуратуры, в том числе с использованием электронных дистанционных технологий обучения.

Также разрабатываются и реализуются соответствующие требованиям цифровой экономики программы повышения квалификации, переподготовки и непрерывного профессионального развития не только сотрудников прокуратуры, а также педагогического состава, обеспечивающих фундамент, основы реализации современных моделей профессиональной деятельности.

Подготовке кадров органов прокуратуры посвящен раздел V Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), название которого «Служба в органах и учреждениях прокуратуры, кадры органов и учреждений прокуратуры».

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в органах прокуратуры, регламентированы в ст. 40.1 Закона о прокуратуре. Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5

5 -о

сз

<

Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 6 февраля 2020 г. № 15-ФЗ прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист», обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе также в случае прекращения гражданства Российской Федерации. [3]

Главная цель повышения квалификации прокурорских кадров - получение новых систематизированных знаний по профессии и должности, которые отвечают требованиям актуальности, практической применимости и соответствия международному уровню. [4]

В Российской Федерации к основным специализирующимся высшим учебным образовательным учреждениям по подготовке кадров для органов и организаций прокуратуры являются: Университет прокуратуры Российской Федерации и его филиалы (далее - Университет), институт прокуратуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Саратовская государственная юридическая академия, Уральский государственный юридический университет.

Важность последовательной подготовки прокуроров неоспорима, особенно в условиях стремительной цифровизации общественно-экономических отношений.

Во многом решение проблемы подготовки кадров для обеспечения непрерывной подготовки сотрудников в условиях цифровой трансформации в органах прокуратуры служит дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников «Использование электронной информационно-образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе», реализуемая Университетом прокуратуры Российской Федерации. [5] — Согласно требованиям приказа Генерального S2 прокурора Российской Федерации от 22 декабря й 2021 года № 774 «О системе подготовки кадров, ° дополнительного профессионального образова-5в ния работников органов и организаций прокура-

туры Российской Федерации» одной из основных целей системы подготовки кадров является совершенствование стиля и методов работы руководителей органов и организаций прокуратуры по управлению, обучению и воспитанию подчиненных работников, в том числе с использованием высокотехнологичной универсальной цифровой среды системы прокуратуры Российской Федерации.

Уже сейчас ведется работа по включению в учебные планы Университета прокуратуры Российской Федерации дисциплин, раскрывающих вопросы развития цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры.

Отмечена особая важность развития навыков в сфере цифровой трансформации и информационно-коммуникационных технологий у молодых специалистов, а также у опытных работников прокуратуры.

Кроме того, для реализации указанных целей Генеральным прокурором Российской Федерации утверждено Типовое Положение «Об учебно-методическом отделе прокуратуре - межрегиональном центре профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных служащих» (далее - Центр). [6]

Центры создаются приказом Генерального прокурора Российской Федерации на базе прокуратуры субъекта Российской Федерации в виде структурного подразделения со штатной численностью не менее пяти единиц для организации профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных служащих со стажем работы до трех лет, имеющих классные чины (молодые специалисты).

Университет прокуратуры Российской Федерации будет оказывать методическую и консультационную помощь Центру в подготовке программ профессионального обучения, в том числе по вопросам работы в сфере информационно-коммуникационных и электронно-цифровых технологий.

В целях совершенствования обучения кадров органов и организаций прокуратуры, проводимого Центре, предлагается сочетать предоставление знаний и развития практических навыков, делая акцент на сочетании теории с практикой.

Для этого в Университете есть вся необходимая методологическая база и высококвалифицированный преподавательский корпус.

Также планируется создание базовых прокуратур из числа прокуратур города или района, приравненных к ним прокуратурам, путем выбора по критериям эффективности, материальной обеспеченности и транспортной доступности в целях повышения профессионального уровня прокурорских работников городского и районного звена, в том числе в сфере информационно-коммуникационных и электронно-цифровых технологий, а также внедрения новых форм и методов профессионального обучения в рамках цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры.

Ключевые этапы к цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации ведутся. Теперь в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 1 декабря 2021 № 713 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2017 г. № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» и Концепцию, утвержденную этим приказом» ежегодно до 5 февраля прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуроры, прокуроры комплекса «Байконур» обязаны представлять в Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации докладные записки об итогах работы за год в сфере цифровой трансформации и внедрения информационных технологий. [7]

В целях общедоступности юридического образования и развития системы подготовки кадров органов и организаций прокуратуры в условиях цифровой трансформации предлагается разработать Единую учебную платформу направленную на то, чтобы все специалисты в области правосудия (судьи, прокуроры, сотрудники судов, юристы, нотариусы, судебные приставы и другие практикующие юристы) могли увидеть роль законодательства в их повседневной практике, полностью реализовать его и обеспечить уважение прав и обязанностей, вытекающих из законодательства на всех уровнях судебной системы Российской Федерации. Юристы с помощью инструмента поиска такой учебной платформы, найдут учебные курсы и материалы для самообучения и повышения квалификации в области юриспруденции и технических аспектов формирования цифровой среды.

Внедрение цифровых технологий в сфере развития кадрового потенциала сотрудников прокуратуры позволит обеспечить условия справедливости в оценке профессиональных качеств работника и снизить влияние человеческого фактора, который может содержать в себе предвзятость и субъективную оценку при выполнении своих должностных обязанностей.

Например, с помощью современных цифровых технологий можно не только проводить онлайн-тестирование по определенным машинным алгоритмом «слабых» профессиональных зон, а также определять текущий психологический портрет тестируемого и давать рекомендации по собственному развитию, как профессиональных качеств, так и личностных.

Процесс подбора кадров прокуратуры, обладающих надлежащей квалификацией должен основываться на объективных критериях и в рамках прозрачной и обоснованной процедуры.

Развитие судебной системы зависит от уровня образования и квалификации юристов, и поэтому направлено на обеспечение того, чтобы правосудие осуществлялось высококвалифицированны-

ми специалистами с высокой моралью и адекватной мотивацией, имеющих необходимые знания иностранных языков и информационных технологий и готовых работать в цифровой среде. Именно на это и нацелены принятые в последнее время нормативно-правовые акты, как на государственной уровне, так и на уровне Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Исходя из изложенного совершенствование прокурорского надзора, в том числе развитие кадрового потенциала органов и организаций прокуратуры в сфере цифровизации следует основывать на следующих базовых принципах:

1) разработка качественных, интеллектуальных и доступных цифровых учебных материалов и методик, а также применение аналитики обучения в процессе обучения на всех уровнях образования прокурорских работников;

2) развитие сетей образовательных учреждений с учетом сбалансированности регионального развития и необходимости подготовки цифровых кадров для органов и организаций прокуратуры;

3) закрепление в качестве обязательного повышения квалификации прохождение обучения юридическому иностранному языку для повышения уровня осведомленности о деятельности прокуратуры других стран;

4) внедрение единой системы экзаменов на профессиональную юридическую квалификацию прокуроров.

Нужно отметить, что основой цифровизации являются внедрение качественных цифровых продуктов, которые помогут работникам органов прокуратуры качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Такое программное обеспечение возможно разработать только в условиях тесного сотрудничества 1Т-специалистов и сотрудников прокуратуры, которые предоставляли бы информацию и консультировали по специфике прокурорской деятельности.

В связи с этим образовательная программа подготовки и переподготовки кадров должна в обязательном порядке включать дисциплины из области компьютерных наук и информатики.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2017 г. № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (вместе с «Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года») // СПС «КонсультантПлюс».

5 -о

сз

<

3. Федеральный закон от 06 февраля 2020 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета», № 27, 10.02.2020.

4. И.Я. Кливер. Особенности взаимодействия преподавателей и слушателей в процессе повышения квалификации прокуроров / Организация работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации: сб. материалов / под общ. ред. Ф.М. Кобзарева, Э.Б. Ха-това; Ген. Прокуратура Рос. Федерации; Акад. Ген. Прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2012. С. 126.

5. Будай С.Н. Вопросы организации системы непрерывной подготовки сотрудников в условиях цифровой трансформации прокуратуры // Транспортное право и безопасность. 2019. № 4(32).

6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22 декабря 2021 г. № 774 «О системе подготовки кадров, дополнительного профессионального образования работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 01 декабря 2021 г. № 713 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» и Концепцию, утвержденную этим приказом» // СПС «Консультант-Плюс».

THE IMPACT OF THE DIGITALIZATION PROCESS ON THE EFFECTIVENESS OF THE PROSECUTOR'S OFFICE: ASPECTS OF STAFFING

Shitova E.A.

University of prosecutor's office of the Russian Federation

The article is devoted to the analysis of the legal field of the development personnel potential of prosecutor's office employees in the conditions of digital transformation, the system of qualification requirements and training of prosecutors. The problem of the need for professional retraining of prosecutors in terms of the digitalization of socio-economic relations. The article analyzes the main changes to

the approach of training prosecutors, taking into account the changing specifics of prosecutorial supervision during the digital transformation. The article reveals the peculiarity and role of the basic prosecutor's offices and educational and methodological departments of the prosecutor's office - interregional centers for professional training of prosecutors and federal civil servants. The author focuses on the fact that the introduction of digital technologies is of great importance for the development of the personnel potential of the Prosecutor's office. The basic principles of improving the personnel training system in the prosecutor's office in the context of digital transformation are proposed and formulated.

The emphasis is placed on the development of the digital maturity of the prosecutor's office due to the high-quality interaction of the staff of the prosecutor's office and IT specialists.

Keywords: prosecutor's supervision, personnel training, qualification requirements, digital transformation, digitalization.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation № 203 dated 09.05.2017 «On the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030» // Law assistance system «Consultant Plus».

2. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation № 627 dated September 14, 2017 «On approval of the Concept of digital transformation of bodies and organizations of the Prosecutor's Office until 2025» (together with the «Concept of digital transformation of bodies and organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation until 2025») // Law assistance system «Consultant Plus».

3. Federal Law № 15-FZ of February 06, 2020 «On Amendments to Articles 40.1 and 43.5 of the Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta, № 27, 02.10.2020.

4. I.Ya. Cleaver. Features of interaction between teachers and students in the process of professional development of prosecutors / Organization of work with personnel in the Prosecutor's office of the Russian Federation: collection of materials / under the general editorship of F.M. Kobzarev, E.B. Khatov; Gen. The Prosecutor's Office grew. Federations;

5. Budai S.N. Questions of the organization of the system of continuous training of employees in the conditions of digital transformation of the prosecutor's office // Transport law and security. 2019. № 4(32).

6. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation № 774 dated December 22, 2021 «On the system of personnel training, additional professional education of employees of bodies and organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation» // Law assistance system «Consultant Plus».

7. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation № 713 dated December 01, 2021 «On Amendments to the Order of the Prosecutor General of the Russian Federation № 627 dated September 14, 2017 «On Approval of the Concept of Digital Transformation of bodies and organizations of the Prosecutor's Office until 2025» and the Concept approved by this order» // Law assistance system «Consultant Plus».

СЧ CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.